Автор: Капрова Надежда Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дружба. Истинная и ложная дружба"
Раздел: начальное образование
Внеурочная деятельность
Тема занятия: «Дружба. Истинная и ложная дружба»
Класс 3 «Г»
Ф.И.О. учителя : Капрова Н.А.
Дата 20.10.2016г.
Цели :
Образовательные: Сформировать понятие «дружба», отличительные черты истинной и ложной
дружбы.
Воспитательные: Формировать качества настоящего друга, умения дружить.
Развивающие: Развивать интерес к чтению православной литературы, развивать инициативу,
самостоятельность суждений, творческие способности. Учить систематизировать свои знания.
Обогащать словарный запас.
Задачи урока:
Личностные: формировать уважительные, дружеские отношения друг к другу. Заставить ребят
задуматься какой он друг, умеет ли дружить. Регулятивные: соотнести свое понятие дружбы с тем
понятием, которое дадут ребята на уроке.
Познавательные: формировать умение работать со словарями. Коммуникативные: Учить давать
развернутые и аргументированные ответы, формировать умение общаться в группах, в парах.
Используемые педагогические технологии: технология формирования универсальных учебных
действий;
личностно-ориентированные технологии;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Планируемый результат:
Предметные умения: Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение ей нравственной
ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности
Личностные: формирование представления о дружбе и позитивном отношении к людям.
Оборудование: ноутбук, запись песен «Песенка кота Леопольда», «Песенка о дружбе», фильм
«Пчелка и муха», ручки, цветные карандаши, мелки, фломастеры, заготовки для игры «Солнышко
Дружбы», карточки «Законы дружбы», словарь С.И. Ожегова, заготовки рисунков фруктов : яблоки,
сливы, апельсины, дерево дружбы, презентация.
1.Организационный момент
2. Мотивация к деятельности
-Итак, начнем наше занятие.
- А тему вы должны назвать сами , прослушав песню, как только угадаете – поднимайте руку! можете
подпевать!
- О чём пойдет речь? Кто назовет тему нашего занятия?
- Тема нашего занятия «Дружба. Истинная и ложная дружба».
-Что значит истинная? (настоящая, крепкая, прочная, верная, надежная)
-А что значит ложная? (лживая, фальшивая, неискренняя, притворная)
О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили и ваши родители, бабушки и дедушки, поэты,
и писатели, и ученые, и философы.
-А начнем мы со стихотворения, которое так и называется «Дружба» .
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
- Вывод: Мы все должны научиться дружить.
-- А задумайтесь, легко ли человеку жить без друзей? (ответы детей)
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
3. Экспресс-диагностика
- Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные фрукты.
Красное яблоко обозначает: «Я – хороший друг», синяя слива - «Я часто ссорюсь со своим другом», а
оранжевый апельсин - «У меня нет друзей»! Подумайте, какой фрукт вы выберите! Поднимите
фигуры, которые вы выбрали.
-Итак, я поняла, что у всех есть друзья, и вы редко ссоритесь с ними!
-И это здорово, Ведь Дружбу надо ценить. Не зря ведь говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги»!
4.Создание проблемной ситуации
- А как вы думаете нужно ли выбирать себе друзей? (ответы детей)
-А как ответил на этот вопрос старец Паисий, мы узнаем прочитав его притчу.
3.Чтение притчи старца Паисия Афонского С.22
- На каком же примере старец показал, что друзей надо выбирать с разбором?
- Кто скрывается за арбузом и тыквой?
- А вы поняли почему друзей надо выбирать с разбором? (Т.Е. Серьезно, вдумчиво)
- Вывод: От выбора друзей зависит и дружба: истинная или ложная!
-Как вы понимаете настоящий ДРУГ? (рассуждения учащихся).
Толковый словарь С.И Ожегова “Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием,
преданностью, любовью”.
5.ИГРА
- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.
-Сейчас мы с вами поиграем.
-Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если
эти качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то молчите.
(В ходе игры из положительных качеств настоящего друга появится солнышко).
Честность, враньё, доброта, верность, грубость, взаимовыручка, предательство, драчливость,
справедливость, задиристость, ответственность, сострадание.
-Смотрите, какое солнышко получилось!
-А кого мы назовем лжедругом? Как отличить настоящего друга от лжедруга?
6. Просмотр фильма
--Давайте, посмотрим фильм «Пчелка и муха» и каждый подумает на кого он хочет быть похожим?
-Кого же Вы выбрали бы себе в друзья? Почему?
-Почему же Муха не видела на лугу прекрасных лилий?
(В жизни каждый ищет то, что он хочет, одни похожи на пчелку, и во всем видят только хорошее и
,главное эти люди совершают красивые поступки, а другие похожи на муху, и во всем видят плохое!)
Вот и давайте мы с вами тоже будем видеть только красивое!
7.Творческая деятельность «Поляна Дружбы»
- У вас на столах лежат рисунки пчелки над цветами!
-Постарайтесь представить какими увидела пчелка эти цветы, и раскрасьте их, чтобы = красивая
поляна! Прикрепляем красивые рисунки на поляну Дружбы!
8.Работа над ЗАКОНАМИ ДРУЖБЫ
-На поляне дружбы есть свои законы дружбы!
- Разделимся на группы и разработаем законы о дружбе.
Законы дружбы (на экране)
1.Помогай другу (баловаться; кричать; в беде)
2.Умей с другом разделить (лень; радость; жадность)
3.Останови друга, если он (помогает старшим; делает что-то плохое; ухаживает за животными)
4.(Обижай; не обманывай; обзывай) друга.
5.Относись к другу как (к игрушке; к себе; к шкафу)
Люди должны всегда выполнять законы о дружбе.
-Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? Иногда это сделать трудно.
-Давайте посмотрим сценку по рассказу В. Осеевой.
9.Инсценирование, рассказ В.Осеевой «До первого дождя»
«До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то
Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли
по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье.
Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось?
Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала учительница и, взглянув на Машу,
покачала головой.
— Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
-Что означают слова «Ваша дружба до первого дождя»?
-К сожалению, иногда дружба не выдерживает трудностей!
10. Работа с пословицами
-Ребята, на уроках лит.чтения нам встречались пословицы о дружбе. Я начну , а вы закончите
пословицу.
Нет друга – ищи, а нашёл – … (береги)
Друзья познаются в …
(беде)
Старый друг лучше…
(новых двух)
Человек без друзей, что … (дерево без корней)
Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)
-А иногда бывает и так.
Ученик. Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
11.Деловая игра «Учимся правильно дружить»
-А сейчас я предлагаю решить вам несколько жизненных задач.
10.Рефлексия
- Вспомним начало урока: я предлагала вам решить какой вы друг, а может вы поменяете свое мнение
(Настя?)? возьмите в руки фрукт, который вы считаете нужным, и напишите на нем, кто же
настоящий друг…
-Украсьте наше ДЕРЕВО ДРУЖБЫ!!!
-Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга и уметь дорожить дружбой!
-Спасибо за работу!
(Звучит песня «Песенка Кота Леопольда». Дети поют её все вместе.)