Напоминание

Анкетирование как метод профилактики суицидального поведения в молодежной среде"


Автор: Нестеренко Елена Борисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Анкетирование как метод профилактики суицидального поведения в молодежной среде"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Анкетирование как метод профилактики суицидального поведения в

молодежной среде

Вопросы суицида интересуют человечество не одно столетие. Первое

строго

научное

исследование

этого

феномена

было

осуществлено

французским социологом и философом Эмилем Дюркгеймом и нашло

отражение в работе « Самоубийство: социологический этюд». Издана в 1897

году.

Сегодня суицид как явление изучается специалистами различных

областей научного знания: психологами, социологами, психиатрами и др.

Ученые и практики пытаются понять современные причины суицида,

всесторонне рассматривают возможности решения этой проблемы, отдавая

предпочтение профилактическому подходу.

Добровольный уход человека из жизни – явление противоестественное и

страшное. И особенно страшно и горько, когда из жизни уходят молодые

люди, столкнувшиеся с жизненными трудностями, психологическими и

социальными проблемами, которые сегодня имеют решение.

Причин суицидального поведения молодежи множество. Это и результат

несчастной любви, и не сложившиеся отношения в семье, бессилие

и

страх,

конфликты со сверстниками, друзьями,

потеря близкого человека, унижения

и упреки со стороны учителей, непонимание и непринятие в группе

сверстников и другие.

Таким

образом,

негативные

переживания,

а

впоследствии

и

суицидальное поведение у молодых людей возникает в ответ на социальные

и психологические проблемы, имеющие место в важнейших социальных

институтах - семье и образовательном учреждении. И именно они, работая

вместе, могут эффективно осуществлять педагогическую профилактику

суицидального

поведения

.

П

роведени

е

грамотных

и

эффективных

профилактических мероприятий может свести риск совершения суицида в

молодежной среде к минимуму.

Основной упор в работе с молодыми людьми, склонными к суициду,

делается

на

первичную

профилактику.

Превентивная

профилактика

направлена на создание условий, которые способствуют укреплению

личностного и социального здоровья, а также предотвращают отрицательное

воздействие

окружающего

пространства

на

него.

В

основном

такая

профилактика применяется массово и считается самой эффективной. В ее

основе лежит не только система исследований условий социальной среды, но

и создание возможностей для удовлетворения важнейших потребностей и

интересов молодежи.

Первичная профилактика суицидального поведения характеризуется ее

направленностью на воспитание личности, способной адекватно реагировать

на жизненные трудности, превращать их в ситуации саморазвития; то есть

воспитание жизнеспособной и жизнестойкой личности. Из этого следует то,

что первичная профилактика может быть только педагогической. Но, как

показывает анализ педагогического опыта, педагогическая профилактика

суицидального поведения в учреждениях образования имеет не системный

характер, причем, чаще всего, профилактические мероприятия начинают

проводить с людьми, у которых уже замечены признаки суицидального

поведения. То есть производимая профилактика считается уже вторичной

Исходя из понимания, что важнейшей составляющей профилактики

суицида является своевременная социально-психологическая диагностика,

студентами гуманитарно-технического колледжа разработана анкета, которая

может быть использована в учреждениях среднего профессионального

образования, а так же в общеобразовательных учреждениях.

Информация, получаемая после обработки анкет,(анкета проста в

использовании и обработке) позволяет:

- выяснить глубину понимания молодыми людьми суицида как

проблемы;

- выявить трудности и потребности молодых людей в различных сферах

жизнедеятельности и личностных ситуациях;

- понять ценности и предпочтения молодежи;

- предметно и более точно планировать мероприятия, направленные на

предотвращение суицида в молодежной среде.

Выявление

антисуицидальных

факторов

личности,

которые

мы

рассматриваем

как

сформированность

положительных

жизненных

ценностей, убеждений, установок, позитивной жизненной позиции, а так же

комплекса личностных факторов и психологических особенностей человека,

его

душевных

переживаний,

настроений,

препятствующих

осуществлению суицидальных намерений.

К наиболее значимым антисуицидальным факторам личности молодого

человека исследователи относят:

- эмоциональную привязанность к родным и близким;

- чувство долга, ответственность и обязательность;

- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

-наличие духовных, нравственных и эстетических убеждений;

- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

-планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни,

проявление интереса к жизни;

- внимание к собственному здоровью, выбор здорового образа жизни;

-психологическая

гибкость

и

высокая

адаптивность,

умение

компенсировать негативные личные переживания, использовать методы

снятия психической напряженности;

- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны

окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие

(осуждение) суицидальных моделей поведения;

-убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

-уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

-негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

При составлении анкеты мы учитывали перечисленные личностные

факторы.

И

исходили

из

того,

что

чем

большим

количеством

антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, тем

сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем

прочнее его антисуицидальный барьер.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том,

чтобы не только определить источник психического дискомфорта (это задача

другого уровня), но и выявить интересы, ожидания, потребности молодого

человека, понять уровень его понимания проблемы и своевременно

предложить

мероприятия,

которые

помогут

снизить

психологическое

напряжение, избавят от изоляции, дадут новые возможности.

А Н К Е Т А

для учащихся общеобразовательных и средних профессиональных

заведений

Ответы на вопросы анкеты будут

использованы только в научных целях и в

обобщенном виде.

Этот опрос проводят студенты колледжа. Вопросы, на которые нам бы

хотелось получить ответы, связаны с проблемой суицида среди молодежи .

Мы просим Вас правдиво поделиться своим мнением.

Выбранные ответы обведите кружком или отметьте крестиком.

Пожалуйста, не пропускайте вопросы.

1. Ваш пол:

а)

мужской

б)

женский

1.а. Ваш возраст (количество лет)_________________

2. Слышали ли Вы о проблеме суицида?

а)

да (переходите к следующему вопросу)

б)

нет (можете прекратить заполнение анкеты. Спасибо!)

3. Укажите источники, из которых Вы получили информацию об

этой проблеме

(отметьте не более двух основных источников):

а)

телевидение

б)

интернет

в)

публикации в журналах

г)

разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми

д)

другое__________________________(укажите)

4. Вы или Ваши родственники/ знакомые непосредственно

сталкивались с этой проблемой?

а)

я лично столкнулся/лась с этой проблемой

б)

мои родственники, знакомые столкнулись с этой проблемой

в)

ни я, ни мои родственники, знакомые не сталкивались с этой

проблемой

5. Разговаривали ли с вами об этой проблеме родители?

а)

да (переходите к следующему вопросу)

б)

нет (переходите к вопросу №7)

6.

Разговариваете

ли

вы

об

этой

проблеме

с

друзьями,

однокурсниками?

а)

да (переходите к следующему вопросу)

б)

нет (переходите к вопросу №8)

7. Как часто разговаривали (разговаривают) родители с вами об

этой проблеме?

а)

часто

б)

редко

8. Как часто вы с друзьями, однокурсниками разговариваете об этой

проблеме?

а)

часто

б)

редко

9. Проводятся ли у Вас в учебном заведении какие-либо

мероприятия, беседы, связанные с этой проблемой?

а)

да

б)

нет

в)

незнаю

10. Считаете ли Вы, что со студентами должны проводиться беседы,

специальные акции или семинары по проблеме суицида?

а)

да

б)

нет

Объясните, почему вы так считаете?____________

11. В какой форме, на ваш взгляд, следует обсуждать эту тему?

а) индивидуальной

б) групповой_______________

_________________________________________________________________

12. Согласны ли Вы с утверждением, что основными причинами

суицида являются ? (распределите (ранжируйте) причины по

степени важности для Вас)

а)

конфликты с родителями

б)

конфликты с друзьями, любимыми

в)

страх наказания

г) одиночество

д) чувство мести, злобы, протеста

е) избегание трудной ситуации

ж) другие причины_(назовите)

______________________________________________

13. Какие меры, по Вашему мнению, необходимо предпринять для

решения данной проблемы? ( не более 3 ответов)

а) ужесточить интернет- цензуру

б) сделать более доступными спортивные и культурно-досуговые

мероприятия

в) сделать более доступной психологическую помощь

г ) увеличение роли государства в решении проблем молодежи

д) другие решения_(назовите)_________

14. Хотели бы Вы лично принять участие в мероприятиях,

направленных на решение этой проблемы?

а)

да

б)

нет

в)

затрудняюсь

15. Что для Вас значит достичь успеха в жизни? (отметьте не более

трех вариантов)

а)

быть настоящим специалистом в своем деле

б)

иметь интересную и любимую работу

в)

быть богатым

г)

занимать солидное положение, ответственную должность

д)

создать счастливую семью, иметь детей

е)

быть свободным и независимым

ж)

иметь много друзей

з)

иметь постоянную работу и гарантированное будущее

и)

иметь разнообразный, интересный досуг

к) иметь хорошее здоровье

л)

другое (укажите)______________________________

16. Каковы, по Вашему мнению, пути достижения успеха в жизни?

(отметьте что- нибудь одно)

а)

много и упорно работать

б)

много учиться и повышать уровень своего образования

в)

любой способ достижения успеха хорош

г)

иметь обширные связи

д)

вера в Бога

е)

другое (укажите)_

Спасибо, что уделили нам время и внимание!



В раздел образования