Автор: Озерная Татьяна Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Николаевская СОШ
Населённый пункт: Новосибирской области Татарского района
Наименование материала: Технологическая карта урока по математике в 5 классе
Тема: "Деление и дробь"
Раздел: полное образование
Технологическая карта урока
Тема урока
Деление и дроби
Тип урока
Открытие нового знания.
Цель урока
сформировать умение записывать результат деления двух натуральных чисел с помощью дробей; развитие
математической речи, познавательной активности; воспитание положительного отношения к предмету.
Планируемые
результаты
1.
Предметные:
отработать умения и навыки решать задачи по данной теме
2.
Личностные:
проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учебной деятельности;
3.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
Регулятивные
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные
использовать знако-символические средства при оформлении решения задания;
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составлять алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные
слушать и понимать речь других;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
Новые термины
Дробная черта. Числитель-делимое. Знаменатель-делитель.
Методы обуч.
проблемный, проектно-исследовательский
Форма работы
Индивидуальная, групповая
Оборудование
компьютер, проектор, экран, презентация к уроку;
опорные листы (групповая работа);
настоящие яблоки (3 шт.); карточки – подсказки;
раздаточные круги - эскизы яблок (2 шт.);
линейки; карандаши; ножницы; клей; ножи
Учебник Математика 5 кл. Н. Я. Виленкин; В. И. Жохов и др.
Этапы
урока
Задачи урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
10.35
Организаци
онный
момент.
Мотивация
к учебной
деятельнос
ти
2 мин.
Актуализировать
требования к
ученику с позиции
учебной
деятельности;
- создать условия
для формирования
внутренней
потребности
учеников во
включении в
учебную
деятельность,
развития умения
устанавливать
тематические рамки
(слайд 1)
- Здравствуйте ребята! Садитесь!
Посмотрите, все ль в порядке;
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
- Откройте тетради, запишите в тетради число
«Классная работа».
(слайд 2)
- Ребята, обратите внимание на слайд. Что там
написано? Запомните эти слова, к ним мы вернемся в
конце урока.Договорились? (слайд 3)
Слушают учителя
Записывают
10.37
Актуализац
ия знаний.
7
мин.
- подготовка к
изучению нового
материала через
повторение и
актуализацию
опорных знаний и
отработку навыков
устного счета
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!
- Давайте вспомним, какую тему вы изучили.
- Дайте определение правильной и неправильной
дроби.
Работа с учителем
Выполняют задания
1)
Найдите значения х, при которых дробь
будет правильной, а дробь
– неправильной.
- Ребята, скажите как сложить (вычесть) дроби с
одинаковыми знаменателями? (слайд 4)
2) Выполните действия. Определите, будет ли
результат правильной или неправильной дробью.
(слайд 5-10)
(слайд 11)
3) Из 12 дней зимних каникул Лена 7 дней гостила у
бабушки. Какую часть каникул Лена гостила у
бабушки?
10.44
Создание
проблемной
ситуации.
1 мин
- организовать
фиксирование
обучающимися
индивидуального
затруднения,
- выявить место
затруднения.
- Очень часто к Лене приходили трое её друзей.
Бабушка решила угостить их яблоками, но яблок
было три, а детей четверо. Бабушка справилась с
этой задачей. (слайд 12)
А как бы вы разделили три одинаковых яблока
между четырьмя девочками?
Задумались
10.45
Формирова
ние
проблемы.
7 мин.
- Обсуждение
ситуации
порождающей
проблему.-
Обсуждение
- «Каждая команда сейчас подумает, обсудит, каким
способом будете делить яблоки. Пока сами яблоки не
трогаем. Работаем с эскизами – 3 бумажных эскиза
лежат перед вами, представьте что перед вами
яблоки, попытайтесь разделить их между четырьмя
Обсуждение в командах.
Выдвижение гипотез, работа
с макетами яблок.
необходимости
введения нового
знания.
друзьями так, чтобы никого не обидеть.
Приступаем к работе, не забываем о правилах работы
в группе. Слайд 16
- Если у вас все получилось, вы можете разделить
настоящие яблоки между собой.
Выполнили ? Поднимите свои работы и покажите их
мне, покажите гостям.
10.52
Первичное
усвоение
новых
знаний
10 мин
10.55
- Фиксирование
нового содержания
урока.
(слайд 14)
- Скажите, сколько частей получил каждый? (Ответ:
3.)
- Как это выразить дробью? (Ответ:
. )
Каким образом получилась эта дробь?
На слайде 15: 3:4 =
- Обратите внимание на слайд, что представляет
собой запись до знака равенства? А что мы видим
после знака равно?
- Сформулируйте тему урока? Запишите в тетрадь
- Давайте поставим цель урока? Чему мы должны
научиться на уроке?
(смена учителя) Слайд 16
Но прежде чем мы приступим к работе, нужно
сделать небольшую физзарядку: Если вы видите на
слайде правильную дробь, вы встаете и хлопаете,
если неправильную – садитесь и топаете. Готовы?
Отвечают на вопросы учителя
Работают с карточкой в
группе
Ответ: она получилась при
делении 3 яблок на 4 равные
части.
Формулируют тему и цель
урока
Тема: Деление и дробь
Цель: Научиться записывать
деление в виде дроби
Выполняют упражнения.
ФИЗМИНУТКА
- Каждая группа получает карточку с заданиями.
Слайд 17
- Результатом вашей работы в группе явилось
заполнение опорного конспекта.
- Правильность выполнения заданий вы можете
проверить используя материал учебника на стр. 162
Слайд 18
- Давайте озвучим результат вашей работы.
Слайд 19
- Опорный конспект запишите в тетрадь
Деление двух чисел (частное)
это дробь, числитель которой
является делимым, а
знаменатель – делителем.
Дробная черта – знак
деления. Результат деления
двух натуральных чисел
может являться как
натуральным числом так и
дробным.
Записывают
12.02
Первичное
закреплени
е ЗУН
8 мин
- организовать
усвоение нового
способа действий с
проговариванием во
внешней речи.
Слайд 20
- Закрепим изученное. Выполняем задание учебника
стр. 163
№ 1052
№ 1055
- Прочитайте задачу.
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Как найти скорость?
- Решите задачу. У доски работает____________.
Выполняют задания у доски
Отвечают на вопросы
учителя.
Решают задачу.
12.10
Контроль и
оценка
знаний
5 мин
- организовать
выполнение
самостоятельной
работы на новое
знание.
- Проверим как вы усвоили материал урока. Вам
необходимо выполнить задания самостоятельной
работы. Подпишите карточки и можете приступать.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга,
поставьте оценку в соответствии с критериями.
(слайд 21
Выполняют задания
самостоятельной работы
Обмениваются тетрадями,
проверяют правильность
выполнения, выставляют
оценку в соответствии с
критериями.
12.15
Подведение
итогов
Рефлексия
5 мин
- зафиксировать
новое содержание
урока.
- организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Слайд 22
1.С какой задачей мы столкнулись в начале урока?
2.Разрешили ли мы эту задачу?
3.Какую тему в ходе работы мы изучили?
4.Какой основной вывод можно сделать из
сегодняшней работы: достигли поставленной
цели? Слайд 23
- Как вы думаете, что самое ценное на земле? Этот
вопрос волновал человечество не одну тысячу лет.
Вот какой ответ дал известный ученый Аль- Бируни
«Знание- самое превосходное из владений. Все
стремятся к нему, само же оно не приходит».
- Вы согласны с этим высказыванием?
Ребята, а кто помнит к каким словам мы обещали
вернуться вначале урока. Слайд 25
Послушайте притчу:
-Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, все они
везли под горячим солнцем тележки с камнями. Он
спросил у каждого: «Что ты делал целый день?»
Первый ответил с ухмылкой: «Возил проклятые
камни». Второй грустно: «Добросовестно выполнял
свою работу». Третий улыбнулся, лицо засветилось
радостью и удовольствием: «А я принимал участие в
строительстве храма!» Слайд 26
- Давайте и мы оценим свою работу на уроке
Отвечают на вопросы учителя
Размышляют, выдвигают
версии.
Аргументируют свое мнение
Рефлексия.
поднятием руки.
- Кто работал как первый человек?
- Кто работал добросовестно, как второй?
- А кто принимал участие в строительстве храма
знаний?
12.20
Домашнее
задание.
1 мин
Обеспечение
понимания
домашнего задания.
Слайд 27
Домашнее задание стр. 162 пункт 27 № 1076, 1077,
1082 на дополнительную оценку - кроссворд, его мы
можете взять на столе у учителя.
Достают дневники и
записывают домашнее
задание.