Напоминание

Регионализация содержания современного воспитательного процесса в ДОУ


Автор: Ольга Геннадьевна Солтанбаева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №5 станицы Ясенской
Населённый пункт: Ейский район Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Регионализация содержания современного воспитательного процесса в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Регионализация содержания современного

воспитательного процесса в ДОУ

В педагогической науке понятие «региональный компонент в

образовании»

определяется как создание системы

форм

и

способов

оптимального

для

данного

региона

осуществления

образовательного

процесса. Регионализация образования понимается как учет региональных

особенностей

(этнографических,

историко-культурных,

социально-

экономических,

экологических

и

др.)

в

содержании

и

организации

деятельности системы образования и как процесс обеспечения полноты и

непрерывности образования (обучения, воспитания, развития) конкретного

человека, проживающего на территории региона.

Регионализация дошкольного образования предполагает:

-активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как

представителя определенного этноса и жителя определенного региона;

- развитие образовательной сферы региона с учетом культурного,

эколого-географического богатства региона;

-

воспитание

интернационального

сообщества

на

основе

мультикультурного образования.

В системе дошкольного образования существуют педагогические

возможности

и

средства

для

формирования

общей

культуры,

обеспечивающую социальную успешность детей дошкольного возраста,

которая

не

противоречит

принципу

регионализации

образовательного

содержания. Одним из таких средств является разработка и реализация

модели регионального компонента основной образовательной программы

дошкольного

образования,

основанной

на

идее

формирования

основ

экологического сознания детей дошкольного возраста, как составной части

общей культуры личности.

Однако, на пути развития процессов регионализации образования

возникает ряд препятствий и трудностей:

- низкий уровень осознания в регионах образовательных потребностей

населения;

- несформированная готовность и способность региона выступить в

качестве субъекта образовательной политики;

- неразработанные философские, методологические, методические

основания для интеграции и дифференциации федерального и регионального

компонентов образования.

Поэтому руководителю современного образовательного учреждения

необходима, на наш взгляд, полноценная система подготовки в области

проектирования регионального компонента образовательной программы для

детей дошкольного возраста, особенно в регионах с поликультурными

традициями, к которому и относится Краснодарский край. Изучение

содержания

регионального

компонента

на

ступени

дошкольного

образования, на наш взгляд, направлено на достижение следующих целей:

- формирование умений ориентироваться и описывать региональные

особенности

собственной

жизнедеятельности

с

учетом

речевых

возможностей и потребностей дошкольников;

- активизация познавательного интереса к традициям и экологическим

ценностям региона и создание положительной мотивации совместной

поисковой деятельности экологического, этнопедагогического характера;

-

освоение

элементарных

представлений

об

экологических

особенностях своего региона;

- знакомство с региональным фольклором доступным дошкольникам.

В педагогической науке и практике регионализацию рассматривают как

возможность придания регионам статуса культурных, развивающихся миров;

как выражение особенностей, возможностей, прав регионов в образовании;

как ведущую и долговременную стратегию, которая определяет становление

целостного

образовательного

пространства

на

основе

взаимодействия

национально-регионального, федерального и мирового опыта развития

образования с целью удовлетворения потребностей жителей региона.

Педагогическая регионализация как принцип организации образования в

регионах, реализуемый в многовариантном по целям, содержанию и

результатам

процессе

регионализации,

который

обеспечивает

не

обеспечивает)

планируемую

не

планируемую)

регионализацию

образования в регионах, придавая своеобразие его компонентам, оказывая

влияние на образовательное пространство, физическое и психическое

здоровье, социализацию участников образовательного процесса.

Изучение вопросов развития национально-регионального образования

имеет

огромное

значение

для

решения

общечеловеческих

проблем:

установления

взаимоотношений

и

сотрудничества

внутри

мирового

сообщества, сохранения и развития духовной культуры каждого народа,

приобщения к мировой культуре и к общечеловеческим ценностям. Это

особенно важно, поскольку в настоящее время ярко проявляется, с одной

стороны, направленность движения современной цивилизации к обретению

общечеловеческих ценностей, духовности, подлинной культуры, а с другой

стороны, – обострение межнациональных конфликтов, приводящих к

серьезным и тяжелым последствиям, к разрушению национальной и мировой

культуры. Развитие национально-регионального образования в современных

условиях

будет

способствовать

сохранению

самобытности

культуры

народов, обогащению представлений детей, воспитанию у них чувства

патриотизма и гражданственности.

История развития каждого народа несет в себе взаимодействие

общечеловеческого и национального как в духовном, материальном, так и

морально-этическом

плане.

Познание

ребенком

окружающего

мира

начинается с малой Родины, его ближайшего окружения, поэтому важно при

построении образовательного процесса в дошкольном учреждении учитывать

влияние таких факторов как окружающая природная среда, история,

культура, язык этноса, его традиции. Знакомясь с этнической культурой

своего народа, ребенок усваивает общечеловеческие ценности через свое

национальное осознание.

В структуре ФГОС общего образования (2004 г.) выделялся

федеральный компонент как базис – инвариант, а национально-региональный

компонент как существенное дополнение – вариант. До введения ФГОС

российская

система

дошкольного

образования

руководствовалась

Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования (2009 г.), в

котором

были

отражены

требования

к

учету

при

проектировании

образовательного

процесса

детского

сада

специфики

национально-

культурных, климатических, демографических условий. В свете ФГТ были

переработаны образовательные программы, которые приобрели статус

примерных программ. В обновленной программе «Детство» (Т. И. Бабаева,

А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.) было выделено две части: основная

и дополнительная. В дополнительной части, которая представляла собой

региональный

компонент,

были

представлены

программы:

«Ребенок

знакомится с малой родиной – родным городом», «Ребенок познает родную

страну и мир», «Ребенок в поликультурной и полиэтнической среде»,

«Ребенок изучает английский язык». В рекомендациях к другой примерной

программе «От рождения до школы» (Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова и др.), по

которой работало большинство дошкольных учреждений РБ, отмечено, что

содержание вариативной части программы (20%) может строиться на

региональном

компоненте.

Тем

самым

впервые

в

нормативных

и

рекомендательных документах для ДОУ стала оговариваться возможность

проектирования самостоятельной части программы в виде регионального

компонента.

Сложившаяся образовательная практика, на наш взгляд, требует

осмысления того, в каком направлении развивается национально-культурная

составляющая системы дошкольного образования, насколько региональные

программы

сочетаются

с

примерной

образовательной

программой

дошкольного образования, ее концептуальными подходами, принципами

отбора содержания, формами и методами реализации. Главный вопрос в том,

насколько региональный компонент способствует личностному развитию

ребенка, расширяет его познавательный кругозор, содействует успешной

социализации. Мы считаем необходимым постановку проблемы с позиций

теоретического

обоснования

концепции

этнокультурного

образования

дошкольников,

принципов

отбора

содержания

программы,

выработки

организационно-педагогической

модели

приобщения

дошкольников

к

национально-региональной культуре. Например, направление, связанное с

содержательной линией, которое представляет область экологического

образования дошкольников. Наличие краеведческих программ, методических

разработок этнокультурного содержания, адресованных для ознакомления

дошкольников, свидетельствует о том, что интерес к данному разделу связан

с уникальной природой Краснодарского края, актуальностью проблемы

приобщения детей к этноэкологическим традициям кубанского народа.

Доступность

содержания

материала

уровню

восприятия

ребенка,

возможность интеграции с другими областями познания способствовали

активизации творческого поиска педагогов в выборе средств, методов

обучения. На материалах природоведческого содержания организуются

различные формы и виды детской деятельности такие, как проекты, опыты,

эксперименты, наблюдения, мини-исследования и другие.

Следует отметить, что в процессе отбора национально-регионального

содержания по одному из направлений, его углубления закономерно

появляется

необходимость

в

установлении

связей

с

другими

содержательными областями, темами, которые невозможно отделить от

целостного

восприятия истории,

культуры родного края.

На основе

ознакомления с этнокультурными ценностями родного края педагогами

решается задача нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В

решении задач регионального образования педагоги уделяют внимание

вопросу создания определенной культурной среды через оформление

тематических уголков в группе, организацию мини-музеев в ДОУ, в которых

периодически меняются экспозиции (народные игрушки, музыкальные

инструменты).

Анализируя возможности регионализации образования можно

выделить

общее,

в

том

что,

рассмотрение

данного

направления

модернизации

системы

образования

РФ

обусловлено

процессами

демократизации, диверсификации образовательной политики в целом, в том

числе и на уровне дошкольного образования. Успешность модернизации

дошкольного образования в Российской Федерации в значительной степени

зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и

региональными

компонентами

системы

дошкольного

образования.

В

современной России необходимо определить роль регионализации системы

дошкольного образования, ее соотношения с федеральными основами для

обеспечения полноценного формирования базиса личностной культуры на

ранних

этапах онтогенеза.

В

условиях поликультурного российского

общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества

дошкольного образования.

Таким образом, анализ состояния практики дошкольного образования

свидетельствует о том, что в настоящее время мы переживаем новый этап

регионализации

содержания,

связанный

с

его

обновлением,

поиском

концептуальных

подходов,

принципов,

учитывающих

особенности

национальной

специфики,

изменяющейся

социокультурной

среды

и

культурного многообразия этносов, живущих на территории Краснодарского

края.



В раздел образования