Авторы: Шадрова Валентина Николаевна, Кленова Анна Петровна
Должность: заведующий, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 81
Населённый пункт: г. БЕЛГОРОД
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности организация работы с детьми в группе комбинированной направленности
Раздел: дошкольное образование
Особенности организация работы с детьми
в группе комбинированной направленности
Шадрова В.Н. заведующий,
Кленова А.П. старший воспитатель
МБДОУ д/с № 81 г. Белгород
В
условиях
модернизации
российского
образования
особую
актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для
развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Изменения в системе дошкольного образования, направлены на
решение проблем, связанных с повышением качества образования, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Известно, что развитие «проблемного» ребенка в большей степени
зависит от качества педагогических условий, в которых он находится, от
социальной направленности специально организованного коррекционно-
развивающего воздействия.
В
детском
саду
функционируют
группы
комбинированной
направленности, где совместно воспитываются здоровые дети и дети с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Успешное преодоление различных отклонений у детей в группах
комбинированной направленности возможно лишь при создании личностно-
ориентированного
взаимодействия
всех
специалистов
дошкольного
учреждения
на
интегративной
основе.
Вокруг
ребенка
совместными
действиями
различных
специалистов
создается
единое
коррекционно-
образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда
в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Особенность
создания
развивающей
среды
в
этих
группах
заключаются в следующем:
элементы среды скомбинированы таким
образом, что она удовлетворяет потребностям здоровых детей 2-3 лет и
детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 4-7 лет.
Развивающие центры, кроме традиционных материалов для здоровых детей,
пополнены специальным коррекционным оборудованием для детей с
нарушением опорно-двигательного аппарата:
В
центре
«Физической
культуры»
кроме
традиционных
материалов размещены:
- мячи большие специальные;
- массажные подушки;
- массажные мячи;
- корригирующие дорожки, ступни, ладошки;
- ходунки-ползунки;
- ходунки на колесиках;
- устройство двух ярусное для обучения ходьбе.
В центре «Художественного творчества» помимо традиционного
материала размещены «волшебные палочки для рисования» - специально
приспособленные для рисования слабой рукой больного ребенка.
Центр «Безопасности дорожного движения»дополняется схемами
безопасного движения детей к детскому саду (ровная дорога без ступеней и
перепадов).
«Центр
конструирования»
дополняется
крупным
строительным
материалом, конструкторами с легко соединяющимися и удерживающимися
деталями.
Наполнение центра «Развития речи» обусловлено возрастающим
интересом детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к буквам и
чтению в силу их возраста.
В него входят различные алфавиты, наборы букв, игры по звуковой
культуре речи, для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза,
грамматического строя речи.
Продолжением предметно-развивающей среды является оборудование
двух
логопедических
кабинетов.
Логопедические
кабинеты
оснащены
специальным
оборудованием:
наборы
индивидуальных
зеркал,
логопедические зонды,
средства для обработки. Имеется материал для
развития мелкой моторики рук (шнуровки, бусы, массажные мячи),
дидактические пособия (игры, наборы предметных и сюжетных картин,
диски с речевым и наглядным материалом).
Одна из групп комбинированной направленности применяет в работе
методику М. Монтессори, в группе оборудована специальная монтессори -
среда.
За
много
лет
работы
педагогическим
коллективом
накоплен
положительный опыт взаимодействия всех участников воспитательно-
образовательного процесса.
В
команду
сопровождения детей с ОВЗ входят: воспитатели,
помощники
воспитателей,
учителя-логопеды,
педагог-психолог,
музыкальный
руководитель,
тьютор,
родители
воспитанников.
Кроме
педагогического персонала, учитывая специфику заболевания (нарушения
опорно-двигательного
аппарата),
в
этой
работе
принимает
участие
медицинский персонал ДОУ: старшая медицинская сестра, инструктор ЛФК,
медицинский персонал детской поликлиники № 4 - врач-невролог, педиатр,
работающие по договору.
Все
специалисты работают в тесном контакте друг с другом и
стремятся к единому подходу в воспитании каждого ребенка, вырабатывая
единый стиль взаимодействия с воспитанниками.
Наша задача вовремя выявить проблему, и скорректировать действия
всех участников образовательного процесса в отношении конкретного
ребенка.
Сопровождение специалистами начинается с поступления ребенка в
детский сад и проводится на основании договора между ДОУ и родителями.
Модель
сопровождения
детей
с
особыми
образовательными
потребностями имеет следующий алгоритм:
- работа начинается с
поступления запроса,
осознания сути
проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения
диагностического
исследования;
-
на
втором
этапе
оцениваются
и
обсуждаются
со
всеми
заинтересованными лицами возможные пути и способы решения проблемы,
рассматриваются позитивные и негативные стороны. Специалисты ППк
ДОУ
разрабатывают
план
комплексной
помощи,
определяют
последовательность действий, совместно вырабатывают рекомендации для
детей, педагогов, родителей, специалистов. Проводят консультирование всех
участников сопровождения.
- на следующем этапе
идет выполнение
рекомендаций каждым
участником сопровождения;
-
заключительный
этап
предполагает
осмысление
и
оценку
результатов деятельности по сопровождению: что удалось? Что не удалось?
Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?
Отслеживать результаты сопровождения помогает, разработанная в
ДОУ индивидуальная карта развития ребенка (где каждый специалист вносит
свои диагностические данные, что позволяет членам ППк видеть состояние и
перспективу развития детей, намечать коррекционно-развивающую работу).
Проанализировав
психолого-педагогическую
и
методическую
литературу, мы определили следующие особенности сопровождения
детей данной категории:
- коррекционо-развивающую работу мы
проектируем с учетом
личностно-ориентированного подхода, отмечая успехи детей, продумывая
меру помощи, создавая ситуацию успеха, развивая веру в собственные силы
и возможности;
-
коррекционно-развивающую
работу
осуществляем
через
использование развивающих игр и упражнений;
- используем такие формы и методы взаимодействия, чтобы они
максимально
активизировали
познавательную
деятельность
детей,
и
обеспечивали сохранение и укрепление здоровья детей;
- коррекционно-развивающую работу строим таким образом, что бы
она носила вариативный характер и осуществлялась во взаимодействии
педагогов и родителей;
- во время работы с детьми этой категории педагоги проявляют
особый педагогический такт;
- создана соответствующая развивающая предметно-пространственная
среда, которая способствует развитию индивидуальных возможностей и
способностей каждого воспитанника.
Важной стороной в коррекционно-развивающей работе является
взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.
Как правило, уже с рождения ребенка – инвалида, родители остаются
один на один со своими проблемами. Часто в семье ребенок с нарушениями в
развитии воспитывается в культе болезни. Он обычно растет нервным,
возбужденным и терроризирует окружающих, требуя к себе постоянного
внимания.
Некоторые родители, обеспечив ребенка всем необходимым,
подсознательно «отвергают» его, что выражается в отсутствии интереса к
нему. В семьях наших воспитанников ребенок принимается таким, какой он
есть, и в этом, в том числе и наша заслуга.
Работа с родителями организуется в несколько этапов.
На подготовительном этапе проводится вводная беседа с родителями,
на которой им разъясняется, почему их дети испытывают трудности, каковы
задачи предстоящей коррекционно-развивающей работы, какой видится роль
родителей в этой работе.
Ознакомление родителей с целями и задачами работы, методами ее
реализации, ожидаемыми результатами способствует лучшему
представлению характера и меры своего участия в коррекционном процессе,
мотивирует родителей на совместную деятельность.
Специалисты ППк дают конкретные рекомендации по преодолению
трудностей в развитии детей.
На протяжении всего основного этапа коррекционно-развивающей
работы поддерживается систематический контакт с родителями, как в
традиционных, так и нетрадиционных формах. Большое внимание уделяется
налаживанию контактов между всеми родителями, чьи дети воспитываются в
комбинированной группе.
Подведение итогов совместной деятельности осуществляется
на
родительском собрании, круглых столах, где формулируются рекомендации,
обеспечивающие перенос достижений ребенка в реальные обстоятельства
жизни, рассматриваются условия, необходимые для дальнейшего развития и
саморазвития ребенка.
Сотрудничество
специалистов
ППк
с
родителями
нацелено
на
формирование активной позиции в воспитании своего ребенка, обеспечение
необходимых условий для защиты, охраны и укрепления здоровья.
Вся система обучения и воспитания в комбинированных группах в
ДОУ подстраивается под индивидуальные образовательные потребности
ребенка, педагогами используются новые подходы к обучению, применяются
вариативные формы и методы воспитания. Основной принцип управления
инклюзивным процессом в комбинированной группе является принцип
совместного
принятия
решений
всеми
участниками
образовательного
процесса и ответственности за его выполнение.