Напоминание

Обучение грамоте и развитие речи для дошкольников


Автор: Долгих Марина Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Обучение грамоте и развитие речи для дошкольников
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Школа развития для дошкольников

при МАОУ «СОШ № 65 с углубленным изучением английского языка»

Школа развития представляет собой комплексную платную дополнительную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению, оказываемую

Школой родителям (законным представителям) детей 6 – летнего возраста.

Основные цели работы Школы развития являются:

Создание условий для развития личности ребенка;

Подготовка детей к успешной и эффективной учебной деятельности, выработке качеств, умений и навыков, которые помогут им справиться с учебными задачами

и трудностями.

Основные задачи образовательного процесса в Школе развития:

Выявление и развитие у детей творческих способностей;

Пробуждение у дошкольников любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе мотивации к учебной деятельности;

Развитие самостоятельности, коммуникативных способностей и социальных навыков;

Сохранение физического и психологического здоровья дошкольников.

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

Системность и плановость;

Уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

Занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

Развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

Эффективное сотрудничество с родителями: организация бесед и консультирование по интересующим их вопросам.

Режим работы для детей 6 - летнего возраста:

4 учебных занятия, в субботу с 11.00 до 13.15:

1.

Развитие речи и обучение грамоте (28 часов в год)

2.

Английский язык (28 часов в год)

3.

Развивающие игры (28 часов в год)

4.

Математика (28 часов в год)

Пояснительная записка

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

1.Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством

хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного

самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет

только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» - формирование умений говорения и слушания, обогащение активного и

пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка –

носителя языка.

2.Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального

общего образования

3.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к пониманию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной

нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании

служить Отечеству.

4.Цели и задачи

Цель курса – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи:

Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;

Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт

ребенка;

Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

Обучение звуко – слоговому анализу слов;

Развитие мелкой моторики руки;

Параллельно с подготовкой к обучению грамоте ведется подготовка к обучению письму, усвоению зрительного образа каждой печатной

буквы.

5.Специфика программы

Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка,

благодаря которым дети не только четко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыком соединения звуков в

слоге, что обеспечивает основу для дальнейшего успешного обучения чтению в начальной школе.

6.Содержательные линии программы

Развитие связной речи:

- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

- обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;

-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

Лексическая работа:

-обогащение словарного запаса детей;

-создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

Развитие звуковой культуры речи:

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие , звонкие и глухие согласные.

Развитие фонематического слуха:

- выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.

Обучение звуко – слоговому анализу:

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

Работа по развитию мелкой моторики руки.

7.Требования к результатам

Личностными результатами изучения курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» является формирование следующих

умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

(этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,

при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» является формирование следующих

универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

1.Осуществлять действия по образцу и заданному правилу;

2. Определять цель выполнения заданий на занятии, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством педагога;

3. Осуществлять контроль своей деятельности по результату;

4. Работая по плану, уметь видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

5. Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в пособии: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы педагога, находить нужную информацию в пособии.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы взрослого, сверстника;

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

Предметные результаты:

-определять последовательность действий при выполнении работы;

-объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;

- изготавливать объемные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;

-дополнять и украшать свою работу новыми деталями;

Предметными результатами изучения курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоты» является сформированность следующих

умений:

- выявлять артикуляционные и акустические характеристики звука;

- выделять звук в звуковом ряду, в слогах и словах, устанавливать количество повторяющихся звуков;

- определять положение звука в слове;

- подбирать слова на заданный звук или к готовой схеме;

- сопоставлять звук с другими, фонетически схожими с ним звуками;

- сравнивать слоги, а затем слова по звуковому (и слоговому) составу;

- изменять слова путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;

- образовывать новые слова посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;

- усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их;

- развивать умение слого-звукового анализа и слогового чтения.

8.Формы организации учебного процесса

Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность в игровой форме

Обучение грамоте и развитие речи

Тематическое планирование с указанием основных видов деятельности

п.п.

Раздел, тема

Количество

часов

Основные виды

деятельности

обучающихся

Формы

занятий

1.

Знакомство со школой. Мир звуков.Речевые и

неречевые звуки

1

- знакомство с органами

артикуляции, способами

произнесения звука, его

условным обозначением;

- дифференциация понятий

«звук» и «буква»;

Урок- игра

2.

Мир звуков. Звуки гласные и согласные.

1

знакомство с органами

артикуляции, способами

произнесения звука, его

условным обозначением;

- дифференциация понятий

«звук» и «буква»;

Урок- игра

3.

Звуки гласные и согласные. Моделирование слов из

звуковых карточек.

1

выделение звука в звуковом

ряду, в слогах и словах;

- определение положения звука

в слове;

Урок- игра

4.

Слово.Звуки- строительный материал слов.

1

выделение звука в звуковом

ряду, в слогах и словах;

- определение положения звука

в слове;

Урок- игра

5.

Слова как выражение мыслей. Составление рассказа

«Осенние деньки»

1

обучение составлению рассказа

по сюжетной картине

Урок- игра

6.

Звуковой анализ слов. Согласные твердые и мягкие.

Ребусы. Чтение слоговых рядов.

1

знакомство с понятиями: слог,

слово, согласные и гласные

звуки, твердые и мягкие

согласные, звонкие и глухие,

шипящие и свистящие;

- подбор слов на заданный звук

или к готовой схеме;

- сопоставление звука с

другими, фонетически схожими

с ним звуками;

Урок -

исследование

7.

Введение понятия «Предложение». Составление предложений

из слов.

1

совершенствовать навыки

правильного и сознательного

чтения. Развивать внимание,

фонематический слух, память,

мышление.

Урок- игра

8.

Составление предложений по картинкам. Схема

предложения. Запись предложений схемой.

1

Уметь читать слоги, слова,

предложения и небольшой текст

Урок- игра

с изученными буквами.

9.

Схема предложения. Запись предложений схемой.

Многозначные слова.

1

Уметь читать слоги, слова,

предложения и небольшой

текст с изученными буквами.

Урок- игра

10.

Деление слов на слоги. Составление рассказа по

сюжетным картинкам.

1

знакомство с понятиями: слог

Урок- игра

11.

Знакомство со «Слоговичками».Составление слов из

слогов.

1

-«чтение» и составление слогов

и слов с помощью условных

звуковых обозначений;

-обогащение словарного запаса

детей;

- создание условий для

употребления новых слов в

собственной речи;

- обучение звуко – слоговому

анализу;

Урок -

исследование

12.

Деление слов на слоги. Анализ рассказа «Просто

старушка»

1

-«чтение» и составление слогов

и слов с помощью условных

звуковых обозначений;

-обогащение словарного запаса

детей;

- создание условий для

Урок- игра

употребления новых слов в

собственной речи;

- обучение звуко – слоговому

анализу;

13.

Новогодние стихи, загадки.Конкурс «Кто быстрее

прочитает»

1

формирование опыта чтения

слогов;

- обучение ответам на вопросы

Урок- игра

14.

Составление рассказа «Зимние забавы» Определение

количества слогов в словах.

1

Уметь читать слоги, слова и

предложения с изученными

буквами; производить

звукобуквенный анализ слов;

строить схему предложения;

делить слова на слоги.

Урок- игра

15.

Звуковой и слоговой анализ слов. Звук меняет значение

слова.

1

Уметь читать слоги, слова и

предложения с изученными

буквами; производить

звукобуквенный анализ слов;

строить схему предложения;

делить слова на слоги.

Урок- игра

16.

Ударение в слове. Ударение меняет значение.

1

обучение звуко – слоговому

анализу

Урок - открытие

17.

Словообразующая функция ударения. Звуковой анализ

слов.

1

обучение звуко – слоговому

анализу

Урок- игра

18.

Согласные звонкие и глухие. Составление предложений

с заданными словами.

1

обучение звуко – слоговому

анализу

Урок- игра

19.

Буквы З- С и их звуки. Игры со словами.

1

знакомство с понятиями:

звонкие и глухие, шипящие и

свистящие;

- подбор слов на заданный звук

или к готовой схеме;

- сопоставление звука с

другими, фонетически схожими

с ним звуками;

Урок- игра

20.

Буквы Б –П и их звуки. Игры со словами.

1

знакомство с звонкие и глухие,

шипящие и свистящие;

- подбор слов на заданный звук

или к готовой схеме;

- сопоставление звука с

другими, фонетически схожими

с ним звуками;

Урок- игра

21.

Буквы В –Ф и их звуки. Игры со словами.

1

знакомство с понятиями:,

звонкие и глухие, шипящие и

свистящие;

- подбор слов на заданный звук

Урок- игра

или к готовой схеме;

- сопоставление звука с

другими, фонетически схожими

с ним звуками;

22.

Буквы Ж –Ш и их звуки. Игры со словами.

1

Развивать умение давать им

характеристику как звукам

твердым, мягким, глухим.

Создать условия для

формирования навыка чтения

вслух; развития речи, внимания

и логического мышления.

Урок- игра

23.

Буквы Д – Т и их звуки. Игры со словами.

1

Развивать умение давать им

характеристику как звукам

твердым, мягким, глухим.

Создать условия для

формирования навыка чтения

вслух; развития речи, внимания

и логического мышления.

Урок- игра

24.

Буквы Г –К и их звуки. Игры со словами.

1

Развивать умение давать им

характеристику как звукам

твердым, мягким, глухим.

Создать условия для

формирования навыка чтения

вслух; развития речи, внимания

и логического мышления.

Урок- игра

25.

Согласный звук Й. Характеристика звука. Звуковой

анализ слов.

1

-«чтение» и составление слогов

и слов с помощью условных

звуковых обозначений;

-обогащение словарного запаса

детей;

- создание условий для

употребления новых слов в

собственной речи;

- обучение звуко – слоговому

анализу

Урок- игра

26.

«Секрет» букв Е,Ё,Ю,Я. Составление рассказа «Весна

на улице.

1

чтение» и составление слогов

и слов с помощью условных

звуковых обозначений;

-обогащение словарного запаса

детей;

- создание условий для

употребления новых слов в

собственной речи;

- обучение звуко – слоговому

анализу

Урок- игра

27.

Буква Ь. Способы обозначения мягкости согласных.

1

Уметь читать слоги и слова с

изученными буквами; проводить

фонетический анализ слов;

составлять сюжетный рассказ по

картинке.

Урок- игра

28.

Закрепление пройденного материала по основным

1

Уметь вычленять в речи

Урок- игра

единицам речи: звук, слово, предложение. Игра «Все я

знаю, все умею!»

согласные звуки, обозначать их

в письменной речи; называть

парные согласные; читать слоги,

слова и предложения.



В раздел образования