Напоминание

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у школьников.»


Автор: Гриднева Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ школа №246
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у школьников.»
Раздел: начальное образование





Назад




Автор статьи: Гриднева Марина Николаевна

Учитель начальных классов, воспитатель ГПД

ГБОУ школа №246

г. Санкт-Петербург

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у школьников.»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из

центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое

воспитание. Неоспорим тот факт, что основа воспитания человека закладывается в семье.

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в

семье. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к

лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,

родство, Родина.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной

привязанности к семье, дому, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, толерантное

отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить,

приумножить богатство своей страны.

Школьный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких

человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы,

которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения

и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у

школьников. У ребенка-школьника Родина начинается с семьи. У каждого ребёнка, у его семьи и

места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и,

главное, гордиться ею.

Семья и школа – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции

различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные

места, речь, музыка, история…

Воспитание чувства патриотизма у школьников играют огромную роль в становлении личности

ребенка, это процесс сложный и длительный.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие нравственные

качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых,

от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Успех патриотического

воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит

дома. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он

родился. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй.

Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свой быт, свои радости и печали, заботы и

традиции. В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с

ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности.

Однако для детей не менее важно и общение с папой.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им

глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении

личности патриота.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,

порождающим личность.

Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких

эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Любовь между детьми и родителями дана

самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных

усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в

особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек

и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)

необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к

Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили

потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их

имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих

идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования

положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания,

скромности, честности)

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего

гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает

семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре,

языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться

личность. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в

школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование

разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за

свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей

работы по патриотическому воспитанию.

- Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным

городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с

ребенком из школы , предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового

появилось на нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите

ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей,

преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего

понравилось на прогулке.

- В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам,

мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны, Отечественной войны

1812 года; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей

экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином

объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные

уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

- Фотографии военных лет, орден и медали , хранящиеся дома нужно показать детям . Ребенок

должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической

битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому

гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на

площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные

лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-

нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать вопрос.

Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.

- Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Знакомьте с художественной

литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного

декоративно-прикладного искусства

- Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш

труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в

вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения

контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали плохо.

- Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты,

поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления.

Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в

спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И

результаты не заставят себя долго ждать.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их

более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить

среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у школьников.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в

стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко

необходимо использовать при работе с детьми и с их родителями.

Список литературы:

1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание школьников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.

2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей школьного возраста.- Санкт-

Петербург: Детсво-пресс, 2009

3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в школе.- М.: Линка- Пресс, 2006



В раздел образования