Напоминание

"Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Полушина Раися Харматулловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 27
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Публикация
Тема: "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Микки-Маус»

Консультация для родителей на тему:

«Природа и нравственное воспитание детей

дошкольного возраста»

Воспитатель: Р. Х. Полушина

г. Сургут

«Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущие руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

Природа не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому

деятельность человека в природе должна быть разумной? Охраняющей и

созидающей.

Это отношение к природе надо воспитывать у детей с ранних лет. Именно

с этих лет человек начинает познавать природу. Прививать

с раннего

возраста любовь к природе по двум причинам: во – первых, для воспитания

заботливого отношения к животному и растительному миру; во- вторых, для

развития более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма,

добросердечности и сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой

противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто

совершают отрицательные поступки (рвут поправившиеся цветы, и тут

бросают их, мучают - «ласкают» котёнка и пр.)

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы

являются естественной основой для воспитания положительного к ней

отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может

родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.

Интересный пример приведён в книге Б. Рябинина «О любви

к

животному». «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие.

Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его

приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, – и вот тут-то,

как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное

отношение к природе переросло в нравственно – эстетическое чувство,

предполагающее активную, действенную позицию ребёнка. Как показывает

практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное

отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице

одинокого котёнка. Но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и

не подвяжет сломанные.. Решение таких задач, как воспитание действенного

отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и

растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований

детского сада и семьи. У детей часто преобладают эгоистические и

утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой

играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю»,

«Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны

поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об

осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе.

Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и

животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных

горшках», «Приготовь корм попугаю», «покорми собаку», «Смени воду

кошке», «Посей овёс для корма птиц» и т.п.

Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо

если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на

том, материале, который будет интересен ребёнку, продумают доступный

комментарий и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят её.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесённую в

Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать,

почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, мать-и-

мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно

относятся к растениям, даже широко распространённым.

Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила общения с

объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не

в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме

(как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный

контакт ребёнка с природой, пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то

необычное, тихо посидит на пригорке. Послушает пение или журчание ручья,

просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом

определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда

родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во

время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического

способствует формированию действенной любви к природе.



В раздел образования