Напоминание

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР


Автор: Мальдова Екатерина Игоревна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 75 Кировского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Формирование всех компонентов речевой системы проходит в тесной

взаимосвязи, одно влияет, развивает другое, в том числе есть такая

взаимосвязь между лексикой и грамматикой. Поэтому, важным является

формирование у детей с ОНР лексико-грамматического строя речи.

ЛЕКСИКА происходит от греческого lexikos - относящийся к слову;

1) Вся совокупность слов, словарный состав языка.

2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи

Различают лексику бытовую, военную, детскую и пр.

ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак,

обозначающий

результат

познания,

мышления.

В

слове

кодируется

познавательный опыт. Язык, как средство общения - это, прежде всего язык

слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия,

выражаются чувства и отношения.

Словарь делится на: активный - слова, которые ребёнок не только

понимает, но активно употребляет в речи - экспрессивная речь; пассивный –

слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными понятиями, но

не употребляет - импрессивная речь.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

слова образуются на основе словообразовательного материала

(корней, суффиксов и окончаний),

новые слова приходят в русский язык из других языков из-за

политических, экономических и культурных связей русских людей с другими

народами и странами.

Слова в языке не изолированы друг от друга. Они входят в единую

лексическую систему. Каждая лексическая единица этой системы связана

различными отношениями с другими единицами как по значению, так и по

форме.

Вокруг каждого слова формируются смысловые (семантические поля),

под которыми в лингвистике понимается совокупность слов, составляющих

тематический ряд.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ

ЗНАЧЕНИЕ

СЛОВА –

это

его

содержание,

соотнесённость между звуковой оболочкой слова с соответствующими

предметами и явлениями объективной действительности.

Слова могут иметь прямое и переносное значение

Различают однозначные и многозначные слова.

Однозначные

слова -

это

слова,

у

которых

есть

только

одно

лексическое значение. Таких слов в русском языке немного, это:

научные термины (бинт, гастрит),

имена собственные (Петров Николай),

недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются

(пиццерия, поролон),

слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны

иметь несколько значений. У многозначного слова есть основное значение, и

производные от него значения. Основное значение всегда дается в толковом

словаре на первом месте, за ним - производные.

ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по

произношению и написанию. Например, клуб - 'шарообразная летучая

дымчатая

масса'

(клуб

дыма)

и

клуб

-

'культурно-просветительское

учреждение' (клуб железнодорожников).

В работе над словом используются и другие характеристики слов.

СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы

образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза -

догадка – допущение.

Синонимы

используются

для

того,

чтобы

сделать

речь

более

разнообразной и избежать повторов, а также, чтобы дать более точную

характеристику того, о чем говорится

АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению

Этапы формирования словаря

Формирование лексики у детей дошкольного возраста

1 этап – довербальный. Длится с рождения ребенка до времени

появления первых сознательных слов – примерно до 12 месяцев. Это период

формирования понимания речи. Словарь к году - 10-12 слов.

2 этап (от 1 года) – вербальный. Это этап активного усвоения лексики

родного языка. В процессе формирования лексики происходит не только

увеличение количества слов в речи ребенка, но и уточнение их значений.

Словарь в 1,5-2 года - 300-400 слов.

3 этап (от 2 до 3 лет) – самый благоприятный этап развития речи

ребенка – овладение правилами и нормами родного языка. Важным

показателем речевого развития этого этапа является появление к двум годам

фразовой речи. В активной речи ребенка появляются различные части речи:

глаголы,

существительные,

прилагательные,

числительные,

наречия.

Активное развитие лексики в этом периоде повышает коммуникативные

способности ребенка. При овладении ребенком достаточным словарным

запасом, начинает развиваться связная речь, грамматические строй речи,

совершенствуются звуковая сторона речи. В 3 г

ода

-

1500 слов.

4 этап (с 3-х лет) - усвоение морфологической системы русского языка.

В этом возрасте происходит значительное увеличение словарного запаса, у

ребенка появляются вопросы о значении слов, ребенок сам пытается

объяснять слова на основе их значений. К четырём годам формируется

правильное звукопроизношение, интонационная сторона речи, а также

умение выражать интонацией вопрос, просьбу, восклицание. К этому

моменту ребёнок накапливает определённый лексический запас.

В данный период происходит становление монологической речи.

Ребёнок

уже

в

состоянии

рассказать

не

только

непосредственно

воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано

раньше.4 года - 1900 слов.

К

старшему

дошкольному возрасту

набирает

силу

уточнение

смыслового значения слов. У детей появляется большой интерес к слову и

его значению.

Словарь старшего дошкольника активно обогащается и за счёт слов,

придуманных самими детьми. Словотворчество становится одной из важных

особенностей

детской

речи.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

овладевают

связной

речью,

которая

является

мощным

резервом

их

умственного развития. 5 лет - 2000-2050 слов, 6-7 лет - 3500-4000 слов.

Задачи и содержание словарной работы

Принято выделять четыре основные задачи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее

неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в

словаре.

2. Закрепление и уточнение словаря. Обусловлено тем, что у детей

слово не всегда связано с представлением о предмете

3.Активизация словаря. Активизировать словарь - значит научить детей

осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из

пассивного состояния в активное. В работе с детьми важно, чтобы новое

слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если

оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

4. Устранение из речи нелитературных слов (жаргонные, диалектные,

просторечные)

Нарушения лексики у детей дошкольного возраста.

1.

Преобладание объема пассивного словаря над активным;

2.

Неточное употребление слов, наличие вербальных парафазий;

3.

Трудности актуализации словаря;

4.

Несформированность семантических полей (смысловые замены

слов);

5.

Трудности формирования словообразовательных моделей;

6.

Трудности формирования антонимов, синонимов;

7.

Трудности

выделения

существенных

дифференциальных

признаков слов;

8.

Ограниченность

объема

словаря,

что

затрудняет

процесс

коммуникации.

Одной

из

выраженных

особенностей

речи

детей

с

тяжелыми

нарушениями речи является расхождение в объеме пассивного и активного

словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря

достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении

многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и др.

В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые

действия.

Трудно

усваиваются

слова

с

обобщающим

значением,

обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Условия, способствующие развитию словарного запаса:

1.

Наблюдение за окружающей действительностью (природой,

общественной жизнью, трудом людей, игровой деятельностью детей и т.д.);

2.

Общение со взрослыми и сверстниками (беседа, совместная

деятельность);

3.

Речь взрослых (дети заимствуют у взрослых слова и их

употребление, подражают всему, что слышат);

4.

Дидактические игры (обучение);

5.

Создание книжных уголков по возрастам;

6.

Просвещение родителей (беседы, рекомендации по культурному

развитию, заучивание стихов, чтение доп. литературы…).

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на

три вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.);

настольные печатные игры;

словесные игры.

Наиболее

сложны

словесные

игры:

они

не

связаны

с

непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать

представлениями.

Эти

игры

имеют

большое

значение

для

развития

мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные

суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения

других,

замечать

логические

ошибки.

Словесные

игры

проводятся

преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к

школе.

Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с

окружающим миром осуществляется с помощью различных методов и

средств. Приёмы словарной работы должны помочь выделить нужное слово в

речи педагога, понять его значение, твёрдо запомнить, а также содействовать

употреблению этого слова в речи

Методы и приёмы словарной работы

НАЗЫВАНИЕ (или образец произношения) нового или трудного

слова - активный приём обогащения детского словаря.

Называние часто сопровождается показом объекта. Иногда называние

нужно сопровождать толкованием, объяснением

НАБЛЮДЕНИЕ - используется в ряде занятий: осмотрах помещений

детского сада, экскурсиях, при рассматривании предметов, наблюдениях за

каким-либо процессом. В ходе наблюдения надо помочь детям увидеть самое

главное, по возможности активизировать разнообразные анализаторы.

ПОКАЗ КАРТИН - благодаря этому методу прежде всего растёт

пассивный словарь, дети учатся видеть и понимать картину, активизируются

мыслительные процессы, средство эстетического воспитания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В художественном тексте слова и их сочетание создают яркие образы

ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

Загадка - образное, картинное описание характерных признаков

предметов и явлений. Развивают мыслительную деятельность, помогают

овладеть выразительными средствами языка

БЕСЕДА –

один из методов получения информации об изучаемом

предмете, явлении.

Сравнение

предметов

- приём

используется

для

формирования

умения вычленять качества, свойства предметов.

Чтобы чтение вслух давало результат, как средство обогащения

словаря, какие условия необходимо соблюдать?

Чтение и обсуждение прочитанного

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

отчетливо

произносить

слова,

соблюдая

правильную

артикуляцию;

правильно расставлять ударения в словах;

разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;

постоянно использовать новые слова в разных ситуациях;

предложить ребенку выразить главную мысль текста;

обсудить

героев

произведения,

их

поступки,

используя

прилагательные.

В художественном тексте слова и их сочетание создают яркие образы.

Существует много выразительных средств языка (эпитеты, сравнения,

метафоры и др.) Они метки, эмоциональны, оживляют речь детей, развивают

мышление, совершенствуют словарь детей.

Прекрасным

средством

обогащения

словаря

служат

пословицы,

поговорки, фразеологизмы.

Пословица - краткое изречение, имеющее поучительный смысл,

содержащее нравоучение, обобщённую мысль, вывод.

Поговорка - устоявшаяся фраза или словосочетание, образное, меткое,

яркое, выражение.

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, значение которого не

определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного

предмета другому.

Загадки помогают развивать мыслительную деятельность, помогают

детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными

средствами языка.

Для

активизации

словаря

эффективным

является составление

загадок самими детьми. В работе с детьми по их составлению можно

использовать различные схемы, модели.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими

трудностями, чем овладение словарем, так как грамматические категории

более абстрактны. чем лексические, а грамматическая система организована

на основе большего количества правил.

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она

помогает

облекать

мысли

в

материальную

оболочку,

делает

речь

организованной и понятной для окружающих.

Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие

совершенствования мышления дошкольников.

Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития

ребенка. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика

устанавливает

нормы

изменения

слов

и

способы

их

соединения

в

предложении.

Грамматическое значение слова – обобщённое, отвлечённое языковое

значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций,

находящее своё регулярное выражение в грамматических формах.

Грамматическое значение - значение, выражаемое словоизменительной

морфемой.

Слово имеет лексическое значение - изучает раздел языкознания -

лексика и грамматическое значение - изучает морфология.

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между

собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают

морфологический

и

синтаксический

уровень

грамматической системы.

Морфологический

уровень

умение

владеть

приёмами

словообразования.

Синтаксический

уровень

умение

составлять

предложения,

грамматически правильно сочетая слова.

Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень

рано.

Ребенок

трех

лет

уже

пользуется

такими

грамматическими

категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и даже

сложные предложения.

Число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году

жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения.

А.Н.

Гвоздев

наметил

основные

периоды

в

формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-

корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях,

когда они используются (от 1г. 3 мес. до 1г. 10 мес.).

Второй

период

период

усвоения

грамматической

структуры

предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их

внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского

языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до

7 лет). В этот период все в большей мере усиливаются все единичные,

стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже –

система чередований в основах.

1.

Трудности

это

согласование

прилагательных

и

местоимений

с

существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) по родам;

образование форм глаголов в повелительном наклонении;

форм существительных родительного падежа множественного

числа;

ошибки в употреблении окончаний;

ошибки в использовании падежных форм;

неправильное использование предлогов;

неправильное

образование

сравнительной

степени

прилагательного;

склонение числительных.

Условия для формирования грамматически правильной речи:

Создание

благоприятной

речевой

среды

одно

из

условий

грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может

оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу своей

подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но

и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи

воспитателя.

Обучение детей трудным грамматическим формам.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется на

занятиях и в повседневном общении.

Формирование грамматических навыков в практике речевого

общения.

Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной

обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм,

фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.

Исправление грамматических ошибок

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана

О.И.Соловьевой,

А.М.Бородич.

Основные

ее

положения

можно

сформулировать следующим образом.

Исправление

ошибок

способствует

тому,

что

дети

привыкают

осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление

неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у

тех детей, которые его слышат.

Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему

подумать,

как

сказать

правильно,

дать

образец

правильной речи

и

предложить повторить его.

Важным средством для формирования и развития грамматических

навыков

у

дошкольников

являются

дидактические

игры

и

игровые

упражнения с грамматическим содержанием.

Игры на формирование грамматического строя речи

«Собираем урожай»

Цель: расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы

глаголов единственного числа настоящего времени.

Ход игры. На наборном полотне расставлены овощи. Дети по очереди

собирают овощи, комментируя свои действия: «Я выдергиваю морковь», «Я

выкапываю картофель», «Я срываю помидор» …

«Магазин»

Цель: расширять словарь прилагательных по теме; формировать у

детей навык образования прилагательных и согласования прилагательных и

существительных.

Ход игры. Дети «покупают» в «магазине» «банки с компотом»,

«соком», вырезанные из картона. На банках нарисованы фрукты, ягоды,

овощи. Ребенок подходит и говорит: «Я хочу купить компот из вишни –

вишневый компот»; «Я хочу купить компот из яблок – яблочный компот.

«

Невиданный

зверь»

Цель: формировать

навыки

образования

притяжательных

прилагательных.

На

картинке

изображено

невиданное

животное.

Воспитатель

предлагает назвать, чьи у него части тела.Туловище – коровье, голова –

медвежья, хвост – лошадиный, лапы – собачьи, рога – оленьи, грива –

львиная.

«Кто чем защищается»

Цель: закрепить знания о животных, правильное употребление в речи

существительных в творительном падеже.

Детям раздаются картинки с изображением животных. Воспитатель

задает вопрос:

«Чем защищается кошка?» Тот из детей, у которого картинка с кошкой,

отвечает: «Кошка защищается когтями». Аналогично обсуждается олень, слон,

собака, еж и другие животные.

«Животные заблудились»

Цель: дифференци

ация

домашних

и

диких

животных,

употребление

предлогов

На доске крепятся картинки с домом и лесом. На столе лежат перевернутые

картинки с изображением домашних и диких животных вперемежку. Дети по

очереди подходят к доске, берут картинку и выкладывают ее в определенное место.

Например: «Это корова, домашнее животное, живет рядом с человеком» и

выставляет картинку возле дома

«Где собака?», «Где птичка?»

Цель: учить детей использовать в речи предлоги: в, за, из-за, из-под, у, на,

под.

На картинах собака и птичка прикреплены на ниточках. В картинах имеются

прорези,

откуда

могут

появиться

собака

или

птичка.

Например:

собака

выглядывает из-под крыльца. Собака выходит из-за угла дома.

«Кого не стало?»

Цель: расширять словарь по теме; развивать внимание, память,

образование Р.п. сущ-х.

На наборном полотне или на фланелеграфе выставляются картинки с

изображением птиц. Дети рассматривают, затем закрывают глаза. Убирается

одна картинка с птицей. Дети отвечают, какая птица улетела.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный

и трудоемкий процесс

В процессе целенаправленного обучения дети овладевают языковыми

средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных

высказываний.

Большое

внимание

уделяется

формированию

соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению

(по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических компонентов

фразы высказывания, различных типов синтаксических конструкций.



В раздел образования