Напоминание

Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекции речевого развития ребенка


Автор: Ларина Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: Владимирская область, г. Собинка
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекции речевого развития ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекции речевого

развития ребенка.

В семье ребёнок осваивает родной язык – основу и залог формирования его

гармоничной личности. В связи с этим актуальным становится поиск

наиболее продуктивных форм и видов сотрудничества учителя-логопеда с

родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и

улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей. К

сожалению,

количество

детей,

которым

необходимы

специальные

коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, постоянно

растёт. Поэтому залогом успешности коррекционной деятельности является

работа всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и

других членов семьи. Однако очень часто мы замечаем, что родители не

уделяют должного внимания работе со своими детьми. Главная причина –

это низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает

внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей с

нарушениями речи в системе коррекционно-образовательной работы. Мы,

учителя-логопеды, строим своё общение с родителями, на основе принципа

«Будем работать вместе с вами, а не вместо вас». Проблема нарушения

письма и чтения (дисграфия и дислексия) актуальна для школьного обучения,

так как эти процессы являются средством дальнейшего получения знаний

учащимися. Поэтому необходимость введения логопедических занятий по

предупреждению ошибок чтения и письма на сегодня очевидна для всех.

Целью

логопедической

службы

является

использование

различных

содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда

и семьи, как способа повышения качества коррекционно-образовательного

процесса. Для достижения поставленной цели мы определили следующие

задачи: установление партнёрских отношений с семьёй; создание атмосферы

общности интересов; повышение психолого–педагогической компетентности

родителей; оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и

коррекционных функций. Основной целью логопедического воздействия

является развитие всей речевой системы в целом: развитие фонематического

слуха;

развитие

грамматической

стороны

речи;

обучение

навыкам

словообразования; обогащение словаря; развитие связной речи; коррекция

произношения. В ходе работы решаются ещё и такие задачи: профилактика и

исправление нарушений письма и чтения, развитие внимания, памяти,

восприятия, мышления. А так же формирование элементарных учебных

навыков (уметь внимательно слушать учителя, быть усидчивым, выполнять

поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и

исправлять

ошибки).

На

коррекционных

занятиях

предполагается

формирование предпосылок обучения грамоте: обучение звуковому анализу

слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой

моторики

и

пространственной

ориентировки.

Причины,

вызывающие

речевые нарушения, множественны. Решить их быстро невозможно. Речевые

проблемы вызывают трудности усвоения школьных предметов, что является

наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной

мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении. К детям с

речевыми нарушениями нужен специальный подход, усиленное внимание.

Им

необходима

своевременная,

квалифицированная,

систематическая

помощь учителей и родителей. Одно из главных условий грамотной речи

детей – создание благоприятной языковой среды. В силу большой

подражательности ребёнок повторяет за взрослыми не только правильные, но

и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи

с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи взрослых.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом

коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность

совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого

речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного

сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Мы ищем новые формы

работы с родителями, но и не оставляем прежние, проверенные опытом:

- беседа - позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения;

-анкетирование даёт возможность проанализировать отношения между

взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по

отношению

к

речевому

дефекту

ребёнка,

их

педагогическую

осведомленность;

-групповые родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь

ребёнку;

подводятся

итоги

проделанной

работы,

освещается

план

мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений;

-консультации - должны быть предельно чёткими и содержать только

необходимый родителям конкретный материал. Также на консультациях

родители делятся своим опытом;

-индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими

приемами логопедической работы;

-наглядная информация-это информационные стенды, статьи в уголках для

родителей, памятки и буклеты с различной информацией;

-использование

современных

компьютерных

технологий,

которое

способствует осуществлению мобильной связи с родителями через Интернет-

сайты, электронную почту (консультации, рекомендации, приглашения на

родительские собрания). Кроме того, учитель-логопед подберёт обучающие

программы, игры, которые позволят ребёнку с нарушениями речи в

домашних условиях закреплять полученные знания. Роль логопеда состоит

ещё и том, чтобы донести до родителей всю необходимую для работы

информацию. В организации работы с родителями предполагается:

- преемственность – непрерывность работы логопеда и родителей над

коррекцией речевых недостатков;

- научность – предлагаемый материал базируется на современных научно-

методических разработках специалистов;

- доступность – все рекомендации и консультации предоставляются

родителям в доступной и удобной для них форме;

- систематичность – сотрудничество логопеда и родителей осуществляется

регулярно на протяжении всего периода коррекционной работы.

В результате коррекционной работы с семьями, мы ожидаем следующие

положительные

результаты:

родители

начнут

активно

овладевать

педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в

преодолении речевых нарушений у их ребёнка, и семья найдёт пути

преодоления трудностей, возникающих в организации взаимодействия со

своим ребёнком. Возникнет понимание того, что создание единого речевого

пространства ребёнка с нарушениями речи возможно при наличии тесного

сотрудничества учителя-логопеда и семьи.



В раздел образования