Автор: Гриднева Марина Николаевна
Должность: учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ школа №246
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у школьников.»
Раздел: начальное образование
Автор статьи: Гриднева Марина Николаевна
Учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ГБОУ школа №246
г. Санкт-Петербург
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у школьников.»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из
центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое
воспитание. Неоспорим тот факт, что основа воспитания человека закладывается в семье.
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в
семье. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к
лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,
родство, Родина.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной
привязанности к семье, дому, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, толерантное
отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить,
приумножить богатство своей страны.
Школьный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких
человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы,
которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения
и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у
школьников. У ребенка-школьника Родина начинается с семьи. У каждого ребёнка, у его семьи и
места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и,
главное, гордиться ею.
Семья и школа – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции
различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные
места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у школьников играют огромную роль в становлении личности
ребенка, это процесс сложный и длительный.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие нравственные
качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых,
от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Успех патриотического
воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит
дома. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он
родился. И очень важно, чтобы она стала его первой «большой» родной и любимой Землёй.
Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свой быт, свои радости и печали, заботы и
традиции. В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с
ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности.
Однако для детей не менее важно и общение с папой.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,
порождающим личность.
Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких
эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Любовь между детьми и родителями дана
самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных
усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек
и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к
Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили
потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их
имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих
идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования
положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания,
скромности, честности)
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего
гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает
семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре,
языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться
личность. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в
школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование
разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за
свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей
работы по патриотическому воспитанию.
- Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным
городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с
ребенком из школы , предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового
появилось на нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите
ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей,
преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего
понравилось на прогулке.
- В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам,
мемориалам, Доске почета в честь героев Великой Отечественной войны, Отечественной войны
1812 года; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей
экскурсии следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином
объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать головные
уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.
- Фотографии военных лет, орден и медали , хранящиеся дома нужно показать детям . Ребенок
должен гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической
битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому
гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на
площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные
лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-
нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать вопрос.
Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.
- Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры. Знакомьте с художественной
литературой по фольклору – сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного
декоративно-прикладного искусства
- Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш
труд. Если это возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в
вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения
контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали плохо.
- Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и объясняйте события и факты,
поощряйте любознательность, развивайте способность наблюдать и анализировать явления.
Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в
спортивных соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И
результаты не заставят себя долго ждать.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их
более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить
среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у школьников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в
стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А.С. Макаренко
необходимо использовать при работе с детьми и с их родителями.
Список литературы:
1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание школьников.- М.: Изд-во ЦГЛ, 2008.
2. Ветохина А.Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей школьного возраста.- Санкт-
Петербург: Детсво-пресс, 2009
3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в школе.- М.: Линка- Пресс, 2006