Напоминание

Устойчивые сочетания слов. Употребление фразеологизмов.


Автор: Титова Елизавета Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Новое Ильмово
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: Устойчивые сочетания слов. Употребление фразеологизмов.
Дата публикации: 06.04.2021
Раздел: начальное образование





Назад




Титова Е.Г. 3 класс Русский язык

Технологическая карта урока

Тема урока: Устойчивые сочетания слов. Употребление фразеологизмов

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: - способствовать развитию умения замечать в речи фразеологизмы;

- объяснять значение фразеологизмов;

- способствовать обогащению речи учащихся фразеологизмами.

Задачи: - познакомиться понятием «фразеологизмы»;

- провести самостоятельную работу с проверкой по эталону;

- закрепить знания о фразеологизмах.

Планируемые результаты:

1.

Предметные:

а) осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека;

б) научиться писать без ошибок;

в) продолжать применять орфографические правила.

2. Личностные: а) мотивация учебной деятельности;

б) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

в) формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

3. Метапредметные: а) Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и способами её реализации.

б) Познавательные:

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом;

- развивать следующие мыслительные процессы: сравнение, обобщение, анализ.

в) Коммуникативные:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- адекватно оценивать собственное поведение.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы:

Проектор, экран, ноутбук,

учебник3 класса Желтовская, Л. Я. «Русский язык», карточки с заданиями,

рабочая тетрадь,

презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация

(самоопределение к

деятельности)

Приветствует детей.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Стих хором

5-мин чтение

- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня

Восьмое октября (учитель пишет на доске).

Чистописание Н н Ни пуха, ни пера!

Когда говорят такие слова?

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

-

Пишут

в

тетради

число

и

классная работа.

Желают удачу…

Регулятивные:

использовать речь для регу-

ляции своего действия.

2. Выявление места и

причины

затруднения

- (Слайд 2) Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова:

Синонимы

Фразеологизмы

Антонимы

- Какое слово лишнее?

- Почему?

- А что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

-Назовите незнакомое словосочетание…..

- Читают слова.

- Фразеологизмы.

- Потому что мы его не знаем.

- Синонимы – это слова, которые

звучат и пишутся по-разному, а по

смыслу одинаковы и очень близки

(метель, вью-га, пурга…).

- Антонимы – это слова, проти-

воположные по смыслу (холодно –

жарко, добрый – злой).

Регулятивные:

формировать

и

удерживать

учебную задачу;

использовать речь для регу-

ляции своего действия.

Пприменять правила и

пользоваться инструкция-ми;

решать проблемы;

передавать

информацию

устным и письменным спо-

собом;

развивать

следующие

мыс-

лительные

процессы:

срав-

нение, обобщение, анализ.

3. Построение проекта

выхода из

затруднения

(Сообщение темы и

цели урока)

- Скажите, как вы думаете, какая тема урока?

- Верно (Слайд 3).

- Какую цель урока мы поставим?

- Фразеологизмы.

- Мы должны изучить, что такое

фразеологизмы

и

научиться

находить их в тексте.

Регулятивные:

формировать

и

удерживать

учебную задачу;

использовать речь для регу-

ляции своего действия;

Познавательные:

передавать

информацию

устным и письменным спо-

собом.

4. Реализация

построенного проекта.

- Откройте учебники на странице 60-ой. Найдите ключик и

прочитайте про себя, что же такое фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы? (Спрашивает одного ученика).

- Как вы думаете, что обозначает фразеологизм «Брать на

буксир»?

- А что обозначает фразеологизм «Висеть на телефоне»?

- А вот давайте откроем фразеологический словарь на стр. 157-ой

и найдём толкование этих выражений и посмотрим, правильно

ли вы сказали (Слайд 4), слова на экране:

Брать на буксир

Висеть на телефоне

- Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает, сядьте

правильно, чтобы я видела, что вы готовы ответить.

- Что значит «Брать на буксир»?

- Что значит «Висеть на телефоне»?

- (Слайд 5).

Выпишите эти фразеологизмы и их значения в

тетрадь.

- Скажите, а что обозначает выражение «Повесил нос»?

-

Верно.

Это

выражение

имеет

переносное

значение

«Расстроился».

- Оно употреблено в прямом или в переносном значении?

- Почему?

- Такие сочетания слов, как «Повесил нос», «Ни свет не заря» и

так далее, называются устойчивыми выражениями. Их очень

много.

ФИЗМИНУТКА.

Открывают учебники и читают

определение.

Читает один ученик:

-

…Это

устойчивые

сочетания

слов, в которых нельзя заменить

или пропустить какое-либо слово,

иначе

изменится

весь

смысл.

Например

«ни

свет

ни

заря

означает - рано, до рассвета».

Высказывают предположения.

Высказывают предположения.

Открывают

словарь

в

конце

учебника

и

ищут

толкование

фразеологизмов.

Читают про себя.

-

…Это

означает

помогать

отстающему.

- …Это означает – Часто и долго

говорить по телефону.

Пишут в тетради.

Высказывают предположения.

- Расстроился, приуныл…

- В переносном.

- Потому что это фразеологизм.

Регулятивные:

формировать

и

удерживать

учебную задачу;

использовать речь для регу-

ляции своего действия;

выбирать действия в соот-

ветствии

с

поставленной

задачей

и

способами

её

реализации.

Познавательные:

применять

правила

и

пользоваться инструкция-ми;

ставить,

формулировать

и

решать проблемы;

передавать

информацию

устным и письменным спо-

собом;

развивать

следующие

мыс-

лительные

процессы:

срав-

нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

обращаться

за

помощью,

формулировать свои затруд-

нения;

адекватно оценивать собст-

венное поведение.

5. Первичное

закрепление

- Переверните страницу и найдите упр. 69. Нужно подобрать к

картинкам устойчивые сочетания слов.

Зарубить на носу…

Повесить нос…

Смотреть сквозь пальцы…

- Что значит «Душа в пятки»?

- И последнее предложение.

- Что значит «Куда глаза глядят»?

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

- Фразеологизмы.

Читает вслух ученик.

Запомнить

Расстроиться

Не обращать внимания на что-либо

- Сильно испугался, испугался до

смерти.Читает вслух ученик.

- Идти, куда видишь, идти впе-ред.

Пишут 2 предложения на выбор в

тетрадь.

Регулятивные:

использовать речь для регу-

ляции своего действия;

выбирать действия в соот-

ветствии

с

поставленной

задачей

и

способами

её

реализации.

Познавательные:

применять

правила

и

пользоваться инструкция-ми;

ставить,

формулировать

и

решать проблемы;

развивать

следующие

мыс-

лительные

процессы:

срав-

нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-

венное поведение.

6.

Самостоятельная

работа с проверкой

по эталону

- Прочитайте фразеологизмы про себя. Работа у доски

Гладить по голове унывать

Падать духом быстро

Надуть губы хвалить

Во все лопатки мало

Ломать голову думать

Рукой подать обидеться

Капля в море близко

- Как вы думаете, какое слово из правого столбика объясняет

фразеологизм «Гладить по голове»?

Соедините столбики стрелками, чтоб получились фразеологизмы

А теперь придумайте предложение с одним из фразеологизмов

Проверка по эталону:

- Посмотрите на доску (Слайд 7) – у вас получилось так же как у

меня?

- Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что там

изображено?

- Что делает мальчик?

- Верно, она подходит к нескольким выражениям. Кажется, что

мальчик думает, но может он обиделся на кого-то, или,

Читают фразеологизмы.

- Хвалить.

- Нашли.

Выполняют см. в тетради.

Сравнивают свою работу.

Смотрят на рисунок.

- Мальчик изображен.

- Думает, грустит…

- «Ломать голову», «Надуть губы»,

Регулятивные:

выбирать действия в соот-

ветствии

с

поставленной

задачей

и

способами

её

реализации.

Познавательные:

применять

правила

и

пользоваться инструкция-ми;

развивать

следующие

мыс-

лительные

процессы:

срав-

нение, обобщение, анализ.

возможно, он расстроился.

-

А

теперь

самостоятельно

в

тетради

составьте

любое

предложение с одним из этих фразеологизмов.

- Посмотрите на доску, (Слайд 8) это моё предложение, которое

я составила: «От школы до моего дома рукой подать».

- Как вы думаете, что это означает?

- Прочитайте мне предложения, которые составили вы.

Самостоятельная работа на оценку: (Слайд 9).

- Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На

столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию

вверху

карточки.

Вам

нужно

среди

этих

фраз

найти

фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией. Всем понятно?

Приступайте.

Собирает карточки для проверки.

«Падать духом».

Составляют

предложение

самостоятельно в тетради.

Смотрят на доску.

Несколько учеников читают свои

предложения.

Слушают задание.

- Да. (Выполняют см. работу.)

7. Домашнее задание

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.

(Слайд 11). (Стр.61), упр. 71.

Записать смысловую пару к устойчивым словам

- Верно. Спасибо за урок. До свидания.

- Фразеологизмы.

Регулятивные:

выбирать действия в соот-

ветствии

с

поставленной

задачей

и

способами

её

реализации.

8.

Подведение итогов.

Рефлексия

- Скажите, какая была тема урока?

- Что такое фразеологизмы?

- Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое

или переносное?

- Почему?

- Например?

- Фразеологизмы.

- Устойчивые сочетания слов.

- Переносное.

-

Потому

что

иногда

фразеологизмы не понятные, а их

прямое

значение

простое

и

понятное.

- Ломать голову – думать.

Регулятивные:

формировать

и

удерживать

учебную задачу.

Познавательные:

применять

правила

и

пользоваться инструкция-ми;

развивать

следующие

мыс-

лительные

процессы:

срав-

нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-

венное поведение.

Фразеологизмы- это

устойчивые сочетания

слов, в которых нельзя

заменить или пропустить

какое-либо слово.

Например: ни свет ни заря означает

- очень рано утром, до рассвета.

Устойчивые сочетания слов

Гладить по голове унывать

Падать духом мало

Надуть губы хвалить

Ломать голову думать

Рукой подать обидеться

Капля в море близко

Синонимы

Фразеологизмы

Антонимы

Зарубить на носу

Повесить нос

Смотреть сквозь пальцы

Зарубить на носу

Повесить нос

Смотреть сквозь пальцы

Зарубить на носу

Повесить нос

Смотреть сквозь пальцы

Зарубить на носу

Повесить нос

Смотреть сквозь пальцы

Зарубить на носу

Повесить нос

Смотреть сквозь пальцы

Зарубить на носу

Повесить нос

Смотреть сквозь пальцы

С такими ребятами каши не сваришь.

Брат был вне себя от ярости.

На репетиции певец сорвал голос.

Егор сидел ни жив, ни мертв, ожидая наказания.

У моего дедушки золотые руки.

С такими ребятами каши не сваришь.

Брат был вне себя от ярости.

На репетиции певец сорвал голос.

Егор сидел ни жив, ни мертв, ожидая наказания.

У моего дедушки золотые руки.

С такими ребятами каши не сваришь.

Брат был вне себя от ярости.

На репетиции певец сорвал голос.

Егор сидел ни жив, ни мертв, ожидая наказания.

У моего дедушки золотые руки.

С такими ребятами каши не сваришь.

Брат был вне себя от ярости.

На репетиции певец сорвал голос.

Егор сидел ни жив, ни мертв, ожидая наказания.

У моего дедушки золотые руки.

С такими ребятами каши не сваришь.

Брат был вне себя от ярости.

На репетиции певец сорвал голос.

Егор сидел ни жив, ни мертв, ожидая наказания.

У моего дедушки золотые руки.

С такими ребятами каши не сваришь.

Брат был вне себя от ярости.

На репетиции певец сорвал голос.

Егор сидел ни жив, ни мертв, ожидая наказания.

У моего дедушки золотые руки.



В раздел образования