Напоминание

Стиль в творчестве русских композиторов


Автор: Точилова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДМШ им. В.В.Андреева
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Стиль в творчестве русских композиторов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа им. В. В. Андреева» г. Нефтеюганск.

Методический доклад преподавателя Точиловой Т. В. на тему:

«Стиль в творчестве русских композиторов»

Слово СТИЛЬ заимствовано из древнегреческого языка. Диапазон его

интерпретаций в современном музыкознании чрезвычайно широк, то есть

данный термин имеет множество трактовок. Например, речь может идти о

стиле произведения, подразумевая систему художественных средств и

приемов, особенностей формы и содержания в творчестве того или иного

композитора. Иногда, имея ввиду индивидуальный стиль композитора,

относят этот термин к творчеству композитора в целом, иногда же к

отдельным

периодам

его

творчества

(«ранний»

Скрябин,

«поздний»

Шостакович и т.п.) и даже к отдельным сторонам музыки – говорят,

например, об оркестровом стиле того или иного композитора, о его

гармоническом стиле и т.п.

В ряде работ под стилем имеется ввиду национальная или какая-нибудь

другая стилевая общность. Это прослеживается в работе фольклористов.

Уже из этого краткого перечисления видно многообразие сфер применения

термина СТИЛЬ.

Поскольку стиль является лишь одной из составляющих сложного мира

музыки, следовательно, уместен и важен вопрос о том, какие функции в ней

выполняет стиль. Остановимся на трех самых важных.

Первая функция – обеспечение историко-культурной ориентации

слушателя в мире музыки.

Действие этой функции является двухсторонним – в процессе восприятия

музыки слушатель не только учитывает эпоху и место данного произведения

в истории культуры, но и подсознательно или сознательно оценивает

собственную

свою

позицию

в

мире

ценностей.

Столкнувшись

с

музыкальным шлягером, любитель академической серьезной музыки не

только сразу улавливает в ней стиль легкой, эстрадной пьесы, но вместе с тем

и себя чувствует посторонним в этой культуре, находящимся выше ее

уровня. Стилевые признаки позволяют слушателю решать задачу отнесения

музыки к определенной «позиции» в культуре, а через нее – к определенным

идеалам и мировоззрению.

Другой

важной

функцией

стиля

является

фиксация

и

выражение

определенного содержания. Содержание стиля не идентично содержанию

музыкальных произведений. Это видно уже из того, что единые по стилю

разные произведения одного композитора отличаются друг от друга по

своему художественному содержанию.

Третья функция стиля – это – функция объединения – разграничения.

Стиль объединяет вместе родственные музыкальные явления и

ограничивает их от творений чужеродных, неродственных. На этой основе

вся совокупность принадлежащих музыкальной культуре произведений

предстает как целая система стилей, определенным образом соотносящихся

друг с другом – сходных и контрастных, притягивающих и отталкивающих

друг друга.

А

сейчас

более

подробно

рассмотрим

стиль

в

творчестве

русских

композиторов. Русская фортепианная музыка начала формироваться в конце

ХVIII века, а с 60-х годов ХIХ века уже вступила в эпоху творческой

зрелости. Россия, в отличие от Западной Европы, долгое время не знала

клавирной культуры. Клавесин, правда, был известен в нашей стране еще в

XVI веке, но на протяжении XVII и значительной части XVIII века

клавишные инструменты не получили распространения. На них играли лишь

при царском дворе и в домах знати, инструментальная культура России

заметно отставала в своём развитии от вокальной. Русские слушатели

проявляли интерес почти исключительно к вокальной музыке. Особенно

любили народную песню. Интенсивное развитие вокального искусства и его

преобладание над инструментальным в течение длительного времени

оказывало большое влияние на отечественную музыкальную культуру. Это

влияние во многих отношениях было благотворным: оно способствовало

синтезу инструментальной музыки и народного творчества и утверждению

искусства пения на инструментах в качестве характерного творческого пр

инципа композиторской и исполнительской школ в дальнейшем. Наиболее

ранние образцы национально-характерных фортепианных пьес возникли в

России также на основе народного искусства. Это были простенькие

обработки народных песен и танцев. В течение нескольких десятилетий

ведущим в русской фортепианной музыке был жанр вариаций.

Фортепианный стиль первых русских композиторов представляет интерес с

точки зрения формирования в нем элементов национального музыкального

языка. На протяжении всего доглинковского периода группа сочинений этих

авторов

продолжала

оставаться

тесно

связанной

с

домашним

музицированием. Однако в творчестве некоторых из них начали проявляться

черты концертности. У Гурилева, например, можно увидеть наряду с

примитивными художественно-выразительными средствами стремление к

фортепианной виртуозности. Некоторые страницы сочинений композитора

не лишены модного в то время и сентиментализма. Можно ощутить

раннеромантические

веяния.

Свобода

выражения

чувств

рождает

характерную для стиля Гурилева импровизационность. Однако в музыке

композитора тем не менее, преобладает простая задушевная песенность и

жизнерадостная танцевальность, кровно связанные с русскими истоками.

Автор

также

развивает

по

сравнению

с

авторами

первых

русских

фортепианных сочинений пассажную технику. Он использует разнообразные

фигурации, пассажи через всю клавиатуру.

Также пользовалось известностью имя современника Гурилева Д.Н. Кашина

(1770-1841). Кашин создал много вариационных циклов, но в отличие от

вариаций Гурилева в них меньше творческой фантазии, зато они ближе к

образу песни

.

Если на Западе в конце XVIII и в начале XIX столетия

наблюдался расцвет фортепианной сонаты, то в русской музыке того времени

этот жанр не получил значительного развития. Больше других композиторов

к нему проявил творческий интерес Дмитрий Степанович Бортнянский

(1751--1825). Сонаты Бортнянского -

превосходные образцы русского

музыкального классицизма. Им свойственны типичные для ранних классиков

образы и выразительные средства. Энергичным, ритмически упругим темам

контрастируют

темы

лирические,

иногда

с

оттенком

изящной

танцевальности. Но в его сочинениях за привычными формами европейской

выразительности улавливаешь чисто славянский лиризм, а порой и прямые

заимствования интонаций народных песен.

Связь с русской народной

музыкой проявилась в инструментальном творчестве А. Алябьева. В его

фортепианных сочинениях нашли отражение многие особенности мелодико-

гармонического языка русской вокальной лирики первой половины XIX века.

М.И. Глинка (1804-1857) известен широкому кругу любителей музыки

прежде всего как создатель первых русских опер. Музыка, драматургия и

идейная концепция его опер оказались подлинно новаторскими. Великий

композитор сумел воплотить в них свой замысел: соединить русскую

песенность с западноевропейскими композиционными формами. По своему

художественному

и

историческому

значению

сочинения

Глинки

для

фортепиано

не

могут

сравниться

с

его

операми,

симфоническими

произведениями. Но благодаря мощи своего таланта он выделился заметно

среди русских авторов фортепианных сочинений первой половины XIX века

- будь-то вариации или крошечные изящные миниатюры в разнообразных

танцевальных жанрах - все они поражают необыкновенной утонченностью и

мастерством и требуют такого же мастерства от их исполнителя. Все они

служили подготовкой к решению творческой задачи огромной важности-

созданию отечественной национальной оперы.

Современники отмечали

также темпераментность и красочность игры композитора. Рассказывая о

воспроизведении автором на фортепиано "Камаринской", П.М. Ковалевский

писал: "Когда я услыхал впоследствии эту бесподобную по чисто русской

забубенности вещь в концерте, то к ней почти ничего не прибавило

оркестровое исполнение, даже кое-что поубавило в огне и стремительности

передачи".Впитав лучшие стороны пианизма Фильда: мягкость, нежность,

певучесть звука, благородство выражения, Глинка создает свой собственный

пианистический стиль, переосмыслив и как бы пересадив на русскую "почву"

исполнительскую

манеру

ирландского

мастера.

Глинка

становится

родоначальником

камерно-лирического

направления

в

русском

фортепианном искусстве. Очень хороши лирические пьесы Глинки. Наиболее

популярна из них "Разлука" -- первый классический образец русского

ноктюрна. Она близка сочинениям Фильда своим поэтическим колоритом и

мастерским воспроизведением пения на фортепиано. Но интонационный

строй ее типично русский, связанный с песенно-романсной лирикой Глинки

и авторов бытового романса. Существенное отличие пьесы от ноктюрнов

Фильда заключается также в развитии тематического материала. Фильд

расцвечивает тему, разукрашивает ее инструментальными колоратурами, что

находится в соответствии с лирически-созердательными образами его

музыки. Глинка стремится углубить лирическое содержание темы, усилить

эмоциональное напряжение музыки. Он достигает этого сперва перенесением

темы в средний, более насыщенный регистр, затем полифонизацией ткани,

введением дополняющих голосов, родственных теме и воспроизводящих ее

основную интонацию вздоха.

Подводя промежуточный итог, хочу подчеркнуть, что при всех различиях

творческих индивидуальностей вышеперечисленных композиторов, можно

выделить стилистические особенности русской национальной музыки. В их

числе:

а) реализм как правдивое художественное отражение жизни, воплощение

эмоций и чувств человека в музыке.

б) народность как отражение и преломление национального духа в музыке,

как активная творческая переработка народных традиций, как обращение к

фольклорным источникам.

в) гуманизм как отличительное свойство сознания и мироощущения; как

внимание и интерес к человеку, его внутреннему миру, душевной среде.

Эти линии были продолжены и другими русскими композиторами, такими

как Балакирев, Мусоргский, Чайковский и не утратили своей актуальности и

в наши дни.



В раздел образования