Автор: Горбан Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащегося
Раздел: дополнительное образование
ЧТЕНИЕ МУЗЫКИ С ЛИСТА
И ВОСПИТАНИЕ НЕКОТОРЫХ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
У УЧАЩЕГОСЯ
Учить чтению нотного текста –
значит прежде всего всесторонне
развивать ученика как музыканта.
М.Ф.Фейгин
О пользе чтения с листа для развития учащегося музыкальная педагогика
была осведомлена с давних пор. Высказывания на эту тему можно встретить еще в
трактатах Ф.Э.Баха, Х.Шуберта и других педагогов- музыкантов 17-18 веков. На
особые преимущества, таящиеся в чтении музыки для профессионала любого
ранга, любой категории подвинутости, не раз указывалось также крупными
исполнителями и педагогами последующих времен. Необходимость упражняться в
чтении нот с первого на них взгляда – а prima vista – специально подчеркивалось в
«Правилах» А.Гезельта. Характерно, что даже в те времена это отнюдь не
представляло собой единичного, исключительного явления.
Ко второй половине 19 столетия требования по чтению нот с листа
содержаться
в
программной
документации
практически
всех
авторитетных
музыкальных заведений как в России, так и за рубежом. Возможно, не везде к
этим требованиям относились с достаточной серьезностью, однако в тех учебных
заведениях,
которые
возглавлялись
опытными,
высококвалифицированными
специалистами,
чтению
музыки,
действительно
уделялось
повседневное
и
пристальное
внимание.
Сам
Н.Г.Рубинштейн
заставлял
своих
учеников
аккомпанировать с листа концерты. Есть свидетельства, что на сходной основе
строились занятия в классе Н.С.Зверева, В.И.Сафонова, в более поздние годы –
Ф.М.Блюменфельда,
Л.В.
Николаева, Г.Г.Нейгауза и многих
других видных
педагогов-музыкантов. Они считали, что чтение с листа должно составлять
определенную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося-музыканта.
Выдающийся мастер французской пианистической школы А. Корто в «Советах
молодым
преподавателям»
говорил
о
том
же:
«Распределять
работу
(ежедневную) каждого ученика по таблице используемого времени…: упражнения,
этюды, пьесы, чтение с листа».
Мнение преподавателей-практиков относительно пользы чтения с листа
активно поддерживается и их коллегами-методистами как в нашей стране
(А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган и др.), так и за рубежом.
В чем же конкретно состоит польза чтения с листа? В силу каких причин оно
оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащегося?
Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые
благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с
музыкальной литературой. Перед музыкантом, регулярно практикующимся в
чтении с листа, нескончаемой и пестрой вереницей проходят произведения
различных авторов, художественных стилей, исторических эпох. Читающий музыку
за фортепиано находится при этом в особо выгодных условиях – наряду с
репертуаром,
предназначенным
для
рояля,
он
может
пользоваться
также
опорными
клавирами,
аранжировками
симфонических,
камерно-
инструментальных и вокальных опусов. Иными словами, чтение с листа -
постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений,
«открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной
информации. «Сколько читаем – столько знаем» - эта давняя, многократно
проверенная истина полностью сохраняет свое значение и в музыкальном
образовании.
Формирование
музыкально-интеллектуальных
качеств
у
учащегося
осуществляется в музыкальной педагогике, как и в любой другой учебной
деятельности, в ходе овладения соответствующими знаниями; говорили, что
процессы музыкального мышления находятся в тесном, нерасторжимом единстве
с процессами музыкального познания. Отсюда – значение чтения с листа:
раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его
слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж
специальных сведений и т.д., оно способно сыграть самую активную роль в
процессах становления и развития музыкального сознания.
Музыкально-интеллектуальные
качества
учащегося
кристаллизуются,
естественно, не только при чтении, но и в других видах профессиональной
деятельности. Однако именно чтением музыки с листа создаются для этого
условия
«максимального
благоприятствования».
Почему
же,
в
силу
каких
обстоятельств?
Прежде
всего
потому,
что,
читая
музыку,
учащийся
имеет
дело
с
произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в
исполнительском
плане.
Нет
необходимости
специально
штудировать
их,
совершенствовать в виртуозно-техническом отношении. Эти произведения, говоря
словами В.А.Сухомлинского, «… не для запоминания, не для заучивания, а просто
из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться».
Отсюда и особый психологический настрой при занятиях чтением с листа.
Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащихся при
чтении,
естественно,
при
достаточно
умелом,
квалифицированном
чтении,
заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным,
цепким. «Тут есть одна тонкая психологическая закономерность: соотносится с
собой, отражается в духовной жизни личности с наибольшей силой то, что не
обязательно
запомнить,
что
не
нужно
подвергать
специфическому
анатомированию», - писал В.А.Сухомлинский.
Благоприятные условия для активизации музыкально-интеллектуальных сил
учащегося,
создаваемых
чтением
с
листа,
обуславливаются
и
тем,
что
ознакомление с новой музыкой – процесс, всегда имеющий особо яркую,
привлекательную эмоциональную окраску. Это обстоятельство неоднократно
подчеркивалось
многими
музыкантами. Можно привести, например, слова
К.Н.Игумнова, указывавшего, что первое соприкосновение с ранее неизвестным
произведением «прежде всего дает волю непосредственному чувству: остальное
приходит потом». Читая произведение с листа, «исполнитель безраздельно
отдается во власть музыки, он впитывает самую сущность музыки…» - писал
Г.П.Прокофьев в книге «Формирование музыканта-исполнителя (пианиста)».
Факторы эмоционального порядка играют принципиально важную роль в
структуре
мыслительной
деятельности
человека
вообще
и
художественно-
образном мышлении в особенности. На гребне эмоциональной волны происходит
обычно общий подъем музыкально-интеллектуальных действий, они насыщаются
большей энергией, протекают с особой четкостью и определенностью. Из этого
следует, что занятия чтением с листа, коль скоро они вызывают непосредственный
и яркий эмоциональный отклик у играющего, важны не только как способ
расширения репертуарного кругозора или накопления различных музыкально-
теоретических и музыкально-исторических сведений; эти занятия способствуют в
конечном счете углублению, обогащению, качественному улучшению самих
процессов музыкального мышления.
Таким
образом,
чтение
с
листа
–
один
из
кратчайших,
наиболее
перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития
учащегося.
Действительно,
среди
различных
форм
работы,
бытующих
в
исполнительских
классах,
немало
таких,
с
помощью
которых
успешно
осуществляется обучение искусству игры на музыкальном инструменте, решаются
задачи формирования профессионально-исполнительских умений и навыков.
Однако трудно найти среди этих форм работы более эффективную в отношении
собственно музыкального развития учащегося. Именно в процессе чтения нот с
листа со всей полнотой и отчетливостью выявляют себя следующие основные
дидактические принципы развивающего обучения:
а) увеличение объема используемого в учении музыкального материала и
б) ускорение темпов его прохождения.
Что же есть чтение с листа, как не усвоение максимума информации в
минимум времени?
Отсюда
вывод:
если
общемузыкальное
развитие
учащегося
–
его
способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания – призвано
быть особой, специальной целью фортепианной педагогики в учебных заведениях
педагогического профиля, то чтение музыки с листа имеет в принципе все
основания
стать
одним
из
главных,
специальных
средств
практического
достижения этой цели.
К сожалению, несмотря на то что важность этой работы признается всеми и
всеми, в массовом учебном обиходе ей тем не менее не всегда уделяется
достаточно внимания. Одной из причин этого является стремление некоторых
педагогов скурпулезно «отделать» с учениками заданную программу, тщательно
отработать немногое за счет многого, с тем чтобы обеспечить успешность
немногих
зачетных
выступлений.
С
предельной
тщательностью
оттачивая
обязательные программы, уделяя этому основную долю своего времени и сил,
учащийся-музыкант в результате практически сводят до минимума возможность
свободного музицирования за инструментом, и в частности чтения с листа. Они
игнорируют это занятие, поскольку не обучены надлежащим образом, как
правило, не умеют прочитать a prima vista незнакомый нотный текст. Располагая
издавна сложившейся, богатой традициями, всесторонне ограниченной методикой
обучения музыкальному исполнительству, зная, как, каким путем формировать у
учащегося комплекс различных технических приемов и навыков, музыкально-
инструментальная педагогика и по сей день не располагает обстоятельно
аргументированной, всесторонне разработанной методикой обучения чтению с
листа.
Среди части педагогов-практиков распространена точка зрения, согласно
которой вопрос о чтении музыки решается крайне просто: основное – найти время
для соответствующих упражнений, что же касается умения, то со временем оно
придет само собой. Иными словами, не важно –каким образом, важно – сколько.
«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать», - с
предельным лаконизмом выразил эти убеждения И.Гофман. Не в них ли, в этих
взглядах, отчасти причина того, что на протяжении почти двухвековой истории
фортепианной педагогики ей так и не удалось создать четкой, стройной,
всесторонне обоснованной теории чтения с листа?
Нельзя не согласиться, что чисто количественный фактор (как много читать)
имеет в данном случае немаловажное значение. Несомненно также, что и
стихийные, нерегулируемые занятия чтением с листа могут дать известный
положительный
эффект.
Знакомство
с
основными
теоретическими
и
методическими
постулатами
в
области
чтения
музыки
за
инструментом,
сознательное, не «спонтанное» овладение специальными приемами и способами,
призванными облегчить прочитывание, - все это ведет в данном случае к
значительному повышению «коэффициента полезного действия».