Автор: Ларина Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: Владимирская область, г. Собинка
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекции речевого развития ребенка
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекции речевого
развития ребенка.
В семье ребёнок осваивает родной язык – основу и залог формирования его
гармоничной личности. В связи с этим актуальным становится поиск
наиболее продуктивных форм и видов сотрудничества учителя-логопеда с
родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и
улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. К
сожалению,
количество
детей,
которым
необходимы
специальные
коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, постоянно
растёт. Поэтому залогом успешности коррекционной деятельности является
работа всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и
других членов семьи. Однако очень часто мы замечаем, что родители не
уделяют должного внимания работе со своими детьми. Главная причина –
это низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.
Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает
внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей с
нарушениями речи в системе коррекционно-образовательной работы. Мы,
учителя-логопеды, строим своё общение с родителями, на основе принципа
«Будем работать вместе с вами, а не вместо вас». Проблема нарушения
письма и чтения (дисграфия и дислексия) актуальна для школьного обучения,
так как эти процессы являются средством дальнейшего получения знаний
учащимися. Поэтому необходимость введения логопедических занятий по
предупреждению ошибок чтения и письма на сегодня очевидна для всех.
Целью
логопедической
службы
является
использование
различных
содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда
и семьи, как способа повышения качества коррекционно-образовательного
процесса. Для достижения поставленной цели мы определили следующие
задачи: установление партнёрских отношений с семьёй; создание атмосферы
общности интересов; повышение психолого–педагогической компетентности
родителей; оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и
коррекционных функций. Основной целью логопедического воздействия
является развитие всей речевой системы в целом: развитие фонематического
слуха;
развитие
грамматической
стороны
речи;
обучение
навыкам
словообразования; обогащение словаря; развитие связной речи; коррекция
произношения. В ходе работы решаются ещё и такие задачи: профилактика и
исправление нарушений письма и чтения, развитие внимания, памяти,
восприятия, мышления. А так же формирование элементарных учебных
навыков (уметь внимательно слушать учителя, быть усидчивым, выполнять
поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и
исправлять
ошибки).
На
коррекционных
занятиях
предполагается
формирование предпосылок обучения грамоте: обучение звуковому анализу
слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой
моторики
и
пространственной
ориентировки.
Причины,
вызывающие
речевые нарушения, множественны. Решить их быстро невозможно. Речевые
проблемы вызывают трудности усвоения школьных предметов, что является
наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной
мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. К детям с
речевыми нарушениями нужен специальный подход, усиленное внимание.
Им
необходима
своевременная,
квалифицированная,
систематическая
помощь учителей и родителей. Одно из главных условий грамотной речи
детей – создание благоприятной языковой среды. В силу большой
подражательности ребёнок повторяет за взрослыми не только правильные, но
и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи
с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи взрослых.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом
коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность
совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого
речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного
сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Мы ищем новые формы
работы с родителями, но и не оставляем прежние, проверенные опытом:
- беседа - позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения;
-анкетирование даёт возможность проанализировать отношения между
взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по
отношению
к
речевому
дефекту
ребёнка,
их
педагогическую
осведомленность;
-групповые родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь
ребёнку;
подводятся
итоги
проделанной
работы,
освещается
план
мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений;
-консультации - должны быть предельно чёткими и содержать только
необходимый родителям конкретный материал. Также на консультациях
родители делятся своим опытом;
-индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими
приемами логопедической работы;
-наглядная информация-это информационные стенды, статьи в уголках для
родителей, памятки и буклеты с различной информацией;
-использование
современных
компьютерных
технологий,
которое
способствует осуществлению мобильной связи с родителями через Интернет-
сайты, электронную почту (консультации, рекомендации, приглашения на
родительские собрания). Кроме того, учитель-логопед подберёт обучающие
программы, игры, которые позволят ребёнку с нарушениями речи в
домашних условиях закреплять полученные знания. Роль логопеда состоит
ещё и том, чтобы донести до родителей всю необходимую для работы
информацию. В организации работы с родителями предполагается:
- преемственность – непрерывность работы логопеда и родителей над
коррекцией речевых недостатков;
- научность – предлагаемый материал базируется на современных научно-
методических разработках специалистов;
- доступность – все рекомендации и консультации предоставляются
родителям в доступной и удобной для них форме;
- систематичность – сотрудничество логопеда и родителей осуществляется
регулярно на протяжении всего периода коррекционной работы.
В результате коррекционной работы с семьями, мы ожидаем следующие
положительные
результаты:
родители
начнут
активно
овладевать
педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в
преодолении речевых нарушений у их ребёнка, и семья найдёт пути
преодоления трудностей, возникающих в организации взаимодействия со
своим ребёнком. Возникнет понимание того, что создание единого речевого
пространства ребёнка с нарушениями речи возможно при наличии тесного
сотрудничества учителя-логопеда и семьи.