Автор: Максимова Екатерина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУСО РБ Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Населённый пункт: с. Баргузин, Баргузинский район, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения"
Раздел: высшее образование
Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения
На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из
самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких
компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.
Асоциальное
поведение
- поведение,
противоречащее
общественным
нормам
и
принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В
условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных
установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому
проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более
значимой.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и
других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать
комфортные, адекватные условия для развития школьников.
Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие
подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его
возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать
явление,
носящее групповой
характер.
Такие
нормы
позволяют уравновешивать
поведения
людей,
приводить
или
хотя
бы
стремиться
к
гармонизации
между
взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество
норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д.
Как
правило,
подросток,
характеризующийся
асоциальным
поведением,
имеет
определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к
межличностным
конфликтам;
упрямство;
нежелание
подчиняться
общепринятым
правилам поведения; трудности социальной адаптации.
Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального
поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту
подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных,
школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться,
демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может
сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с
жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а
также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к
изнасилованию).
- В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый
стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое
поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной
опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще
всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев,
поджогах, вымогательстве, мелких кражах.
Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих
проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия,
анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры),
бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него
социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность
к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка,
неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.
Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у
подростков в семьях которых:
имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после
болезней;
пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;
во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу,
враждебность к детям, невнимание;
нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;
имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная
опека над подростком.
Профилактические мероприятия в учебных заведениях:
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения,
является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и
учебной
работе,
обеспечивающим
успешную
профилактику
правонарушений.
По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу
профилактики
правонарушений.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом,
художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений
воспитательной
деятельности,
способствующее
развитию
творческой
инициативы
ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного
поведения.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их
естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные
дети испытывают:
потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих
будущих детей, так и здоровья всей России;
потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и
продлению человеческой жизни.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек
надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов,
спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой
своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой
программы.
Создавать
волонтерские
группы,
участвующие
в
этой
работе.
В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:
беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами
учащиеся;
– беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного
руководителя самими учениками;
– встречи
с
«интересными
людьми»,
общение
с
которыми
продемонстрируют
преимущества здорового образа жизни;
– «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей
телепередач.
В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции,
гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:
преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
милосердие, доброта и здоровье;
природа и здоровье;
любовь и здоровье;
здоровье и успешная карьера;
мода и здоровье;
фигура и здоровье;
спорт и здоровье;
компьютерные игры и здоровье;
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных
представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального
поведения.
Проведение
бесед
на
классных
часах,
родительских
собраниях,
разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные
поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует
информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за
вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию,
особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб,
причиненный
их
детьми..
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить
работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать
усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской
общественностью.
Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть
представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося
в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности
конкретного школьника с девиантным поведением.
Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для
беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!