Напоминание

Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащегося


Автор: Горбан Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащегося
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЧТЕНИЕ МУЗЫКИ С ЛИСТА

И ВОСПИТАНИЕ НЕКОТОРЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

У УЧАЩЕГОСЯ

Учить чтению нотного текста –

значит прежде всего всесторонне

развивать ученика как музыканта.

М.Ф.Фейгин

О пользе чтения с листа для развития учащегося музыкальная педагогика

была осведомлена с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить еще в

трактатах Ф.Э.Баха, Х.Шуберта и других педагогов- музыкантов 17-18 веков. На

особые преимущества, таящиеся в чтении музыки для профессионала любого

ранга, любой категории подвинутости, не раз указывалось также крупными

исполнителями и педагогами последующих времен. Необходимость упражняться в

чтении нот с первого на них взгляда – а prima vista – специально подчеркивалось в

«Правилах» А.Гезельта. Характерно, что даже в те времена это отнюдь не

представляло собой единичного, исключительного явления.

Ко второй половине 19 столетия требования по чтению нот с листа

содержаться

в

программной

документации

практически

всех

авторитетных

музыкальных заведений как в России, так и за рубежом. Возможно, не везде к

этим требованиям относились с достаточной серьезностью, однако в тех учебных

заведениях,

которые

возглавлялись

опытными,

высококвалифицированными

специалистами,

чтению

музыки,

действительно

уделялось

повседневное

и

пристальное

внимание.

Сам

Н.Г.Рубинштейн

заставлял

своих

учеников

аккомпанировать с листа концерты. Есть свидетельства, что на сходной основе

строились занятия в классе Н.С.Зверева, В.И.Сафонова, в более поздние годы –

Ф.М.Блюменфельда,

Л.В.

Николаева, Г.Г.Нейгауза и многих

других видных

педагогов-музыкантов. Они считали, что чтение с листа должно составлять

определенную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося-музыканта.

Выдающийся мастер французской пианистической школы А. Корто в «Советах

молодым

преподавателям»

говорил

о

том

же:

«Распределять

работу

(ежедневную) каждого ученика по таблице используемого времени…: упражнения,

этюды, пьесы, чтение с листа».

Мнение преподавателей-практиков относительно пользы чтения с листа

активно поддерживается и их коллегами-методистами как в нашей стране

(А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган и др.), так и за рубежом.

В чем же конкретно состоит польза чтения с листа? В силу каких причин оно

оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащегося?

Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые

благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с

музыкальной литературой. Перед музыкантом, регулярно практикующимся в

чтении с листа, нескончаемой и пестрой вереницей проходят произведения

различных авторов, художественных стилей, исторических эпох. Читающий музыку

за фортепиано находится при этом в особо выгодных условиях – наряду с

репертуаром,

предназначенным

для

рояля,

он

может

пользоваться

также

опорными

клавирами,

аранжировками

симфонических,

камерно-

инструментальных и вокальных опусов. Иными словами, чтение с листа -

постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений,

«открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной

информации. «Сколько читаем – столько знаем» - эта давняя, многократно

проверенная истина полностью сохраняет свое значение и в музыкальном

образовании.

Формирование

музыкально-интеллектуальных

качеств

у

учащегося

осуществляется в музыкальной педагогике, как и в любой другой учебной

деятельности, в ходе овладения соответствующими знаниями; говорили, что

процессы музыкального мышления находятся в тесном, нерасторжимом единстве

с процессами музыкального познания. Отсюда – значение чтения с листа:

раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его

слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж

специальных сведений и т.д., оно способно сыграть самую активную роль в

процессах становления и развития музыкального сознания.

Музыкально-интеллектуальные

качества

учащегося

кристаллизуются,

естественно, не только при чтении, но и в других видах профессиональной

деятельности. Однако именно чтением музыки с листа создаются для этого

условия

«максимального

благоприятствования».

Почему

же,

в

силу

каких

обстоятельств?

Прежде

всего

потому,

что,

читая

музыку,

учащийся

имеет

дело

с

произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в

исполнительском

плане.

Нет

необходимости

специально

штудировать

их,

совершенствовать в виртуозно-техническом отношении. Эти произведения, говоря

словами В.А.Сухомлинского, «… не для запоминания, не для заучивания, а просто

из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться».

Отсюда и особый психологический настрой при занятиях чтением с листа.

Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащихся при

чтении,

естественно,

при

достаточно

умелом,

квалифицированном

чтении,

заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным,

цепким. «Тут есть одна тонкая психологическая закономерность: соотносится с

собой, отражается в духовной жизни личности с наибольшей силой то, что не

обязательно

запомнить,

что

не

нужно

подвергать

специфическому

анатомированию», - писал В.А.Сухомлинский.

Благоприятные условия для активизации музыкально-интеллектуальных сил

учащегося,

создаваемых

чтением

с

листа,

обуславливаются

и

тем,

что

ознакомление с новой музыкой – процесс, всегда имеющий особо яркую,

привлекательную эмоциональную окраску. Это обстоятельство неоднократно

подчеркивалось

многими

музыкантами. Можно привести, например, слова

К.Н.Игумнова, указывавшего, что первое соприкосновение с ранее неизвестным

произведением «прежде всего дает волю непосредственному чувству: остальное

приходит потом». Читая произведение с листа, «исполнитель безраздельно

отдается во власть музыки, он впитывает самую сущность музыки…» - писал

Г.П.Прокофьев в книге «Формирование музыканта-исполнителя (пианиста)».

Факторы эмоционального порядка играют принципиально важную роль в

структуре

мыслительной

деятельности

человека

вообще

и

художественно-

образном мышлении в особенности. На гребне эмоциональной волны происходит

обычно общий подъем музыкально-интеллектуальных действий, они насыщаются

большей энергией, протекают с особой четкостью и определенностью. Из этого

следует, что занятия чтением с листа, коль скоро они вызывают непосредственный

и яркий эмоциональный отклик у играющего, важны не только как способ

расширения репертуарного кругозора или накопления различных музыкально-

теоретических и музыкально-исторических сведений; эти занятия способствуют в

конечном счете углублению, обогащению, качественному улучшению самих

процессов музыкального мышления.

Таким

образом,

чтение

с

листа

один

из

кратчайших,

наиболее

перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития

учащегося.

Действительно,

среди

различных

форм

работы,

бытующих

в

исполнительских

классах,

немало

таких,

с

помощью

которых

успешно

осуществляется обучение искусству игры на музыкальном инструменте, решаются

задачи формирования профессионально-исполнительских умений и навыков.

Однако трудно найти среди этих форм работы более эффективную в отношении

собственно музыкального развития учащегося. Именно в процессе чтения нот с

листа со всей полнотой и отчетливостью выявляют себя следующие основные

дидактические принципы развивающего обучения:

а) увеличение объема используемого в учении музыкального материала и

б) ускорение темпов его прохождения.

Что же есть чтение с листа, как не усвоение максимума информации в

минимум времени?

Отсюда

вывод:

если

общемузыкальное

развитие

учащегося

его

способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания – призвано

быть особой, специальной целью фортепианной педагогики в учебных заведениях

педагогического профиля, то чтение музыки с листа имеет в принципе все

основания

стать

одним

из

главных,

специальных

средств

практического

достижения этой цели.

К сожалению, несмотря на то что важность этой работы признается всеми и

всеми, в массовом учебном обиходе ей тем не менее не всегда уделяется

достаточно внимания. Одной из причин этого является стремление некоторых

педагогов скурпулезно «отделать» с учениками заданную программу, тщательно

отработать немногое за счет многого, с тем чтобы обеспечить успешность

немногих

зачетных

выступлений.

С

предельной

тщательностью

оттачивая

обязательные программы, уделяя этому основную долю своего времени и сил,

учащийся-музыкант в результате практически сводят до минимума возможность

свободного музицирования за инструментом, и в частности чтения с листа. Они

игнорируют это занятие, поскольку не обучены надлежащим образом, как

правило, не умеют прочитать a prima vista незнакомый нотный текст. Располагая

издавна сложившейся, богатой традициями, всесторонне ограниченной методикой

обучения музыкальному исполнительству, зная, как, каким путем формировать у

учащегося комплекс различных технических приемов и навыков, музыкально-

инструментальная педагогика и по сей день не располагает обстоятельно

аргументированной, всесторонне разработанной методикой обучения чтению с

листа.

Среди части педагогов-практиков распространена точка зрения, согласно

которой вопрос о чтении музыки решается крайне просто: основное – найти время

для соответствующих упражнений, что же касается умения, то со временем оно

придет само собой. Иными словами, не важно –каким образом, важно – сколько.

«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать», - с

предельным лаконизмом выразил эти убеждения И.Гофман. Не в них ли, в этих

взглядах, отчасти причина того, что на протяжении почти двухвековой истории

фортепианной педагогики ей так и не удалось создать четкой, стройной,

всесторонне обоснованной теории чтения с листа?

Нельзя не согласиться, что чисто количественный фактор (как много читать)

имеет в данном случае немаловажное значение. Несомненно также, что и

стихийные, нерегулируемые занятия чтением с листа могут дать известный

положительный

эффект.

Знакомство

с

основными

теоретическими

и

методическими

постулатами

в

области

чтения

музыки

за

инструментом,

сознательное, не «спонтанное» овладение специальными приемами и способами,

призванными облегчить прочитывание, - все это ведет в данном случае к

значительному повышению «коэффициента полезного действия».



В раздел образования