Напоминание

Синквейн – как один из инновационных приемов совместной деятельности педагога и детей по развитию речи


Автор: Ирина Алексеевна Мельникова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Мишкинская СОШ
Населённый пункт: МБОУ Мишкинская СОШ ст.Мишкинская Аксайский район
Наименование материала: Синквейн
Тема: Синквейн – как один из инновационных приемов совместной деятельности педагога и детей по развитию речи
Раздел: начальное образование





Назад




Ясность – главное достоинство речи.

Аристотель.

Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в

ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее

владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого

зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

У обучающихся часто имеются нарушения речи: бедный словарный запас; дети

затрудняются в пересказе и составлении рассказов.

Речь - инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, мы

одновременно развиваем его интеллект.

Современное время отличается активным ростом быстро развивающихся новых

технологий.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в

цели,

содержание,

методы

и

формы

образования,

организацию

совместной

деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии

является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения

данной технологии.

Сегодня вашему вниманию предлагаю инновационную технологию «синквейн»,

которую я стала применять для активизации познавательной деятельности.

Учитывая, что одна из основных видов деятельности учащихся на уроках — игровая,

необходимо

организовывать

процесс

познания

новых

слов

в

процессе

игры.

Составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и

для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях

он воспринимается школьниками как увлекательная игра, как возможность выразить

свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность

использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении

его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и

актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные

слова, выработке способности к анализу.

Примеры из практики

Приём синквейн способен дать ученику возможность эффективно анализировать текст и

обобщать информацию при помощи прочтения текста и его написания. Пишущий всегда

активен и мыслит критически. Методика синквейна позволяет через пять строк определить

отношение к рассматриваемой проблеме. В течение одного урока ученики создают тексты

и оценивают их. Во время таких уроков надо чётко формулировать пошаговые задания и

продумывать темы для учащихся. Школьники отлично справляются с заданием, работая с

вольной тематикой – свободная тема позволяет сравнивать, избегать штампов и

высказываться наиболее полно и содержательно.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем,

что прежде всего:

o

– открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

o

– способствует обогащению и актуализации словаря;

o

– является диагностическим инструментом и проводится в рамках

прохождения определённой лексической темы;

o

– носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память,

внимание, мышление)

o

– используется для закрепления изученной темы;

o

– является игровым приемом;

o

– составление синквейна используется для проведения рефлексии,

анализа и синтеза полученной информации.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается школьниками

как увлекательная игра – ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что

необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно

показывать образец.

Самое главное: Синквейн – получается у всех!

Когда же начинать знакомство с этим приемом? С конца 1 класса, когда у детей прекрасно

работает фантазия, выучен алфавит, освоены основные навыки письма и чтения.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает

«стихотворение

пяти

строк».

Синквейн – нерифмованная пятистрочная стихотворная форма, написанное в

соответствии с определёнными правилами.

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса

Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами

хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений,

изданное в 1914 году.

ЦЕЛИ СИНКВЕЙНА

1.

Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.

2.Обогащать словарный запас детей.

3.Учить детей определять грамматическую основу предложения.

4.

Развивать языковое чутье, фразовую речь, ассоциативное мышление.

ЗАДАЧИ СИНКВЕЙНА

Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.

Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи,

чувства короткой фразой.

Обогащения понятийного запаса.

Обогащение словарного запаса слов.

Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму.

Умение анализировать.

Развитие эстетики и культуры речи.

Развитие гибкого нестандартного мышления у детей.

Алгоритм написания синквейнов

Тема в первой строчке называется одним словом (существительное).

Описание темы в двух словах происходит во второй строчке (прилагательные). Три

слова третьей строчки – для описания действия в формате темы (глаголы,

деепричастия).

Отношение автора к теме показывает четвёртая строчка, состоящая из четырёх слов.

В пятой строчке применяется синоним или метафора, которая передаёт суть темы.

Автор, следуя строгим правилам синквейна, использует не только строго определённое

количество слов, но и определенные части речи.

Синквейн используется мною:

1) На непосредственно образовательную деятельность для закрепления изученной

лексической темы.

2) Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению

грамоте.

3) На непосредственно образовательную деятельность по развитию связной речи:

используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:



к одному слову-предмету по лексической теме



к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.



составление

короткого

рассказа

по

готовому

дидактическому

синквейну

с

использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.



коррекция и совершенствование готового синквейна



анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан

синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе

существующих ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются

синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший,

многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать

мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто

даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Примеры:

Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные учениками.

Школа

Каникулы

Просторная, шумная Веселые, долгожданные

Учит ,воспитывает, удивляет Отдыхать, путешествовать, играть

Я люблю свою школу Прекрасная пора

Друзья. Радость

Вода

Родина

Чистая, необходимая Великая, необъятная

Оживляет, питает, лечит Защищает, помогает ,вдохновляет

Берегите воду Моя Родина - Россия

Жизнь Богатство

Зима

Осень

Румяная, снежная Разноцветная, печальная

Морозит, заметает, украшает Изменяет, восхищает, готовится

Снег к лицу земле Осень- прощальная пора

Волшебница Художник

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные

идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в

качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем

индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут

составлять

синквейн

на

уроке

или

дома.

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия,

события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает

условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей

части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо

на основе существующих строк, ее определить):

1. ?

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

5. Речь.

Составить синквейн по предметной картинке, сюжетным картинкам. Предлагается

сюжетная картина. (составить синквейн). Н-р: «Зимние забавы»

1.зима

2.холодная, снежная

3.морозит, радует, огорчает

4. я люблю зиму

5.новый год

русский язык «Словарные слова»

1.Каникулы

2. Весенние, летние…

3. Отдыхать, гулять, рисовать….

4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….

5. Отдых

«Математика» - изучение математических терминов: задача, единицы массы,

единицы времени.

Математика.

Точная, полезная.

Вычисляет, обучает, развивает.

Царица всех наук.

Окружающий мир при изучении разных тем: животные, растения, птицы,

насекомые и т.д.

1. Бабочка.

2. Оранжевая, голубая …

3. Размножается, питается, улетает.

4. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.

5. Насекомое.

Выводы:

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает

самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить

синквейны и оценивать их).



В раздел образования