Автор: Новикова Юлия Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ р.п. Жадовка МО "Барышский район"
Населённый пункт: Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Защита творческих проектов
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Жадовка»
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
конкурс
«Православный учитель – 2017»
Номинация:
«Лучший урок по Основам православной культуры
для общеобразовательного учреждения»
Подготовила:
учитель истории и обществознания –
Новикова Юлия Владимировна
2017 год
Тема урока: защита творческих проектов.
Путешествие к истокам: православие на Руси
Урок в тематическом планировании: № 32
Цель:
воспитание
интереса
у
детей
к
событиям
культурно
-
исторического
календаря.
Задачи:
формировать
представление
о
значимости
крещения,
принятия
православия; прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям
и традициям русского народа; воспитывать чувства патриотизма и уважения к
прошлому своей Родины; развивать внимание, восприятие, память, мышление.
Интегрируемые
области:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная
подготовка
к
уроку: подбор
материала
для
проектов,
репетиции театрализованной инсценировки «Путешествие в Древнюю Русь», при
помощи
родителей
изготовление
костюмов,
групповая
работа
учащихся
по
созданию презентаций к проектам.
Учащиеся, не задействованные в защите проектов на этом уроке, учат наизусть
стихи о Родине, готовят рисунки по теме «Православие на Руси»
Оборудование:
мультимедийный
проектор,
презентация,
музыкальное
сопровождение, выставка рисунков.
Ход урока
1.
Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем
уроке. Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в
глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего
настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать
дружно, открыть что-то новое.
2.
Мотивация к учебной деятельности (5 мин.)
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат конверты. Прочтите, что на них написано?
( Мир освещается солнцем, а человек знанием)
Как вы понимаете эту пословицу?
Да, ребята, знание – это свет, а незнание - тьма. И раз уж символом света является
солнце, пусть символом тьмы будет тучка А теперь отложите конверты в сторону,
мы вернемся к ним в конце урока.
Ребята, сегодня на уроке мы начинаем путешествие в удивительный мир – мир
ваших
знаний.
Два
года
вы
изучали
интереснейший
предмет
–
Основы
религиозных культур и светской этики. Изучали и готовились к защите проектов по
самым, на ваш взгляд, увлекательным темам. И вот этот момент настал. Сегодня мы
отправляемся в путешествие, и экскурсоводами будете вы сами. А чтобы начать
путешествие
необходимо
знать,
куда
мы
отправимся.
Поможет
нам
карта
(На
слайде
презентации),
где
отмечены
все
этапы
нашего
пути.
Сегодня
мы
постараемся побывать в двух местах. Ну что ж, удачи вам. Мы начинаем.
3 . Актуализация знаний ( 7мин.)
Учитель: - Есть слова, без которых нельзя прожить, без которых жизнь будет
пустой и напрасной. Это великие слова – Бог, Отечество, любовь, отец, мама…Мы
братья и сестры друг другу: у нас один Господь, создавший небо и землю, одна
Родина, которая нам дана, как главный подарок всей жизни.
Дети читают стихи. (стихи могут быть другие, главное, чтобы прослеживалась
тема «Родина»)
Мне было суждено родиться
В великом, сказочном краю!
Я день за днем готов молиться,
Чтоб все мы жили, как в раю…
Я неустанно повторяю:
«Святая Русь! Тебя люблю!»
Ты куполами держишь солнце
И голубой небесный свод,
Водой чистейшей из колодцев
Ты напоила свой народ!
Большие белые березы
Вокруг тебя стеной стоят!
И даже лютые морозы
В твои чертоги всех манят…
Леса, поля, деревья, реки,
В тебе есть все, родная Русь!
В борьбе ты не сомкнула веки,
Я знаю, помню, я горжусь!
Учитель: - Родина! А что это такое? (ответы детей)
- Конечно, мы любим ее и не представляем себя без нее, а значит надо знать ее
историю. И я предлагаю вам отправиться в путешествие в Древнюю Киевскую
Русь.
( Звучит фольклорная музыка «Земля русская», исп. Е.Стрельников)
4. Зашита творческих проектов (10 мин.)
(Первый проект: «Путешествие в Древнюю Русь» Проект готовила группа ребят
под руководством учителя. Защита проекта проходит в форме театрализованной
инсценировки
в
костюмах,
сопровождается
презентацией.
Презентация
выполнена ребятами при помощи родителей)
1 ученик:- Давным-давно… Молодой Русью правил князь Владимир (слайд 2).
Могучие леса, полноводные реки с множеством рыбы, (слайд 3-5) просторные
поля, засеянные рожью и пшеницей. Большие семьи. Казалось бы, что не жить? Но
постоянно шли ссоры, драки, даже войны. (слайд 6) Почему? Все же русские, все
говорили на одном языке. Но язык один, а вера разная. Кто-то верил в духов воды,
водяных, кто-то в русалок, кто еще во что-то. (слайд 7) И появилась необходимость
единой веры. Ведь только она сплачивает людей. И решил князь Владимир для
своего народа веру истинную поискать.
– Вот как это было… Звучит фольклорная музыка исп. Е.Стрельников «Земля
русская»
- Однажды пришли к князю Владимиру мудрецы со всего света рассказать о вере
своих народов (слайд 8).
1 ученик: Один мудрец сказал:
2 ученик: У нас есть Бог – Аллах,
Единый Бог для верных,
Он грозен и вселяет страх,
Мучитель для неверных.
1 ученик:Другой мудрец сказал:
3 ученик:Латинцы мы и веруем в Христа,
Посильна тяжесть нашего поста,
Но в службе нашей нет величья,
В том с греками у нас различье (слайд 9).
1 ученик:3-й и 4-й мудрецы сказали князю:
4 ученик:Немало мы прошли земель,
И видели мы веру стран чужих.
Нет на Земле таких красот
Как в нашем Христианском храме! (слайд 10).
5 ученик:Познай и ты учение Христа,
В нем главное – любовь и чистота.
Тебе мы повторяем вновь и вновь:
«Любовь, любовь, христианская любовь!
Любить людей, как самого себя», –
Чтоб сохранить страну свою в века!
1 ученик:- Больше всех понравилась князю Владимиру эта вера, потому, что она
была самой доброй. А пошла та вера от Иисуса Христа, который за свою недолгую
жизнь сделал много добрых дел: исцелял больных, (слайд 11) воскрешал мертвых,
слепым зрение давал, голодных насыщал.
7 ученик:Бог любит людей, как своих детей, и требует от них любить друг друга,
помогать, заботиться, а не мстить! (слайд 12) Христианская вера требует любить не
только ближних, но и врагов! Нужно жить в мире друг с другом и со всеми!
1 ученик:Князь Владимир послушал их и ответил:
8 ученик:Теперь свидетельствую верно:
Что Православный Бог добрее всех.
Пусть окрестит меня архиерей
И Русь мою окрестит поскорей! (слайд 13)
7 ученик:И решил принять князь Владимир христианскую веру, для этого он
принял
обряд
крещения
в
древнем
городе
Корсуни,
что
располагался
около
нынешнего Севастополя (слайд 14)
2 ученик:После крещения Владимир стал совсем другим человеком. Он не хотел
больше воевать, ему стало тяжело казнить даже разбойников и преступников. На
княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел
р а з в о з и т ь
п о
д о м а м
х л е б ,
м я с о
и
м е д . ( с л а й д
1 5 )
За это люди стали называть князя Владимир – Красно солнышко». (слайд 16)
Физкультминутка (1 мин.)
(звучит колокольный звон)
1 ученик:Звон по Руси раскатился!
(руки вверх, влево, вправо)
2 ученик:Князь Владимир крестился!
(руки на грудь)
3 ученик:Князь Владимир - Красно Солнышко! (подпереть щёки ладошками)
4 ученик:Красно Солнышко - Колоколнышко!
(покачивание головой)
5 ученик: Во время крещения князь Владимир стал лучше видеть, боль в глазах,
мучавшая его прошла. Приняли обряд крещения и все спутники князя: дружина,
бояре и купцы. (слайд 17) А когда вернулись в Киев, повелел князь всем жителям
креститься в Днепре. (слайд18) Над днепровскою кручей наблюдал за крещеньем
Князь Владимир. (слайд 19)
6 ученик: В воду шли киевляне и входили по грудь.
И отныне славяне новый выбрали путь.
С неба ангелы пели, серебрилась река,
Та, что стала купелью для Руси на века.
8 ученик (роль князя Владимира): О Русь, родимая моя.
Люблю я больше всех тебя,
Ты, Русь, язычницей была,
Богов ты много знала.
Но вот явился я,
Как солнце величаво.
Заступник я земли,
Я ангел ваш хранитель,
Владимир-русский князь,
Страны нашей спаситель.
Язычников решил я быстро удалить,
А веру христианскую на Руси внедрить.
И вот Русь наша расцвела.
И авторитет свой в мире обрела.
Теперь живём мы, веруя в него,
Единственного Бога своего!
2 ученик:- С того времени сияет свет православия на всей славянской земле, а
князя Владимира величают Владимиром – Крестителем. До конца своих дней
заботился
он
о
духовном
воспитании
своего
народа
и
сам
был
примером
благочестивой жизни.
3 ученик: Эпоха Владимира является самой светлой страницей в жизни русского
народа. Многое изменилось с тех пор на Руси стали строиться храмы, монастыри,
стала развиваться письменность и грамотность, живопись и зодчество.
Русь крестилась, пали деревянные истуканы, (слайд 20) засверкали золотые купола.
(слайд 21)
6. Подведение итогов по защите проекта (4 мин.)
Учитель:
- Вот и подошло наше путешествие к концу.
- Где мы с вами побывали?
- С кем познакомились?
- Кто помнит, как его в народе называли и почему?
- Кто знает в каком году князь Владимир крестил Русь
Князь Владимир принес в Россию веру православную. Именно она сплотила Русь и
создала Россию, страну, в которой мы живем, и без этой веры не было бы ни
России, ни нас с вами. (слайд 25) А мы с вами отправляемся дальше и попадаем в
святая святых – православный храм
7. Зашита творческих проектов (10 мин.)
Ученик:
Заходим в Храм,
И ставим свечи...
В висках стучит от тишины.
Здесь все равны...
Тут души лечат,
Которые, увы, больны...
Мы просим счастья,
Просим силы...
Пока горит наш огонёк...
Надеемся и верим в чудо,
Найдя укромный уголок.
Где наших слез никто не видит.
Да и скрывать их нет нужды.
Здесь все равны...
Тут души лечат,
Которые, увы, больны...
(Второй проект: тема проекта предложена учителем, по результатам экскурсии
в Жадовский монастырь. Проект подготовили двое учащихся самостоятельно.
Презентацию к проекту выполняли совместно с родителями. Учитель лишь
помогал подобрать литературу по теме. Тема проекта: Жадовская пустынь.
История и современность. Защита сопровождается слайдами презентации.
Текст и презентация прилагаются.)
Рассказ учеников:
Тема проекта: Жадовская пустынь: история и современность.
Выполнили ученики 5 класса:
Краснопёров Никита,
Чиркова Юлия
Цель работы: проследить историю происхождения, становления и развития
пустыни, а также на конкретных примерах показать, какую роль играла пустынь в
культурной, общественной, государственной жизни страны и народа.
Предметом исследования является сам монастырь – Жадовская Казанская
Богородицкая пустынь.
Объект исследования – истоки становления пустыни, ее развитие и современное
состояние.
Старинный православный мужской монастырь,
находится на реке Самородка, на расстоянии около 3 км от села Жадовка,
вблизи современного села Самородки на месте явления чудотворной иконы
Жадовской Казанской Божией Матери.
Монастырю в 2014 году исполнилось 300 лет
Он был основан в 1714 году на месте явления Казанской иконы Божией Матери
одному крестьянину, парализованному в течение многих лет. Пречистая Дева
явилась ему во сне и повелела отправиться к реке Самородке за селом Жадовка.
Там, после обретения образа Пресвятой Богородицы, ему было обещано исцеление
Пустынь постепенно развивалась. Однако через 50 лет после своего основания
пустынь была закрыта. В 1764 году Екатерина II приняла решение о переводе всех
крупных монастырей на государственное обеспечение и о закрытии мелких
монастырских общин
Возрождение Жадовской пустыни стало возможным благодаря инициативе
местных помещиков и поддержке Симбирского архиепископа Феодотия в 1846
году. Вместе с восстановлением пустыни был учрежден крестный ход с
чудотворной иконой Казанской Божьей Матери в Симбирск.
На этот раз пустынь просуществовала до 1927 года. Пустынь была закрыта
большевиками. Управляющий, архимандрит Каллист, и двое монахов расстреляны,
остальные арестованы. Большинство монастырских построек было разрушено,
сохранились лишь две башни, часть стены с въездными вратами, да три
двухэтажных каменных здания, в которых располагались совхоз-техникум и
магазин.
Многое видели и пережили стены обители. Особенно тяжелыми оказались
последние годы, когда братия всеми силами пыталась сохранить общину, несмотря
на непрекращающиеся усилия советских административных органов закрыть
пустынь.
Последнее восстановление Жадовского монастыря произошло в 1996 году.
А в скором времени после этого была возвращена и чудотворная икона Казанской
Божьей Матери, утерянная в 1930 г.
Как явствует из истории Жадовского монастыря, за три века своего существования
пустынь неоднократно горела, закрывалась, а монахи изгонялись из своей обители.
Однако, несмотря на все драматические повороты истории, пустынь восставала из
пепла и руин. Каждый раз это восстановление оказывалось возможным благодаря
усилиям подвижников православия, которые жертвовавали в пользу пустыни свои
земли и оказывали любую посильную помощь.
Таким образом, противостояние народа административным властям,
непоколебимая вера русского народа, поддержка канонов православия
неоднократно продлевали жизнь обители.
Жадовский мужской монастырь Казанской иконы Божией Матери широко известен
за пределами Ульяновской области
Каждый год сюда приезжает множество паломников, чтобы преклониться перед
Чудотворным образом Жадовской Казанской Божией Матери
По словам паломников, которые съезжаются сюда из многих регионов России, вода
местного святого источника, если в него окунуться помолившись и с верою, дает
исцеление многим больным. В настоящее время над источником высится купальня
с женским и мужским отделением и часовней.
Монастырь имеет трудную судьбу: его грабили разбойники , он закрывался
властью, но каждый раз возрождался, демонстрируя торжество веры и стойкости
Православия.
Приезжайте в Жадовский монастырь и вы проникнитесь любовью и уважением к
святыне , к людям которые живут и трудятся в стенах этого монастыря .
Учитель: Ребята, расскажите какую работу вы провели, что бы сегодня
подготовиться к защите проекта ( мы посетили монастырь, отец Никодим провел
для нас экскурсию, искали материал в интернете, собирали фото, информацию)
8. Включение в систему знаний и повторений ( 2-3 мин)
Учитель:
Я предлагаю всем нам проверить себя и вспомнить, что вы знаете о Православной
вере
(Вопросы на слайдах)
1.Русь приняла новую веру
1)ислам 2)иудаизм 3) христианство
2.Крещение Руси произошло в
1)980 году 2)988 году 3)990 году
3.Крещение Руси произошло при князе
1)Ярославе 2)Святославе 3)Владимире
4.Изображение лика святых- это
1)фреска 2)мозаика 3)икона
5. Таинства их смысл
1.Крещение а)вкушение хлеба и вина
2.Покаяния б)человека погружают в воду
3.Венчания в)человек исповедуется
4.Причастия г)жених и невеста клянутся в верности
9. Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.)
Учитель: А сейчас , ребята, я попрошу вас оценить первые этапы нашего
путешествия. Возьмите в руки конверт с тучкой. Если у вас не появилось ни капли
новых знаний, если не стало светлее в вашей голове, больше в ваших знаниях –
поднимите конверт вверх, не открывая. Если вы узнали что то новое, но у вас много
вопросов, что то вам непонятно, освободите солнышко из-за тучки, но не
полностью. А если вы все поняли, в душе вашей светло и радостно от удачного
путешествия, пусть и солнышко полностью освободится из-за тучки.
Спасибо, ребята. А сейчас, посмотрите, что нас ждет на следующем уроке. (слайд:
Карта) Готовьтесь. Удачи вам на пути к знаниям. Всем спасибо. До свидания
Литература:
1.Энциклопедия для детей. История России от древних славян до Петра Великого
2. Белов О.А. Как была крещена Русь. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 320с.: ил.
- с.10-13, 131.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Изд-во Эскмо, 2002. –
1024 с., илл. - с. 72-81.
4. Гуркин В.А.. Очерки по истории Жадовской пустыни. Ульяновск, 2002.
5. Охотин Н.В.. О Чудотворной иконе Казанской Божьей Матери, ежегодно
приносимой в г. Симбирск, из Жадовской пустыни // Сборник исторических и
статистических материалов о Симбирской губернии (Приложение к памятной
книжке на1868 г.). Симбирск, 1868.
6. Протодиакон Алексий Скала. Жадовская пустынь. (Жадовский Богородице-
Казанский мужской монастырь. История и современность). Ульяновск, 2002.
7. Интернет ресурс: ru.wikipedia.