Напоминание

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ


Автор: Полякова Мария Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ
Населённый пункт: г. Канск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Дата публикации: 13.01.2021
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены аспекты информатизации образования, формирования новых

качеств личности. Описываются особенности психического и интеллектуального развития

современных студентов. Приводятся возможности смешанного обучения, а так же

обоснование

необходимости

использования

смешанного

обучения

для

организации

образовательного процесса современных студентов, относящихся к поколению Z.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информатизация

образования, электронное обучение, смешанное обучение, теория поколений, поколение Z.

Глубокое влияние на процессы, происходящие в современном обществе и

связанные с формированием новой идеологии, социальной системы, развитием

культуры, техники и технологий, и построением на этой основе принципиально

новых

технологий

оказывает

стремительное

развитие

информации

и

информационно-коммуникационных технологий. Наметившийся переход к

обществу знания как новой фазе развития современного высокотехнологичного

общества требует изменений в различных сферах современного общества,

прежде всего, в сфере образования.

Кардинальное изменение образа жизни под влиянием информационно-

коммуникационных

технологий

связано

с

формированием

нового

типа

личности,

которая

усваивает

культурные

нормы,

правила,

образцы,

приспосабливаясь к ограничениям и преимуществам актуальной культуры [3].

С изменением характера культуры возникает потребность в новых

образовательных практиках, что приводит к изменению внешних форм и

сущности образования. Меняется основная образовательная цель, которая

теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении

условий

для

самоопределения

и

самореализации

личности.

В

новой

образовательной

парадигме

обучающийся

становится

субъектом

познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия.

Диалог

преподавателя

и

обучающегося

определяет

основные

формы

организации

учебного

процесса,

направленного

на

развитие

активной,

творческой деятельности обучающегося, далекой от простой репродукции.

Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и

социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.)

активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в

качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как

“постиндустриальное” или “информационное” общество. Информатизация -

это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в

образе жизни населения.

В

развитии

процесса

информатизации

образования

проявляются

тенденции формирования системы непрерывного, открытого образования,

создания единого информационного образовательного пространства, активного

внедрения

новых

средств

и

методов

обучения,

ориентированных

на

использование технологий обработки данных, текстовой, графической и

числовой

информации;

мультимедиа

и

«виртуальной

реальности»;

искусственного интеллекта и дистанционного образования.

В

настоящее

время

в

учреждениях

среднего

профессионального

образования обучаются студенты год рождения которых, в среднем, попадает в

диапазон 1996-2001. Основываясь на теории поколений можно утверждать, что

данные студенты уже, вероятнее всего, относятся к поколению Z, а студенты

первых курсов и последующие поступающие студенты уже наверняка будут

принадлежат «новейшему» поколению, в связи с этим преподавателям

необходимо будет подстраивать учебный процесс под их особенности.

Поколение Z (Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet

Generation) – это своеобразное переходное поколение из ХХ века в век XXI, на

которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него

формируются собственные черты.

Это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в

информационном обществе. Представители Поколения Z «связаны» между

собой благодаря таким вещам, как интернет в целом, YouTube, мобильные

телефоны и SMS.

Развитие цифровых технологий сделало их поколением, выросшим в

цифровой

среде

почти

всю

информацию

они

получают

из

Сети.

Неограниченный доступ к информации придает им уверенности в своих

взглядах, которые далеко не всегда правильны. Поколение «юзеров» – они

используют все средства для общения в Сети – сутками сидят в социальных

сетях, играют в онлайновые игры, постоянно рассказывают о своей жизни в

блогах и общаются в Skypе.

Поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что

они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них

мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей

отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью.

В

связи

со

всем

выше

сказанным,

с

учётом

психологических

особенностей студентов и с учётом особенностей поколения Z необходим

выбор адекватного стиля обучения, об основных чертах которого пишет

известный американский специалист в области обучения детей и взрослых Дж.

Коатс, автор книги «Поколения и стили обучения».

Дж. Коатс предлагает «подсказки» современным педагогам, которые

помогут выстроить адекватный стиль обучения студентов, относящимся к

«Поколению Z». «Поколение Z» растёт в весьма «упорядоченном» мире, и

требует такого же порядка и логичности от учебы, поэтому необходимо хорошо

структурировать учебный процесс. Так как

«Поколение Z» лучше всего

воспринимает именно визуальную информацию, сделайте учебный материал

«ярким и зримым». Представители этого поколения хотят, чтобы преподаватель

был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». Используйте учебные

методики, которые включают устный обмен информацией между обучаемыми.

Представители «Поколения Z» желают все делать максимально эффективно, а

для этого им необходимо точно знать, что от них требуется, следовательно

Ваши требования должны быть ясны. Разделите учебное время на промежутки

по 25–30 минут, в течение каждого из которых учащиеся будут один раз менять

вид деятельности. Информация, которую Вы преподносите обучающимся, не

должна

быть

«избыточной».

«Поколение

хочет

получать

«концентрированные» знания [2].

Но и для студентов, принадлежащих верхней границе поколения Y, так

же свойственны подобные особенности и специфика мировоззрения.

В настоящее время наблюдается ряд противоречий педагогического,

методологического,

научного

характера

в

русле

информатизации

профессионального

образования.

Так,

существует

противоречие

между

ориентацией

педагогической

практики

на

интенсивный

процесс

информатизации среднего профессионального образования (компьютеризация,

внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный

процесс, формирование информационной культуры личности) и отсутствием

установленных общепринятых методологических и теоретических основ

процесса информатизации.

Другое

противоречие

складывается

между

активным

насыщением

образовательной

системы

компьютерными

средствами

и

отсутствием

желаемого результата качества подготовки специалистов, между внедрением

новых

информационно-коммуникационных

технологий

в

педагогический

процесс и неподготовленностью педагогических кадров и обучающихся к

овладению ими. Далека от совершенства и подготовка кадров, призванных

осуществлять информатизацию среднего профессионального образования.

Серьезным помощником в решении существующих проблем становится

электронное обучение (electronic learning, e-learning, далее – ЭО), позволяющее

образовательным учреждениям обеспечить растущий глобальный спрос на

образовательные услуги.

В поисках путей повышения качества обучения возникает проблема

разработки соответствующей модели, которая интегрировала бы все лучшее из

традиционного обучения, при этом систематически и эффективно использовала

современные технологии электронно-дистанционного обучения (ЭДО). Мы

считаем, такой моделью является смешанное обучение (СО) [1]. Для

организации системы СО и построения ее методической модели необходимо

проанализировать современные модели обучения, в том числе традиционного и

ЭДО.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что сегодня в

профессиональном образовании оптимальной моделью обучения является

именно смешанное обучение (СО), оно позволяет внедрить в учебный процесс

элементы ЭДО, сделав его технологичным и эффективным, сохраняя при этом

сильные стороны традиционного обучения.

Ключевым моментом для понимания последствий перехода на смешанное

обучение

является

организация

обучения

сокращается

аудиторная,

увеличивается

индивидуальная

нагрузка,

студент

больше

работает

самостоятельно, в электронной среде, взаимодействуя с другими студентами

при участии преподавателя. Другие эффекты перехода на смешанное обучение:

возможность организации процесса систематической проверки обученности -

наращивания

знаний;

обеспечивается

более

эффективное

управление

образовательных ресурсов, гарантия повторного использования; уменьшается

зависимость студента от преподавателя и снижаются психологические нагрузки

на студентов и преподавателей в процессе взаимного общения; развитие

индивидуальных

способностей,

самостоятельности,

инициативности

и

ответственности студентов; переход от объяснительно-иллюстративной и

репродуктивной методики обучения к рефлексивной модели, предполагающей

усиление

самостоятельной

работы

обучающихся,

при

сохранении

возможностей для коммуникации с другими обучающимися и преподавателем.

Смешанное обучение позволяет учесть огромный ряд особенностей как

возрастных так и особенностей развития нового поколения. При смешанном

обучении

учитываются

индивидуальные

психологические

особенности

студента, поскольку сочетание разнообразных форм работы предоставляет

возможности проявить себя студентам с разными темпераментами и разной

скоростью усвоения материала.

Смешанное обучение одновременно учитывает возрастные особенности

студентов

СПО

и

специфику

организации

образовательного

процесса

поколения Z, которое уже приступило к профессиональному образованию:

-

Учебно-профессиональная деятельность является ведущим видом для

студентов, количество профессиональной информации, которую студентам

необходимо освоить огромное и умещается в рамки классно-урочной системы,

а

модель

смешанного

обучения

позволяет

расширить

эти

границы

и

предоставить студентам возможность ознакомиться с большим объемом

информации.

-

Сформированная грамотная речь студентов позволяет проводить

семинары и дискуссии, при предварительной их подготовке. А так как иногда

письменная речь развита у студентов лучше, чем устная, работа в сети

становится крайне эффективной: обсуждение тем в чатах, общение на

образовательных форумах, консультирование и взаимопомощь со сверстниками

и с преподавателями.

-

Развитие

самоконтроля

в

этом

возрасте

можно

поддержать

возможностью

выбора

индивидуальной

траектории

обучения(изучение

разделов,

лекций, дополнительной литературы) и чередованием блоков

теоретического материала с блоками контроля и проверки знаний и умений.

-

Самообразование студентов, развивающееся в этом возрасте, может

быть

реализовано

за

счет

постоянного

поддержания

интереса

при

использовании смешанного обучения.

-

Через групповую работу, совместное обсуждение вопросов, подготовки

проектов

удовлетворяется

потребность

этого

возраста

в

общении

со

сверстниками,

поэтому

смешанное

обучение

будет

превалировать

над

электронным.

-

Распространение информатизации во все сферы человеческой жизни

привело к тому, что студенты желают иметь постоянный доступ к учебной

информации, эта информация выложена в удаленных электронных ресурсах,

что позволяет поддержать их интерес к обучению.

-

Использование видео-уроков и мультимедиа ресурсов притягивает

студентов, за счет схожести этого вида передачи знаний с их повседневной

деятельностью в сети.

-

Привычка Зетов общаться в сети так же реализуется в форумах, чатах

электронных образовательных курсов.

-

Постоянное нахождение современных студентов в виртуальном мире

не допустимо, поэтому в теории смешанного образования обязательно

присутствуют аудиторные занятия.

Таким

образом,

яркий,

лаконичный,

структурированный

материл,

размещённый в удаленном доступе, с возможностью обсуждения его как в сети,

так и в аудитории с преподавателем и сверстниками, расширенными границами

саморазвития и самоконтроля, является для современных студентов самой

оптимальной формой организации познавательной деятельности, которая

реализуется в смешанной модели обучения.

Список литературы

1. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты

эффективности // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 8. С. 8 – 13.

2. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск:

НОК, 2011.

3.Лоскутникова

В.М.

Антропологические

аспекты

информатизации

образования // Открытое и дистанционное образование. Выпуск 1(9), 2003. С.

66 – 71.



В раздел образования