Автор: Гафнер Арина Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МУ ДО ЦДОД "Успех"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Специфика работы концертмейстера с вокальным репертуаром разных направлений
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Успех»
(МУ ДО «ЦДОД «Успех»)
«Специфика работы концертмейстера с вокальным
репертуаром разных направлений»
Методическое сообщение
Автор:
Гафнер Арина Владимировна – концертмейстер МУ ДО «ЦДОД «Успех», высшая
категория.
Сыктывкар 2020 г.
1
«Специфика работы концертмейстера с вокальным репертуаром
разных направлений»
Методическое сообщение. / сост. Гафнер А.В. - Сыктывкар, 2020
В данном методическом сообщении раскрываются основные принципы
работы концертмейстера с музыкальным репертуаром
для начинающих
вокалистов академического пения в центре дополнительного образования
детей. Также рассматривается специфика работы с произведениями разных
музыкальных стилей. Методическое сообщение разработано на базе опыта
работы концертмейстера ЦДОД «Успех» г. Сыктывкара Гафнер А.В. с
учащимися объединения академического пения «Гармония». Данный материал
предлагается начинающим концертмейстерам детских вокальных коллективов
академического пения.
2
Содержание
Подбор музыкального репертуара…………………………………………..4
Специфика
работы
концертмейстера
с
классическим
вокальным
репертуаром……………………………………………………………………5
Специфика работы концертмейстера с народным репертуаром……………6
Специфика работы концертмейстера с детским песенным репертуаром….6
Музыкальный репертуар………………………………………………………7
3
1.
Подбор музыкального репертуара.
Любой педагог академического вокала всегда сталкивается с вопросом
подбора музыкального репертуара для своих учеников. Именно от тщательно
подобранного репертуара зависит в дальнейшем заинтересованность ученика
в разучивании музыкального произведения. У детей младшего школьного
возраста преобладает эмоциональное восприятие музыки, поэтому важно в
процессе знакомства с песней пробудить в ребенке эмоцию. Если педагог сам
увлечен, эмоционален, позитивен во время исполнения произведения, то он
сможет «заразить» своей увлеченностью и ученика. А как показывает
практика,
правильно
подобранный
репертуар,
вызывающий
у
певца
эмоциональный отклик, облегчает работу педагогу и ученику, давая
возможность добиться хороших результатов с наименьшими затратами.
Процесс подбора репертуара весьма интересен, требует от педагога
наличия широкого кругозора в области академической вокальной музыки и
постоянного пополнения знаний. При подборе репертуара педагог учитывает
музыкальные
и
певческие
данные
учащихся,
возрастную
категорию,
индивидуальность,
особенности
характера,
предпочтения.
Но
детский
репертуар всегда должен соответствовать жизненному периоду юного
солиста, отражать его привязанности, увлечения, эмоции. Ни в коем случае
нельзя выбирать произведения, не соответствующие вокальному уровню
ребёнка. Песня должна исполняться с ощущением комфорта и качественным
выполнением
всех
задач,
поставленных
педагогом.
Завышенные
репертуарные требования могут привести ребенка к зажиму, формируют
негативные эмоции. Но также не стоит выбирать и слишком простой
репертуар, потому что тогда будет отсутствовать стимул к развитию и
совершенствованию исполнительского мастерства
.
Очень важно при подборе репертуара обращать внимание на текст
произведения.
Для
детей
в
музыкальных
произведениях
должны
4
раскрываться общепризнанные темы доброты, дружбы, любви к Родине,
семье. Эти темы будут всегда актуальны.
Одной из главных задач вокально педагогики является знание и
формирование
у
ребёнка
соответствующей
манеры
исполнения,
в
зависимости от выбранного репертуара. Необходимо знакомить детей с
лучшими образцами различных музыкальных стилей и направлений –
классическая вокальная музыка, народная песня и современная детская
песня.
2.
Специфика работы концертмейстера с классическим вокальным
репертуаром.
Для вокалиста является хорошей «школой» исполнение классического
репертуара, поэтому педагоги академического пения всегда включают
классику в репертуар. Поэтому от концертмейстера требуются знания
особенностей исполнения разных музыкальных стилей. Например, если это
классическая музыка, то важно:
- точное прочтение нотного текста с указанными автором штрихами;
- эмоциональная сдержанность;
- соблюдение стилистики произведения, особенно если это
произведения эпохи Средневековья или Барокко;
- точное выигрывание всех подголосков;
- соблюдение звукового баланса;
- соблюдение точной фразировки в произведении;
- минимум педали.
Если в вокальный репертуар включены романсы, то здесь уже совсем
другие особенности игры концертмейстера:
- эмоциональность;
- гибкая и яркая динамика;
- фразировка;
-педализация;
5
- большое внимание уделяется смысловому содержанию.
Концертмейстеру очень важно знать и уметь исполнять аккомпанемент
вокального репертуара разных стилей, школ и направлений, необходимо
постоянно расширять свой музыкальный кругозор и пополнять музыкальный
багаж. Без этих знаний концертмейстер никогда не сможет стать хорошим
профессионалом.
3.
Специфика работы концертмейстера с народным репертуаром.
Часто в практике концертмейстера встречается ситуация, когда в
репертуар
хорового
коллектива
или
солиста
–
вокалиста
педагогом
включаются народные песни, которые в нотных изданиях изложены а capella
(т.е. без сопровождения), а аккомпанемент необходим. В таких случаях
концертмейстеру приходится проявить свое творческое начало и придумать
аккомпанемент,
аранжировать
произведение
самостоятельно.
Фактура
аккомпанемента может быть использована самая разная – аккордовая,
арпеджированная, с разной ритмической раскладкой. Выбор фактуры
произведения зависит от характера исполняемого произведения, от его
смыслового содержания.
Очень распространена ситуация, когда в сопровождении прописан
баянный аккомпанемент. В этом случае, концертмейстеру – пианисту
необходимо
«адаптировать»
такое
сопровождение
под
фортепианное,
сохранив
при
этом
гармонию,
характер,
стилистику
исполняемого
произведения.
Все эти компоненты работы необходимы в практической деятельности
концертмейстера.
4.
Специфика
работы
концертмейстера
с
детским
песенным
репертуаром.
В репертуаре юного вокалиста (дети дошкольного и младшего
школьного возраста) очень часто встречаются песни из мультфильмов,
6
кинофильмов, а также веселые и несложные для исполнения песни. И, как
правило, в современных сборниках прописана только мелодия и гармония. В
этом случае, концертмейстер самостоятельно сочиняет аккомпанемент,
опираясь на прописанную гармонию и характер произведения. Сложность в
этом случае состоит не в том, чтобы правильно подобрать аккомпанемент, а в
том, чтобы слышать совсем юного вокалиста. Здесь очень важно быть
поддержкой солисту, слышать его, чувствовать звуковой баланс между
концертмейстером и вокалистом, «уйти на второй план».
5.
Музыкальный репертуар.
Обобщая вышесказанное, становится понятно, что репертуар должен
отвечать многим требованиям. Учающиеся должны знать классические
образцы хоровой музыки - для этого в репертуар можно включить
произведения зарубежных композиторов - Моцарта, Шуберта, Бетховена,
Баха.
Для знакомства с русской хоровой музыкой - музыка русских
композиторов - П.И.Чайковского, А.Гречанинова, Ц.Кюи, М.Глинки. Еще
одну часть репертуара может составлять музыка советских и современных
композиторов – И.Дунаевского, В.Шаинского, Т.Хренникова, А.Журбина,
Г.Портного, Е. Крылатова, А.Ермолова. Также могут быть представлены
произведения национально - регионального компонента - народные русские
песни.
Например:
1 год обучения:
Рисунки на асфальте.Муз.Е.Крылатова, сл.О.Халецкого
Веселый старичок. Муз.Г.Портного, сл. Д.Хармса
Горести-печалести. Муз.Е.Иршаи, сл.М.Яснова
2 год обучения:
Разноцветный шар земной. Муз.Е.Рыбкина, сл.А.Шлыгина
Солнечные зайчики. Муз. А.Ермолова, сл. А.Бочковской
7
Кружевные сказки - муз. П.Синявского, сл. Чичкова
Зимний вальс – муз. И.Яворовской, сл. В.Маре
3 год обучения:
Старая кукла. Муз. и сл. Л.Марченко
Ролики. Муз.Т.Хренникова, сл.И.Яворовской
Кукушка. Молдавская народная песня
Счастье. Муз.Д.Кабалевского, сл. О.Высотской
Стеклышко – муз. М.Славкина, сл. В.Лунина
4 год обучения:
Огромный дом. Муз.Я.Дубравина, сл. В.Суслова
Пряха. Русская народная песня в обработке А.Осипова
Гондолетта. Бетховен
Стоит гора высокая. Укр.нар.песня в обработке В.Болотова
47 минут у телефона стою – муз. и сл. В.Семенова
Скучная картина – муз.П.Чайковского, сл. А.Плещеева
5 год обучения:
Расцвели хризантемы опять. Сл. И муз. Л.Дризо
Я люблю смотреть ясну ноченьку. Муз. Варламова, сл.Жадовской
Страсть в груди моей. Дж.Бонончини
Довольство жизнью. Муз.В.Моцарта, сл.Миллера
Фиалки. А.Скарлатти
Вы скажите мне, люди добрые. А.Булахов
Серенада. Муз.Ф.Шуберта, сл.Л.Рельштаба
Кроме произведений, обязательных по программе, в репертуаре
должны быть и актуальные вокальные произведения - это песни и хоры,
которые разучиваются с хоровыми коллективами, ансамблями и солистами к
знаменательным датам, например, к 8 Марта, к 23 февраля, дню учителя, и,
конечно, ко Дню Победы в Великой отечественной войне:
8
Глаза России. Муз.Д.Околота,сл.Е.Санина.
Баллада о солдатской матери. Муз. А.Ермолова, сл. Ю.Чичевой
А у меня есть мама. Муз. А.Гавриловой, сл. Н.Крылова
9