Автор: Шаврина Дина Тимиргазиевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАОДО ДШИ им. А. В. Ливна
Населённый пункт: пгт. Излучинск, Нижневартовский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использования ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дополнительное образование
Российская Федерация
Ханты- Мансийский автономный округ- Югра
(тюменская область)
Нижневартовский район
МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. А. В. ЛИВНА»
Методическая разработка
На тему: «Использование ИКТ в соответствии с ФГОС»
Разработала преподаватель
По классу фортепиано
МАОДО «ДШИ им. А. В. Ливна»
Шаврина Дина Тимиргазиевна
пгт. Излучинск 2021г
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Пояснительная записка
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
дошкольного
образования. Информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это
особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии
развития информационного общества. Мы видим, какие значительные
перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во
многом это связано с обновлением научной, методической и материальной
базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является
использование новых информационных технологий. На сегодняшний день
воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике.
Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD,
различного
рода
мультимедиа
-
и
аудио-визуальное
оборудование.
Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий
призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию
детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним
из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные
технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
так
как позволяет средствами
мультимедиа,
в
наиболее
доступной
и
привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей,
усилить творческую составляющую учебного процесса.
Цель проекта:
Повышение
качества
образования
в
ДОУ
путем
внедрения
в
образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в
соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:
- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы
задействованы все участники образовательного процесса: администрация
ДОУ, педагоги, воспитанники и их родители.
- обобщение
знаний
требования
ФГОС,
регламентирующих
профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
- разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного
процесса.
- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных
обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми
могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.
Значимость проекта:
Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в
своей
образовательной
деятельности
для обеспечения
полноценного
перехода
ребенка
на
следующий
уровень
системы
непрерывного
образования.
А
именно,
воспитание
любознательного,
активного,
эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.
Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на
сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки
деятельности
дошкольной
организации
по
ФГОС
является
созданная
предметно-пространственная
среда.
ПРС
должна
быть
вариативной
и
содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания
– техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная
задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные
игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии.
Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением —
создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является
использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации
образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с
вербальных
методов
образования
на
методы
поисковой
и
творческой
деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в
большей степени, становится соучастником, помощником. Использование
компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы
в образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика
развития, планирование,
мониторинг
выполнения
программ,
составление
отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям,
к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп,
кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных
образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое
развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций
к
занятиям,
праздникам,
педагогическим
советам,
родительским
собраниям. Для
большей
эффективности
презентации
строю
с
учетом
программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них
включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр
познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное
количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема
бумажных
наглядных
пособий,
таблиц,
репродукций,
аудио
и
видео
аппаратуры.
- использование
видеокамеры
и
программ
для
редактирования
видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр
информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом,
создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет
ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров
по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в
виртуальный мир один на один с компьютером.
- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы.
Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику
элемента конкретных событий, представлений, у него развивается
способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать
прежде,
чем
делать.
Это
означает
начало
овладения
основами
теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так
и для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью
информационного и научно-методического сопровождения образовательного
процесса.
Признавая,
что
компьютер
–
новое
мощное
средство
для
интеллектуального
развития
детей,
необходимо
помнить,
что
его
использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях
требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в
целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана
должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером
для
профилактики
нарушений
зрения
и
снятия
напряжения
с
глаз
необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Заключение.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу
в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями
воспитанников,
организации
деятельности
воспитателя,
значительно
способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю
следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс,
способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат
своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать
моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков
работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять
поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога;
способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом;
повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий,
а
также
качество
предоставляемых
сопроводительных
материалов;
мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность
педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его
«оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы,
которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и
собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В
частности,
прекрасные
возможности
создает
систематизация
и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных
источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и
скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и
особенностей программы.
Список литературы:
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду.
Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в
дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно -
методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр".
Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997