Напоминание

«Технология критического мышления – технология новых стандартов»


Автор: Звягинцева Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: г. Ногинск, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: «Технология критического мышления – технология новых стандартов»
Раздел: начальное образование





Назад




Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский )

СЛАЙД 1

Уважаемые коллеги! Тема нашего Методического Совета звучит

следующим образом «Технология критического мышления – технология новых

стандартов»

Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности

человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание

инновационной системы образования, важнейшим условием которой является

ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной

решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития

критического мышления. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются

открытия, появляются изобретения. Мыслительные навыки необходимы не только в

учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с

информацией, анализировать различные стороны явлений). Поэтому использование

технологии развития критического мышления является актуальным в настоящее

время.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для

развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты

деятельности учителей.

СЛАЙД 2 В век динамичных изменений главным становится умение учиться

самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты, и технология развития

критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном

обучении.

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие

интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.

И основной путь к самообразованию – развитие критического рефлексивного

мышления, обучение рефлексии.

Методический аспект формирования критического мышления заключается в

том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих

приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения

технологии развития критического мышления делает способы обучения совершенно

непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность самостоятельно

добывать знания, учатся слушать друг друга, делать выводы и обобщения. Учителю

при

этом

отводится

роль

координатора:

он

наблюдает,

анализирует,

умело

корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает,

повышает уровень самооценки каждого ребенка,

обеспечивает положительную

динамику продуктивности мыслительной деятельности обучающихся.

СЛАЙД 3 Применение приемов технологии критического мышления способствует

формированию универсальных учебных действий:

личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения,

умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);

метапредметных

(формирование

умения

использовать

знако-

символические

средства

для

дальнейшего

моделирования,

овладение

навыками

смыслового

чтения,

овладение

логическими

действиями

сравнения, анализа, синтеза, обобщения);

предметных (новые знания по конкретному предмету).

И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через

свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт

второго поколения и технологию развития критического мышления, можно прийти к

выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции

нового стандарта. Обратимся к истории и посмотрим так ли нова эта технология?

СЛАЙД 4 Авторами данной технологии являются американские ученые Ч. Темпл,

К. Мередит, Д. Стилл. Проект, предложенный российским педагогам американскими

коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического

мышления».

СЛАЙД 5 В России технология начала развиваться с 1997 года. Она основана на

обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии

(идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В.

Занкова).

Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и

российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской

педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские

основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее

новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила

название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая

развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения,

навыки работы с информацией, учит учиться.

Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе

взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

СЛАЙД 6 В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли

педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся

главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя,

делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а

педагог координирует их работу. Суть технологии очень точно передана в китайской

пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я

пойму».

Что же такое критическое мышление?

СЛАЙД 7

Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и

умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры.

Специфика образовательной технологии заключается в том, что учебный процесс

строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и

информации, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе

принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.

«Переложенные» на язык практики идеи технологии КМ звучат следующим

образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны

рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к

неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии,

обсуждении, письменных работах и активной работе с текстами. С этими

формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько

изменить.

СЛАЙД 8 Критическое мышление имеет 5 характеристик

Самостоятельное /каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо

от остальных/.

Обобшенное Умение сделать вывод из различных мнений

Это мышление проблемное и оценочное (постановка вопросов и уяснение проблем,

которые нужно решить)

Это мышление проблемное и оценочное (постановка вопросов и уяснение проблем,

которые нужно решить)

Критическое мышление есть мышление социальное

/использование парной и

групповой работы, дебаты, дискуссии/. Выработка качеств, необходимых для

продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения,

умения слушать.

СЛАЙД 9

Базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова,

осмысление и рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и методы.

СЛАЙД 10

Первая стадия – вызов.

Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все

имеющиеся знания у детей по данной теме.).

Некоторые приемы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей», «Верные и

неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и др.

СЛАЙД 11

2 стадия – Осмысление.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

- осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и

затруднения;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

Приемы стадии, которые используются мной в работе:

-«Инсерт» (чтение с пометками);

- «Сводная таблица»;

СЛАЙД 12

3 стадия – Рефлексия.

На этой стадии учащиеся должны попробовать выразить новую идею информации

собственными словами. Лучше всего усваивается то, что самими усвоено и выражено

своими словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и

сравнение.

Приемы, которые использую на этой стадии:

- написание творческих работ ( синквейн, РАФТ)

- можно использовать кластер.

Рассмотрим практическую направленность различных приёмов, применяемых в

технологии развития критического мышления. Полное описание приемов дано в

приложении к нашему методическому совету

Прием Верные, неверные утверждения.

Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные

утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную

тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в

течение занятия.

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме)

нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их

достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Например,

СЛАЙД 13

1 класс Тема урока: «Когда изобрели велосипед?»

Этап Актуализация знаний. Стадия «Вызов»

Прием «Верные и неверные утверждения»

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит

карточка, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать

вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом

ответы и ставите знак «+», если вы верите, или «-», если не верите.

Вопросы вы видите на слайде

Вопросы:

1…первый велосипед изобрели 212 лет назад.

2…он был деревянный.

3…у велосипеда не было педалей.

4…самокат, паук, костотряс, драндулет - это всё название одного транспорта.

5…есть велосипед с одним колесом.

6….есть двухместный велосипед

7…есть специальные дорожные знаки и правила для велосипедистов

8….на велосипеде по улицам можно ездить только с 14 лет.

СЛАЙД 14

Следующий Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления».

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с

пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

«V» – уже знал;

«+» – новое для меня ;

« – » – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы.

При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V»,

3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не

обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею.

Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным

предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме

раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует

числу значков маркировки.

На слайде пример «Инсерта» по предмету «Окружающий мир», 2 класс, по

теме «Про кошек и собак».

Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству

кошачьих.

Всего известно 37 видов кошачьих.

С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка

ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к

непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу

перейдет - неприятностей не миновать.

Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке,

благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят

дорогу домой.

v

+

+

v

+

СЛАЙД 15

КЛАСТЕР

Описание приёма:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма -

представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия,

связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками

со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации

связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Прием «Кластер»

- Я предлагаю вам составить кластер на доске. Давайте вспомним, что мы знали

про велосипед и что нового сегодня узнали? (на чистых листах учащиеся записывают

всё то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг

"разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы,

подходящие для данной темы (модель "хаос"). Пример вы видите на слайде.

СЛАЙД 16

СИНКВЕЙН

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти

строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями,

описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к

теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого

вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или

пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие

части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Организационные формы работы с синквейнами .

Самостоятельно при выполнении домашней работы

Самостоятельно на уроке

В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн,

составленный по выбранной теме

В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве

ведущего, помогающего группе составить синквейн

При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание

рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.

СЛАЙД 17

Пример из практики (опыт учителей)

СЛАЙД 18

Итак, в данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Учащиеся не

слушают пассивно, а становятся главными действующими лицами учебного процесса.

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности:

приходится тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых

методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом

открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и

обучающихся.

СЛАЙД 19

В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии

развития

критического

мышления

на

уроках

позволяет

повысить

интерес

к

изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики

учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию

совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию

«научить учиться», что является задачей современной системы образования.



В раздел образования