Автор: Полякова Мария Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: г. Канск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Раздел: среднее профессиональное
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрены аспекты информатизации образования, формирования новых
качеств личности. Описываются особенности психического и интеллектуального развития
современных студентов. Приводятся возможности смешанного обучения, а так же
обоснование
необходимости
использования
смешанного
обучения
для
организации
образовательного процесса современных студентов, относящихся к поколению Z.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация
образования, электронное обучение, смешанное обучение, теория поколений, поколение Z.
Глубокое влияние на процессы, происходящие в современном обществе и
связанные с формированием новой идеологии, социальной системы, развитием
культуры, техники и технологий, и построением на этой основе принципиально
новых
технологий
оказывает
стремительное
развитие
информации
и
информационно-коммуникационных технологий. Наметившийся переход к
обществу знания как новой фазе развития современного высокотехнологичного
общества требует изменений в различных сферах современного общества,
прежде всего, в сфере образования.
Кардинальное изменение образа жизни под влиянием информационно-
коммуникационных
технологий
связано
с
формированием
нового
типа
личности,
которая
усваивает
культурные
нормы,
правила,
образцы,
приспосабливаясь к ограничениям и преимуществам актуальной культуры [3].
С изменением характера культуры возникает потребность в новых
образовательных практиках, что приводит к изменению внешних форм и
сущности образования. Меняется основная образовательная цель, которая
теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении
условий
для
самоопределения
и
самореализации
личности.
В
новой
образовательной
парадигме
обучающийся
становится
субъектом
познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.
Диалог
преподавателя
и
обучающегося
определяет
основные
формы
организации
учебного
процесса,
направленного
на
развитие
активной,
творческой деятельности обучающегося, далекой от простой репродукции.
Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и
социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.)
активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в
качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как
“постиндустриальное” или “информационное” общество. Информатизация -
это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в
образе жизни населения.
В
развитии
процесса
информатизации
образования
проявляются
тенденции формирования системы непрерывного, открытого образования,
создания единого информационного образовательного пространства, активного
внедрения
новых
средств
и
методов
обучения,
ориентированных
на
использование технологий обработки данных, текстовой, графической и
числовой
информации;
мультимедиа
и
«виртуальной
реальности»;
искусственного интеллекта и дистанционного образования.
В
настоящее
время
в
учреждениях
среднего
профессионального
образования обучаются студенты год рождения которых, в среднем, попадает в
диапазон 1996-2001. Основываясь на теории поколений можно утверждать, что
данные студенты уже, вероятнее всего, относятся к поколению Z, а студенты
первых курсов и последующие поступающие студенты уже наверняка будут
принадлежат «новейшему» поколению, в связи с этим преподавателям
необходимо будет подстраивать учебный процесс под их особенности.
Поколение Z (Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet
Generation) – это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, на
которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него
формируются собственные черты.
Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в
информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между
собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные
телефоны и SMS.
Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в
цифровой
среде
–
почти
всю
информацию
они
получают
из
Сети.
Неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих
взглядах, которые далеко не всегда правильны. Поколение «юзеров» – они
используют все средства для общения в Сети – сутками сидят в социальных
сетях, играют в онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в
блогах и общаются в Skypе.
Поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что
они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них
мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей
отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью.
В
связи
со
всем
выше
сказанным,
с
учётом
психологических
особенностей студентов и с учётом особенностей поколения Z необходим
выбор адекватного стиля обучения, об основных чертах которого пишет
известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Дж.
Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения».
Дж. Коатс предлагает «подсказки» современным педагогам, которые
помогут выстроить адекватный стиль обучения студентов, относящимся к
«Поколению Z». «Поколение Z» растёт в весьма «упорядоченном» мире, и
требует такого же порядка и логичности от учебы, поэтому необходимо хорошо
структурировать учебный процесс. Так как
«Поколение Z» лучше всего
воспринимает именно визуальную информацию, сделайте учебный материал
«ярким и зримым». Представители этого поколения хотят, чтобы преподаватель
был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». Используйте учебные
методики, которые включают устный обмен информацией между обучаемыми.
Представители «Поколения Z» желают все делать максимально эффективно, а
для этого им необходимо точно знать, что от них требуется, следовательно
Ваши требования должны быть ясны. Разделите учебное время на промежутки
по 25–30 минут, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять
вид деятельности. Информация, которую Вы преподносите обучающимся, не
должна
быть
«избыточной».
«Поколение
Z»
хочет
получать
«концентрированные» знания [2].
Но и для студентов, принадлежащих верхней границе поколения Y, так
же свойственны подобные особенности и специфика мировоззрения.
В настоящее время наблюдается ряд противоречий педагогического,
методологического,
научного
характера
в
русле
информатизации
профессионального
образования.
Так,
существует
противоречие
между
ориентацией
педагогической
практики
на
интенсивный
процесс
информатизации среднего профессионального образования (компьютеризация,
внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный
процесс, формирование информационной культуры личности) и отсутствием
установленных общепринятых методологических и теоретических основ
процесса информатизации.
Другое
противоречие
складывается
между
активным
насыщением
образовательной
системы
компьютерными
средствами
и
отсутствием
желаемого результата качества подготовки специалистов, между внедрением
новых
информационно-коммуникационных
технологий
в
педагогический
процесс и неподготовленностью педагогических кадров и обучающихся к
овладению ими. Далека от совершенства и подготовка кадров, призванных
осуществлять информатизацию среднего профессионального образования.
Серьезным помощником в решении существующих проблем становится
электронное обучение (electronic learning, e-learning, далее – ЭО), позволяющее
образовательным учреждениям обеспечить растущий глобальный спрос на
образовательные услуги.
В поисках путей повышения качества обучения возникает проблема
разработки соответствующей модели, которая интегрировала бы все лучшее из
традиционного обучения, при этом систематически и эффективно использовала
современные технологии электронно-дистанционного обучения (ЭДО). Мы
считаем, такой моделью является смешанное обучение (СО) [1]. Для
организации системы СО и построения ее методической модели необходимо
проанализировать современные модели обучения, в том числе традиционного и
ЭДО.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что сегодня в
профессиональном образовании оптимальной моделью обучения является
именно смешанное обучение (СО), оно позволяет внедрить в учебный процесс
элементы ЭДО, сделав его технологичным и эффективным, сохраняя при этом
сильные стороны традиционного обучения.
Ключевым моментом для понимания последствий перехода на смешанное
обучение
является
организация
обучения
–
сокращается
аудиторная,
увеличивается
индивидуальная
нагрузка,
студент
больше
работает
самостоятельно, в электронной среде, взаимодействуя с другими студентами
при участии преподавателя. Другие эффекты перехода на смешанное обучение:
возможность организации процесса систематической проверки обученности -
наращивания
знаний;
обеспечивается
более
эффективное
управление
образовательных ресурсов, гарантия повторного использования; уменьшается
зависимость студента от преподавателя и снижаются психологические нагрузки
на студентов и преподавателей в процессе взаимного общения; развитие
индивидуальных
способностей,
самостоятельности,
инициативности
и
ответственности студентов; переход от объяснительно-иллюстративной и
репродуктивной методики обучения к рефлексивной модели, предполагающей
усиление
самостоятельной
работы
обучающихся,
при
сохранении
возможностей для коммуникации с другими обучающимися и преподавателем.
Смешанное обучение позволяет учесть огромный ряд особенностей как
возрастных так и особенностей развития нового поколения. При смешанном
обучении
учитываются
индивидуальные
психологические
особенности
студента, поскольку сочетание разнообразных форм работы предоставляет
возможности проявить себя студентам с разными темпераментами и разной
скоростью усвоения материала.
Смешанное обучение одновременно учитывает возрастные особенности
студентов
СПО
и
специфику
организации
образовательного
процесса
поколения Z, которое уже приступило к профессиональному образованию:
-
Учебно-профессиональная деятельность является ведущим видом для
студентов, количество профессиональной информации, которую студентам
необходимо освоить огромное и умещается в рамки классно-урочной системы,
а
модель
смешанного
обучения
позволяет
расширить
эти
границы
и
предоставить студентам возможность ознакомиться с большим объемом
информации.
-
Сформированная грамотная речь студентов позволяет проводить
семинары и дискуссии, при предварительной их подготовке. А так как иногда
письменная речь развита у студентов лучше, чем устная, работа в сети
становится крайне эффективной: обсуждение тем в чатах, общение на
образовательных форумах, консультирование и взаимопомощь со сверстниками
и с преподавателями.
-
Развитие
самоконтроля
в
этом
возрасте
можно
поддержать
возможностью
выбора
индивидуальной
траектории
обучения(изучение
разделов,
лекций, дополнительной литературы) и чередованием блоков
теоретического материала с блоками контроля и проверки знаний и умений.
-
Самообразование студентов, развивающееся в этом возрасте, может
быть
реализовано
за
счет
постоянного
поддержания
интереса
при
использовании смешанного обучения.
-
Через групповую работу, совместное обсуждение вопросов, подготовки
проектов
удовлетворяется
потребность
этого
возраста
в
общении
со
сверстниками,
поэтому
смешанное
обучение
будет
превалировать
над
электронным.
-
Распространение информатизации во все сферы человеческой жизни
привело к тому, что студенты желают иметь постоянный доступ к учебной
информации, эта информация выложена в удаленных электронных ресурсах,
что позволяет поддержать их интерес к обучению.
-
Использование видео-уроков и мультимедиа ресурсов притягивает
студентов, за счет схожести этого вида передачи знаний с их повседневной
деятельностью в сети.
-
Привычка Зетов общаться в сети так же реализуется в форумах, чатах
электронных образовательных курсов.
-
Постоянное нахождение современных студентов в виртуальном мире
не допустимо, поэтому в теории смешанного образования обязательно
присутствуют аудиторные занятия.
Таким
образом,
яркий,
лаконичный,
структурированный
материл,
размещённый в удаленном доступе, с возможностью обсуждения его как в сети,
так и в аудитории с преподавателем и сверстниками, расширенными границами
саморазвития и самоконтроля, является для современных студентов самой
оптимальной формой организации познавательной деятельности, которая
реализуется в смешанной модели обучения.
Список литературы
1. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты
эффективности // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 8. С. 8 – 13.
2. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск:
НОК, 2011.
3.Лоскутникова
В.М.
Антропологические
аспекты
информатизации
образования // Открытое и дистанционное образование. Выпуск 1(9), 2003. С.
66 – 71.