Напоминание

"Сложение и вычитание десятичных дробей"


Автор: Кузеванова Светлана Семёновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Металлурговская СОШ"
Населённый пункт: п.Металлургов, Новокузнецкого района, Кемеровской области
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей

Класс: 5 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование:

- ноутбук;

- проектор;

- доска;

- учебник Математика 5 класс, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов – М.: Мнемозина;

- карточки для рефлексии.

Цели

Цель учителя: формировать у учащихся способы сложения и вычитания десятичных дробей

Цель учащихся: научиться применять правила сложения и вычитания десятичных дробей на практике.

Планируемые результаты

1

:

1) Личностные:

- осознавать важность учёбы и познания нового;

- мотивация к познанию, учебной деятельности.

2) Метапредметные:

- регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;

1

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

- познавательные:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;

- делать выводы;

-формировать навыки решения практических задач на действия с десятичными дробями.

- коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;

- учиться подтверждать аргументы фактами;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

3) Предметные:

- познакомиться с правилами сложения и вычитания десятичных дробей;

- различать случаи сложения и вычитания десятичных дробей на практике;

- правильно находить сумму и разность десятичных дробей.

Технологическая карта урока

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Коммен-

тарий

1.

Организационный

момент

(самоопределе-

ние к деятельности)

Цель: организация самоо-

ценки

обучающимися

го-

товности к предстоящей

деятельности

на

уроке.

Включить обучающихся в

учебную

деятельность,

определить

сод ержа-

тельные рамки урока, со-

здать условия для возник-

новения

у

ученика

вну-

тренней

потребности

включения в учебную дея-

тельность.

Приветствует учеников, контролирует подготовку ра-

бочих мест.

Озвучивает тему и цель урока

- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими

исследователями и откроете новые знания. А вот что

это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби»

(вывешивается на доске)

ДРОБИ

Обыкновенные Десятичные

Запись Запись, перевод

Сравнение Сравнение

Сложение и вычитание ???

-

Как

вы

думаете,

какая

дорога

подходит

к

вашей

деятельности на этом уроке? Почему? (правая)

-

Какой

следующий

шаг

вам

предстоит

сделать

в

изучении

действий

с

десятичными

дробями?

(сложение и вычитание)

-

Молодцы!

Сформулируйте

цели

урока

(построить

алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)

- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему

урока (на доске открывается тема урока)

Приветствует

учителя, прове-

ряют подготовку

рабочих мест.

Отвечают на во-

просы учителя,

высказывают

свои предполо-

жения.

Личностные:

самоопределение,

смыслообразовани

е.

Регулятивные:

планирование,

целеполагание,

волевая

саморегуляция.

Познавательные:

анализ, сравнение,

самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной

деятельности,

цели.

Коммуникатив-

ные: планирова-

ние учебного со-

трудничества, вы-

ражение своих

мыслей, аргумен-

тация своего мне-

ния.

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Коммен-

тарий

2.Актуализация

знаний.

Ц е л ь : организация

вос-

приятия задания обучаю-

щимися.

Актуализиро-

вать

учебное

содержа-

ние,

необходимое

и

до-

статочное

для

восприя-

тия

нового

материала:

сравнение

десятичных

дробей, перевод десятич-

ной

дроби

в

смешанное

число и наоборот, сложе-

ние и вычитание смешан-

ных чисел.

Формулирует

задание.

Создаёт

эмоциональный

настрой на выполнение заданий.

- Начнем с устной работы.

Задание 1.

-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых

семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна

тысячная.

- Сравните эти дроби.

-Запишите

данные

десятичные

дроби

в

виде

смешанных чисел.

-Выполните

сложение

и

вычитание

получившихся

смешанных чисел.

-Проверим

получившиеся

результаты

(записаны

на

оборотной стороне доски)

-Сформулируйте правило сложения и вычитания сме-

шанных чисел.

Выполняют за-

дание. Называ-

ют правило, на

которое опира-

лись при выпол-

нении данного

задания

.

3. Введение нового зна-

ния. Цель: организация

совместного открытия

нового знания, организа-

ция коммуникативного

взаимодействия для по-

строения нового способа

действия (алгоритма

сложения и вычитания

десятичных дробей),

устраняющего причину

выявленного затруднения.

- Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте

его.

Задание 2.

Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько

кг фруктов купила мама?

- Перескажите условие. Составьте в тетради план

решения задачи. На составление плана – 2 мин.

ПЛАН

Яб. – 2,7 кг

Бан. – 3,580 кг

2,7 + 3,580 = ?

- Проблема: как сложить десятичные дроби?

- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы

справиться с затруднением?(перевод десятичной дроби

в смешанное число и обратно, сложение смешанных

Читают текст за-

дачи.

Обсуждают.

Составляют

план.

Называют пра-

Личностные:

самоопределение,

смыслообразовани

е.

Регулятивные:

волевая

саморегуляция в

ситуации

затруднения.

Познавательные:

анализ, синтез,

обобщение,

аналогия,

самостоятельное

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Коммен-

тарий

чисел)

- А нельзя ли проще выполнить вычисление?

- Хорошо! Откройте учебник на с.191.

- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и

вычитания десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу.

- Вместе составим схему ориентировочных действий

(алгоритм)

Задание 3.

3,7 + 2,651= ?

1)

Уравнять количество знаков после запятой.

3,700 + 2,651

2)

Записать их друг под другом, чтобы запятая

была под запятой.

3,700

2,561

3)

Выполнить сложение (вычитание), не обращая

внимания на запятую

3,700

2,561

6 261

4)

Поставить в ответе запятую под запятой

3,700

2,561

6,261

вила, которыми

будут пользо-

ваться при вы-

полнении данно-

го задания.

Выполняют дей-

ствие в тетради.

Работа с учебни-

ком: находят в

тексте понятия,

читают и запо-

минают прави-

ло, читают и

проговаривают

его друг

другу

вслух.

Составляют схе-

му действий.

Комментируют

выполнение за-

дания.

выделение

и

формулирование

познавательной

цели, поиск и

выделение

необходимой

информации,

проблема выбора

эффективного

способа решения,

создание способа

решения

проблемы.

Коммуникативные

: выражение своих

мыслей,

аргументирование

своего мнения,

учебное

сотрудничество со

сверстниками

.

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Коммен-

тарий

4. Воспроизведение но-

вого знания. Формулиро-

вание нового правила (на-

хождения суммы и разно-

сти десятичных дробей).

Построение алгоритма

деятельности по новой

норме. Цель: организация

совместной деятельно-

сти.

- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым

комментарием.

№ 1211

- Прочитайте условие задачи. Перескажите.

- Составим модель задачи на доске и в тетради.

- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

На пальто – 3,2 м На

пальто – 320 см

На костюм – 2,63 м На

костюм – 263 см

3,2 0 м = 320см

2,63м = 263см

5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583

(см) ткани израсходовали

Ответ: 5,83 м или Ответ: 583 см

Работа с учебни-

ком. Ученики по

одному выходят

и комментируют

решение у дос-

ки, остальные

работают в тет-

ради.

Личностные:

осознание

ответственности

за общее дело

Познавательные:в

ыполнение

действий по

алгоритму,

построение

логической цепи

рассуждений,

анализ,

обобщение,

подведение под

понятие.

Коммуникативные

: выражение своих

мыслей,

использование

речевых средств

для решения

коммуникативных

задач.

5. Первичное закрепле-

ние. Цель: организация

правильного выполнения

задания по теме, усвое-

ния детьми нового прави-

ла действия, решения за-

даний с их проговаривани-

ем во внешней речи.

№ 1213 (а,б,г)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради,

потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните сложение десятичных дробей по

алгоритму.

А) 0,769 + 42,389

Б) 5,8 + 22,191

Г) 8,9021 + 0,68

Воспроизводят

своими словами

правила, дей-

ствуют по алго-

ритму.

Личностные:

осознание

ответственности

за общее дело

Познавательные:в

ыполнение

действий по

алгоритму,

построение

логической цепи

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Коммен-

тарий

№ 1214 (г,д,е)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради,

потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните вычитание десятичных дробей по

алгоритму. Г) 11, 1 – 2,8

Д) 88,252 – 4,69

Е) 6,6 – 5,99

Задание 4. (устно)

- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на

доске.

- Вразброс даны части алгоритма по сложению и

вычитанию десятичных дробей. Работая в парах, в

течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.

Алгоритм

1.

Выполнить сложение (вычитание), не обращая

внимания на запятую

2.

Уравнять количество знаков после запятой.

3.

Поставить в ответе запятую под запятой.

4.

Записать их друг под другом, чтобы запятая

была под запятой.

Ответ: 2, 4, 1, 3

Работа в парах

по восстановле-

нию алгоритма.

рассуждений,

анализ,

обобщение,

подведение под

понятие.

Коммуникативные

: выражение своих

мыслей,

использование

речевых средств

для решения

коммуникативных

задач.

6.

Контроль Цель: органи-

зация

первичного

закрепле-

ния построенного алгорит-

ма сложения и вычитания

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько

он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может

его применить. У вас на партах лежат карточки с

таблицами. Посмотрите.

Осуществляют

самопроверку.

Регулятивные:

контроль,

коррекция,

самооценка

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Коммен-

тарий

десятичных дробей

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

+

0,8

1,2

0,45

-

0,2

1,5

0,04

1,2

1,8

0,6

2,2

- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите

ключ для выполнения самопроверки.

- У кого возникли затруднения при выполнении

задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя.

Проверяют свои

ответы, отмеча-

ют правильно

решенные при-

меры, исправ-

ляют допущен-

ные ошибки.

Осуществляют

самооценку

.

Познавательные:

анализ, синтез,

аналогия, выпол-

нение действий по

алгоритму.

7.Рефлексия

деятельности

на

уроке. Ц е л ь : организо-

вать

понимание

ценности

выполненной деятельности

Организует подведение итогов совместной и

индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть

новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

1.

Мне понятно, как складывать десятичные

дроби ________________________

2.

Я смогу применить алгоритм сложения

десятичных дробей ______________

3.

Мне понятно, как вычитать десятичные

дроби __________________________

4.

Я смогу применить алгоритм вычитания

Называют

основные пози-

ции нового ма-

териала и как

они их усвоили.

Познавательные:

рефлексия

способов и

условий действия,

контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности.

Коммуникатив-

ные: аргумента-

ция своего мнения

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Коммен-

тарий

десятичных дробей ______________



В раздел образования