Автор: Кравченко Людмила Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 13
Населённый пункт: г.Северодвинск
Наименование материала: Современные подходы в работе ДОУ с семьёй
Тема: Современные подходы в работе ДОУ с семьёй
Раздел: дошкольное образование
«Современные
подходы в
работе ДОУ с
семьёй»
ПОДГОТОВИЛА СТАРШИЙ
ВОСПИТАТЕЛЬ – Л.В.КРАВЧЕНКО
Для того чтобы жить среди
людей и добиваться от них
того, что вам надо, нужно
уметь общаться с ними».
Д. Карнеги
«Организация совместной работы
педагога с родителями воспитанников»
До сих пор одна из важных проблем, с которой встречаются
педагоги в своей работе, это проблема оказания помощи
родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими
педагогами встает вопрос о том, как правильно
взаимодействовать с родителями, как научиться оказывать
им реальную помощь, как сообщать информацию о детях.
Педагоги зачастую испытывают трудности в данном
вопросе. Поэтому мы с вами рассмотрим несколько
способов сообщения информации о ребенке.
Принцип «сэндвича»
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент
не на обвинении, а на совместном поиске путей решения
проблемы, что поможет сделать общение более
эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке
хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте.
Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке
ребенка, а не о его личности.
Использование речевых штампов
нацеливающих родителей на
сотрудничество с педагогом
- Обращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а
не требования: «Вера Алексеевна! Не смогли бы вы...», «Вера
Алексеевна! Я прошу...» (Сравните: «Вера Алексеевна! Вы
должны…!»). - Желательно озадачить родителя: «Вы не
замечали, что...» «Как вы думаете, с чем это может быть
связано?» (Сравните: «Саша постоянно.., сегодня он снова ...).
- Сопричастность «Давайте вместе попробуем поступить...»;
«Давайте вместе подумаем, как ...» - Использовать
местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов,
солидарность с родителями «Мы с вами могли бы...»
Передача негативной информации о
ребенке в позитивном ключе
При таком способе подачи информации о ребенке акцент
следует делать на достижениях ребенка, даже если они не
очень существенны для вас, как для взрослого.
Перефразирование содержания в позитивном ключе дает
возможность родителю понять ситуацию и не испытывать
при этом фрустрацию и чувства вины за своего ребенка.
Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно
выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня
не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно
отвлекается».
Применение при общении стиля
«адвокат»
При таком стиле общения педагог встает на позицию
уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе
следующую внутреннюю установку: - Какой бы серьезной ни
была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю
вам руку помощи. - Я не обвиняю вас и вашего ребенка в
случившемся. - Для меня важно не выявление причин
произошедшего (кто прав, кто виноват), не выражение
своего одобрения или порицания, а оказание помощи в
сложившейся ситуации. - Я педагог, и моя
профессиональная задача - дать знания и умения ребенку,
которые он сможет использовать в жизни.
В федеральном государственном
образовательном стандарте
дошкольного образования говорится
: - взаимодействие с родителями должно иметь
дифференцированный подход: учитывать социальный
статус, микроклимат семьи; родительские запросы и степень
заинтересованности родителей деятельностью ДОУ;
уровень культуры и педагогической грамотности семьи.
Одна из главных задач ФГОС ДО:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для успешного сотрудничества с
родителями необходимо
придерживаться следующих
принципов взаимодействия
1.
Доброжелательный стиль общения
педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым
прочным фундаментом, на котором строится все
взаимодействие педагогов с родителями. В
общении педагога с родителями не уместны категоричность
и требовательный тон.
2.
Индивидуальный подход.
Данный подход необходим не только в работе с детьми, но и
при взаимодействии с родителями. Педагог, общаясь с
родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение
мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое
и профессиональное умение педагога успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в
той или иной ситуации.
3.
Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди
грамотные, осведомленные. Поэтому позиция наставления
и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд
ли принесет положительные результаты. Гораздо
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и
поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
демонстрация заинтересованности педагога разобраться в
проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4.
Динамичность, гибкость.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития,
представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать на изменения социального состава родителей,
их образовательные потребности и воспитательные
запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и
направления взаимодействия с семьей.
Взаимодействие с родителями
необходимо строить, придерживаясь
следующих этапов:
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями.
Проведение анкетирования, личных бесед с целью изучения
их потребностей. Важно не только сообщить родителю о
том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего
он ждет от сада.
2. Зарождение между педагогами и родителями
доброжелательных отношений с установкой на будущее
деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать
родителей той работой, которую предполагается с ними
проводить, сформировать у них положительный образ
ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего
ребенка и правильного его восприятия посредством
сообщения им знаний, информации, которые невозможно
получить в семье. Эта информация оказывается
неожиданной и интересной для них.
4. Взаимодействие педагогов и родителей с целью
исследования и формирования личности ребенка. На
каждом этапе планируется конкретное содержание работы и
выбираются разные формы сотрудничества.
Формы взаимодействия педагогов и
родителей воспитанников:
Информационно – аналитические:
анкетирование, тестирование, личная беседа,
наблюдение. Педагоги могут использовать не только
наблюдение со стороны, но и создавать специальные
ситуации, которые помогут лучше узнать родителей:
совместный труд (приглашаем родителей для оказания
помощи в ремонте группы, территории и др.) досуг. В
процессе такого наблюдения педагог может увидеть
особенности семейного воспитания, которые при внешнем
наблюдении нередко бывают скрыты.
Наглядно-информационные формы:
сайт образовательного учреждения
выпуск стенгазет по итогам проведённых мероприятий
открытое занятие
Фотовыставка
памятка для родителей
папка-передвижка
Результаты:
родители становятся более открытыми и активными
участниками в жизни ДОУ,
формируются доверительные, партнерские отношения
между родителями и педагогами,
создается атмосфера взаимоуважения.
Японская мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк.
Хороший выращивает рис.
Умный культивирует почву.
А дальновидный воспитывает работника».
Давайте же воспитывать достойное
поколение!