Автор: Полушина Раися Харматулловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 27
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Публикация
Тема: "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Микки-Маус»
Консультация для родителей на тему:
«Природа и нравственное воспитание детей
дошкольного возраста»
Воспитатель: Р. Х. Полушина
г. Сургут
«Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущие руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Природа не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому
деятельность человека в природе должна быть разумной? Охраняющей и
созидающей.
Это отношение к природе надо воспитывать у детей с ранних лет. Именно
с этих лет человек начинает познавать природу. Прививать
с раннего
возраста любовь к природе по двум причинам: во – первых, для воспитания
заботливого отношения к животному и растительному миру; во- вторых, для
развития более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма,
добросердечности и сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой
противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто
совершают отрицательные поступки (рвут поправившиеся цветы, и тут
бросают их, мучают - «ласкают» котёнка и пр.)
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы
являются естественной основой для воспитания положительного к ней
отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может
родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.
Интересный пример приведён в книге Б. Рябинина «О любви
к
животному». «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие.
Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его
приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, – и вот тут-то,
как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное
отношение к природе переросло в нравственно – эстетическое чувство,
предполагающее активную, действенную позицию ребёнка. Как показывает
практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное
отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице
одинокого котёнка. Но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и
не подвяжет сломанные.. Решение таких задач, как воспитание действенного
отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и
растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований
детского сада и семьи. У детей часто преобладают эгоистические и
утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой
играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю»,
«Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны
поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об
осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе.
Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и
животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных
горшках», «Приготовь корм попугаю», «покорми собаку», «Смени воду
кошке», «Посей овёс для корма птиц» и т.п.
Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо
если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на
том, материале, который будет интересен ребёнку, продумают доступный
комментарий и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят её.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесённую в
Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать,
почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, мать-и-
мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно
относятся к растениям, даже широко распространённым.
Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила общения с
объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не
в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме
(как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный
контакт ребёнка с природой, пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то
необычное, тихо посидит на пригорке. Послушает пение или журчание ручья,
просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом
определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда
родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во
время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического
способствует формированию действенной любви к природе.