Автор: Бирюкова Анжелина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: г.Краснокаменск Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями, посредством туристско-оздоровительной деятельности в условиях внеурочной занятости, в рамках апробации ФГОС для детей с ОВЗ.
Раздел: среднее образование
Бирюкова Анжелина Владмировна
учитель физической культуры
высшая кв. категория
МК(К)ОУ Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №10
г.Краснокаменска
Забайкальского края
Формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными
возможностями, посредством туристско-оздоровительной деятельности
в условиях внеурочной занятости, в рамках апробации ФГОС для детей
с ОВЗ.
С целью экспериментальной апробации ФГОС для детей с ОВЗ в части
реализации
Программы
внеурочной
деятельности
и
Программы
формирования экологической культуры и безопасного и здорового образа
жизни) делается попытка через организацию туристско-оздоровительной
деятельности
достичь
результативности
в
формировании
жизненных
компетенций учащихся с ОВЗ.
Цель: создание условий для развития жизненных компетенций у учащихся
с ОВЗ посредством туристско-оздоровительной деятельности в рамках
апробации ФГОС для детей с ОВЗ.
Задачи:
1.Преодолеть
межпредметную
обособленность
знаний
школьников,
соединить теоретическую и практическую стороны программного материала
через организацию внеурочной деятельности.
2.Поддержать и развить интерес к школьным предметам.
3.Развить умение у учащихся с ОВЗ жить в коллективе.
4.Уметь вести диалог с представителями других сословий, наций, культур
5.Развитие активной туристской деятельности учащихся в процессе работы
В
данном
проекте
указывается
на
возможности
туристско-
оздоровительной деятельности в развитии следующих важных компетенций
для учащихся с ОВЗ:
основы краеведения;
- азбука туристско-бытовых и санитарно-гигиенических навыков;
- организация туристического быта в полевых условиях;
- ориентирование на местности в условиях своего микрорайона;
- формирование физкультурно-туристических знаний;
- двигательные навыки и действия;
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- развитие физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость,
координационные способности, скоростно-силовые качества);
-
техника
преодоления
простейших
естественных
и
искусственных
препятствий;
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач
общества
и
государства
–
воспитание
нравственного,
ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России. В связи с этим процесс
образования должен быть не только как процесс усвоения системы знаний,
умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной
деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия
духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
для детей с ОВЗ
основным результатом деятельности
не
академические знания учащихся, а комплекс жизненных компетентностей,
позволяющих ему самостоятельно в практической деятельности решать задачи
социализации и умения взаимодействовать с окружающим миром.
Задержка психического развития является одной из распространенных форм
психической патологии детского возраста. Ее относят к группе пограничных
форм
интеллектуальной
недостаточности,
которые
характеризуются
замедленным
темпом
психического
здоровья,
личностной
незрелостью,
негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Дети с ЗПР требуют
особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в
специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа,
задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об
окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического
обобщения,
формировать
умение
самостоятельно
добывать
знания
и
пользоваться ими.
Для
успешного
развития
социальной
компетентности
у
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, для их полноценного включения в
общество необходимо создать соответствующие условия. Поэтому разработка и
внедрение в практику специально организованных туристических мероприятий
для таких детей с целью оптимизации психолого-педагогической работы с ними
– исключительно актуальная проблема.
Цель проекта состоит в разработке программы Внеурочной деятельности,
позволяющей добиться результатов в развитии двигательной, функциональной
и
познавательной
активности
учащихся,
в
укреплении
их
здоровья,
психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-
познавательной деятельности. При этом решаются следующие основные
задачи:
- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
- формирование координационных функций;
- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе
освоения местного краеведческого материала;
-
вовлечение
учащихся
в
поисково-исследовательскую
деятельность
средствами туризма.
Данный
проект
предполагает
организацию
оздоровительно-
познавательной деятельности средствами туризма таким образом, чтобы
просматривалось
преимущественное
воздействие
образовательно-
воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и
эмоциональную
сферу
ребенка
в
непосредственном
контакте
с
действительностью – окружающей природной и социальной средой. При этом
подготовка
организма
ребенка
к
физическим
нагрузкам
предполагает
необходимость
их
строгого
дозирования
по
объему,
величине,
продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а
также уровнем функционального и биологического развития ребенка.
Основная
проблема,
обоснование
актуальности,
научной
новизны
и
практической значимости проекта
В условиях перехода на ФГОС для детей с ОВЗ ключевой проблемой
перед педагогическим коллективом школы стоит проблема формирования
организационно-педагогических
условий
для
реализации
программы
внеурочной
деятельности,
где
главным
результатом
должно
быть
формирование жизненных компетенций у учащихся с ЗПР. В настоящий
момент в доступной нам литературе нет практических разработок по данной
проблеме. Создаваемая в школе программа будет первой попыткой в
разработке методических рекомендацией в реализации данной программы,
буде получен первый опты работы в формировании жизненных компетенций
у учащихся по средствам туристско-оздоровительной деятельности.
Подготовительный этап (январь 2015- август 2015 )
Цель: создание условий для разработки проекта и его обеспечения.
Задачи:
1.Изучение литературы, методических рекомендаций
по формированию
жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ.
2. Повышение квалификации педагогов в части реализации ФГОС для детей с
ОВЗ.
3.
Разработка
программы
внеурочной
деятельности
оздоровительной
направленности.
4. Разработка мониторинга в рамках проекта и проведение диагностических
исследований;
5. Разработка
методических материалов для
каждой темы занятий по
программе.
Реализационный этап ( сентябрь 2015- снтябрь2019.)
Цель: апробация программы в образовательном процессе школы.
Задачи:
1. Практическая реализация программы.
2. Рост жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ.
3.Проведение
практических семинаров для классных руководителей,
мастер-классы педагогов
Аналитический этап (октябрь 2015)
Цель: анализ реализации проекта, обобщение и представление опыта.
Задачи:
1. Диагностика итогов реализации проекта.
2.Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и
задачами.
3.Текущий контроль, анализ, выявление перспектив и определение путей
дальнейшего развития школы по данному направлению.
Этап подготовительный.
В настоящее время в школе активно апробируется на практике ФГОС для
детей с ОВЗ:
Проведены обучающие семинары с педагогами.
Разработана Адаптированная основная образовательная программа
Кадровое обеспечение проекта включает:
- руководители проекта;
- координаторы проекта;
- классные руководители СКОШ №10
- педагоги-психологи СКОШ №10
- учитель физической культуры.
Научно-методическое обеспечение проекта.
- инновационный проект;
- информационно-методические материалы;
- методические рекомендации для педагогических, руководящих кадров и
родителей;
- методические пособия, сборники;
- материалы методических семинаров для педагогов и руководящих
работников;
- материалы из педагогического опыта.
Психолого-педагогическое сопровождение проекта.
Целью психолого – педагогического сопровождения является обеспечение
условий для оптимального формирования жизненных компетенций таких
как: умение работать в команде, степень самостоятельности.
Решает следующие задачи:
- диагностику уровня межличностного взаимодействия;
- диагностику уровня самостоятельности при решении познавательных задач;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития
личности, успешности обучения.
Система социального партнерства.
Основными социальными партнерами СКОШ №10 в рамках реализации
данного проекта являются:
ДЮЦ (Детско-юношеский центр), ДООЦ
(Детский образователно-оздоровительный центр).
Требование к результату проекта.
1. Овладение основными знаниями по туризму и развитие представлений
об окружающем мире
2.
Развитие способности использовать знания по туризму и сформирован-
ные представления о мире для осмысленной и самостоятельной органи-
зации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях.
3.
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодей-
ствию с миром живой и неживой природы.
4.
Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общ-
ности и различий с другими, способности решать соответствующие воз-
расту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая
адекватную дистанцию и формы контакта.
Критерии оценки:
1.Уровень туристической грамотности учащихся с ОВЗ.
2. Уровень осведомленности по окружающему миру
3. Уровень развития самостоятельности.
4. Снижение показателей в дезадаптивном поведении учащихся
5.
Способность учащихся с ОВЗ
к разносторонней самореализации,
организации личного пространства и времени (учебного и свободного),
умения мечтать и строить планы на будущее, считаясь с чувствами и
намерениями других людей.
6.
Новые навыки общения в среде учащийся-учитель-родитель-социум
Включение в разнообразные формы деятельности, погружение в
ситуацию успеха.
Литература
1.
Башарина Т.А «Использование экскурсионно- туристической про-
граммы как способа развития социальной компетентности детей с
ОВЗ»// «Ф.К: воспитание, образование, тренировка № 3- 2010г.
2.
Петрова В.Г., Белякова И.В. «Кто они дети с отклонениями в разви-
тии?» М. «Флинта» 2000 г.
3.
Севостьянов А.И., Буркова Л. «Психолого-педагогические проблемы
агрессивности современных подростков» // Дополнительное образова-
ние и воспитание детей, №1 2009 г.
4.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе» М. 2006 г. «Аркти»