Автор: Кузеванова Светлана Семёновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Металлурговская СОШ"
Населённый пункт: п.Металлургов, Новокузнецкого района, Кемеровской области
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Раздел: среднее образование
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Класс: 5 класс
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- доска;
- учебник Математика 5 класс, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов – М.: Мнемозина;
- карточки для рефлексии.
Цели
Цель учителя: формировать у учащихся способы сложения и вычитания десятичных дробей
Цель учащихся: научиться применять правила сложения и вычитания десятичных дробей на практике.
Планируемые результаты
1
:
1) Личностные:
- осознавать важность учёбы и познания нового;
- мотивация к познанию, учебной деятельности.
2) Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;
1
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
- познавательные:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;
- делать выводы;
-формировать навыки решения практических задач на действия с десятичными дробями.
- коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- учиться критично относиться к собственному мнению;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
3) Предметные:
- познакомиться с правилами сложения и вычитания десятичных дробей;
- различать случаи сложения и вычитания десятичных дробей на практике;
- правильно находить сумму и разность десятичных дробей.
Технологическая карта урока
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Коммен-
тарий
1.
Организационный
момент
(самоопределе-
ние к деятельности)
Цель: организация самоо-
ценки
обучающимися
го-
товности к предстоящей
деятельности
на
уроке.
Включить обучающихся в
учебную
деятельность,
определить
сод ержа-
тельные рамки урока, со-
здать условия для возник-
новения
у
ученика
вну-
тренней
потребности
включения в учебную дея-
тельность.
Приветствует учеников, контролирует подготовку ра-
бочих мест.
Озвучивает тему и цель урока
- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими
исследователями и откроете новые знания. А вот что
это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби»
(вывешивается на доске)
ДРОБИ
Обыкновенные Десятичные
Запись Запись, перевод
Сравнение Сравнение
Сложение и вычитание ???
-
Как
вы
думаете,
какая
дорога
подходит
к
вашей
деятельности на этом уроке? Почему? (правая)
-
Какой
следующий
шаг
вам
предстоит
сделать
в
изучении
действий
с
десятичными
дробями?
(сложение и вычитание)
-
Молодцы!
Сформулируйте
цели
урока
(построить
алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)
- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему
урока (на доске открывается тема урока)
Приветствует
учителя, прове-
ряют подготовку
рабочих мест.
Отвечают на во-
просы учителя,
высказывают
свои предполо-
жения.
Личностные:
самоопределение,
смыслообразовани
е.
Регулятивные:
планирование,
целеполагание,
волевая
саморегуляция.
Познавательные:
анализ, сравнение,
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
деятельности,
цели.
Коммуникатив-
ные: планирова-
ние учебного со-
трудничества, вы-
ражение своих
мыслей, аргумен-
тация своего мне-
ния.
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Коммен-
тарий
2.Актуализация
знаний.
Ц е л ь : организация
вос-
приятия задания обучаю-
щимися.
Актуализиро-
вать
учебное
содержа-
ние,
необходимое
и
до-
статочное
для
восприя-
тия
нового
материала:
сравнение
десятичных
дробей, перевод десятич-
ной
дроби
в
смешанное
число и наоборот, сложе-
ние и вычитание смешан-
ных чисел.
Формулирует
задание.
Создаёт
эмоциональный
настрой на выполнение заданий.
- Начнем с устной работы.
Задание 1.
-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых
семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна
тысячная.
- Сравните эти дроби.
-Запишите
данные
десятичные
дроби
в
виде
смешанных чисел.
-Выполните
сложение
и
вычитание
получившихся
смешанных чисел.
-Проверим
получившиеся
результаты
(записаны
на
оборотной стороне доски)
-Сформулируйте правило сложения и вычитания сме-
шанных чисел.
Выполняют за-
дание. Называ-
ют правило, на
которое опира-
лись при выпол-
нении данного
задания
.
3. Введение нового зна-
ния. Цель: организация
совместного открытия
нового знания, организа-
ция коммуникативного
взаимодействия для по-
строения нового способа
действия (алгоритма
сложения и вычитания
десятичных дробей),
устраняющего причину
выявленного затруднения.
- Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте
его.
Задание 2.
Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько
кг фруктов купила мама?
- Перескажите условие. Составьте в тетради план
решения задачи. На составление плана – 2 мин.
ПЛАН
Яб. – 2,7 кг
Бан. – 3,580 кг
2,7 + 3,580 = ?
- Проблема: как сложить десятичные дроби?
- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы
справиться с затруднением?(перевод десятичной дроби
в смешанное число и обратно, сложение смешанных
Читают текст за-
дачи.
Обсуждают.
Составляют
план.
Называют пра-
Личностные:
самоопределение,
смыслообразовани
е.
Регулятивные:
волевая
саморегуляция в
ситуации
затруднения.
Познавательные:
анализ, синтез,
обобщение,
аналогия,
самостоятельное
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Коммен-
тарий
чисел)
- А нельзя ли проще выполнить вычисление?
- Хорошо! Откройте учебник на с.191.
- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и
вычитания десятичных дробей.
- Расскажите алгоритм друг другу.
- Вместе составим схему ориентировочных действий
(алгоритм)
Задание 3.
3,7 + 2,651= ?
1)
Уравнять количество знаков после запятой.
3,700 + 2,651
2)
Записать их друг под другом, чтобы запятая
была под запятой.
3,700
2,561
3)
Выполнить сложение (вычитание), не обращая
внимания на запятую
3,700
2,561
6 261
4)
Поставить в ответе запятую под запятой
3,700
2,561
6,261
вила, которыми
будут пользо-
ваться при вы-
полнении данно-
го задания.
Выполняют дей-
ствие в тетради.
Работа с учебни-
ком: находят в
тексте понятия,
читают и запо-
минают прави-
ло, читают и
проговаривают
его друг
другу
вслух.
Составляют схе-
му действий.
Комментируют
выполнение за-
дания.
выделение
и
формулирование
познавательной
цели, поиск и
выделение
необходимой
информации,
проблема выбора
эффективного
способа решения,
создание способа
решения
проблемы.
Коммуникативные
: выражение своих
мыслей,
аргументирование
своего мнения,
учебное
сотрудничество со
сверстниками
.
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Коммен-
тарий
4. Воспроизведение но-
вого знания. Формулиро-
вание нового правила (на-
хождения суммы и разно-
сти десятичных дробей).
Построение алгоритма
деятельности по новой
норме. Цель: организация
совместной деятельно-
сти.
- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым
комментарием.
№ 1211
- Прочитайте условие задачи. Перескажите.
- Составим модель задачи на доске и в тетради.
- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).
На пальто – 3,2 м На
пальто – 320 см
На костюм – 2,63 м На
костюм – 263 см
3,2 0 м = 320см
2,63м = 263см
5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583
(см) ткани израсходовали
Ответ: 5,83 м или Ответ: 583 см
Работа с учебни-
ком. Ученики по
одному выходят
и комментируют
решение у дос-
ки, остальные
работают в тет-
ради.
Личностные:
осознание
ответственности
за общее дело
Познавательные:в
ыполнение
действий по
алгоритму,
построение
логической цепи
рассуждений,
анализ,
обобщение,
подведение под
понятие.
Коммуникативные
: выражение своих
мыслей,
использование
речевых средств
для решения
коммуникативных
задач.
5. Первичное закрепле-
ние. Цель: организация
правильного выполнения
задания по теме, усвое-
ния детьми нового прави-
ла действия, решения за-
даний с их проговаривани-
ем во внешней речи.
№ 1213 (а,б,г)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради,
потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните сложение десятичных дробей по
алгоритму.
А) 0,769 + 42,389
Б) 5,8 + 22,191
Г) 8,9021 + 0,68
Воспроизводят
своими словами
правила, дей-
ствуют по алго-
ритму.
Личностные:
осознание
ответственности
за общее дело
Познавательные:в
ыполнение
действий по
алгоритму,
построение
логической цепи
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Коммен-
тарий
№ 1214 (г,д,е)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради,
потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните вычитание десятичных дробей по
алгоритму. Г) 11, 1 – 2,8
Д) 88,252 – 4,69
Е) 6,6 – 5,99
Задание 4. (устно)
- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на
доске.
- Вразброс даны части алгоритма по сложению и
вычитанию десятичных дробей. Работая в парах, в
течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
Алгоритм
1.
Выполнить сложение (вычитание), не обращая
внимания на запятую
2.
Уравнять количество знаков после запятой.
3.
Поставить в ответе запятую под запятой.
4.
Записать их друг под другом, чтобы запятая
была под запятой.
Ответ: 2, 4, 1, 3
Работа в парах
по восстановле-
нию алгоритма.
рассуждений,
анализ,
обобщение,
подведение под
понятие.
Коммуникативные
: выражение своих
мыслей,
использование
речевых средств
для решения
коммуникативных
задач.
6.
Контроль Цель: органи-
зация
первичного
закрепле-
ния построенного алгорит-
ма сложения и вычитания
Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько
он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может
его применить. У вас на партах лежат карточки с
таблицами. Посмотрите.
Осуществляют
самопроверку.
Регулятивные:
контроль,
коррекция,
самооценка
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Коммен-
тарий
десятичных дробей
- Какое задание необходимо выполнить?
- Заполните таблицы самостоятельно.
+
0,8
1,2
0,45
-
0,2
1,5
0,04
1,2
1,8
0,6
2,2
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите
ключ для выполнения самопроверки.
- У кого возникли затруднения при выполнении
задания?
- В каком месте?
- Кто правильно выполнил задание?
- Оцените себя.
Проверяют свои
ответы, отмеча-
ют правильно
решенные при-
меры, исправ-
ляют допущен-
ные ошибки.
Осуществляют
самооценку
.
Познавательные:
анализ, синтез,
аналогия, выпол-
нение действий по
алгоритму.
7.Рефлексия
деятельности
на
уроке. Ц е л ь : организо-
вать
понимание
ценности
выполненной деятельности
Организует подведение итогов совместной и
индивидуальной деятельности учеников
- Удалось ли вам решить проблему урока?
- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть
новое?
- Проанализируйте свою работу.
(раздаются карточки рефлексии)
1.
Мне понятно, как складывать десятичные
дроби ________________________
2.
Я смогу применить алгоритм сложения
десятичных дробей ______________
3.
Мне понятно, как вычитать десятичные
дроби __________________________
4.
Я смогу применить алгоритм вычитания
Называют
основные пози-
ции нового ма-
териала и как
они их усвоили.
Познавательные:
рефлексия
способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности.
Коммуникатив-
ные: аргумента-
ция своего мнения
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Коммен-
тарий
десятичных дробей ______________