Напоминание

Использование ИКТ как средство усиления учебной мотивации


Автор: Полухина Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Хохольская СОШ"
Населённый пункт: с.Хохол Хохольский район Воронежская область
Наименование материала: доклад
Тема: Использование ИКТ как средство усиления учебной мотивации
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хохольская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

на тему:

«

Использование информационных

технологий

как средство усиления учебной

мотивации

»

Подготовила:

учитель начальных классов

Полухина Светлана Викторовна

1 квалификационная категория

Сегодня компьютер в школе позволяет создавать

учебные материалы нового поколения, использующие

возможности видео, графики, звука, анимации.

Проведение урока с использованием информационных

технологий требует от учителя наличие

пользовательских умений и навыков, навыков владения

компьютером и мультимедийными приложениями,

огромной подготовительной работы, занимает

длительное время. Но вложенный труд накапливается в

виде целых циклов уроков и практикумов, которые

составляют интеллектуальное богатство учителя. И

лучшей наградой служит возрастающий интерес

учащихся к предмету, радостное ожидание ими каждого

следующего урока, их желание помочь учителю

подгот

овить очередной урок с применением ИКТ

Современный ребёнок живёт в мире компьютерных технологий. Следовательно, учителю

необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями,

чтобы общаться с ним на одном языке. Задачи, стоящие перед современной начальной школой

требуют внедрения новых образовательных технологий. Использование информационно

коммуникативных технологий в обучении младших школьников даёт возможность внесения

элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, и создания условий для

индивидуальной работы, формирования навыка самоконтроля и самооценки. Внедрение

информационных технологий в учебный процесс ставит школьников перед необходимостью

быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного

содержания предметов. Применение компьютера на уроках повышает интерес к изучаемому

предмету, вносит новые элементы в процесс обучения, помогает сделать уроки более

насыщенными, облегчает детям усвоение материала. В итоге повышается мотивация обучения.

Разумное использование компьютера в учебном процессе продвигает учащихся в

интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, стремление к саморазвитию и

творческому росту.

Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер

абсолютно универсальным средством.

Компьютерное обучение не должно занимать

центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не

превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет

наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Он не должен подменять собой

взаимоотношения между учителем и учеником, в противном случае образование утратит

гуманитарный аспект.

Применение ИКТ в преподавании успешно реализуется в следующих направлениях:

1.

Внеклассная деятельность. Очень широкие возможности открываются перед учителем

при использовании ИКТ технологий во внеклассной деятельности. Они помогают

сделать мероприятия зрелищными, интересными и познавательными не только для

учащихся, но и для родителей.

2.

Выполнение тестовых заданий на уроках эффективна для самостоятельной работы дома.

При этом тесты могут быть представлены как в электронном виде, так и в интерактивном

режиме.

3.

Учебная деятельность. Каждый урок или этап обучения требует своего подхода в

использовании компьютерных технологий.

Модель использования информационных технологий

Положительные стороны использования ИКТ в образовательном процессе:

- цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления

информации;

- позволяют строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося,

учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия,

мышления;

- может быть реализована личностная манера общения;

- активно включают учащихся в учебный процесс, позволяют им сосредоточить внимание на

наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;

- намного расширяются наборы применяемых учебных задач;

- учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации.

С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия

учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В младшем

школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно

концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью,

яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Использование ИКТ на

различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в

информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с

информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью

современных технических средств. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное

мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше

иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух,

эмоции, воображение.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития

процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: “Детская природа требует наглядности”.

Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все

новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами. И им стали не

интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате

снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать

самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать

наиболее эффективные способы ведения уроков.

Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность

преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроке.

МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

информационных технологий

Иллюстративность

Урок-демонстрация

Презентации

Тестирование

Интегрированные уроки

Интернет

ресурсы

Электронные

уроки

Одной и наиболее удачных форм подготовки учебного материала к урокам в начальной школе

можно назвать создание мультимедиа-презентаций, которые являются элементом новизны на

уроках.

"Презентация” – переводится с английского как "представление”. Мультимедийные

презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью

компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы,

которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два

важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что

он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и

запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной

презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать

учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет

построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование мультимедиа-презентаций целесообразно на любом этапе урока.

1) Для “открытия” новых знаний.

Особенно интересно использовать мультимедиа технологии для постановки учебной задачи и

для “Открытия” новых знаний. Компьютерные программы помогают создать разнообразные

зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации

принципа наглядности в обучении. В своей практике я использую созданные специально для

конкретных уроков мультимедиа-презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки,

видеофрагменты.

2) Для закрепления изученного материала.

Формирование системы знаний предполагает системность повторения полученных знаний.

Повторение в форме игры оживляет работу класса. Движущиеся изображения (анимация) не

только удерживает неустойчивые внимания младших школьников, но и позволяют им

проверить свои знания.

3) Для контроля знаний.

В современной практике постоянно растет роль тестирования, как одного из методов

педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля.

Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если

учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Презентация по теме урока в процессе работы над новым материалом позволяет учителю не

делать записей на доске, а значит остается больше времени на закрепление. Компьютерные

технологии позволяют обучающимся с интересом усваивать большой объем информации, урок

становится более наглядным, разнообразным и увлекательным.

Каковы же ожидаемые результаты применения мною в процессе преподавания ИКТ?

Использование ИКТ в учебной деятельности позволяет не только расширить и закрепить

полученные знания, но и повысить творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Каковы преимущества использования мультимедиа-презентаций?

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких

уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить

мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к

изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся

самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников

появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание

выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется

самостоятельность.

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас

природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё

можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады –

всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Многие дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами

доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным

отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Всегда можно отыскать

что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование,

правописание шипящих, лексика и т.д.). Многие учителя, работающие в начальных классах,

сталкивается с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми

ударением.. И здесь опять приходит на помощь презентация. Очень удобно использовать

презентации при работе над изложением: план, вопросы, трудные слова – всё это перед глазами

детей.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты

писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений,

составление плана, словарная работа, скороговорки – всё становится интересным, если

использовать эти современные методы.

Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты

художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы

изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.

Использование ИКТ в учебном процессе ведет к повышению качества образования. Практика

показывает, что дети с большим успехом осваивают компьютер и технологии. Мы, учителя,

должны поощрять стремление детей использовать компьютер как средство самообучения,

воспитывать ценностное, уважительное отношение к такой деятельности. Необходимо

познакомить младших школьников с ценностями, позволяющими ориентироваться в

информационном пространстве, это – достоверность, полезность, актуальность, полнота

информации. Именно в начальной школе прививаются гигиенические нормы работы за

компьютером, складывается отношение к компьютеру либо как к средству развлечения, либо

как к средству творческого саморазвития. Задача учителя – помочь детям в осознании базовых

общечеловеческих ценностей в контексте информационной культуры.

К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело

руководить этим самостоятельным трудом, должны научить ребенка учиться. Но чтобы была

достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен увлечь детей,

вести их за собой. Недаром пословица гласит: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я могу

запомнить. Вовлеки меня – и это станет моим навсегда”.

Огромную роль в формировании учебно-познавательных навыков играет проектная

деятельность

обучающихся.

Проектные

задания

должны

обязательно

предусматривать

использование школьниками хорошо знакомых им понятий в сочетании с новыми знаниями,

которые необходимо им приобрести.

Применение компьютерной презентации на различных этапах урока позволяет:

- Учителю: расширить возможности в выборе и реализации средств и методов обучения,

разрабатывать собственные электронные пособия (тестовые задания, опорные конспекты,

виртуальные экскурсии и т.п.), использовать информационные объекты как иллюстративный

материал к новым темам, готовить раздаточный материал для повторения и закрепления,

стимулировать познавательный интерес школьников, формировать навыки самостоятельной

работы учащихся, умения работать с информацией.

-Ученику:

самостоятельно

изучать

новый

материал,

проводить

исследовательскую

и

аналитическую работу путем создания рефератов и докладов с сопровождением в виде

мультимедийной презентации, развивать творческие способности.

Необходимо оговориться, что положительный эффект от применения презентаций будет

только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически. И весь

урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации лучше всего использовать

во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Особенно хорошо запоминается материал презентаций, которые готовят к уроку сами

дети. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное,

концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не

звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в

объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания,

что займёт мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на

перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они

более серьёзно относятся к такому домашнему заданию.

В дополнение к компьютеру и видеопроектору появились интерактивные доски. На

первый взгляд, свойства интерактивной доски понятны: в них совмещены возможности

обычной доски и видеопроектора, следовательно, на такой доске можно писать обычным

образом или проецировать любое изображение, например, интерактивную модель, анимацию,

видеофрагмент. Вместе с тем интерактивная доска даже при использовании только лишь

поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и

провести урок на качественно новом уровне.

Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и

диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Учащиеся также взаимодействуют с

материалом физически, передвигая буквы, числа, слова и картинки своим пальцем. Дети быстро

привыкают к интерактивной доске. Большой экран позволяет работать всем вместе. Ученики

могут делать записи на доске маркером или пальцем, рисовать поверх любых приложений или

сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения.

Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря

интерактивной доске дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются. Работа с этим

учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в

классе и делают уроки динамичными.

Интерактивная доска позволяет педагогу:

1.Вносить пометки и замечания в демонстрируемый материал, тем самым поощряя

импровизацию и гибкость;

2.Изменять последовательность демонстрируемых кадров, сохранять кадры для последующей

работы;

3.Показывать изображения в цвете (видео, анимации);

4.Делать записи маркерами нескольких цветов, писать поверх изображения, веб-ресурсов и

запоминать данный кадр, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему

компьютеру;

5.Затенять изображения и делать их видимыми в нужный для учителя момент: при объяснении

материала учитель может на изображении схемы, чертежа делать любые поясняющие записи

либо использовать только чистый экран интерактивной доски и полностью процесс объяснения

проводить с записями формул, графиков;

6.Объяснять новый материал из центра класса и работать в большой аудитории;

Обучение с помощью интерактивных досок мало чем отличается от привычных методов

преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и

оборудования, которое использует преподаватель. Вместе с тем, интерактивная доска обладает

огромным потенциалом в плане конструирования познавательных задач, использования

существующих методов и средств развития мышления и памяти учащихся, поиска новых

способов вовлечения детей в процесс активной мыслительной деятельности:

- предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и

социальных навыков;

- освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять всё, что

появляется на доске. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов (в них

просто отпадает необходимость);

- благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в активную работу, обостряется

восприятие, повышается концентрация внимания;

- учащиеся начинают понимать сложные идеи в результате более ясной, эффективной и

динамичной подачи материала;

- позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к

всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

- делает занятия интересными и развивает мотивацию на творческий подход к выполняемым

заданиям.

Разработка школьных заданий с помощью интерактивной доски поможет в создании

содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для

этого в нем есть все необходимые средства:

1.Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области

и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и

демонстрировать ход размышления;

2.Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы к тексту или

изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать.;

3.Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть

и показать его, когда будет нужно;

6.Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия — отменять или

возвращать;

7.Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока

или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на

другую.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

1.Позволяет

преподавателям

объяснять

новый

материал

из

центра

класса, работать в большой аудитории;

2.Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых

приложений;

3.Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи,

сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку

усвоенного материала;

4.Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

5.Вдохновляет

преподавателей

на

поиск

новых

подходов

к

обучению,

стимулирует

профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

1.Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

2.Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и

социальных навыков;

3.Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной,

эффективной и динамичной подачи материала;

4.Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к

всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

5.Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных

проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но

использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для

оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих

познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения

занятия.

В программе модернизации современного школьного образования содержатся требования

использовать учителями различных педагогических технологий, способствующих прочному

усвоению знаний учащимися, развитию их творческих способностей, применению знаний,

умений и навыков в практической деятельности. В целях повышения творческого потенциала

учителей

и

учащихся

актуальное

значение

имеет

применение

в

практике

работы

информационно-коммуникативных

технологий,

умение

работать

с

различными

компьютерными программами, учебно-методическими дисками, Интернет-ресурсами и т. п.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет:

1) развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

2) усилить мотивацию обучения;

3) сформировать у школьников умение работать с информацией;

4) развивать коммуникативную компетентность;

5) активно вовлекать обучающихся в образовательный процесс;

6) качественно использовать контроль за деятельностью учащихся;

7) создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их

сотрудничества в учебном процессе.

Особенности и преимущества использования ИКТ на уроках:

1) повышение эффективности учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных

этапах урока;

2) возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);

3) усиление наглядности;

4) осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной

для себя скоростью);

5) расширение объёма предъявляемой учебной информации;

6) улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном

количестве);

7) повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

8) включение учащихся в коллективную деятельность в парах;

9) повышение интереса ребенка к изучению предмета (и к учению в целом);

10) активизация творческого потенциала ученика, включение школьников в современное

пространство информационного общества.

Литература:

1.

Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации/ Троицк: Фонд новых

технологий в образовании “Байтик”. – 2014. – 68-70 С.

2.

Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Под ред.

Полат Е.С. – М., 2016

3.

Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы./Знание – 2012

4.

Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках //Начальная школа – 2013. №7.

5.

Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – 7. Журнал

“Начальная школа” №1, 2012

6.

Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших

школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный

портал “Сеть творческих учителей”, 2015.

7.

Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 2017.



В раздел образования