Напоминание

Использование элементов психогимнастики с целью снятия напряжения и усталости на уроках у обучающихся с умственной отсталостью


Автор: Антонина Анатольевна Рябоконь
Должность: учитель-олигофренопедагог
Учебное заведение: ГБОУ Школа 90 имени Героя Советского Союза Е.Г.Лариков
Населённый пункт: г.Москвы
Наименование материала: статья
Тема: Использование элементов психогимнастики с целью снятия напряжения и усталости на уроках у обучающихся с умственной отсталостью
Раздел: начальное образование





Назад




«Использование элнментов психогимнастики с целью снятия

напряжения и усталости на уроках у обучающихся с умеренной

умственной отсталостью»

Включение в процесс обучения умеренно и тяжело умственно

отсталых учащихся возможно при создании определенных условий для

раскрытия

их

потенциальных

интеллектуальных,

психических, физических и эмоциональных возможностей.

Одним из таких условий является правильная организация урока

как

основной

формы

обучения

в

школе,

от

которой

зависит

функциональное

состояние

детей,

их

способность

длительно

поддерживать

умственную

работоспособность

на

максимально

возможном уровне.

Основой

сохранения

психофизического

здоровья

детей

при

организации

учебного

процесса

является

реализация

принципа

индивидуализации

и

дифференциации

обучения.

Следование

данному

принципу

позволяет

учащимся

продуктивно

овладевать

содержанием

программы

в

индивидуальном

темпе

и

объеме

с

учетом

степени

сложности из-за глубины дефекта.

В связи с особенностями психофизического развития учащихся с

умеренной

и

тяжелой

умственной

отсталостью

неустойчивостью

внимания,

отсутствием

собственной

положительной

мотивации

к

волевым усилиям, неумением адекватно избавляться от возникающих в

результате

умственного

напряжения

отрицательных

эмоций,

высокой

утомляемостью, пониженной работоспособностью – в процессе учебно-

познавательной

деятельности,

учащиеся

начинают

уставать,

что

проявляется

в

двигательном

беспокойстве,

раздражительности,

различных негативных поведенческих реакциях: от недовольства, гнева

до

агрессии

или

абсолютного

отказа

от

деятельности.

Для

снятия

данных

проявлений,

а

также

снижения

напряжения

и

усталости

на

уроках

необходимо:

во-первых,

уметь

предотвращать

ситуации

их

нарастания; во-вторых, создавать условия для их снижения.

Одним

из

эффективных

способов

снижения

утомляемости и

напряжения у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

с

целью

восстановления

у

учащихся

умственной

работоспособности

является

прове-дение

минуток

отдыха

(физминуток).

Наиболее

эффективными

упражнениями

физминуток,

применяемыми

для

этой

категории детей, являются упражнения психогимнастики, предложенные

М.И. Чистяковой.

При проведении данных упражнений на уроке особое внимание

уделяю созданию психологически безопасной среды, обеспечивающей

каждому

ребенку

внутреннее

чувство

защищенности.

Необходимыми

условиями

её

формирования

считаю

уважительное

отношение

к

личности и потребностям ребенка, отсутствие негативных оценочных

суждений

за

ошибки,

постепенность

коррекционно-развивающего

процесса.

Использование

на

уроках

упражнений

психогимнастики

М.И.

Чистяковой,

показало,

что

их

систематическое

выполнение

при

проведении физминуток в полной мере улучшает настроение учащихся,

помогает

им

прийти

в

состояние

психофизического

покоя,

снижает

проявления физической усталости, психоэмоционального и умственного

напряжения.

В

связи

с

ограничением

временных

рамок,

отводимых

на

проведение

физминутки,

в

полном

объеме

применять

авторскую

методику

на

уроке невозможно.

Поэтому

в

содержание

физминуток

включаю

элементы

психогимнастики:

игры

на

преодоление

двигательного

автоматизма

(изменение

движений

по

сигналу);

подвижные игры; игры, способствующие успокоению и организации;

этюды

на

тренировку

отдельных

групп

мышц;

психомышечную

тренировку

без

фиксации

внимания

на

дыхании;

психомышечную

тренировку с фиксацией внимания на дыхании.

При организации физминуток для детей с умеренной и тяжелой

умственной

отсталостью

на

уроках

необходимо

учитывать

ряд

особенностей (условий организации):

четко

определять

цель

её

проведения,

исходя

из

эмоционального

и

психофизического

состояния

детей

в

данный

момент.

Неправильный

выбор

упражнения

может

спровоцировать

вспышку

негативных

эмоций

и

вызвать

отказ

от

дальнейшей

деятельности;

упражнения

подбирать

посильные

и

интересные

для

всех

учащихся

класса,

так

как

трудные

для

выполнения

упражнения

усугубляют у детей напряженность и утомление;

каждую физминутку лучше проводить на том этапе урока,

на котором она будет максимально решать поставленную перед ней

задачу снижения напряжения и усталости. Между вводной и основной

частью

урока

предпочтительнее

использовать

игры

на

преодоление

двигательного

автоматизма

(изменение

движений

по

сигналу)

или

игры, способствующие успокоению и организации; внутри основного

этапа

подвижные

игры,

этюды

на

тренировку

отдельных

групп

мышц, психомышечную тренировку с фиксацией внимания на дыхании

и без неё.

Применение

на

уроках

психогимнастических

упражнений

для

учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью показало,

что

достижение

положительного

результата

возможно

только

при

соблюдении ряда специфичных условий:

1.

создание разнообразных сюжетов для выполнения одного и

того же упражнения. Это необходимо для поддержания интереса к

выполнению упражнений во время проведения физминуток.

Например,

для

упражнения

«Сосулька»

можно

выбрать

разные

игровые сюжеты:

Сосулька

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая

строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

1-й

сюжет:

растение

растет,

расцветает,

на

месте

цветка

появляется плод, плод созревает и падает на землю;

2-й сюжет: на берегу реки мальчик построил высокий-высокий

замок, наступил вечер, мальчик ушел домой, подул сильный ветер и

замок рассыпался;

2.

эмоциональная подача каждого упражнения. Упражнение, не

вызывающее интереса у учителя не вызовет эмоционального отклика у

учащихся;

3.

необходимость выполнения нескольких видов упражнений на

одной физминутке. Выполнение одного упражнения в течение пяти

минут будет утомительным и может вызвать негативную реакцию у

учащихся;

4.

использование музыкального сопровождения для упражнений

без

стихотворного

текста.

С

помощью

музыки

можно

установить

равновесие

в

деятельности

нервной

системы

детей,

успокоить

их,

исправить неправильные и устранить лишние движения. Ритмичные

движения активизируют учащихся и пробуждают у них интерес к

познавательной деятельности.

5.

последнее упражнение физминутки всегда должно вызывать

яркий эмоциональный отклик.

Например,

после

спокойных

расслабляющих

упражнений

«Фея

сна»,

«Факиры»

дети

расслабляются и

с

трудом

включаются

в

дальнейшую

работу,

поэтому

здесь

необходимо

включить

в

заключительный

этап

физминутки

весёлое

и

легкое

в

выполнении

упражнение «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Ребенок

поворачивает

туловище

вправо-влево,

руки

свободно

болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко

наклонить корпус тела вниз.

Дети

с

умеренной

и

тяжелой

умственной

отсталостью

индивидуальны

в

своих

эмоциональных

и

поведенческих

реакциях,

поэтому одно и то же упражнение будет эффективным для одного

ребенка или одного состава класса и малоэффективным для другого.

Схема занятия по психогимнастике

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний,

связанных

с

переживанием

телесного

и

психического

довольства

и

недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление,

интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость,

застенчивость,

уверенность

и

др.).

Дети

знакомятся

с

элементами

выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и

эмоций.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой

(жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели

поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и

расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их

социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей

привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III

фаза.

Этюды

и

игры,

имеющие

психотерапевтическую

направленность на определенного ребенка или на группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для

предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг

моделированных стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного

настроения, поведения и черт характера.

Психомышечная тренировка (саморасслабление)

Примеры вариантов планирования занятий

Занятие № 1

(для детей 5 — 6 лет)

I. 1. Этюд «Карлсон» (мимика).

2. Этюд «Очень худой ребенок» (пантомимика).

3. Игра «Кто пришел?» (идентификация эмоций удовольствия — «Карлсон»,

страдания — «Митя»).

II. 4. Этюд «Эгоист».

5. Беседа «Кого зовут эгоистом».

6. Модель желательного поведения в этюде «Эгоист».

7. «Минута шалости». '

III. 8. Игра «Любящие родители».

9. Игра «Кто за кем?» (наблюдательность. Успокоение).

IV. 10. Комплекс «Медвежата в берлоге» (саморасслабление



В раздел образования