Автор: Аюпова Елена Анатольевна
Должность: учитель биологии, географии, химии
Учебное заведение: МБОУ "Степновская СОШ"
Населённый пункт: п. Степной
Наименование материала: Методическая разработка урока по географии
Тема: Урок "Австралия: образ материка"
Раздел: среднее образование
Урок по теме: Австралия: образ материка. География 7 класс.
Цель урока: формирование у учащихся представлений о материке
Австралия.
Задачи:
Сформировать представление о физико-географическом
положении Австралии, природе, рельефе и полезных ископаемых
материка;
Познакомить учащихся с историей открытия и исследования
этого материка;
Выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;
Развивать умения работы с географической картой и
использования карты как одного из «языков» общения;
Формировать навыки нахождения, использования и презентации
географической информации.
Деятельность обучающихся: определять географическое положение и
координаты крайних точек материка; историю открытия материка; объяснять
размещение крупных форм рельефа материка; устанавливать взаимосвязи
между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми
материка на основе сопоставления карты строения земной коры и
физической карты Австралии; выявлять особенности климата, внутренних
вод, растительного и животного мира; объяснять особенности размещения
природных зон; наносить на контурную карту географические объекты
материка.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, словесный, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: глобус, карты Австралии, атласы, контурные карты,
учебники, тетради.
Ход урока:
1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
Тест по теме «Африка».
3. Изучение нового материала.
Отгадываем тему урока:
***
Необычный материк,
Хоть и ростом невелик.
Сумчатых зверюшек
Здесь живет немало:
Белки, крысы, кенгуру
И медведь коала.
Вот ехидна, утконос —
Только здесь встречаются,
Попугаи, лирохвост
На ветвях качаются.
Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в … (Австралии)
Ребята, мы с вами познакомимся с новым материком, он уникален и
узнаваем. Отрывок из произведения Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Речь
Жака Паганеля:
«Я клянусь вам, что этот край — самый любопытный на всем земном шаре!
Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее
исчезновение — все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира.
Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался
из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то
гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарив-
шееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше
высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно
теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а
ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты
тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где
животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например у ехид-
ны и утконоса, что заставило ученых выделить их в особый класс
птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины ...Самая
причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших!
Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!»
1) Географическое положение.
Чтобы нам проделать путь до Австралии, нужно повернуть глобус нa
пол-оборота. Путешественнику, задумавшему преодолеть это
расстояние 100-200 лет назад, потребовалось бы от 7 месяцев до года. В
наше время от Москвы до Сиднея на реактивном лайнере можно
долететь за 40 часов. В 17 чaсов вылетаем из Шереметьева, а ночью
совершаем посадку в Дели. Короткая остановка и в 11 утра по местному
времени следующего дня – в Сингапуре. В 8 вечера снова посaдка и сновa
бессонная ночь. Внизу острова Индийского океана, Индонезия, и, наконец,
Австралия. Долго летим над пустынями. И только утром совершаем
посадку в самом большом городе Австралии Сиднее. (В процессе рассказa
рисуем путь на карте)
Итак, мы в Австралии и готовы приступить к ее изучению.
С чего мы начинаем изучение каждого материка. (С определения его
образа). Следовательно, как будет звучать тема нашего урока? (Австралия:
образ материка) – запись темы на доске.
Из чего складывается образ материка? (ГП, особенности природы,
населения, самые яркие, которые отличают Австралию от других
материков).
Следовательно, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
(- Знать: историю открытия материка; особенности ГП материка
Австралия и его влияние на основные черты природы материка;
тектоническое строение материка и соответствующие ему формы рельефа.
- Уметь: работать с географическими картами, текстом учебника;
выявлять причинно-следственные связи; сравнивать природу Австралии и
Африки.)
- Отметить крайние точки материка и их координаты:
Сев. – м. Йорк 9° ю.ш. 143° в.д.
Зап. – м. Стип-Пойнт 26° ю.ш. 113° в.д.
Юж. - м. Саут-Ист-Пойнт 39° ю.ш. 146° в.д.
Вост. – м. Байрон 27° ю.ш. 154° в.д.
Изменение положения привычных ориентиров – юг вверху, север – внизу
– разрушает привычный нам образ, делает его малоузнаваемым. Но при
этом образ поверхности Земли объективно остается верным, только
становится неожиданным для восприятия.
Австралия расположена южнее экватора, и многие пространственные
ориентиры в этой стране непривычны для жителей северного полушария.
Австралийцы не видят созвездие Большой Медведицы, но очень любят
свое полярное созвездие – Южный крест. Пять его звезд изображены на
государственном флаге Австралии. Если Солнце восходит и заходит в
Австралии соответственно на востоке и на западе, то в полдень оно
находится на севере, а не на юге, как в северном полушарии. Для жителей
северного полушария север означает мороз, снежные сугробы и метели.
Для австралийца север – это жаркие морские пляжи, где температура
воздуха зимой 25 -30
0
С, а температура воды 23 -25
0
С. Самый теплый
месяц – январь, а самый холодный – июль.
А) По отношению к эквaтору располагается в Южном полушарии;
Б) По отношению к начальному меридиану – в Восточном.
В) Площадь: 7, 6 млн. км2 (последнее место в мире)
Г) Протяженность Австралии с севера на юг – 3000 км, с запада на восток
– 4000 км.
Д) Омывается с СВ – Тихим океаном; с СЗ – Индийским океаном.
Е) Ближе всего располагается к Австралии Антарктида и Евразия.
Ж) Ближе остальных к Австралии расположены крупные острова Океании:
на востоке – Новая Гвинея, отделена Торресовым проливом, на юго-востоке
– Новая Зеландия. Остров Тасмания – это отделившаяся часть материка,
между ними – Бассов пролив. В целом, у берегов Австралии почти нет
удобных бухт и заливов, мало островов. На севере глубоко вдается в сушу
мелководный залив Карпентария, а на юге – Большой Австралийский
залив.
Физкультминутка «Лови ошибку»: учитель называет географические
объекты, относящиеся к Австралии или другому материку. Ученики должны
поймать (если объект относится к Австралии) или отбить мяч (если объект не
относится к Австралии).
2) Рельеф.
Береговая линия слабо изрезана. Т.к. является самым древним материком,
океаны в течение миллионов лет выровняли берега.
На востоке прибрежная долина отделена от центральной части страны
Большим Водораздельным хребтом, средняя высота которого около 1200 м.
Хребет протянулся от полуострова Кейп-Йорк на севере до Виктории на юго-
востоке. Части хребта носят названия: плато Нью-Инглэнд, Голубые горы,
Австралийские Альпы. Самая высокая точка Австралийских Альп – гора
Косцюшко (2 228 м) – является и высочайшей точкой страны.
Западная часть континента – огромное плато высотой от 300 до 450 м над
уровнем моря. На Большом Западном плато расположены три австралийские
пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория и пустыня Гибсона.
Центр страны занимают обширные равнины между Большим
Водораздельным хребтом и Большим Западным плато.
Вдоль южного побережья Австралии протянулась практически безлюдная
равнина Налларбор, имеющая огромное количество пещер, туннелей.
Потухшие вулканические кратеры находятся в юго-восточной части страны.
Австралия богата всеми основными видами полезных ископаемых,
необходимых для развития промышленности и сельского хозяйства, – это
каменный уголь, нефть, газ. По запасам золота, урановых, железных,
алюминиевых руд и редких металлов Австралия входит в десятку ведущих
стран.
3) Климат.
При распаде древнего материка Гондвана, Австралия оказалась в не самом
удобном положении, а именно по центру южного тропика. Лежит в двух
тепловых поясах (на С – жаркий, на Ю – умеренный).
Большая часть Австралии лежит в тропическом поясе, поэтому там
преобладает сухой тропический климат. Поэтому Австралия – очень жаркий
и засушливый материк.
Только восточные склоны Большого водораздельного хребта и прибрежные
равнины находятся под влиянием пассатов с Тихого океана и теплого
океанического течения, отличаются большим количеством осадков.
В субэкваториальной Австралии дождливое лето и сухая зима.
Преобладание засушливого климата определяет бедность поверхностных
вод. Все внутренние районы материка пустынны, так как большую часть года
они безводны.
Для этих районов характерна сеть временных пересекающих рек – криков.
Крупнейший из них – Купер, или Куперс-Крик.
Самая большая речная система Австралии – Муррей с крупным притоком
Дарлинг. Эти реки берут начало на Большом Водораздельном хребте.
Во время дождей река сильно разливается на плоской равнине. Дарлинг в
нижнем течении во время засухи пересыхает и распадается на отдельные
водоемы. Муррей не пересыхает, но уровень ее резко понижается. Из-за
резкого колебания уровня воды на Муррее и Дарлинге судоходство по ним
затруднено.
4) Природа материка (Сообщение учащегося)
5) История исследования Австралии.
В V-IV вв. до н. э. античная география добилась удивительных успехов.
Величайшими её достижениями были учение о шарообразности Земли и
теория единства Мирового океана.
При этом всеми античными географами признавалось, что значительную или
даже наибольшую часть южного полушария занимает гипотетическая суша.
Позднее за этим Южным континентом утвердилось название «Terra
Australis». Эта гипотеза, возникшая по крайней мере во II веке до н. э.,
держалась около 2 тысяч лет, до последней четверти XVI века. Как и
некоторые другие великие географические ошибки, эта гипотеза сыграла
большую роль в истории географических открытий. В поисках гигантского
Южного континента европейцами были открыты Австралия, Новая Зеландия,
острова Океании.
Открытие Австралии очень долго связывали с именем английского
мореплавателя Джеймса Кука. На самом деле первыми европейцами,
побывавшими у берегов этого континента и встретившимися здесь с
разрозненными племенами аборигенов, были голландцы: Виллем Янсзон в
1605 году и Абель Тасман в 1642 году. Янсзон пересек Торресов пролив и
проплыл вдоль побережья полуострова Кейп-Йорк, Тасман же открыл юго-
западную часть Тасмании, которую он посчитал частью материка. А испанец
Торрес в 1606 году проплыл проливом, который отделяет от материка остров
Новая Гвинея.
Однако испанцы и голландцы сохраняли свои открытия в тайне. Джеймс Кук
приплыл к восточному побережью Австралии лишь сто пятьдесят лет спустя,
в 1770 году, и сразу же объявил ее английским владением.
Здесь была создана королевская “штрафная колония” для уголовных
преступников, а позднее – для ссыльных участников чартистского движения
в Англии. Приплывшие в 1788 году с “первым флотом” к берегам Австралии
представители английских властей основывают город Сидней, который
впоследствии провозглашается административным центром созданной в 1824
году британской колонии Новый Южный Уэльс.
С прибытием “второго флота” появляются и первые вольные переселенцы.
Начинается освоение, а точнее, захват материка, сопровождавшийся
жесточайшим истреблением коренного населения. На аборигенов
устраивалась охота, за убитых выдавались премии. Нередко колонисты
устраивали настоящие облавы на коренных жителей Австралии, убивая их
без различия пола и возраста, разбрасывали отравленную пищу, после
которой люди погибали в страшных мучениях.
Не удивительно, что через сто лет большая часть коренного населения
оказалась истребленной. Оставшиеся аборигены были согнаны с земли
предков и оттеснены во внутренние пустынные области. В 1827 году Англия
объявляет об установлении своего суверенитета над всем континентом.
Выводы и запись рекордов Австралии:
Самый маленький материк
Самый низкий и самый плоский материк
Самый засушливый материк
Самый маловодный материк
Единственный материк, в пределах которого нет действующих
вулканов и современных ледников.
Самая протяженная живая структура в мире – Большой Барьерный риф
Самые уникальные животные: коалы (у которых есть отпечатки
пальцев как и у людей), утконосы, кенгуру, гигантские черви (более 1
метра в длину), прибрежный тайпан (самая ядовитая змея в мире)
4. Закрепление. Доп. задания:
1) Вычислить протяженность материка с С на Ю по меридиану 142° в. д. и с З
на В по параллели 26° (длина 1°на параллели 26° = 100 км)
2) В каких климатических поясах располагается?
3) Как расположен материк относительно других материков?
5. Рефлексия. Методика: незаконченное предложение.
- Сегодня я узнал(а), что …,
- Мне больше всего понравилось…,
- Урок был …
- Я встретился (ась) с трудностью при….
Д/з: Параграф 31, вопросы в конце параграфа, на контурной карте отметить
осн. геог. объекты Австралии, составить визитную карточку Австралии
используя текст учебника, карты, доп. литературу. Сделаем подарок
Австралии, ведь 26 января, праздновался День Австралии.