Автор: Надежда Витальевна Токина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Чухломский детский сад "Колосок".
Населённый пункт: город Чухлома , Костромская область
Наименование материала: Конспект занятая познавательно- исследовательской деятельности во 2-ой младшей группе «Чудесница вода»
Тема: Изучение свойств воды.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности во
2-ой младшей группе «Чудесница вода»
Воспитатель:
Организация: МКДОУ детский сад «Колосок»
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, физическое
развитие.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель: вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению
некоторых свойств воды.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей со свойствами воды (не имеет вкуса, запаха,
бесцветная, жидкая,);
активизировать и обогащать словарь детей существительными,
прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивающие:
развивать навыки проведения первых опытов;
развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей;
развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность,
наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательные:
воспитывать бережное экономное отношение к воде.
Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха.
Материалы и оборудование: стаканчики по количеству детей, камешки
по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, символы
обозначающие свойства воды.
Методы :объяснения ,показ ,наблюдения.
Приёмы:
опыты и эксперименты;
Формы работы: игровые, обучающие и творчески- развивающие
ситуации;
Технологии, используемые педагогом в занятии:
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с
детьми:
– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи
в решении проблемных ситуаций;
2. Игровые технологии:
– игровые задания и упражнения.
3.– подвижная игра.
Вид детской деятельности: познавательно- исследовательский.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание на гостей.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться – обязательно нужно!».
– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга.
Сделайте в кружок.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе привет,
Улыбнись скорей в ответ.
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться!»
Воспитатель: А сейчас, поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
Капелька: «Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
Воспитатель: И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!» (Правда, ребята)
Капелька заулыбалась
И в саду у нас осталась.
Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.
Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В
речке, в море, океане).
Посмотрите на картинки, и вы точно узнаете, где же встречается вода.
Читаю стихотворение Н. Рыжовой:
Воспитатель: Что мы знаем о воде?
Говорят, она везде,
Вы везде её найдёте
И в лесном сыром болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода?
( показывают картинки подсказки дети отвечают).
Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать,
поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они
росли), нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И
Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому
что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите
более подробно ознакомиться с водичкой. (Да). Тогда нам необходимо
попасть в «Научную лабораторию», но вот вопрос как же нам туда
добраться? (Ответы детей: на самолете, поезде, автобусе,
машине ,воздушном шаре). Я предлагаю вам отправиться в
лабораторию на корабле ,кораблики плавают по воде... -
---Две ладошки я
прижму и по речке поплыву. Паруса я подыму, синем морем поплыву. А со мною по
волнам, плывут рыбки тут и там.
Ну ,вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за
столы.
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?
Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить
опыты с водой.
Опыт 1. «Вода – жидкость».
Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы
думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного
стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и
переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Тимофея льётся, у Вики
льётся, у всех льется?
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика
в другой?
Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это
лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается
знак, который означает что вода-это жидкость). Что означает этот знак?
(дети отвечают).
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют
жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.
Опыт 2. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите
его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли
чем-нибудь вода (ответы детей).
Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?)
запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на
доску знак, который означает, что вода не имеет запаха) какое Женя,
какое Гриша. Что означает этот знак Юля?
Опыт 3. «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, а как вы
считаете, какого цвета вода? - Сейчас мы это проверим (у воспитателя
стакан с молоком и стакан с водой).
– Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она
белого цвета?
(Ответы детей).
– Ребята , посмотрите я положу два камушка, один в стакан с молоком,
а другой в стаканчик с водой.
– В стакане с молоком камушек не видно, а в стакане с водой видно?
(Ответы детей).
А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в
воду и в молоко, что вы увидели? (в воде-камешек видно ,а в молоке-
нет), это значит ,что вода не имеет цвета – она бесцветная
(вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная).
Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная).
--Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Осторожно выходим и подходим ко мне.
Физминутка «Дождик»
Капля раз, Капля два, (прыжки на носочках, руки на поясе.)
Очень медленно сперва. (прыжки медленно)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (темп увеличивается)
Мы зонты свои раскрыли, (вдох развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).
Сели за столы ,продолжаем:
– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы
думаете? (С неба капает, из туч).
– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет.)
– А хотите узнать тайну дождя.
Воспитатель приглашает детей к столу.
Сели за столы ,продолжаем :у нас есть тарелочки, вода и губки-тучки.
– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в
руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие), потому
что в них нет ни капельки воды.
Выльем воду из стаканчиков в тарелочки у нас – реки, моря, океаны из
которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в
неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх.
Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она
становится какой? (Тяжелой и мокрой). И вот из тучки начинает капать
дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и
из неё снова начинает идти дождь. – какой дождик у нас получился:
сильный или слабый? (Сильный).
– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так
ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится
тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.
– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите,
пожалуйста всё ко мне.
Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам сесть
на наши кораблики и вернуться в детский
сад.___________________________________________________________
Ну вот мы и вернулись в детский сад, вспомнить всё что мы узнали о
свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали:
вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет
запаха; она бесцветная.. Понравилось вам играть с капелькой, и мне
очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и
сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты,
выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в
подарок сок.
Попрощаемся с гостями. -Досвидание…