Напоминание

Проект «Формирование толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к пожилым людям, привитие культуры межпоколенческого уважения и содружества»


Автор: Юнусова Альсина Мансуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №40 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Проект
Тема: Проект «Формирование толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к пожилым людям, привитие культуры межпоколенческого уважения и содружества»
Дата публикации: 13.03.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»

Проект

«Формирование толерантного отношения у детей старшего дошкольного

возраста к пожилым людям, привитие культуры межпоколенческого

уважения и содружества»

Подготовила:

Юнусова Альсина Мансуровна,

воспитатель

г. Нижневартовск,

2019г

1. Содержание проекта

№ п/

п

Наименование разделов

стр

1.

Содержание проекта

2

2.

Паспорт проекта

3

3.

Пояснительная записка

5

4.

Основное содержание проекта

7

5.

План мероприятий проекта

9

6.

Критерии оценки результативности проекта

11

7.

Литература

12

8.

Приложение

13

2

2. Паспорт проекта

Наименование

проекта

Формирование

толерантного

отношения

у

детей

старшего дошкольного возраста к пожилым людям,

привитие культуры межпоколенческого уважения и

содружества

Нормативно

-

правовая база

1. Федеральный закон «Об образовании».

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации».

3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования,

утвержден

приказом

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

4. Устав МАДОУ города Нижневартовска детского сада

№40 «Золотая рыбка»

5. Основная образовательная программа дошкольного

образования МАДОУ города Нижневартовска детского

сада №40 «Золотая рыбка

Уровень

Дошкольное образование

Разработчики

проекта

Юнусова Альсина Мансуровна, воспитатель МАДОУ

ДС №40 «Золотая рыбка»

Сроки

сентябрь 2019г – май 2020гг

Цель проекта

формирование

толерантного

отношения

у

детей

старшего дошкольного возраста к пожилым людям,

уважения к старшим и сохранение исторической

преемственности поколений

Задачи

1.

Формирование у детей толерантного поведения.

2.

Закрепление нравственных представлений, навыков

социально приемлемого поведения.

3.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста

умений

видеть и понимать

другого

человека,

проявлять

заботу,

уважение,

сопереживание,

сочувствие к пожилым людям.

4.

Повышение

родительской

компетентности

в

вопросах формирования толерантного отношения у

детей к пожилым людям.

Результативность,

эффективность

проекта

Дети:

-

имеют

нравственные

представления

о

важных

человеческих ценностях (добро, забота, уважение,

принятие, сочувствие, взаимопомощь и др.);

- владеют навыками толерантного поведения (уважает

мнение

других,

доброжелательны,

направлены

на

взаимодействие,

способны

понять

и

принять,

любознательные и чуткие, проявляют заботу, уважение,

3

сопереживание, сочувствие к пожилым людям);

-

сформированы

коммуникативные

умения

(уважительное общение со взрослыми людьми)

Родители:

- повышение компетентности в вопросах формирования

толерантного отношения у детей к пожилым людям.

-

повышение

активности

в

воспитательно-

образовательном процессе ДОУ

Предполагаемый

продукт проекта

- Совместные мероприятия

- Выставка рисунков, фотовыставка

- Презентация по результатам проекта

4

3. Пояснительная записка

Сегодня все

большее

распространение

в

детской среде получают

недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много:

маленький жизненный опыт детей, СМИ, социальное окружение, отсутствие

необходимых представлений, разные культурные, семейные ценности.

Поэтому

активизируется

процесс

поиска

эффективных

механизмов

воспитания детей в духе толерантности.

Концепция

модернизации

российского

образования

подчеркивает:

«Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры,

инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной

социализации в обществе».

Толерантность (от латинского «толеран») - терпение, переносимость,

снисходительность. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания

человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость, как можно раньше

воспитывать культуру толерантности. Декларация принципов толерантности,

утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года,

гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание

богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и

способов проявлений человеческой индивидуальности.

С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине,

ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам.

Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое

поведение.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей

воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав

привычек культурного поведения в старшем дошкольном возрасте значительно

обогащается: дети осваивают правила поведения по отношению к взрослым в

общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п.), в разных

ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается

привычка быть вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и

младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности,

а также продолжается формирование культуры речи. Старший дошкольный

возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов

поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Преемственность и связь поколений - это необходимость сегодняшнего

дня. Не секрет, что в наши дни непонимание между поколениями увеличивается.

Сегодня важно наладить постоянное общение молодежи с пожилыми людьми на

основе традиционных форм и неформальных методов работы. В современных

детях необходимо воспитать такие традиционные качества как, милосердие,

уважение, толерантность, почтительное отношение к старшим, сочувствие.

Актуальность проекта выражается в необходимости налаживания связи

между поколениями, в сближении ценностных ориентаций молодёжи и старшего

5

поколения, а также в организации взаимопомощи и поддержки путём развития

взаимных интересов.

Проблема:

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых

социокультурных

условиях.

Чрезвычайная

занятость

родителей,

разрыв

поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно

отражаются на социализации современных детей.

Гипотеза: организация и проведение мероприятий проекта будет способствовать

формированию толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста

к пожилым людям,

привитие культуры межпоколенческого уважения и

содружества, позитивной социализации старших дошкольников через активную

совместную деятельность.

Таким

образом,

была

определена

цель

проекта:

формирование

толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к пожилым

людям,

уважения к старшим и сохранение исторической преемственности

поколений.

Задачи проекта:

1.

Формирование у детей толерантного поведения.

2.

Закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого

поведения.

3.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать

другого человека, проявлять заботу, уважение, сопереживание, сочувствие к

пожилым людям.

4.

Повышение

родительской

компетентности

в

вопросах

формирования

толерантного отношения у детей к пожилым людям.

Во время проведения проекта дети совместно с педагогами, с родителями,

с людьми пожилого возраста участвуют в совместных мероприятиях.

Итогами деятельности будет совместные тематические мероприятия,

встречи, праздники и тп. Презентация проекта с результатами работы будет

предоставлена педагогической и родительской общественности в мае 2020г.

6

4. Основное содержание проекта

Вид проекта: познавательно-творческий

Длительность проекта: долгосрочный

Методы исследования:

- исследовательские: вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;

- наглядные: иллюстрации, фотоальбомы, фотовыставки, книги, мультфильмы,

видео-фильмы;

- словесные: беседы, чтение литературы, консультации, объяснения, указания,

словесные инструкции;

- игровые: сюжетно-ролевые и дидактические игры, упражнения, игры-забавы и

др.

- практические: подготовка и участие в мероприятиях, поручения, выступления

на концертах и др.

Принципы реализации проекта:

• принцип гуманизма предполагает уважительное отношение ко всем участникам

реализации проекта;

• принцип сотрудничества ориентирован на тесное взаимодействие между

детьми, родителями, педагогами ДОУ, ветеранами, представителями пожилого

возраста;

• принцип систематичности и последовательности предполагает получение и

усвоение знаний в определенном порядке;

принцип

интеграции

позволяет

совершенствовать

процесс

участия

в

совместных

мероприятиях

детей,

родителей,

педагогов,

ветеранов,

представителей пожилого возраста;

• принцип креативности, реализация которого предполагает создание условий

для

творческого

развития

детей,

родителей,

педагогов,

ветеранов,

представителей пожилого возраста в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

Основные направления реализации проекта:

- социальное развитие (беседы, презентации, сюжетно-ролевые, дидактические

игры)

- речевое развитие (заучивание песен, стихотворений, загадок, составление

рассказов и др.)

-

игровая

деятельность

(сюжетно

ролевые

игры,

словесные

игры,

коммуникативные игры, настольно-печатные игры, дидактические игры,

- трудовое воспитание (помощь ветеранам, пожилым людям),

- художественно – эстетическое развитие (оформление выставки рисунков,

фотовыставки)

-

сотворчество

детей

и

родителей

(оформление

выставки

рисунков,

фотовыставки);

-

художественная

литература

(чтение

рассказов,

сказок,

театральная

деятельность, просмотр мультфильмов, видеофильмов и др.)

7

Целевая аудитория:

воспитанники 6-7 лет – 26 детей,

воспитатели - 2,

родители – 26 человек,

музыкальный руководитель – 1.

Реализация проекта включает 3 этапа:

- Подготовительный (сбор информации, знакомство с литературой, разработка

плана мероприятий, ознакомление всех участников с проектом);

- Основной (реализация проекта по плану мероприятий);

- Заключительный (подведение итогов, рефлексия, презентация).

Проект предполагает работу в форме творческих, познавательных, общественно-

полезных и досуговых мероприятий.

Формы работы:

экскурсии;

литературные гостиные;

концертные программы;

фото выставки;

творческие мастерские;

мастер-классы;

музыкальные гостиные.

Ресурсы проекта:

Временные: сентябрь 2019г. - май 2020г.

Информационные: наглядно-дидактические материалы, литература, журналы,

интернет-ресурсы, детская библиотека.

Материально-технические:

- ноутбук с подключением к Интернет-ресурсам;

- мультимедиа проектор;

- дидактические и наглядные пособия;

- детская тематическая литература;

- дидактические игры и игрушки;

- патриотический уголок в группе;

- музыкальные инструменты;

- аудиотека.

Партнеры:

Родители;

Детская библиотека;

МБОУ СОШ №18, 31

Центр помощи пожилым людям «Диалог»;

Совет Ветеранов.

8

5. План мероприятий проекта

п/п

Наименования

мероприятия

Место

проведения

участники

Ответствен

ные

Срок

реализации

1.

Консультации для

родителей по

проекту

МАДОУ

родители

воспитатели

Август-

сентябрь

2019г

2.

Работа с детьми

(НОД, совместная

деятельность,

самостоятельная

деятельность)

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ

воспитатели

В течение

года

3.

Концерт ко дню

пожилых людей

«Тепло наших

сердец»

МАДОУ,

Центр

«Диалог»

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

родители,

пожилые

люди

воспитатели

Октябрь

2019г

4.

Концертная

программа

«Мамочка милая,

мама моя…»

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

родители.

воспитатели

Ноябрь

2019

5.

Посиделки

«Рождественские

гадания»

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

бабушки

воспитатели

Декабрь

2019г

6.

Музыкально –

поэтическая

гостиная «Бабушка

любимая моя»

МАДОУ,

библиотека

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

бабушки

воспитатели

Январь

2020г

7.

Фотовыставка

«Наши воины – отцы

и деды»

МАДОУ,

библиотека

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

родители

воспитатели

февраль

2020г

8.

Творческая

мастерская

«Подарок папе,

дедушке»

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ

Воспитатели,

пожилые

люди

февраль

2020г

9.

Стихи и песни об

армии «Служу

России!»

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

пожилые

люди

воспитатели

Февраль

2020г

10.

Чаепитие «Весенние

поздравления»

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

родители,

пожилые

люди

воспитатели

Март

2020г

11.

Выставка детских

МАДОУ,

Воспитанники

воспитатели

Март

9

рисунков «Мама!»

библиотека

ДОУ,

педагоги,

родители

2020г

12.

Мастер-класс

«Открытка маме»

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ

Воспитатели,

пожилые

люди

Март

2020г

13.

Музыкальная

гостиная «Любимой

маме посвящается!»

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ,

педагоги

воспитатели

Март

2020г

14.

Пасхальная ярмарка

(поделки)

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

пожилые

люди

воспитатели

Апрель

2020г

15.

Экскурсия в музей

Городской

музей

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

родители

воспитатели

Май

2020г

16.

Литературный вечер

«Рассказы о войне»

МАДОУ,

библиотека

ветераны

воспитатели

Май

2020г

17.

Участие в параде

«Победы»

(возложение цветов

к Памятнику

павшим солдатам»

Парк

Победы

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

родители,

ветераны

воспитатели

Май

2020г

18.

Концерт детской

песни «Весенний

букет»

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

пожилые

люди

воспитатели

Май

2020г

19.

Мастерская

«Гирлянда дружбы»

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ,

педагоги,

пожилые

люди

воспитатели

Май

2020г

20.

Завершение проекта.

Подведение итогов

МАДОУ

Воспитанники

ДОУ

воспитатели

Май

2020г

10

6. Критерии оценки результативности проекта (количественные и

качественные показатели оценки результатов)

Цель – определение показателей сформированности толерантного отношения у

старших дошкольников.

Диагностический инструментарий: беседа, наблюдение.

Количество детей: 26.

Количественный анализ:

Начало проекта: В - --%; С - --%; Н - --%

Конец проекта: В - --%; С - --%; Н - --%

Качественный анализ:

Результаты проекта показали положительную динамику.

Таблица показателей сформированности толерантного отношения у старших дошкольников

Возрастная группа

Владеет

знаниями о

Умеет

Имеет

представления о

Итог

Н.п.

К.п.

Н.п.

К.п.

Н.п.

К.п.

Н.п.

К.п.

Группа

общеразвивающей

направленности для

детей 6-7лет

В –

С -

Н -

В –

С -

Н -

В –

С -

Н -

В –

С -

Н -

В –

С -

Н -

В –

С -

Н -

В –

С -

Н -

В –

С -

Н -

Результативность, эффективность проекта:

Дети:

- имеют нравственные представления о важных человеческих ценностях

(добро, забота, уважение, принятие, сочувствие, взаимопомощь и др.);

- владеют навыками толерантного поведения (уважает мнение других,

доброжелательны, направлены на взаимодействие, способны понять и

принять,

любознательные

и

чуткие,

проявляют

заботу,

уважение,

сопереживание, сочувствие к пожилым людям);

- сформированы коммуникативные умения (уважительное общение со

взрослыми людьми)

Родители:

- повышение компетентности в вопросах формирования толерантного

отношения у детей к пожилым людям.

- повышение активности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Планируем на следующий учебный год продолжить работу над проектом и

привлечь все подготовительные группы ДОУ. Результаты проекта представить

родительской

и

педагогической

общественности

ДОУ

и

на

конкурс

профессионального мастерства на федеральном уровне.

11

Список литератруры:

1.

Бакулина, С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным

социокультурным смыслам. Учебное пособие / С.Д. Бакулина. - М.: Флинта,

Наука, 2014.

2.

Гречко, П. К. Различия. От терпимости к культуре толерантности / П.К.

Гречко. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2006.

3.

Кодрыкинская, Л.А. Занятии по патриотическому воспитанию в ДОУ.- Из-во

«ТЦ Сфера», 2013.

4.

Кузнецова Л.В, М.А.Панфилова. Формирование нравственного здоровья

дошкольников. Занятия, игры, упр-ния. Из-во «ТЦ Сфера» 2003г.

5.

Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию

дошкольников на материале русской народной культуры. ВЛАДОС. М,2013г.

6.

Микляева, В.Н. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 20013г.

7.

Морозова, Е.Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном

воспитании: Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 48 с. –

(Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание

школьников»; Вып. 257).

8.

Пантелеева, Н.Г. «Народные праздники в детском саду»: Методическое

пособие.-М.: Мозаика –Синтез, 2014. -72 с.

9.

Фесюкова, Л.Б. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-

7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.

10.Чирятьева, М. Б. Формирование межличностной толерантности младших

школьников / Мария Борисовна Чирятьева. - М.: LAP Lambert Academic

Publishing, 2012.

11.Шпикалова, Л. Я., Поровская, Г.А. «Возращение к истокам: Народное

искусство и детское творчество». М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.

12

Приложение

Консультации для родителей

«Воспитание у детей толерантности»

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так

называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью

является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем

развития

хороших

привычек,

манер,

культуры

межличностного

общения,

искусства жить в мире непохожих людей.

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и

признание

равенства,

отказ

от

доминирования

и

насилия,

многообразия

человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять

других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В

первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех

заинтересованных

сторон.

Толерантность

является

важным

компонентом

жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и

готовой, если потребуется,

их защищать, но одновременно с уважением

относящейся к позициям и ценностям других людей.

В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер

образования,

приоритет

общечеловеческих

ценностей..."

(ст.

"Принципы

государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи мы

находим в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном

детстве

ребенок

приобретает

основы

личностной

культуры,

ее

базис,

соответствующий

общечеловеческим

духовным

ценностям".

И

далее:

"Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается

именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может

представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в

некоторые

моменты

времени,

приобщается

к

универсальным

(всеобщим)

средствам жизнедеятельности людей".

Дошкольное детство - это время достижений и проблем не только одного

маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит

формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во

время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать

окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей,

разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека,

преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Формирование

толерантности

целесообразно

начинать

со

старшего

дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для

воспитания

нравственности

и

толерантности,

именно

в

этом

возрасте

закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В

формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые

методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей

дошкольного возраста.

13

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на

занятиях,

во

время

досугов,

в

самостоятельной

игровой

деятельности,

всевозможных экскурсиях (посещение библиотек города, музеев

краеведения,

культурных мест в городе, памятников и др.). А также – это огромная

каждодневная работа педагогов.

Одним

из

важных

звеньев

по

воспитанию

основ

толерантности

у

дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение

семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно

переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и

невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество,

если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера

отношений

в

семье,

стиль

взаимодействия

между

родителями,

между

родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у

ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы

взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и

терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по

формированию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенности

семьи и семейных взаимоотношений.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности

актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями

последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

Наша Россия – это многонациональная страна. Издавна на ее территории

проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет

богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских

просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях

для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора народов

России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические

возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы,

миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого

общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у дошкольников

толерантности.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была

плодотворной,

необходимо

задействовать

разные

виды

деятельности

дошкольников:

1) проведение совместных праздников, и других массовых форм, с целью

знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых

сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является

освоение

и

практическое

применение

детьми

способов

толерантного

взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”, “Бояре” и

другие;

14

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица,

“Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения

проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Список литературы

1.

Вульфов Б. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.Вульфов //

Внешкольник. – 2002. – № 6.

2.

Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. -

2002. -№15. -С. 6.

3.

Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное

воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.

4.

Парамонова Л. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности /

Л.Парамонова, Т.Алиева, А.Арушанова // Дошкольное воспитание. – 1999. – №

5. – С. 70-73.

5.

Рожков

М.И.

Воспитание

толерантности

у

школьников

/

М.И.Рожков,

Л.В.Байбородова, М.А.Ковальчук. – Ярославль: Академия развития, 2003.

6.

Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? – М., 1998.

15

Сценарий праздника в детском саду

«Рождественские посиделки»

Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

Задачи:

расширять знания о времени года – зиме, вызвать эмоционально-

положительное отношение к предстоящим праздникам, желание активно

участвовать в них.

Под песню «Во владеньях инея и снега» дети входят в зал, рассаживаются.

Ведущий:

Наступило Рождество –

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ:

Веселится и поёт.

1 ребёнок: В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

2 ребёнок: Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

3 ребёнок: Посиделки здесь у нас.

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

Рады видеть ваши лица

Будем вечер коротать,

И у ёлки танцевать.

Хоровод «Динь-динь-дон»

Ведущий:

На Руси с давних времен существовал обычай: На праздник Рождества ходить

друг к другу в гости со звездой, поздравлять, дарить подарки и петь колядки.

Колядки – это праздничные Рождественские песенки. Хозяева всегда угощали

гостей конфетами, печеньем и пирогами. Надо и нам встретить колядующих!

Колядки:

Коляда, коляда!

А бывает коляда

На кануне Рождества

Коляда пришла

Рождество принесла

Коляда идет к вам в дом,

И мешки несет с добром,

16

Кто подаст нам больше всех,

Ждет того большой успех!

Не скупитесь на колядки,

Подавайте шоколадки,

Тогда будущий год

Вам удачу принесет!

Коляда, коляда,

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего!

Накануне рождество!

Ведущий:

А еще рождественскими вечерами девушки любили погадать, да судьбу свою

узнать. Мы не будем нарушать традиций, я тоже предлагаю вам погадать. А

гадать у нас будут девочки с помощью горшочков.

Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек:

Что хорошего сбудется, станется?

А плохое пусть в прошлом году останется!

Игра «Волшебный горшочек».

Девочки по очереди достают из горшочков предметы:

-Полотенце (Далеко расстилается, ждет тебя дорога на море, к дельфинам)

-Булка (Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме в вашей

семье всегда будут вкусные пироги.)

-Лента (Лента- к богатству, к прибыли души, научишься быть послушной, всегда

будешь радостной, никого не обидишь)

-Пуговица (Ой, ходил жучок в валеночках, выбросил пуговичку на завалинку.

Будешь каждый день в детский сад ходить, пуговички все застегивать – никогда

не заболеешь)

-Прутик. А прутик – это к веселью, к новой игре.

Ведущий:

Подходите, мальчики, будем играть в новую игру. Прутик выпал из метелки, а

значит, играть будем в игру «Метелка»!

Ведущий:

17

Ну вот! Поиграли - погадали, попели - повеселились, а не загадать ли мне вам

загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до

конца.

Загадки:

1.После осени пришла и сугробы намела. (Зима)

2.Морковка белая всю зиму росла,

солнышко пригрело, и морковку съело. (Сосулька)

3.Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

4.Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)

4 ребёнок:

Мы украсим елочку яркою звездой,

Оплетем мы елочку нитью золотой,

Как красив на елочке праздничный наряд!

На её иголочках огоньки горят.

И на сердце сладостно, весело, светло.

Всем сегодня радостно – Рождество пришло!

5 ребёнок:

В тихий рождественский вечер

В небе сияет звезда.

Сердечко моё так и бьётся –

Радость на землю пришла!

ХОРОВОД

(«Рождественская песенка» - муз. Матвиенко).

Вносят пирог со свечами.

Ведущий:

Ребята, посмотрите, какой чудесный пирог со свечами. Давайте загадаем

желание и задуем свечи, чтобы оно сбылось. (Дети встают вокруг ведущего,

загадывают, дуют).

Ведущий:

Ну вот и закончились наши посиделки. Мы говорим вам: до свидания, мир тому,

кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников!

(Дети идут в группу пить чай с пирогом).

18

Музыкально – поэтическая гостиная

«Бабушка любимая моя»

Цель: укреплять родственные связи между детьми и старшим поколением -

бабушками; поздравить бабушек с праздником 8 марта.

Задачи:

-повышать активность детей и взрослых

-формировать у детей чувства дружбы, ответственности за порученное дело.

-воспитывать уважение и заботу к старшему поколению

-организовать интересный досуг для детей и взрослых.

Подготовительный этап:

Подборка музыкального сопровождения.

Приготовление подарков.

Разучивание стихов и песен к 8 марта.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Чтение художественной литературы.

Слушанье песенок, музыки по теме.

Ход: звучит песенка про бабушку:

Казалось бы - простое слово БАБУШКА!

Но как оно особенно звучит!

В нём - лучик солнца и гора оладушек,

В нём сказка детства ласково журчит!

В нём - чуткое внимание и нежность,

Улыбки свет, тепло любимых рук!

Бегут года, но всё же, как и прежде,

Ты, БАБУШКА, мой самый верный друг!

- все уже, наверное, догадались, что нашими главными гостями сегодня стали

наши любимые бабушки! Очень приятно видеть нарядных, молодых, веселых

бабушек. Давайте поприветствуем их аплодисментами!!!

Давайте дадим возможность бабушкам представиться (ф.и.о. бабушки и имя

внука, чем любят заниматься, какие любимые фильмы, мультфильмы, песни,

блюда и, может, что-нибудь еще…)

- Наши бабушки большие рукодельницы, они умеют почти все:

И штопает, и вяжет,

Сестренке младшей шьет.

Она починит даже

И кран, что течь дает.

- Вот первое задание для бабушек и их внуков….

Нужно перемотать клубок ниток в другой клубок, а там вы найдете записку с

названием сказки. И так! Начали!!!

Сказку, которую вы сейчас нашли, нужно рассказать, как по радио, а внуки

должны помочь и озвучивать героев сказки т.е., если в сказке говорится про

курочку, то нужно кудахтать и так далее… (можно рассказать часть сказки)

19

Репка, курочка ряба, теремок, колобок, заюшкина избушка…..

Молодцы, артисты! Аплодисменты!!!

- Сказки рассказывать умеете, а частушки петь умеете?

Распечатать и раздать бабушкам частушки…..

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться!

Не смотрите так на нас -

Можем застесняться!

2. В синем небе ходят тучки,

Будет дождик или град.

Внучка просится на ручки

По дороге в детский сад!

3. Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!

4. Эй, топни, нога,

Топни правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая!

5. Эй, топну ногой,

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Характер такой!

6. Уж я так устроена,

Петь, плясать настроена,

Один день не попляшу,

На другой с ума схожу!

7. Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было бабулек, -

Кто бы пел частушки?

9. Мы пропели вам частушки,

Все частушки хороши,

Вы нам хлопайте смелее

И посмейтесь от души!

-Сказки рассказывать умеете, частушки тоже поете, давайте теперь немного

разомнемся!

Игра "Поварята".

20

Выбираются 2 пары. По полу разбрасываются пластмассовые овощи и фрукты -

5 овощей, 5 фруктов. Ставятся 2 стула, на каждый - по кастрюльке. Один

ребёнок должен помочь бабушке сварить компот, поэтому он должен собрать все

фрукты и положить их в свою кастрюльку. Другой собирает все овощи, так как

он помогает бабушке сварить суп. По сигналу начинается игра. Выигрывает тот,

кто первый собрал всё необходимое и не ошибся в выборе. Внуки собирают,

бабушки варят!

2 стула, 2 кастрюльки, фрукты, овощи, на скорость под музыку!

-Теперь другие две пары. Игра "Бельё".

Два воспитателя натягивают верёвочку. В бельевой корзине лежат вперемешку

красные и жёлтые платочки, по 5 штук каждого цвета. На середине зала стоит

стул с прищепками. По сигналу дети начинают выбирать из корзинки платочки -

один только красные, другой только жёлтые. Они носят платочки своей бабушке,

а та прикрепляет платочки к верёвочке. Побеждает команда, первой повесившая

все платочки своего цвета.

Емкость с прищепками, 5 красных платочков, 5 желтых платочков лежат в

одной корзине веревка

-Другие 2 пары соревнуются в ловкости и быстроте «кто быстрее снимет

прищепки»

2 платка на глаза, прищепки по 5штук

Молодцы наши бабушки!!! Все умеют, всем помогут!

У нас есть с бабушкой секреты:

Мы любим с бабушкой конфеты.

Вдвоём – когда не видит мама –

Мы можем съесть три килограмма!

Мы с бабуленькой – друзья!

Ведь она совсем как я!

Ходит в цирк на представленье,

Любит сказки и варенье.

И, конечно, бабушке

Нравятся оладушки:

Их без устали печёт,

Ну а я… кладу их в рот!

Вот сейчас предлагаю всем пройти попить чай с угощениями от наших любимых

бабушек!

Чаепитие с угощениями в группе.

21

22



В раздел образования