Напоминание

Методы и приемы работы со сказкой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста


Автор: Мосеева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №38
Населённый пункт: Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы работы со сказкой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ ПО РАЗВИТИЮ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и

развития. Никому не секрет, что дети с плохо развитой связной речью

нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

У ребенка старшего дошкольного возраста речь должна быть чистой

внятной,

без

нарушений

звукопроизношения,

ведь

в

этом

возрасте

заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность:

ребенок не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы

взрослого, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и

впечатлениях.

Русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и

выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором,

живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового

творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как

в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность,

особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы

заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи ребенка

первенствующего значения.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и

эстетического

аспектов.

Так,

обучение

пересказу

фольклорных

и

литературных произведений в целях формирования умения строить связное

монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление

ребенка старшего дошкольного возраста с изобразительно-выразительными

средствами

художественного

текста

(сравнения,

эпитеты,

метафоры,

синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок

владеет

богатством

родного

языка,

его

грамматическим

строем,

и

одновременно

оно

отражает

уровень

умственного,

эстетического,

эмоционального развития малыша.

Поэтому русские народные сказки способствуют развитию речи, дают

образцы русского литературного языка. Флерина Е.А.

отмечала,

что

литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные

характеристики

образа,

определения,

которыми

оперирует

ребенок.

Средствами

художественного

слова

еще

до

школы,

до

усвоения

грамматических правил дошкольник практически усваивает грамматические

нормы языка в единстве с его лексикой.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его

речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает

детям излагать свое отношение к услышанному, используя сравнения,

метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим

лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа.

Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы,

необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания

этого вида искусства дошкольниками. Дети дошкольного возраста –

слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог,

поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое

значение

Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную

сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть её замысел,

заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам,

их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть

интонационно передать своё отношение к героям и действующим лицам. А

для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со

сказкой, понять и прочувствовать её, суметь проанализировать со стороны

содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть

техникой

чтения

и

рассказывания

чёткой

дикцией,

средствами

интонационной

выразительности

(правильно

расставлять

логические

ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных

местах повышать или понижать голос).

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на

заданиях. Мария Митрофановна Конина (1913 – 1991) выделяла несколько

типов занятий:

1.

Чтение или рассказывание одного произведения.

2.

Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой

или единством образов. Можно объединять произведения одного

жанра или несколько жанров. На таких занятиях объединяют новый и

уже знакомый материал.

3.

Объединение

произведений,

принадлежащих

к

разным

видам

искусства:

чтение

литературного

произведения

и

рассматривание

репродукций с картины известного художника;

чтение в сочетании с музыкой.

На подобных заданиях учитывается сила воздействия произведений на

эмоции ребёнка. В подборе материала должна быть определенная логика –

усиление эмоциональной насыщенности к концу занятия. В то же время

учитываются

особенности

поведения

детей,

культура

восприятия,

эмоциональная отзывчивость.

4.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание

сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий

с ними);

настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке

«Репка»);

кукольный и теневой театр, фланелеграф;

диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5.

Чтение как часть занятия по развитию речи:

оно может быть логически связано с содержанием занятия;

чтение может быть самостоятельной частью занятия.

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к

заданию и методические требования к нему, беседа о прочитанном,

повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется

по-разному.

Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу и отдельно

рисунки

художников

к

этому

произведению.

Дети,

рассматривая

иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чём она. В начале

занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за

наблюдательность, догадливость. Называет произведение.

Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к

содержанию сказки и малознакомые детям, помогает запомнить их названия,

объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее

детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц - хваста» он

говорит: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» - восхищаются прохожие.

И предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень

крупные предметы. Выслушивает ответы. Просит заканчивать фразы,

которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у

льва? – лапища»). Объясняет, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу –

герою новой сказки «Заяц - хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня

не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи», - рассказывает

педагог. Просит повторить, как говорил заяц. Спрашивает: «Как вы думаете,

должно быть в сказке пойдет речь про зайца - великана?» Выслушав

противоречивые мнения детей, предлагает: «Ну что же, давайте проверим,

кто из вас прав», - и читает сказку.

Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с совершенно

необычным названием – «Крылатый, мохнатый да масленый». Спрашивает:

«Как вы думаете, кто это такие?» (Отвечая на этот вопрос, дети упражняются

в умении согласовывать прилагательное с существительным в роде и числе.)

«Название сказки вы знаете. Попробуйте, ориентируясь на него,

сочинить её начало», - предлагает воспитатель новое задание. Затем просит

придумать концовку к произведению.

В старшем дошкольном возрасте надо чаще использовать присказки,

особенно в тех случаях, когда не проводится подготовительная работа к

занятию совместной деятельности. Желательно, чтобы по своему настрою,

присказка была связана с произведением, хотя подбор этот будет во многом

условен. Практика показывает, что во втором полугодии дошкольники,

научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о

чём будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды.

После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая

помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить

некоторые её эпизоды; ещё раз повторить наиболее интересные сравнения,

описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую

особенность произведений данного жанра.

Таким

образом,

беседа

по

содержанию

произведения

должна

представить (показать) его ребенку во всей целостности.

Рассмотрим приёмы, которые являются наиболее эффективными в

беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приёмы, помогающие

лучше разобраться в содержании произведения, и приёмы, способствующие

более полному проникновению в образный строй и языки сказки.

Приёмы первой группы:

1.

Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности.

Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки.

Предложив

вопрос,

воспитатель

может

напомнить

им

соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово,

фразу, поступок персонажа.

2.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею

произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли

им сказка и, что особенно понравилось, с вопросительной интонацией

цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как

же бывает, когда «один на другого кивает, своё дело делать не хочет»?»

(сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает

плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из

персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» - добиваясь,

чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке

сказки.

Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра,

можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение

называется, сказкой?»; «Какие в нём есть черты, типичные для сказок?».

3.

Рассматривание

иллюстраций

и

накапливание

у

дошкольников

представлений о том, как рисунки художников помогают понять

произведение. С помощью этого приёма дошкольников приучают

вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма

уже при первом чтении сказки.

4.

Словесные

зарисовки.

Детям

предлагают

вообразить

себя

художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки

они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог

задаёт вопросы, помогающие ребёнку уточнить для себя ту или иную

деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая

страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?»).

В свободное время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные

картинки. Воспитатель раздаёт им листы бумаги одинакового формата. Из

готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит

обложку,

переплёт.

Самодельную

книгу

помещают

в

библиотеке

методического кабинета. На следующий год её обязательно показывают

детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.

Приёмы второй группы:

1.

Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком

чтении ребёнок полнее воспринимает художественные достоинства

произведений,

замечает

сравнения,

эпитеты

и

другие

средства

выразительности.

2.

По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом

смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают

описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3.

Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказывать о

нём подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети

договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести

соревнование: «Чей рассказ откажется интереснее (подробнее)?»

Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и

активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тётки вороны

– сказка «Заяц - хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да

масленый» - со слов «сядут за стол – не нахвалятся». Объяснение

незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное

восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без

понимания которых становятся неясными основной смысл текста,

характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны:

подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов

(избушка лубяная – деревянная, горница - комната); употребление слов

или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с

картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при

рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова .

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только

слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о

времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным

миром.

Из

сказки

можно

вынести

много

уроков:

нравственный,

воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и

воображения, математические и экологические представления и т.д.

С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к.

сказка близка мышлению ребенка.

Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал

сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и

интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не

возникает

потребности

представить

какой-то

образ,

не

возникают

ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать то, что

прочитали. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней

хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он

сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то

ситуацию.

Не только воспитателям в детском саду, но и родителям стоит

больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки

может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают связную речь ребенка, образное и логическое

мышление, его творческие способности, знакомят детей с миром природы

и помогают подготовить их к школе.

Все дети любят сказки. Но понимают ли они их? Или им просто

нравится, что взрослый что-то читает, говорит? Тем не менее только

понимание сути сказки даст ребенку возможность не только рассказать

ее, но и вынести из нее урок. Как родителям ускорить процесс понимания

сказки?

Начнём с самого простого: с разбора того, о ком рассказывается в

сказке, с выяснения описываемых в произведении действий. Здесь нам

поможет рассматривание иллюстраций и самостоятельное разыгрывание.

Когда вы читаете сказку про медведя, пусть ребёнок показывает, как

ходит медведь, когда про зайца – как прыгает зайка. Если у вас нет

иллюстраций, то можно нарисовать то, что делает герой.

Существует очень эффективный способ, позволяющий выявлять

содержание и последовательность действий, определённые отношения

между персонажами. Это моделирование.

Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных –

условными). Если мы обращаемся к художественной литературе, то

замещаемыми объектами будут герои детских сказок и предметы, с

которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать

бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине.

Первая задача – научить ребёнка правильно использовать

заместители. Замещение основывается на каком-либо различии между

персонажами. Это могут быть различия по цвету ( например, лягушка

будет изображаться зелёным кружком, лиса – оранжевым), по величине

(медведь – большой кружок, мышка – маленький).

Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает

ребёнку взрослый. От ребёнка требуется так выбрать кружки, чтобы

«сразу было понятно, какой кружок – лягушка, а какой – лиса». Если на

первых порах ребёнок затрудняется выбирать заместителя

самостоятельно, надо ему помочь.

На первых порах число кружков (не более трех) должно совпадать с

числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние

кружки, чтобы ребёнок сам выбирал нужные. Когда выбор заместителей

освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых

сюжетов.

Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки

«Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и козлята», «Заяц, лиса и петух»,

«Маша и медведь» и многие другие. К одной и той же сказке

рекомендуется возвращаться несколько раз. Вначале достаточно, чтобы

ребёнок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о

котором ему в данный момент читает взрослый. Позднее нужно

переходить к изображению действий, совершаемым этим персонажем,

Если ребёнок сам не догадывается, как изобразить действие, ему родители

показывают или подсказывают.

Очень удобна для разыгрывания сказка Л. Н. Толстого «Три

медведя». Медведи – бумажные полоски разной длины, Маша – полоска,

примерно равная по длине «Мишутке», но другого цвета. «У Машеньки

красное платьице», - подсказывает мама. В доме у медведей стоят стулья

(бумажные квадратики разной величины), тарелки (разные по размеру

кружки), кровати (прямоугольники из бумаги). Сам дом – это

нарисованный на листе бумаги большой прямоугольник. С одной стороны

дверь, в которую все входят, с другой – окно, через которое в конце

выпрыгивает Маша.

Взрослый читает сказку, а ребёнок в это время разыгрывает её. Вот

Маша пришла в пустой дом. Поела из самой большой тарелки, потом из

средней, потом из маленькой. По очереди посидела на трёх стульях

(красная полоска – Маша – переходит от одного квадратика к другому).

Не спешите, читайте медленно, ведь ребёнку нужно разыграть

каждую сцену: покормить Машу, показать, как она качается на стуле.

Если ребёнок недостаточно активен, то примите участие в разыгрывании.

Чтобы оживить игру, можно предложить ребёнку перевернуть тарелочку,

из которой всё съедено, сломанный стул (хорошо, если их оборотная

сторона отличается по цвету от лицевой).

Разыгрывание сказки «Три медведя» не только позволит ребёнку

лучше усвоить её содержание, но и будет способствовать развитию

умения соотносить предметы по величине.

Когда ребёнок уже овладел разыгрыванием сказок с помощью

заместителей, можно приступить к «конспектированию».

Делается это вот так. Папа читает сказку «Колобок». Он прочел про то,

как колобок ушёл от бабки с дедом, ребёнок вывел жёлтый кружок из

домика.

- Давай нарисуем, что у нас получилось, - предлагает папа и

зарисовывает расположение кружков.

Затем зарисовывается ситуация, возникшая при встрече зайца и

колобка. В конечном итоге возникает серия рисунков. Каждая схема

делается взрослым после того, как ребёнок с помощью кружков изобразил

соответствующую ситуацию. Потом ребёнку предлагается по этим

рисункам

пересказать

сказку.

Если

он

путает

последовательность

рисунков, то можно лишние прикрывать листом бумаги, оставляя

открытым только тот рисунок, по которому он должен рассказывать в

данный момент. Ни в коем случае не настаивайте на дословном пересказе.

Это задание направлено на то, чтобы научить ребёнка воспринимать и

передавать общий смысл прочитанной ему сказки, выделять основные

происходящие в ней события.

Основой для пересказа может служить и серия иллюстраций к сказке.

Но

на

иллюстрациях,

которые

обычно

бывают

в

книгах,

много

второстепенных деталей. Они отвлекают внимание ребёнка от основной

сюжетной линии. Описанный схематический конспект создаёт более

благоприятные условия для выделения основного содержания сказки.

Разумеется, все те специальные виды работы, которые описаны

выше, не должны вытеснять обычного, привычного чтения вслух сказок.

Это и без специальных советов делается почти во всех семьях.

« Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы

вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!» (К.Г.Паустовский)



В раздел образования