Напоминание

Специфика работы концертмейстера с вокальным репертуаром разных направлений


Автор: Гафнер Арина Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МУ ДО ЦДОД "Успех"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Специфика работы концертмейстера с вокальным репертуаром разных направлений
Дата публикации: 06.04.2021
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Успех»

(МУ ДО «ЦДОД «Успех»)

«Специфика работы концертмейстера с вокальным

репертуаром разных направлений»

Методическое сообщение

Автор:

Гафнер Арина Владимировна – концертмейстер МУ ДО «ЦДОД «Успех», высшая

категория.

Сыктывкар 2020 г.

1

«Специфика работы концертмейстера с вокальным репертуаром

разных направлений»

Методическое сообщение. / сост. Гафнер А.В. - Сыктывкар, 2020

В данном методическом сообщении раскрываются основные принципы

работы концертмейстера с музыкальным репертуаром

для начинающих

вокалистов академического пения в центре дополнительного образования

детей. Также рассматривается специфика работы с произведениями разных

музыкальных стилей. Методическое сообщение разработано на базе опыта

работы концертмейстера ЦДОД «Успех» г. Сыктывкара Гафнер А.В. с

учащимися объединения академического пения «Гармония». Данный материал

предлагается начинающим концертмейстерам детских вокальных коллективов

академического пения.

2

Содержание

Подбор музыкального репертуара…………………………………………..4

Специфика

работы

концертмейстера

с

классическим

вокальным

репертуаром……………………………………………………………………5

Специфика работы концертмейстера с народным репертуаром……………6

Специфика работы концертмейстера с детским песенным репертуаром….6

Музыкальный репертуар………………………………………………………7

3

1.

Подбор музыкального репертуара.

Любой педагог академического вокала всегда сталкивается с вопросом

подбора музыкального репертуара для своих учеников. Именно от тщательно

подобранного репертуара зависит в дальнейшем заинтересованность ученика

в разучивании музыкального произведения. У детей младшего школьного

возраста преобладает эмоциональное восприятие музыки, поэтому важно в

процессе знакомства с песней пробудить в ребенке эмоцию. Если педагог сам

увлечен, эмоционален, позитивен во время исполнения произведения, то он

сможет «заразить» своей увлеченностью и ученика. А как показывает

практика,

правильно

подобранный

репертуар,

вызывающий

у

певца

эмоциональный отклик, облегчает работу педагогу и ученику, давая

возможность добиться хороших результатов с наименьшими затратами.

Процесс подбора репертуара весьма интересен, требует от педагога

наличия широкого кругозора в области академической вокальной музыки и

постоянного пополнения знаний. При подборе репертуара педагог учитывает

музыкальные

и

певческие

данные

учащихся,

возрастную

категорию,

индивидуальность,

особенности

характера,

предпочтения.

Но

детский

репертуар всегда должен соответствовать жизненному периоду юного

солиста, отражать его привязанности, увлечения, эмоции. Ни в коем случае

нельзя выбирать произведения, не соответствующие вокальному уровню

ребёнка. Песня должна исполняться с ощущением комфорта и качественным

выполнением

всех

задач,

поставленных

педагогом.

Завышенные

репертуарные требования могут привести ребенка к зажиму, формируют

негативные эмоции. Но также не стоит выбирать и слишком простой

репертуар, потому что тогда будет отсутствовать стимул к развитию и

совершенствованию исполнительского мастерства

.

Очень важно при подборе репертуара обращать внимание на текст

произведения.

Для

детей

в

музыкальных

произведениях

должны

4

раскрываться общепризнанные темы доброты, дружбы, любви к Родине,

семье. Эти темы будут всегда актуальны.

Одной из главных задач вокально педагогики является знание и

формирование

у

ребёнка

соответствующей

манеры

исполнения,

в

зависимости от выбранного репертуара. Необходимо знакомить детей с

лучшими образцами различных музыкальных стилей и направлений –

классическая вокальная музыка, народная песня и современная детская

песня.

2.

Специфика работы концертмейстера с классическим вокальным

репертуаром.

Для вокалиста является хорошей «школой» исполнение классического

репертуара, поэтому педагоги академического пения всегда включают

классику в репертуар. Поэтому от концертмейстера требуются знания

особенностей исполнения разных музыкальных стилей. Например, если это

классическая музыка, то важно:

- точное прочтение нотного текста с указанными автором штрихами;

- эмоциональная сдержанность;

- соблюдение стилистики произведения, особенно если это

произведения эпохи Средневековья или Барокко;

- точное выигрывание всех подголосков;

- соблюдение звукового баланса;

- соблюдение точной фразировки в произведении;

- минимум педали.

Если в вокальный репертуар включены романсы, то здесь уже совсем

другие особенности игры концертмейстера:

- эмоциональность;

- гибкая и яркая динамика;

- фразировка;

-педализация;

5

- большое внимание уделяется смысловому содержанию.

Концертмейстеру очень важно знать и уметь исполнять аккомпанемент

вокального репертуара разных стилей, школ и направлений, необходимо

постоянно расширять свой музыкальный кругозор и пополнять музыкальный

багаж. Без этих знаний концертмейстер никогда не сможет стать хорошим

профессионалом.

3.

Специфика работы концертмейстера с народным репертуаром.

Часто в практике концертмейстера встречается ситуация, когда в

репертуар

хорового

коллектива

или

солиста

вокалиста

педагогом

включаются народные песни, которые в нотных изданиях изложены а capella

(т.е. без сопровождения), а аккомпанемент необходим. В таких случаях

концертмейстеру приходится проявить свое творческое начало и придумать

аккомпанемент,

аранжировать

произведение

самостоятельно.

Фактура

аккомпанемента может быть использована самая разная – аккордовая,

арпеджированная, с разной ритмической раскладкой. Выбор фактуры

произведения зависит от характера исполняемого произведения, от его

смыслового содержания.

Очень распространена ситуация, когда в сопровождении прописан

баянный аккомпанемент. В этом случае, концертмейстеру – пианисту

необходимо

«адаптировать»

такое

сопровождение

под

фортепианное,

сохранив

при

этом

гармонию,

характер,

стилистику

исполняемого

произведения.

Все эти компоненты работы необходимы в практической деятельности

концертмейстера.

4.

Специфика

работы

концертмейстера

с

детским

песенным

репертуаром.

В репертуаре юного вокалиста (дети дошкольного и младшего

школьного возраста) очень часто встречаются песни из мультфильмов,

6

кинофильмов, а также веселые и несложные для исполнения песни. И, как

правило, в современных сборниках прописана только мелодия и гармония. В

этом случае, концертмейстер самостоятельно сочиняет аккомпанемент,

опираясь на прописанную гармонию и характер произведения. Сложность в

этом случае состоит не в том, чтобы правильно подобрать аккомпанемент, а в

том, чтобы слышать совсем юного вокалиста. Здесь очень важно быть

поддержкой солисту, слышать его, чувствовать звуковой баланс между

концертмейстером и вокалистом, «уйти на второй план».

5.

Музыкальный репертуар.

Обобщая вышесказанное, становится понятно, что репертуар должен

отвечать многим требованиям. Учающиеся должны знать классические

образцы хоровой музыки - для этого в репертуар можно включить

произведения зарубежных композиторов - Моцарта, Шуберта, Бетховена,

Баха.

Для знакомства с русской хоровой музыкой - музыка русских

композиторов - П.И.Чайковского, А.Гречанинова, Ц.Кюи, М.Глинки. Еще

одну часть репертуара может составлять музыка советских и современных

композиторов – И.Дунаевского, В.Шаинского, Т.Хренникова, А.Журбина,

Г.Портного, Е. Крылатова, А.Ермолова. Также могут быть представлены

произведения национально - регионального компонента - народные русские

песни.

Например:

1 год обучения:

Рисунки на асфальте.Муз.Е.Крылатова, сл.О.Халецкого

Веселый старичок. Муз.Г.Портного, сл. Д.Хармса

Горести-печалести. Муз.Е.Иршаи, сл.М.Яснова

2 год обучения:

Разноцветный шар земной. Муз.Е.Рыбкина, сл.А.Шлыгина

Солнечные зайчики. Муз. А.Ермолова, сл. А.Бочковской

7

Кружевные сказки - муз. П.Синявского, сл. Чичкова

Зимний вальс – муз. И.Яворовской, сл. В.Маре

3 год обучения:

Старая кукла. Муз. и сл. Л.Марченко

Ролики. Муз.Т.Хренникова, сл.И.Яворовской

Кукушка. Молдавская народная песня

Счастье. Муз.Д.Кабалевского, сл. О.Высотской

Стеклышко – муз. М.Славкина, сл. В.Лунина

4 год обучения:

Огромный дом. Муз.Я.Дубравина, сл. В.Суслова

Пряха. Русская народная песня в обработке А.Осипова

Гондолетта. Бетховен

Стоит гора высокая. Укр.нар.песня в обработке В.Болотова

47 минут у телефона стою – муз. и сл. В.Семенова

Скучная картина – муз.П.Чайковского, сл. А.Плещеева

5 год обучения:

Расцвели хризантемы опять. Сл. И муз. Л.Дризо

Я люблю смотреть ясну ноченьку. Муз. Варламова, сл.Жадовской

Страсть в груди моей. Дж.Бонончини

Довольство жизнью. Муз.В.Моцарта, сл.Миллера

Фиалки. А.Скарлатти

Вы скажите мне, люди добрые. А.Булахов

Серенада. Муз.Ф.Шуберта, сл.Л.Рельштаба

Кроме произведений, обязательных по программе, в репертуаре

должны быть и актуальные вокальные произведения - это песни и хоры,

которые разучиваются с хоровыми коллективами, ансамблями и солистами к

знаменательным датам, например, к 8 Марта, к 23 февраля, дню учителя, и,

конечно, ко Дню Победы в Великой отечественной войне:

8

Глаза России. Муз.Д.Околота,сл.Е.Санина.

Баллада о солдатской матери. Муз. А.Ермолова, сл. Ю.Чичевой

А у меня есть мама. Муз. А.Гавриловой, сл. Н.Крылова

9



В раздел образования