Напоминание

"Дружба. Истинная и ложная дружба"


Автор: Капрова Надежда Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Дружба. Истинная и ложная дружба"
Раздел: начальное образование





Назад




Внеурочная деятельность

Тема занятия: «Дружба. Истинная и ложная дружба»

Класс 3 «Г»

Ф.И.О. учителя : Капрова Н.А.

Дата 20.10.2016г.

Цели :

Образовательные: Сформировать понятие «дружба», отличительные черты истинной и ложной

дружбы.

Воспитательные: Формировать качества настоящего друга, умения дружить.

Развивающие: Развивать интерес к чтению православной литературы, развивать инициативу,

самостоятельность суждений, творческие способности. Учить систематизировать свои знания.

Обогащать словарный запас.

Задачи урока:

Личностные: формировать уважительные, дружеские отношения друг к другу. Заставить ребят

задуматься какой он друг, умеет ли дружить. Регулятивные: соотнести свое понятие дружбы с тем

понятием, которое дадут ребята на уроке.

Познавательные: формировать умение работать со словарями. Коммуникативные: Учить давать

развернутые и аргументированные ответы, формировать умение общаться в группах, в парах.

Используемые педагогические технологии: технология формирования универсальных учебных

действий;

личностно-ориентированные технологии;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Планируемый результат:

Предметные умения: Понимание дружбы как ценностной ориентации, присвоение ей нравственной

ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё

мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к

общему решению в совместной деятельности

Личностные: формирование представления о дружбе и позитивном отношении к людям.

Оборудование: ноутбук, запись песен «Песенка кота Леопольда», «Песенка о дружбе», фильм

«Пчелка и муха», ручки, цветные карандаши, мелки, фломастеры, заготовки для игры «Солнышко

Дружбы», карточки «Законы дружбы», словарь С.И. Ожегова, заготовки рисунков фруктов : яблоки,

сливы, апельсины, дерево дружбы, презентация.

1.Организационный момент

2. Мотивация к деятельности

-Итак, начнем наше занятие.

- А тему вы должны назвать сами , прослушав песню, как только угадаете – поднимайте руку! можете

подпевать!

- О чём пойдет речь? Кто назовет тему нашего занятия?

- Тема нашего занятия «Дружба. Истинная и ложная дружба».

-Что значит истинная? (настоящая, крепкая, прочная, верная, надежная)

-А что значит ложная? (лживая, фальшивая, неискренняя, притворная)

О дружбе размышляли во все времена. О ней говорили и ваши родители, бабушки и дедушки, поэты,

и писатели, и ученые, и философы.

-А начнем мы со стихотворения, которое так и называется «Дружба» .

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.

– Это когда коршун летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя: – Что такое дружба?

– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?

– Это что-то огромное, радостное, большое.

Это когда ребята все сразу, все вместе играют.

Это когда мальчишки девчонок не обижают.

Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

- Вывод: Мы все должны научиться дружить.

-- А задумайтесь, легко ли человеку жить без друзей? (ответы детей)

Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

3. Экспресс-диагностика

- Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные фрукты.

Красное яблоко обозначает: «Я – хороший друг», синяя слива - «Я часто ссорюсь со своим другом», а

оранжевый апельсин - «У меня нет друзей»! Подумайте, какой фрукт вы выберите! Поднимите

фигуры, которые вы выбрали.

-Итак, я поняла, что у всех есть друзья, и вы редко ссоритесь с ними!

-И это здорово, Ведь Дружбу надо ценить. Не зря ведь говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги»!

4.Создание проблемной ситуации

- А как вы думаете нужно ли выбирать себе друзей? (ответы детей)

-А как ответил на этот вопрос старец Паисий, мы узнаем прочитав его притчу.

3.Чтение притчи старца Паисия Афонского С.22

- На каком же примере старец показал, что друзей надо выбирать с разбором?

- Кто скрывается за арбузом и тыквой?

- А вы поняли почему друзей надо выбирать с разбором? (Т.Е. Серьезно, вдумчиво)

- Вывод: От выбора друзей зависит и дружба: истинная или ложная!

-Как вы понимаете настоящий ДРУГ? (рассуждения учащихся).

Толковый словарь С.И Ожегова “Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием,

преданностью, любовью”.

5.ИГРА

- Настоящий друг должен обладать определёнными качествами характера.

-Сейчас мы с вами поиграем.

-Я вам буду предлагать качества характера человека, а вы должны внимательно слушать, если

эти качества подходят настоящему другу, вы хлопаете в ладоши, а если нет, то молчите.

(В ходе игры из положительных качеств настоящего друга появится солнышко).

Честность, враньё, доброта, верность, грубость, взаимовыручка, предательство, драчливость,

справедливость, задиристость, ответственность, сострадание.

-Смотрите, какое солнышко получилось!

-А кого мы назовем лжедругом? Как отличить настоящего друга от лжедруга?

6. Просмотр фильма

--Давайте, посмотрим фильм «Пчелка и муха» и каждый подумает на кого он хочет быть похожим?

-Кого же Вы выбрали бы себе в друзья? Почему?

-Почему же Муха не видела на лугу прекрасных лилий?

(В жизни каждый ищет то, что он хочет, одни похожи на пчелку, и во всем видят только хорошее и

,главное эти люди совершают красивые поступки, а другие похожи на муху, и во всем видят плохое!)

Вот и давайте мы с вами тоже будем видеть только красивое!

7.Творческая деятельность «Поляна Дружбы»

- У вас на столах лежат рисунки пчелки над цветами!

-Постарайтесь представить какими увидела пчелка эти цветы, и раскрасьте их, чтобы = красивая

поляна! Прикрепляем красивые рисунки на поляну Дружбы!

8.Работа над ЗАКОНАМИ ДРУЖБЫ

-На поляне дружбы есть свои законы дружбы!

- Разделимся на группы и разработаем законы о дружбе.

Законы дружбы (на экране)

1.Помогай другу (баловаться; кричать; в беде)

2.Умей с другом разделить (лень; радость; жадность)

3.Останови друга, если он (помогает старшим; делает что-то плохое; ухаживает за животными)

4.(Обижай; не обманывай; обзывай) друга.

5.Относись к другу как (к игрушке; к себе; к шкафу)

Люди должны всегда выполнять законы о дружбе.

-Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? Иногда это сделать трудно.

-Давайте посмотрим сценку по рассказу В. Осеевой.

9.Инсценирование, рассказ В.Осеевой «До первого дождя»

«До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то

Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли

по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье.

Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось?

Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала учительница и, взглянув на Машу,

покачала головой.

— Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

-Что означают слова «Ваша дружба до первого дождя»?

-К сожалению, иногда дружба не выдерживает трудностей!

10. Работа с пословицами

-Ребята, на уроках лит.чтения нам встречались пословицы о дружбе. Я начну , а вы закончите

пословицу.

Нет друга – ищи, а нашёл – … (береги)

Друзья познаются в …

(беде)

Старый друг лучше…

(новых двух)

Человек без друзей, что … (дерево без корней)

Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

-А иногда бывает и так.

Ученик. Как начну конфеты есть,

У меня дpузей не счесть.

А закончились конфеты

И дpузей в помине нету.

За конфету каждый дpуг,

Так и pвет ее из pук.

Hу зачем мне дpужба эта?

Я и сам люблю конфеты.

11.Деловая игра «Учимся правильно дружить»

-А сейчас я предлагаю решить вам несколько жизненных задач.

10.Рефлексия

- Вспомним начало урока: я предлагала вам решить какой вы друг, а может вы поменяете свое мнение

(Настя?)? возьмите в руки фрукт, который вы считаете нужным, и напишите на нем, кто же

настоящий друг…

-Украсьте наше ДЕРЕВО ДРУЖБЫ!!!

-Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга и уметь дорожить дружбой!

-Спасибо за работу!

(Звучит песня «Песенка Кота Леопольда». Дети поют её все вместе.)



В раздел образования