Автор: Зубричева Анастасия Григорьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ МО "Центр -детский сад №118"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Дипломный проект «Использование
нестандартного оборудования в
физкультурно-оздоровительной работе
с дошкольниками»
Дипломный проект «Использование нестандартного оборудования в
физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»
Слайд 2 «Актуальность проекта»
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что
современные дети в большинстве своём испытывают дефицит
движения.Одной из причин этого является их длительное пребывание в
сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно
это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт
интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к
увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц,
снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций
организма. К сожалению, собственный опыт и наблюдения показывают,
что далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения
для увеличения двигательной активности детей, чаще всего из-за
отсутствия необходимого оборудования, пособий. А для полноценного
развития ребёнка необходимо чтобы в двигательной деятельности он
знакомился как можно с большим количеством физкультурных
пособий и предметов. Но в силу недостаточного материального
обеспечения, отсутствия возможности приобрести необходимое
дорогостоящее оборудование, а особенно, огромное желание не смотря
ни на что, организовать физкультурно-
оздоровительную деятельность эффективно, разнообразно и
увлекательно, побудило нас использовать нестандартное
физкультурное оборудование, сделанное своими руками.И мы
предположили: если организовать физическое развитие детей
с использованием нестандартного оборудования, то это приведет к
оптимизации уровня двигательной активности детей и может
рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья
ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения
двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного
потенциала.
Объектом проектирования явилось изготовление и использование
нестандартного оборудования в двигательной деятельности
детей дошкольного возраста.
Слайд 3 «Цель и задачи проектирования»
Исходя из актуальности проблемы, мы составили
методическую разработку по изготовлению и использованию
нестандартного оборудования в помощь инструкторам по физической
культуре, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям
детей, для семейного воспитания. В процессе реализации поставленной
цели, прежде всего, нами был проведён теоретический анализ изученной
методической и специальной литературы по использованию
нестандартного оборудования в дошкольном учреждении. Дана
подробная характеристика представленного нестандартного
оборудования, с приложением наглядных иллюстраций.
Определив содержание физкультурно-
оздоровительной деятельности с применением нестандартного
оборудования в нашем дошкольном учреждении, мы интегрировали
образовательные области использования данного оборудования.
В практической части работы мы сконструировали основные
элементы методической разработки – пояснительную записку и само
содержание (теоретическую и практическую часть) материала. И в
итоге привели примеры апробации методической разработки в
физкультурно-оздоровительной работе с детьми нашего
дошкольного учреждения.
Слайд 4 «Понятие «нестандартное оборудование»»
«нестандартный»…Не соответствующий стандарту, не избитый, не
шаблонный, оригинальный. Это оборудование – сделанное своими
руками из списанного инвентаря,подручных средств и материалов:
футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-
под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки,
бобины из-под скотча и т. д. Эти бесполезные на первый взгляд,
предметы, превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения
различных упражнений, корригирующих гимнастик и подвижных игр. На
первый взгляд, это всего лишь поделки, но для педагога незаменимые
помощники в работе.
Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано:
• обогащать знания детей о мире предметов и их
многофункциональности;
• приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;
• приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного
оборудования в самостоятельной деятельности;
• пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг
представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их
оздоровительном значении.
Задачи физического развития можно решать с применением
нетрадиционного оборудования,которое позволяет:
• повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
• способствовать формированию физических качеств и двигательных
умений детей;
• чередовать различные виды активности детей, направляя их
интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной
деятельностью;
• повысить моторную плотность физкультурных занятий;
• развивать чувство цвета и формы;
• развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие,
воображение, зрительную память.
Работая над созданием какого либо пособия, необходимо помнить о
том,что оно должно быть:
1. Безопасным в использовании.
2. Простым в изготовлении.
3. Эстетически привлекательным.
4. Компактность и лёгкость в транспортировке.
5. Максимальная эффективность.
6. Доступность в использовании.
7. Отвечать гигиеническим требованиям.
Слайд № 5 «Характеристика нестандартного оборудования»
Так как нестандартное оборудование должно быть универсальным и
многофункциональным, его довольно сложно классифицировать.
Например, пособие «Мягкие палочки»…
Слайд 6 «Содержание физкультурно-оздоровительной работы с
использованием нестандартного оборудования в МБДОУ № 2»
Дошкольный возраст является сенситивным к развитию быстроты (5
лет, силы и гибкости (5 и 6 лет, выносливости у детей обоих полов (6
лет) и ловкости (у мальчиков, глазомера и координации движений (6,5
лет).
Поэтому главное место в двигательном режиме детей
нашего дошкольного учреждения отведено физкультурно-
оздоровительным занятиям с использованием нестандартного
оборудования,в которых применяются такие традиционные виды
двигательной деятельности:
• утренняя гимнастика;
• подвижные игры;
• физические упражнения во время прогулок;
• физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
Слайд № 7 «Утренняя гимнастика (ОРУ)»
Выполняя общеразвивающие упражнения с одним и тем
же оборудованием, дети быстро теряют к нему интерес. Для того чтобы
заинтересовать детей, вызвать желание выполнять те или иные
движения и найти эмоциональный отклик у воспитанников, мы ввели по
два комплекса ОРУ в месяц с нестандартным оборудованием. На
первом занятии происходит знакомство с
выбранным нестандартным пособием и разучивание комплекса
упражнений, а на утренней гимнастике дети его уже совершенствуют,
закрепляют. Утренняя гимнастика с использованием нестандартного
оборудования – это хорошо знакомые детям ОРУ.
Слайд № 8 «Подвижные игры»
Использование нестандартного оборудования помогает в играх
ненавязчиво, в развлекательной форме повысить эффективность
выполнения естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и т.
д., позволяет сформировать коммуникативные навыки, создать хорошее
настроение.
Слайд № 9
В дополнительные виды занятий двигательного характера,
взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий,входят:
• оздоровительный бег на воздухе;
• ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными
ваннами;
• гимнастика после дневного сна;
• двигательная разминка во время перерыва между занятиями при
открытых фрамугах;
• индивидуальная работа с детьми по развитию движений;
• регулирование двигательной деятельности детей на вечерней
прогулке;
• В работе с группой корригирующей гимнастики обширно и с успехом
применяются комплексы гимнастик с нестандартным
оборудованием для усиления кровообращения и
кислородообогащения,
Слайд № 10
На второе место в двигательном режиме детей нами поставлены
занятия по физической культуре (интегрированные, комплексные,
сюжетные, тематические).
Третье место отведено самостоятельной двигательной деятельности,
возникающей по инициативе детей, с использованием изученных ранее
игровых действий с нестандартным оборудованием. А также дни
здоровья и спортивные праздники.
Слайд № 11 «Занятия по физической культуре»
В содержание физкультурных занятий включено использование
нестандартного оборудования. Перспективным планированием
предусмотрено изучение в месяц 2-3 новых вида нестандартного
оборудования разной сложности, в зависимости от возраста и
подготовленности детей, с последующим закреплением на других
занятиях в группе, дома с родителями и совершенствованием
на физкультурных праздниках и развлечениях.
Слайд № 12 «Спортивные праздники»
Благодаря яркому, многофункциональному и
мобильному нестандартному оборудованию можно легко
разнообразить детские спортивные праздники,
соревнования. Оборудование используется как в помещении, так и на
участке.
Слайд № 13
Различные пособия могут использоваться в прыжках, беге, метании
в цель и на дальность, а также подвижных играх.
Слайд № 14 «Сотрудничество с родителями»
Следует заметить, что эффективность работы по сохранению и
укреплению здоровья детей зависит от чёткой слаженной работы с
родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая
лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать
полноценных результатов - если она не решается совместно с семьёй.
Нами проводилось анкетирование родителей,результаты которого
показали:
1. Физическое воспитание в семье проводится в основном в выходные
дни, двигательная активность ребёнка проявляется стихийно, во время
прогулок.
2. Родители не имеют достаточно времени для занятий физическим
развитием детей.
3. Представления о физическом воспитании дошкольников у
родителей формируется чаще всего из личного опыта, а также
средствами массовой информации.
Учитывая полученные результаты исследования, мы решили сделать
родителей своими союзниками,организовав сотрудничество через:
- родительские собрания на актуальные темы.
- печатные и электронные консультации
- совместные праздники, досуги, развлечения;
- размещение информации в родительском уголке «Мы – чемпионы!»;
- на сайте дошкольного учреждения.
Также мы периодически проводим мастер-классы по
изготовлению нестандартного оборудования под названием «В
стане здоровья живут нестандартно», где принимают участие все
желающие – педагоги, родители и даже сами дети, нужно лишь
вооружиться желанием, фантазией и каплей свободного времени.
Совместное изготовление оборудования активизирует родителей,
настраивает их на сотрудничество с педагогом. У детей, принимающих
участие в творческой деятельности, воспитывается чувство бережного
отношения к физкультурному оборудованию, возникает желание
снова и снова применять его на занятиях и играх.
Слайд № 15 «Положительные результаты»
Нестандартное оборудование в детском саду несёт в себе очень
глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна
быть продумана каждая деталь. Ведь вся информация, полученная
в дошкольном возрасте, воспринимается априори единственной и не
подлежащей сомнению, поэтому очень важно использовать
нестандартное оборудование грамотно и с пользой для здоровья
ребёнка.
В результате апробации методической разработки мы увидели, что
выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысило
интерес детей к физкультуре, улучшило качество выполнения
упражнений, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу,
увеличило объём двигательной активности, подняло эмоциональный
настрой детей.
Мы смогли добиться повышения интереса у родителей
к физкультурно-оздоровительной работе нашего дошкольного
учреждения, а также мотивировали воспитателей на участие в
изготовлении нестандартного оборудования и его использования в
своей деятельности.
Все это лишь начало работы по
совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его
новых видов и внедрения в работу с детьми.Перспективы дальнейшего
развития мы видим в:
1. Продолжении работы по формированию двигательной активности
детей с использованием нестандартного оборудования.
2. Пополнении физкультурного зала и физкультурных уголков в
группах ДОУ нестандартным оборудованием,
3. Пополнять картотеку подвижных игр и упражнений
с использованием нестандартного оборудования, с дальнейшей
корректировкой и дополнением методических
рекомендаций использования нестандартного оборудования.
4. Провести конкурс среди педагогов и родителей воспитанников на
лучшее нестандартное оборудование для развития физических
качеств. Конкурс поможет педагогам поверить в свои силы, открыть
таланты и пополнить физкультурный уголок своей группы просто и не
дорого, а для родителей это дополнительная возможность
поучаствовать в физическом воспитании ребёнка.
Надеемся, что в будущем наши детские сады будут оборудованы
всем необходимым, а пока для рациональной организации
двигательного режима можно весьма успешно использовать
нестандартное оборудование!
Доклад окончен. Благодарю за внимание.