Автор: Ирина Леонидовна Волкова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №24
Населённый пункт: с.Путилово, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Примерное перспективное планирование по социально- коммуникативного развитию для детей раннего и младшего возраста
Раздел: дошкольное образование
Примерное планирование работы по социально-эмоциональному развитию
детей раннего и младшего дошкольного возраста
№№
п/п
Темы для общения с
детьми
Цель
Приемы
1
«Я все умею делать сам»:
-Научим куклу одеваться
-Расти коса до пояса
-Надо умываться по утрам
и вечерам
-Мы делаем зарядку
-Села Машенька за стол
Развивать у детей
культурно-гигиенические
навыки и навыки
самообслуживания
Чтение детям, заучивание потешек
Показ действий и пример взрослого
Демонстрация взрослым действий с помощью
игрушек би-ба-бо в режимных моментах
Игровые ситуации с куклами, например: «Кукла
хочет есть», «Умоем куклу Катю», «Уложим
куклу спать»
Разговоры с детьми на темы: «Что на тебе
надето?», «Кто как умывается?» и др.
2
«Я как мама не люблю в
доме беспорядка»:
-Уронили мишку на пол
-Наведем в группе
порядок
-Игрушки обиделись
-Почему устала няня?
Воспитывать бережное
отношение к игрушкам,
учить замечать
беспорядок в группе.
Заучивание стихотворений А.Барто «Игрушки»
Поручения: собрать игрушки после прогулки;
навести порядок в кукольном уголке, помочь
няне собрать чашки и ложки после обеда
Игровые ситуации «Кукла проснулась» и др.
Чтение и рассматривание сюжетных картинок
Примеры взрослого, напоминания, просьбы-
обращения к детям
Разговоры с детьми на темы: «Почему игрушки
спрятались?», «Вещи надо убирать», «Почему
няня грустная?» и др.
3
«Я знаю как себя вести»:
-Мы с мамой идем в
магазин
-Мы едем на автобусе
-Если ты потерялся
-Мы идем на прогулку
-Люди ждут автобус
Знакомить детей с
элементарными
правилами поведения в
разных местах
Разговоры с детьми
Рассматривание парных картинок с моральной
ситуацией выбора, когда правило нарушается
или выполняется
Рассказы воспитателя, чтение рассказов, стихов
Наблюдения на прогулке
Игровые ситуации «Научим куклу садиться в
автобус»
Игровое упражнение «Покупатели идут в
магазин»
Дидактические игры «Так и не так», «Хорошо и
плохо» и др.
4
«Я умею говорить»:
-Учим Зайку говорить
слово «спасибо»
-Я знаю много добрых
слов: доброе утро, до
свидания, пожалуйста,
прости
Развивать у детей навыки
общения со взрослыми и
сверстниками
Пример взрослого (образец речевого общения),
напоминание, совет детям
Обыгрывание взрослым ситуаций общения с
помощью игрушек, театр на фланелеграфе
Чтение и заучивание стихов
Разговоры с детьми на тему «Когда так говорят?»
Игровые упражнения, словесные дидактические
игры
5
«Мы дружные ребята»:
-Мальчики и девочки
-Я знаю как тебя зовут
-Любимые игрушки для
Маши и Андрюшки
-Мы играем
-Помириться нужно нам
-Веселые и грустные
Воспитывать
доброжелательное
отношение к сверстникам,
поощрять желание детей
играть рядом
Рассматривание картин из серии «Мы играем»
Чтение, заучивание стихотворений, «мирилок»
Разговоры с детьми: «Кто так одевается?», «Как
можно пожалеть?» и др.
Дидактические игры: «Кому плохо?», «Подбери
игрушки» и др.
Подвижные игры, танцы и хороводы
Целенаправленные наблюдения за играми детей
другой группы
Этюды на развитие сплоченности: «Давайте
пожалеем» и др.
Заучивание песен о дружбе
Театрализованные игры
Пальчиковые игры
6
«Я иду в гости»:
Познакомить детей с
Хоровод «Каравай»
-В гости к бабушке
-Мой день рождения
-Встреча подружек куклы
элементарными
правилами поведения в
гостях
Рисование «Зайка идет в гости»
Чтение.
Рассматривание сюжетных картинок «Гости
сидят за столом»
Дидактическая игра «Подарки для Маши и
Саши»
Игровое упражнение «Гости дарят подарки»
Игровые ситуации с куклами: «Как на Катины
именины», «Научим Мишку выбирать подарок»
и др.
7
«У меня зазвонил
телефон»:
-Кукла заболела
-Приглашу Зайку на день
рождения
-Спрошу Кисоньку где она
была
-Позвоню маме на работу
Развивать у детей
диалогическую речь
Чтение
Показ взрослого (образец разговора по телефону)
Разговоры с детьми на тему «Что можно
спросить по телефону?»
Рассматривание с детьми сюжетных картинок,
книжных иллюстраций
Заучивание стихов для развития диалогической
речи: «Кисонька – Мурысонька» и др.
8
«Моя семья»:
-Я знаю как меня зовут.
-Бабушка заболела
-Папа может все что
угодно
-У меня есть брат
-Мы гуляем
-Подарок для мамы
Знакомить детей с
понятием «семья»,
воспитывать
эмоциональную
отзывчивость на
состояние близких людей.
Рассматривание фотоальбомов.
Дидактическая игра «Найди маму», «Подарок
маме»,
Чтение
Разговоры с детьми: «Как зовут твою маму?»,
«Что умеет делать твой папа» и др.
Пальчиковые игры: «Этот пальчик мамочка…» и
др.
Сюжетные игры: «Семья», «Магазин», «Доктор»
Игровые ситуации с куклами «Мы с дочками
гуляем», «Дочка заболела» и др.
9
«Наши маленькие
друзья»:
-Я нашла в саду котенка
-Наш щенок
-Наши растения
-У бабушки в деревне
-Птицы на участке
Воспитывать у детей
бережное отношение к
миру природы
Чтение и рассматривание иллюстраций.
Наблюдения за растениями и животными уголка
природы, трудовые поручения
Разговоры с детьми: «Кто живет в аквариуме?»,
«Кого мы видели в саду?», «Почему завял
цветок?» и др.
Дидактические и настольные игры: лото
«Домашние и дикие животные», «Собери
картинку» и др.
Игры-имитации парами: «Ворона и кошка»,
«Мой щенок» и др.
Рисование животных с использованием
трафаретов, моделей геометрических фигур
10
«Мой любимый детский
сад»:
-Это моя группа
-Наша няня
-Мы любим книжки
-Кто не спит у нас в саду?
-Сегодня праздник
Учить детей
ориентироваться в
помещениях группы и на
участке.
Формировать у детей
доверие к взрослым, учить
называть их по имени и
отчеству
Воспитывать интерес к
играм со сверстниками
Наблюдения за работой няни, дворника
Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню
Чтение, заучивание стихов
Разговоры с детьми о труде взрослых: «Кто варит
суп?», «Кто почистил нам дорожку?» и др.
Рассматривание сюжетных картинок, групповых
фотографий
Хороводы: «Каравай», «Кто у нас хороший»,
«Ёлочка»
Подвижные игры
Театрализованные игры, досуги
Сюжетные игры
Игровые ситуации: «Мы садимся за обед»,
«Научим куклу мыть посуду» и др.
Логоритмика «Ловим комара»