Напоминание

Особенности организация работы с детьми в группе комбинированной направленности


Авторы: Шадрова Валентина Николаевна, Кленова Анна Петровна
Должность: заведующий, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 81
Населённый пункт: г. БЕЛГОРОД
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности организация работы с детьми в группе комбинированной направленности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности организация работы с детьми

в группе комбинированной направленности

Шадрова В.Н. заведующий,

Кленова А.П. старший воспитатель

МБДОУ д/с № 81 г. Белгород

В

условиях

модернизации

российского

образования

особую

актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для

развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями

здоровья.

Изменения в системе дошкольного образования, направлены на

решение проблем, связанных с повышением качества образования, в том

числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Известно, что развитие «проблемного» ребенка в большей степени

зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, от

социальной направленности специально организованного коррекционно-

развивающего воздействия.

В

детском

саду

функционируют

группы

комбинированной

направленности, где совместно воспитываются здоровые дети и дети с

нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Успешное преодоление различных отклонений у детей в группах

комбинированной направленности возможно лишь при создании личностно-

ориентированного

взаимодействия

всех

специалистов

дошкольного

учреждения

на

интегративной

основе.

Вокруг

ребенка

совместными

действиями

различных

специалистов

создается

единое

коррекционно-

образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда

в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Особенность

создания

развивающей

среды

в

этих

группах

заключаются в следующем:

элементы среды скомбинированы таким

образом, что она удовлетворяет потребностям здоровых детей 2-3 лет и

детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 4-7 лет.

Развивающие центры, кроме традиционных материалов для здоровых детей,

пополнены специальным коррекционным оборудованием для детей с

нарушением опорно-двигательного аппарата:

В

центре

«Физической

культуры»

кроме

традиционных

материалов размещены:

- мячи большие специальные;

- массажные подушки;

- массажные мячи;

- корригирующие дорожки, ступни, ладошки;

- ходунки-ползунки;

- ходунки на колесиках;

- устройство двух ярусное для обучения ходьбе.

В центре «Художественного творчества» помимо традиционного

материала размещены «волшебные палочки для рисования» - специально

приспособленные для рисования слабой рукой больного ребенка.

Центр «Безопасности дорожного движения»дополняется схемами

безопасного движения детей к детскому саду (ровная дорога без ступеней и

перепадов).

«Центр

конструирования»

дополняется

крупным

строительным

материалом, конструкторами с легко соединяющимися и удерживающимися

деталями.

Наполнение центра «Развития речи» обусловлено возрастающим

интересом детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к буквам и

чтению в силу их возраста.

В него входят различные алфавиты, наборы букв, игры по звуковой

культуре речи, для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза,

грамматического строя речи.

Продолжением предметно-развивающей среды является оборудование

двух

логопедических

кабинетов.

Логопедические

кабинеты

оснащены

специальным

оборудованием:

наборы

индивидуальных

зеркал,

логопедические зонды,

средства для обработки. Имеется материал для

развития мелкой моторики рук (шнуровки, бусы, массажные мячи),

дидактические пособия (игры, наборы предметных и сюжетных картин,

диски с речевым и наглядным материалом).

Одна из групп комбинированной направленности применяет в работе

методику М. Монтессори, в группе оборудована специальная монтессори -

среда.

За

много

лет

работы

педагогическим

коллективом

накоплен

положительный опыт взаимодействия всех участников воспитательно-

образовательного процесса.

В

команду

сопровождения детей с ОВЗ входят: воспитатели,

помощники

воспитателей,

учителя-логопеды,

педагог-психолог,

музыкальный

руководитель,

тьютор,

родители

воспитанников.

Кроме

педагогического персонала, учитывая специфику заболевания (нарушения

опорно-двигательного

аппарата),

в

этой

работе

принимает

участие

медицинский персонал ДОУ: старшая медицинская сестра, инструктор ЛФК,

медицинский персонал детской поликлиники № 4 - врач-невролог, педиатр,

работающие по договору.

Все

специалисты работают в тесном контакте друг с другом и

стремятся к единому подходу в воспитании каждого ребенка, вырабатывая

единый стиль взаимодействия с воспитанниками.

Наша задача вовремя выявить проблему, и скорректировать действия

всех участников образовательного процесса в отношении конкретного

ребенка.

Сопровождение специалистами начинается с поступления ребенка в

детский сад и проводится на основании договора между ДОУ и родителями.

Модель

сопровождения

детей

с

особыми

образовательными

потребностями имеет следующий алгоритм:

- работа начинается с

поступления запроса,

осознания сути

проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения

диагностического

исследования;

-

на

втором

этапе

оцениваются

и

обсуждаются

со

всеми

заинтересованными лицами возможные пути и способы решения проблемы,

рассматриваются позитивные и негативные стороны. Специалисты ППк

ДОУ

разрабатывают

план

комплексной

помощи,

определяют

последовательность действий, совместно вырабатывают рекомендации для

детей, педагогов, родителей, специалистов. Проводят консультирование всех

участников сопровождения.

- на следующем этапе

идет выполнение

рекомендаций каждым

участником сопровождения;

-

заключительный

этап

предполагает

осмысление

и

оценку

результатов деятельности по сопровождению: что удалось? Что не удалось?

Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Отслеживать результаты сопровождения помогает, разработанная в

ДОУ индивидуальная карта развития ребенка (где каждый специалист вносит

свои диагностические данные, что позволяет членам ППк видеть состояние и

перспективу развития детей, намечать коррекционно-развивающую работу).

Проанализировав

психолого-педагогическую

и

методическую

литературу, мы определили следующие особенности сопровождения

детей данной категории:

- коррекционо-развивающую работу мы

проектируем с учетом

личностно-ориентированного подхода, отмечая успехи детей, продумывая

меру помощи, создавая ситуацию успеха, развивая веру в собственные силы

и возможности;

-

коррекционно-развивающую

работу

осуществляем

через

использование развивающих игр и упражнений;

- используем такие формы и методы взаимодействия, чтобы они

максимально

активизировали

познавательную

деятельность

детей,

и

обеспечивали сохранение и укрепление здоровья детей;

- коррекционно-развивающую работу строим таким образом, что бы

она носила вариативный характер и осуществлялась во взаимодействии

педагогов и родителей;

- во время работы с детьми этой категории педагоги проявляют

особый педагогический такт;

- создана соответствующая развивающая предметно-пространственная

среда, которая способствует развитию индивидуальных возможностей и

способностей каждого воспитанника.

Важной стороной в коррекционно-развивающей работе является

взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.

Как правило, уже с рождения ребенка – инвалида, родители остаются

один на один со своими проблемами. Часто в семье ребенок с нарушениями в

развитии воспитывается в культе болезни. Он обычно растет нервным,

возбужденным и терроризирует окружающих, требуя к себе постоянного

внимания.

Некоторые родители, обеспечив ребенка всем необходимым,

подсознательно «отвергают» его, что выражается в отсутствии интереса к

нему. В семьях наших воспитанников ребенок принимается таким, какой он

есть, и в этом, в том числе и наша заслуга.

Работа с родителями организуется в несколько этапов.

На подготовительном этапе проводится вводная беседа с родителями,

на которой им разъясняется, почему их дети испытывают трудности, каковы

задачи предстоящей коррекционно-развивающей работы, какой видится роль

родителей в этой работе.

Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее

реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему

представлению характера и меры своего участия в коррекционном процессе,

мотивирует родителей на совместную деятельность.

Специалисты ППк дают конкретные рекомендации по преодолению

трудностей в развитии детей.

На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей

работы поддерживается систематический контакт с родителями, как в

традиционных, так и нетрадиционных формах. Большое внимание уделяется

налаживанию контактов между всеми родителями, чьи дети воспитываются в

комбинированной группе.

Подведение итогов совместной деятельности осуществляется

на

родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации,

обеспечивающие перенос достижений ребенка в реальные обстоятельства

жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и

саморазвития ребенка.

Сотрудничество

специалистов

ППк

с

родителями

нацелено

на

формирование активной позиции в воспитании своего ребенка, обеспечение

необходимых условий для защиты, охраны и укрепления здоровья.

Вся система обучения и воспитания в комбинированных группах в

ДОУ подстраивается под индивидуальные образовательные потребности

ребенка, педагогами используются новые подходы к обучению, применяются

вариативные формы и методы воспитания. Основной принцип управления

инклюзивным процессом в комбинированной группе является принцип

совместного

принятия

решений

всеми

участниками

образовательного

процесса и ответственности за его выполнение.



В раздел образования