Напоминание

Формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями, посредством туристско-оздоровительной деятельности в условиях внеурочной занятости, в рамках апробации ФГОС для детей с ОВЗ.


Автор: Бирюкова Анжелина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: г.Краснокаменск Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями, посредством туристско-оздоровительной деятельности в условиях внеурочной занятости, в рамках апробации ФГОС для детей с ОВЗ.
Раздел: среднее образование





Назад




Бирюкова Анжелина Владмировна

учитель физической культуры

высшая кв. категория

МК(К)ОУ Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа №10

г.Краснокаменска

Забайкальского края

Формирование жизненных компетенций у учащихся с ограниченными

возможностями, посредством туристско-оздоровительной деятельности

в условиях внеурочной занятости, в рамках апробации ФГОС для детей

с ОВЗ.

С целью экспериментальной апробации ФГОС для детей с ОВЗ в части

реализации

Программы

внеурочной

деятельности

и

Программы

формирования экологической культуры и безопасного и здорового образа

жизни) делается попытка через организацию туристско-оздоровительной

деятельности

достичь

результативности

в

формировании

жизненных

компетенций учащихся с ОВЗ.

Цель: создание условий для развития жизненных компетенций у учащихся

с ОВЗ посредством туристско-оздоровительной деятельности в рамках

апробации ФГОС для детей с ОВЗ.

Задачи:

1.Преодолеть

межпредметную

обособленность

знаний

школьников,

соединить теоретическую и практическую стороны программного материала

через организацию внеурочной деятельности.

2.Поддержать и развить интерес к школьным предметам.

3.Развить умение у учащихся с ОВЗ жить в коллективе.

4.Уметь вести диалог с представителями других сословий, наций, культур

5.Развитие активной туристской деятельности учащихся в процессе работы

В

данном

проекте

указывается

на

возможности

туристско-

оздоровительной деятельности в развитии следующих важных компетенций

для учащихся с ОВЗ:

основы краеведения;

- азбука туристско-бытовых и санитарно-гигиенических навыков;

- организация туристического быта в полевых условиях;

- ориентирование на местности в условиях своего микрорайона;

- формирование физкультурно-туристических знаний;

- двигательные навыки и действия;

- укрепление здоровья и закаливание организма;

- развитие физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость,

координационные способности, скоростно-силовые качества);

-

техника

преодоления

простейших

естественных

и

искусственных

препятствий;

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач

общества

и

государства

воспитание

нравственного,

ответственного,

инициативного и компетентного гражданина России. В связи с этим процесс

образования должен быть не только как процесс усвоения системы знаний,

умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной

деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия

духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

для детей с ОВЗ

основным результатом деятельности

не

академические знания учащихся, а комплекс жизненных компетентностей,

позволяющих ему самостоятельно в практической деятельности решать задачи

социализации и умения взаимодействовать с окружающим миром.

Задержка психического развития является одной из распространенных форм

психической патологии детского возраста. Ее относят к группе пограничных

форм

интеллектуальной

недостаточности,

которые

характеризуются

замедленным

темпом

психического

здоровья,

личностной

незрелостью,

негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Дети с ЗПР требуют

особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в

специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа,

задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об

окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического

обобщения,

формировать

умение

самостоятельно

добывать

знания

и

пользоваться ими.

Для

успешного

развития

социальной

компетентности

у

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, для их полноценного включения в

общество необходимо создать соответствующие условия. Поэтому разработка и

внедрение в практику специально организованных туристических мероприятий

для таких детей с целью оптимизации психолого-педагогической работы с ними

– исключительно актуальная проблема.

Цель проекта состоит в разработке программы Внеурочной деятельности,

позволяющей добиться результатов в развитии двигательной, функциональной

и

познавательной

активности

учащихся,

в

укреплении

их

здоровья,

психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-

познавательной деятельности. При этом решаются следующие основные

задачи:

- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

- формирование координационных функций;

- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе

освоения местного краеведческого материала;

-

вовлечение

учащихся

в

поисково-исследовательскую

деятельность

средствами туризма.

Данный

проект

предполагает

организацию

оздоровительно-

познавательной деятельности средствами туризма таким образом, чтобы

просматривалось

преимущественное

воздействие

образовательно-

воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и

эмоциональную

сферу

ребенка

в

непосредственном

контакте

с

действительностью – окружающей природной и социальной средой. При этом

подготовка

организма

ребенка

к

физическим

нагрузкам

предполагает

необходимость

их

строгого

дозирования

по

объему,

величине,

продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а

также уровнем функционального и биологического развития ребенка.

Основная

проблема,

обоснование

актуальности,

научной

новизны

и

практической значимости проекта

В условиях перехода на ФГОС для детей с ОВЗ ключевой проблемой

перед педагогическим коллективом школы стоит проблема формирования

организационно-педагогических

условий

для

реализации

программы

внеурочной

деятельности,

где

главным

результатом

должно

быть

формирование жизненных компетенций у учащихся с ЗПР. В настоящий

момент в доступной нам литературе нет практических разработок по данной

проблеме. Создаваемая в школе программа будет первой попыткой в

разработке методических рекомендацией в реализации данной программы,

буде получен первый опты работы в формировании жизненных компетенций

у учащихся по средствам туристско-оздоровительной деятельности.

Подготовительный этап (январь 2015- август 2015 )

Цель: создание условий для разработки проекта и его обеспечения.

Задачи:

1.Изучение литературы, методических рекомендаций

по формированию

жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ.

2. Повышение квалификации педагогов в части реализации ФГОС для детей с

ОВЗ.

3.

Разработка

программы

внеурочной

деятельности

оздоровительной

направленности.

4. Разработка мониторинга в рамках проекта и проведение диагностических

исследований;

5. Разработка

методических материалов для

каждой темы занятий по

программе.

Реализационный этап ( сентябрь 2015- снтябрь2019.)

Цель: апробация программы в образовательном процессе школы.

Задачи:

1. Практическая реализация программы.

2. Рост жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ.

3.Проведение

практических семинаров для классных руководителей,

мастер-классы педагогов

Аналитический этап (октябрь 2015)

Цель: анализ реализации проекта, обобщение и представление опыта.

Задачи:

1. Диагностика итогов реализации проекта.

2.Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и

задачами.

3.Текущий контроль, анализ, выявление перспектив и определение путей

дальнейшего развития школы по данному направлению.

Этап подготовительный.

В настоящее время в школе активно апробируется на практике ФГОС для

детей с ОВЗ:

Проведены обучающие семинары с педагогами.

Разработана Адаптированная основная образовательная программа

Кадровое обеспечение проекта включает:

- руководители проекта;

- координаторы проекта;

- классные руководители СКОШ №10

- педагоги-психологи СКОШ №10

- учитель физической культуры.

Научно-методическое обеспечение проекта.

- инновационный проект;

- информационно-методические материалы;

- методические рекомендации для педагогических, руководящих кадров и

родителей;

- методические пособия, сборники;

- материалы методических семинаров для педагогов и руководящих

работников;

- материалы из педагогического опыта.

Психолого-педагогическое сопровождение проекта.

Целью психолого – педагогического сопровождения является обеспечение

условий для оптимального формирования жизненных компетенций таких

как: умение работать в команде, степень самостоятельности.

Решает следующие задачи:

- диагностику уровня межличностного взаимодействия;

- диагностику уровня самостоятельности при решении познавательных задач;

- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития

личности, успешности обучения.

Система социального партнерства.

Основными социальными партнерами СКОШ №10 в рамках реализации

данного проекта являются:

ДЮЦ (Детско-юношеский центр), ДООЦ

(Детский образователно-оздоровительный центр).

Требование к результату проекта.

1. Овладение основными знаниями по туризму и развитие представлений

об окружающем мире

2.

Развитие способности использовать знания по туризму и сформирован-

ные представления о мире для осмысленной и самостоятельной органи-

зации безопасной жизни в конкретных природных и климатических

условиях.

3.

Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодей-

ствию с миром живой и неживой природы.

4.

Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общ-

ности и различий с другими, способности решать соответствующие воз-

расту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирая

адекватную дистанцию и формы контакта.

Критерии оценки:

1.Уровень туристической грамотности учащихся с ОВЗ.

2. Уровень осведомленности по окружающему миру

3. Уровень развития самостоятельности.

4. Снижение показателей в дезадаптивном поведении учащихся

5.

Способность учащихся с ОВЗ

к разносторонней самореализации,

организации личного пространства и времени (учебного и свободного),

умения мечтать и строить планы на будущее, считаясь с чувствами и

намерениями других людей.

6.

Новые навыки общения в среде учащийся-учитель-родитель-социум

Включение в разнообразные формы деятельности, погружение в

ситуацию успеха.

Литература

1.

Башарина Т.А «Использование экскурсионно- туристической про-

граммы как способа развития социальной компетентности детей с

ОВЗ»// «Ф.К: воспитание, образование, тренировка № 3- 2010г.

2.

Петрова В.Г., Белякова И.В. «Кто они дети с отклонениями в разви-

тии?» М. «Флинта» 2000 г.

3.

Севостьянов А.И., Буркова Л. «Психолого-педагогические проблемы

агрессивности современных подростков» // Дополнительное образова-

ние и воспитание детей, №1 2009 г.

4.

Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и

психология здоровья в школе» М. 2006 г. «Аркти»



В раздел образования