Напоминание

Современные подходы в работе ДОУ с семьёй


Автор: Кравченко Людмила Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 13
Населённый пункт: г.Северодвинск
Наименование материала: Современные подходы в работе ДОУ с семьёй
Тема: Современные подходы в работе ДОУ с семьёй
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные

подходы в

работе ДОУ с

семьёй»

ПОДГОТОВИЛА СТАРШИЙ

ВОСПИТАТЕЛЬ – Л.В.КРАВЧЕНКО

Для того чтобы жить среди

людей и добиваться от них

того, что вам надо, нужно

уметь общаться с ними».

Д. Карнеги

«Организация совместной работы

педагога с родителями воспитанников»

До сих пор одна из важных проблем, с которой встречаются

педагоги в своей работе, это проблема оказания помощи

родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими

педагогами встает вопрос о том, как правильно

взаимодействовать с родителями, как научиться оказывать

им реальную помощь, как сообщать информацию о детях.

Педагоги зачастую испытывают трудности в данном

вопросе. Поэтому мы с вами рассмотрим несколько

способов сообщения информации о ребенке.

Принцип «сэндвича»

В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент

не на обвинении, а на совместном поиске путей решения

проблемы, что поможет сделать общение более

эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке

хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте.

Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке

ребенка, а не о его личности.

Использование речевых штампов

нацеливающих родителей на

сотрудничество с педагогом

- Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а

не требования: «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы...», «Вера

Алексеевна! Я прошу...» (Сравните: «Вера Алексеевна! Вы

должны…!»). - Желательно озадачить родителя: «Вы не

замечали, что...» «Как вы думаете, с чем это может быть

связано?» (Сравните: «Саша постоянно.., сегодня он снова ...).

- Сопричастность «Давайте вместе попробуем поступить...»;

«Давайте вместе подумаем, как ...» - Использовать

местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов,

солидарность с родителями «Мы с вами могли бы...»

Передача негативной информации о

ребенке в позитивном ключе

При таком способе подачи информации о ребенке акцент

следует делать на достижениях ребенка, даже если они не

очень существенны для вас, как для взрослого.

Перефразирование содержания в позитивном ключе дает

возможность родителю понять ситуацию и не испытывать

при этом фрустрацию и чувства вины за своего ребенка.

Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно

выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня

не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно

отвлекается».

Применение при общении стиля

«адвокат»

При таком стиле общения педагог встает на позицию

уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе

следующую внутреннюю установку: - Какой бы серьезной ни

была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю

вам руку помощи. - Я не обвиняю вас и вашего ребенка в

случившемся. - Для меня важно не выявление причин

произошедшего (кто прав, кто виноват), не выражение

своего одобрения или порицания, а оказание помощи в

сложившейся ситуации. - Я педагог, и моя

профессиональная задача - дать знания и умения ребенку,

которые он сможет использовать в жизни.

В федеральном государственном

образовательном стандарте

дошкольного образования говорится

: - взаимодействие с родителями должно иметь

дифференцированный подход: учитывать социальный

статус, микроклимат семьи; родительские запросы и степень

заинтересованности родителей деятельностью ДОУ;

уровень культуры и педагогической грамотности семьи.

Одна из главных задач ФГОС ДО:

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и

повышение компетентности родителей в вопросах развития

и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для успешного сотрудничества с

родителями необходимо

придерживаться следующих

принципов взаимодействия

1.

Доброжелательный стиль общения

педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым

прочным фундаментом, на котором строится все

взаимодействие педагогов с родителями. В

общении педагога с родителями не уместны категоричность

и требовательный тон.

2.

Индивидуальный подход.

Данный подход необходим не только в работе с детьми, но и

при взаимодействии с родителями. Педагог, общаясь с

родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение

мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое

и профессиональное умение педагога успокоить родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в

той или иной ситуации.

3.

Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди

грамотные, осведомленные. Поэтому позиция наставления

и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд

ли принесет положительные результаты. Гораздо

эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и

поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,

демонстрация заинтересованности педагога разобраться в

проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4.

Динамичность, гибкость.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития,

представлять собой мобильную систему, быстро

реагировать на изменения социального состава родителей,

их образовательные потребности и воспитательные

запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и

направления взаимодействия с семьей.

Взаимодействие с родителями

необходимо строить, придерживаясь

следующих этапов:

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями.

Проведение анкетирования, личных бесед с целью изучения

их потребностей. Важно не только сообщить родителю о

том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего

он ждет от сада.

2. Зарождение между педагогами и родителями

доброжелательных отношений с установкой на будущее

деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать

родителей той работой, которую предполагается с ними

проводить, сформировать у них положительный образ

ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего

ребенка и правильного его восприятия посредством

сообщения им знаний, информации, которые невозможно

получить в семье. Эта информация оказывается

неожиданной и интересной для них.

4. Взаимодействие педагогов и родителей с целью

исследования и формирования личности ребенка. На

каждом этапе планируется конкретное содержание работы и

выбираются разные формы сотрудничества.

Формы взаимодействия педагогов и

родителей воспитанников:

Информационно – аналитические:

анкетирование, тестирование, личная беседа,

наблюдение. Педагоги могут использовать не только

наблюдение со стороны, но и создавать специальные

ситуации, которые помогут лучше узнать родителей:

совместный труд (приглашаем родителей для оказания

помощи в ремонте группы, территории и др.) досуг. В

процессе такого наблюдения педагог может увидеть

особенности семейного воспитания, которые при внешнем

наблюдении нередко бывают скрыты.

Наглядно-информационные формы:

сайт образовательного учреждения

выпуск стенгазет по итогам проведённых мероприятий

открытое занятие

Фотовыставка

памятка для родителей

папка-передвижка

Результаты:

родители становятся более открытыми и активными

участниками в жизни ДОУ,

формируются доверительные, партнерские отношения

между родителями и педагогами,

создается атмосфера взаимоуважения.

Японская мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк.

Хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву.

А дальновидный воспитывает работника».

Давайте же воспитывать достойное

поколение!



В раздел образования