Напоминание

Музыка и дети


Автор: Засименко Лилия Григорьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: Статья
Тема: Музыка и дети
Дата публикации: 06.04.2021
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыка и дети

Музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад №40 «Фиалка»

города Белово, Кемеровская область

Сегодня современные песни и музыка становились все более и более

однородными, однотипными — это означает, что современная музыка

деградирует (содержит в себе намного меньше музыкальной информации и

не особо различается между собой). Как разобраться в этом детям? Мы

педагоги должны помочь в этом детям.

Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее

время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и

образования. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием

музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится

переживание.

Воспитывая всесторонне развитых людей — физически совершенных,

духовно богатых и нравственно безупречных, — нельзя не уделять должного

внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и

любви к музыке.

Воспитанные с детства, эти качества оказывают большое влияние на

дальнейшие музыкальное развитие человека и препятствуют образованию

дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно

труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус изначально.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей

непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его

музыкальной

культуры,

способностей,

педагогического

мастерства

в

большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.

Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического

коллектива

дошкольного

учреждения

и

от

родителей,

так

как

вне

музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей

музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления

музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к пению, приобретают

навыки слушания музыки, приобретают умения ритмически двигаться,

играют на детских инструментах. На них оказывает воздействие музыкальное

оформление повседневной жизни детского сада.

Одним из важнейших принципов музыкально-эстетического воспитания

дошкольников в приобщении их к музыке является направленность всей

музыкально-воспитательной деятельности на формирование духовного мира

детей, с одной стороны, и обогащение слухового опыта, наиболее полное

раскрытие задатков каждого ребенка - с другой.

Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения

дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим

процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом

возрасте определяют взрослые. Педагог должен вести ребенка от восприятия

красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию

эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически,

ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать

его окружение

Ведущими методами для решения задач, направленных на приобщение

детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса,

понимание прекрасного, являются показ, наблюдение, объяснение, анализ,

пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с

предметом эстетической действительности. Здесь важно определить объект

показа

и

создать

условия

для

того,

чтобы

внимание

детей

было

сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы педагог умел

показывать детям свои чувства, свое искреннее отношение, владел способами

выражения чувств.

Выразительные интонации при чтении стихотворения, искренний

восторг

по

поводу

красивого

произведения

искусства,

неподдельное

огорчение при встрече с небрежностью или плохим поступком, т.е яркое

эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным

методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства -

подражательность.

Бесстрастный, неэмоциональный педагог не сможет пробудить в ребенке

чувства, отношения. Важная профессиональная черта педагогов дошкольных

учреждений - артистичность.

На первом этапе, музыкальному педагогу требуется пробудить

интерес, детское любопытство к исполняемой музыки, оставить глубокое

впечатление,

поэтому

очень

важна

подготовка

самого

музыкального

руководителя: проигрывание музыкального текста, прорабатывание сложно

исполняемых фраз, «живое» исполнение, без фальши, очень важно для

детского восприятия детей.

Второй этап подготовки будет заключаться в подготовке интересной

содержательной

беседы,

яркой

наглядности,

используя

высокохудожественный материал.

Как показывает опыт, уже после первого прослушивания,

по мимике, по выражению лиц детей в процессе слушания можно судить об

их активном музыкальном восприятии и заинтересованности. По окончанию

прослушивания дети обычно делятся своими впечатлениями друг с другом и

руководителем.

Впечатления бывают, как положительными, так и отрицательными. Это

связано с различной восприимчивостью дошкольников и культурным

уровнем их семей.

При повторном прослушивании, используются игровые приёмы

обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием

произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже

неоднократно прослушанной, путём привлечения внимания к отдельным

элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

Дети стали более заинтересованно воспринимать музыку.

При прослушивании этого-же произведения, на следующем занятии

дети, не все конечно, но многие уже узнают его, и говорят точное название и

имя композитора, им очень нравиться отгадывать то, что им уже известно.

При прослушивании музыки у детей вырабатывается устойчивость

слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно

воспринимать

музыку.

Появляется

заинтересованность,

устойчивость

переживаний и чувств.

Внимание детей становиться более устойчивым, они подготовлены

слушать музыкальные произведения.

Таким образом, системное прослушивание музыкальных произведений

вызывает у детей положительные чувства, которые влияют на их внутреннее

мироощущение.

Подбирая материал к занятию, как музыкальный, так и литературный,

следует обращать внимание на сходство или контраст. Например, картины и

стихи к произведению Э. Грига «Утро».

Творческие задания на активизацию внимания предполагают сравнение

произведений различных видов искусства. Такое сравнение приводит детей к

пониманию

того,

что

в

произведениях

различных

видов

искусства

отражается одна и та же окружающая действительность, эмоции, настроения.

Например, П.И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»,

стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора», картина И. Левитана «Золотая

осень».

Творческие задания на развитие воображения и фантазии. Дети очень

любят такие задания.

Например: можно предложить им представить себя «внутри пейзажа

Шишкина» и передать, какое у них будет настроение, какую музыку они

слушали бы, находясь в этом месте, какого характера была бы их

собственная музыка.

Творческие задания на развитие ассоциативного

мышления предполагают

сравнение

настроения,

а

не

содержания

произведений различных видов искусства. Например, Э. Григ «В пещере

горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» и картины А. Куинджи «Лунная ночь

на Днепре», Ф. Васильев «Перед дождем», А. Дубовской «Притихло». Здесь

важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и

различие с помощью наводящих вопросов. Они должны быть краткими и

лаконичными.

Творческие задания: «Сочини сказку об услышанном произведении»,

«Подбери созвучные музыке поэтические строчки или сочини их сам»,

«Придумай название музыкальному произведению»

Слушая стихи, ребенок учится воспринимать красоту языка. Поиск

подходящего по содержанию, характеру, образному строю и настроению

стихотворения созвучного музыке, помогает детям развивать умение

выражать свои чувства, формировать правильную речь.

Творческие задания «Мы рисуем музыку». Рисование доставляет

детям особое удовольствие, счастье и радость. Чувство цвета как средство

эмоциональной

выразительности

позволяет

даже

не

владеющему

графическими навыками ребенку выразить собственное эмоциональное

состояние после прослушивания музыкального произведения.

Зрительные образы рисунков детей часто делают видимыми их желания

и проблемы, высказанные по-детски искренне. Задача взрослых понять

истоки этих мыслей, чувств ребенка и помочь в их разрешении.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника.

Ребенку старшего дошкольного возраста доступно все богатство игровой

деятельности.

На музыкальных занятиях могут быть использованы: имитационные

игры:

(«Где

живут

звуки?»,

«Ритмическое

эхо»,)

сюжетно-образные,

сюжетно-ролевые

игры,

игры-драматизации

(«Сочиняем

музыкальную

сказку», «Музыкальные образы», «Музыкальные события»);

музыкально-дидактические, развивающие игры («Музыкальная лестница»,

«Тихо -громко», «Сколько звуков», «Отгадай инструмент»);

игры-

импровизации

(«Музыкальные

вопросы», «Сочиняем

настроение», «Поющие звуки», «Цветные звуки», «Музыкальные портреты»).

При неоднократном прослушивании музыки у детей возникают такие

изменения,

как:

появление

произвольного

внимания,

умение

сосредотачиваться, улавливание деталей исполнения, более глубокие и

содержательные

высказывания

детей

об

эмоциональном

и

образном

содержании музыки, активное пополнение словарного запаса.

Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, начинают

понимать, что музыка — это мы все, это и есть наша жизнь!

Хочется обратиться к музыкальным руководителям с пожеланиями:

«Не растет в огороде сосиска,

Бублик с маком, башмак, и портфель

А растет в огороде фасоль и редиска,

Да и то замерзает в метель.

Но зато и весной и зимою,

Даже если пурга во дворе

могут крылья расти за спиною,

могут мысли расти в голове,

так давайте нажмем на педали

и не будем скучать на мели,

чтобы мысли, и крылья росли и летали

чтобы летали все мы и росли!!!»



В раздел образования