Напоминание

Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками


Автор: Зубричева Анастасия Григорьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ МО "Центр -детский сад №118"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дипломный проект «Использование

нестандартного оборудования в

физкультурно-оздоровительной работе

с дошкольниками»

Дипломный проект «Использование нестандартного оборудования в

физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»

Слайд 2 «Актуальность проекта»

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что

современные дети в большинстве своём испытывают дефицит

движения.Одной из причин этого является их длительное пребывание в

сидячем положении: у телевизоров, компьютеров, за столами, особенно

это касается детей старшего дошкольного возраста, когда идёт

интенсивная подготовка к школе. Подобная гиподинамия приводит к

увеличению статической нагрузки на определённые группы мышц,

снижению сил работоспособности мускулатуры, нарушению функций

организма. К сожалению, собственный опыт и наблюдения показывают,

что далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения

для увеличения двигательной активности детей, чаще всего из-за

отсутствия необходимого оборудования, пособий. А для полноценного

развития ребёнка необходимо чтобы в двигательной деятельности он

знакомился как можно с большим количеством физкультурных

пособий и предметов. Но в силу недостаточного материального

обеспечения, отсутствия возможности приобрести необходимое

дорогостоящее оборудование, а особенно, огромное желание не смотря

ни на что, организовать физкультурно-

оздоровительную деятельность эффективно, разнообразно и

увлекательно, побудило нас использовать нестандартное

физкультурное оборудование, сделанное своими руками.И мы

предположили: если организовать физическое развитие детей

с использованием нестандартного оборудования, то это приведет к

оптимизации уровня двигательной активности детей и может

рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья

ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения

двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного

потенциала.

Объектом проектирования явилось изготовление и использование

нестандартного оборудования в двигательной деятельности

детей дошкольного возраста.

Слайд 3 «Цель и задачи проектирования»

Исходя из актуальности проблемы, мы составили

методическую разработку по изготовлению и использованию

нестандартного оборудования в помощь инструкторам по физической

культуре, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям

детей, для семейного воспитания. В процессе реализации поставленной

цели, прежде всего, нами был проведён теоретический анализ изученной

методической и специальной литературы по использованию

нестандартного оборудования в дошкольном учреждении. Дана

подробная характеристика представленного нестандартного

оборудования, с приложением наглядных иллюстраций.

Определив содержание физкультурно-

оздоровительной деятельности с применением нестандартного

оборудования в нашем дошкольном учреждении, мы интегрировали

образовательные области использования данного оборудования.

В практической части работы мы сконструировали основные

элементы методической разработки – пояснительную записку и само

содержание (теоретическую и практическую часть) материала. И в

итоге привели примеры апробации методической разработки в

физкультурно-оздоровительной работе с детьми нашего

дошкольного учреждения.

Слайд 4 «Понятие «нестандартное оборудование»»

«нестандартный»…Не соответствующий стандарту, не избитый, не

шаблонный, оригинальный. Это оборудование – сделанное своими

руками из списанного инвентаря,подручных средств и материалов:

футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-

под йогуртов, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки,

бобины из-под скотча и т. д. Эти бесполезные на первый взгляд,

предметы, превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения

различных упражнений, корригирующих гимнастик и подвижных игр. На

первый взгляд, это всего лишь поделки, но для педагога незаменимые

помощники в работе.

Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано:

• обогащать знания детей о мире предметов и их

многофункциональности;

• приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;

• приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного

оборудования в самостоятельной деятельности;

• пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг

представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их

оздоровительном значении.

Задачи физического развития можно решать с применением

нетрадиционного оборудования,которое позволяет:

• повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;

• способствовать формированию физических качеств и двигательных

умений детей;

• чередовать различные виды активности детей, направляя их

интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной

деятельностью;

• повысить моторную плотность физкультурных занятий;

• развивать чувство цвета и формы;

• развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие,

воображение, зрительную память.

Работая над созданием какого либо пособия, необходимо помнить о

том,что оно должно быть:

1. Безопасным в использовании.

2. Простым в изготовлении.

3. Эстетически привлекательным.

4. Компактность и лёгкость в транспортировке.

5. Максимальная эффективность.

6. Доступность в использовании.

7. Отвечать гигиеническим требованиям.

Слайд № 5 «Характеристика нестандартного оборудования»

Так как нестандартное оборудование должно быть универсальным и

многофункциональным, его довольно сложно классифицировать.

Например, пособие «Мягкие палочки»…

Слайд 6 «Содержание физкультурно-оздоровительной работы с

использованием нестандартного оборудования в МБДОУ № 2»

Дошкольный возраст является сенситивным к развитию быстроты (5

лет, силы и гибкости (5 и 6 лет, выносливости у детей обоих полов (6

лет) и ловкости (у мальчиков, глазомера и координации движений (6,5

лет).

Поэтому главное место в двигательном режиме детей

нашего дошкольного учреждения отведено физкультурно-

оздоровительным занятиям с использованием нестандартного

оборудования,в которых применяются такие традиционные виды

двигательной деятельности:

• утренняя гимнастика;

• подвижные игры;

• физические упражнения во время прогулок;

физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Слайд № 7 «Утренняя гимнастика (ОРУ)»

Выполняя общеразвивающие упражнения с одним и тем

же оборудованием, дети быстро теряют к нему интерес. Для того чтобы

заинтересовать детей, вызвать желание выполнять те или иные

движения и найти эмоциональный отклик у воспитанников, мы ввели по

два комплекса ОРУ в месяц с нестандартным оборудованием. На

первом занятии происходит знакомство с

выбранным нестандартным пособием и разучивание комплекса

упражнений, а на утренней гимнастике дети его уже совершенствуют,

закрепляют. Утренняя гимнастика с использованием нестандартного

оборудования – это хорошо знакомые детям ОРУ.

Слайд № 8 «Подвижные игры»

Использование нестандартного оборудования помогает в играх

ненавязчиво, в развлекательной форме повысить эффективность

выполнения естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание и т.

д., позволяет сформировать коммуникативные навыки, создать хорошее

настроение.

Слайд № 9

В дополнительные виды занятий двигательного характера,

взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий,входят:

• оздоровительный бег на воздухе;

• ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными

ваннами;

• гимнастика после дневного сна;

• двигательная разминка во время перерыва между занятиями при

открытых фрамугах;

• индивидуальная работа с детьми по развитию движений;

• регулирование двигательной деятельности детей на вечерней

прогулке;

• В работе с группой корригирующей гимнастики обширно и с успехом

применяются комплексы гимнастик с нестандартным

оборудованием для усиления кровообращения и

кислородообогащения,

Слайд № 10

На второе место в двигательном режиме детей нами поставлены

занятия по физической культуре (интегрированные, комплексные,

сюжетные, тематические).

Третье место отведено самостоятельной двигательной деятельности,

возникающей по инициативе детей, с использованием изученных ранее

игровых действий с нестандартным оборудованием. А также дни

здоровья и спортивные праздники.

Слайд № 11 «Занятия по физической культуре»

В содержание физкультурных занятий включено использование

нестандартного оборудования. Перспективным планированием

предусмотрено изучение в месяц 2-3 новых вида нестандартного

оборудования разной сложности, в зависимости от возраста и

подготовленности детей, с последующим закреплением на других

занятиях в группе, дома с родителями и совершенствованием

на физкультурных праздниках и развлечениях.

Слайд № 12 «Спортивные праздники»

Благодаря яркому, многофункциональному и

мобильному нестандартному оборудованию можно легко

разнообразить детские спортивные праздники,

соревнования. Оборудование используется как в помещении, так и на

участке.

Слайд № 13

Различные пособия могут использоваться в прыжках, беге, метании

в цель и на дальность, а также подвижных играх.

Слайд № 14 «Сотрудничество с родителями»

Следует заметить, что эффективность работы по сохранению и

укреплению здоровья детей зависит от чёткой слаженной работы с

родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая

лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать

полноценных результатов - если она не решается совместно с семьёй.

Нами проводилось анкетирование родителей,результаты которого

показали:

1. Физическое воспитание в семье проводится в основном в выходные

дни, двигательная активность ребёнка проявляется стихийно, во время

прогулок.

2. Родители не имеют достаточно времени для занятий физическим

развитием детей.

3. Представления о физическом воспитании дошкольников у

родителей формируется чаще всего из личного опыта, а также

средствами массовой информации.

Учитывая полученные результаты исследования, мы решили сделать

родителей своими союзниками,организовав сотрудничество через:

- родительские собрания на актуальные темы.

- печатные и электронные консультации

- совместные праздники, досуги, развлечения;

- размещение информации в родительском уголке «Мы – чемпионы!»;

- на сайте дошкольного учреждения.

Также мы периодически проводим мастер-классы по

изготовлению нестандартного оборудования под названием «В

стане здоровья живут нестандартно», где принимают участие все

желающие – педагоги, родители и даже сами дети, нужно лишь

вооружиться желанием, фантазией и каплей свободного времени.

Совместное изготовление оборудования активизирует родителей,

настраивает их на сотрудничество с педагогом. У детей, принимающих

участие в творческой деятельности, воспитывается чувство бережного

отношения к физкультурному оборудованию, возникает желание

снова и снова применять его на занятиях и играх.

Слайд № 15 «Положительные результаты»

Нестандартное оборудование в детском саду несёт в себе очень

глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна

быть продумана каждая деталь. Ведь вся информация, полученная

в дошкольном возрасте, воспринимается априори единственной и не

подлежащей сомнению, поэтому очень важно использовать

нестандартное оборудование грамотно и с пользой для здоровья

ребёнка.

В результате апробации методической разработки мы увидели, что

выполнение упражнений с нестандартным оборудованием повысило

интерес детей к физкультуре, улучшило качество выполнения

упражнений, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу,

увеличило объём двигательной активности, подняло эмоциональный

настрой детей.

Мы смогли добиться повышения интереса у родителей

к физкультурно-оздоровительной работе нашего дошкольного

учреждения, а также мотивировали воспитателей на участие в

изготовлении нестандартного оборудования и его использования в

своей деятельности.

Все это лишь начало работы по

совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его

новых видов и внедрения в работу с детьми.Перспективы дальнейшего

развития мы видим в:

1. Продолжении работы по формированию двигательной активности

детей с использованием нестандартного оборудования.

2. Пополнении физкультурного зала и физкультурных уголков в

группах ДОУ нестандартным оборудованием,

3. Пополнять картотеку подвижных игр и упражнений

с использованием нестандартного оборудования, с дальнейшей

корректировкой и дополнением методических

рекомендаций использования нестандартного оборудования.

4. Провести конкурс среди педагогов и родителей воспитанников на

лучшее нестандартное оборудование для развития физических

качеств. Конкурс поможет педагогам поверить в свои силы, открыть

таланты и пополнить физкультурный уголок своей группы просто и не

дорого, а для родителей это дополнительная возможность

поучаствовать в физическом воспитании ребёнка.

Надеемся, что в будущем наши детские сады будут оборудованы

всем необходимым, а пока для рациональной организации

двигательного режима можно весьма успешно использовать

нестандартное оборудование!

Доклад окончен. Благодарю за внимание.



В раздел образования