Напоминание

Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком.


Автор: Пархоменко Руслан Александрович
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБДОУ дс№133
Населённый пункт: Староминская, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стереотипная игра

как основа взаимодействия с аутичным ребенком.

Особенности стереотипной игры

Как и у детей с нормой, у аутистов есть любимые игры – одна или

несколько. Выглядят они иначе. В таких играх ребенок может часами

манипулировать предметами, совершая странные действия.

Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для

окружающих;

– в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;

повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор

действий и манипуляций;

неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на

протяжении очень длительного времени;

длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

Родителей эти игры зачастую раздражают, ведь обычные дети так не играют.

Например, девочка дергает стальную ручку сундучка и, услышав раздавшийся

звук, произносит: «Смазка есть!» Казалось бы – что особенного? вот только

повторяет она эту цепочку действий и слов без перерыва в течение часа...

подобной ситуации могут сорваться даже самые терпеливые родители. Однако в

случае с данным примером логику действий девочки удалось выявить: она

повторяла фрагмент из любимого мультфильма «Тайна третьей планеты». Когда

источник сюжета понятен, возникает возможность подключения к игре взрослого,

который может попытаться развить сюжет игры.

Но чаще стереотипные игры ребенка остаются загадкой для окружающих, в

них есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует

видимый сюжет. Например, ребенок бродит по кругу, напевая невнятную песенку

и время от времени вскидывает вверх руки. Или часами лепит из пластилина

странные абстрактные фигуры, неизменные на протяжении месяцев. Это создает

затруднения для участия в такой игре взрослого, приходится пробовать разные

варианты организации участия в игре буквально «наощупь». При этом ребенок

может реагировать на такие попытки остро негативно, как бы показывая, что не

нуждается в партнере, который своим участием только мешает.

Стереотипная игра ставит ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди

других детей. Его странные действия вызывают любопытство окружающих, что

часто ранит близких ребенка.

Оговорим сразу: стереотипная игра аутичного ребенка в начале

коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, ибо

другого пути просто нет. Постарайтесь принять это положение и на его основе

выработайте новое отношение к стереотипной игре.

Выделим следующие положительные стороны стереотипной игры:

– для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен;

– если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная

вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в

уравновешенное состояние.

Стереотипная игра как основа взаимодействия

Чтобы научиться использовать возможности стереотипной игры в занятиях,

необходимо разобраться в ее истоках. Итак, почему аутичный ребенок часами

повторяет одни и те же действия? Анализируя результаты наблюдений за

ребенком в такие моменты, можно предположить, что для него ситуация

повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно

заранее. К тому же ребенок испытывает видимое удовольствие.

Эти два тезиса – наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в

основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

На начальном этапе коррекционной работы с аутичным ребенком взрослого не

должно быть «слишком много». Педагог или психолог поначалу лишь наблюдает,

затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и

ненавязчиво. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и

понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас – уже хорошо. Но чаще у

ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении,

поэтому скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в

другом месте, или прямо заявит: «Не хочешь!» любом случае оставайтесь

неподалеку и продолжайте наблюдать.

Не торопите взаимодействие. Используя результаты наблюдений, постарайтесь

вникнуть в структуру стереотипной игры ребенка: выделите цикл повторяющихся

действий; прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. ваши выводы

помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в его

игре.

Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать

взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить,

совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже

запомнили порядок действий ребенка) подайте ему нужную деталь, чем обратите

его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова.

следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя также тактично

и постепенно.

Ваша цель – дать ребенку понять, что вы не помешаете ему играть (как обычно

бывает), от вас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть

направлены на завоевание доверия ребенка. Это потребует времени, усилий и

терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок занят своей стереотипной

игрой и не обращает на его приход никакого внимания, – обычная в начале

занятий с аутичным ребенком.

Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда

ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет

ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть

немножко по-другому.

Вот еще несколько советов:

– Старайтесь включаться в стереотипную игру, а также вносить в нее новую

сюжетную линию исподволь, т. к. нарушение стереотипа игры (в неосторожных

словах типа «Давай по-другому!» или слишком активных действиях) вызовут у

ребенка протест. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в

его игре другого человека.

– В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре –

позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение

комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо.

– Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него

возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно –

предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребенок

переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к

спокойной игре.

Можно предположить, что когда ребенок привыкнет к педагогу и будет

чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте

отпадет и ребенок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной

игре. Но если это все же произошло, не возражайте – возможно, ребенок на

занятии получил много новой информации и ему требуется отдых.

Параллельно с этой работой начинайте предлагать ребенку сенсорные игры.

Может случиться, что какая-нибудь из них на время станет любимой игрой

ребенка – он будет повторять ее много раз и испытывать в ее ходе приятные

эмоции. Однако такая предложенная извне игра может быть похожа на

стереотипную только внешне и не останется любимой надолго. Обычно

стереотипная игра возникает у аутичного ребенка спонтанно, откуда-то глубоко

изнутри, и он может играть в нее несколько лет.

Список используемой литературы:

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта,

способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. 2004г.

Щукина, Е. Г. Игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком «Молодой

ученый. — 2015г. — № 4 (84).



В раздел образования