Автор: Никулина Елена Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУ КО "Юргинский психоневрологический интернат"
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Здоровьесберегающие аспекты в воспитательно - реабилитационной работе психоневрологического интерната"
Раздел: дополнительное образование
3
Введение
В «Концепции долгосрочного социально – экономического развития
Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в
котором здоровьесберегающий аспект ставится как создание развивающих
условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на
заня тия х
физич е ской
культурой
и
спортом.
С л е д о в а т е л ь н о ,
здоровьесберегающий
аспект
в
медико
–
социальном
учреждении
рассматривается как создание условий по формированию здорового образа
жизни проживающих.
Данные
методические
материалы
посвящены
проблеме
внедрения
новых
технологий
по
здоровьесбережению
инвалидов,
которые
рассматриваются в контексте развития механизмов частичной компенсации
утраченных
функций:
развитие
механизмов
межличностного
общения,
формирование
механизмов
мотивационных
устремлений,
адекватного
отношения
к
себе,
своему
состоянию.
Такой
формат
обусловлен
выявленными недостатками гражданина – инвалида, полной деятельности
учреждения
и
технологиями,
отражающие
процесс
о сновными
составляющими:
качество
предоставляемых
социальных
услуг,
частичная
компенсация
утраченных
функций
гражданина
–
инвалида,
частичное
включение в социокультурное пространство. Согласно новому Федеральному
закону от 28.12.2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания
граждан
в
РФ»
освоение
и
усвоение
моделей
поведения
за
счет
предоставления
социальных
услуг
поставщиками
социальных
услуг
ув
стационарной
форме
социального
обслуживания
фиксируется
в
индивидуальной программе каждого гражданина.
С
научной
точки
зрения
общепринятого
определения
понятия
«здоровый образ жизни» не выработано. В нашем учреждении здоровый
образ жизни рассматривается как деятельность, направленная на сохранение,
улучшение и укрепление здоровья проживающего, включающая следующие
составляющие:
отказ
от
вредных
привычек
(курение,
употребление
4
алкогольных
напитков
и
наркотических
веществ);
наличие
полезных
привычек (наполнение насыщенной, интересной и увлекательной жизнью);
оптимальный
двигательный
режим;
рациональное
питание;
элементы
закаливания; личная гигиена; положительные эмоции; (см. приложение 4).
Таким
образом,
создание
благоприятных
условий,
обеспечивающие
формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу
жизни
у
проживающих
(далее
ЗОЖ)
являются
приоритетными
и
профилактическими.
В нашем учреждении сделано много необходимых
преобразований
для
создания
оптимальной
оздоровительной
системы:
оборудована спортивная площадка баскетбольными щитами, разметками на
бег, метание, прыжки в длину, организации подвижных игр «Бездомный
заяц»,
«Третий
лишний»,
«Гуси
–
лебеди»,
«Гори,
гори,
ясно»?
и
пр.,
нестандартное
оборудование:
центр
двигательной
активности,
дорожка
здоровья и пр. (см. приложение 2). Многие оздоровительные технологии
работают успешно на протяжении ряда лет: развивающая среда (организация
физкультурно – оздоровительных мероприятий, досуга), профилактическая
работа
(профилактика
вредных
привычек),
оздоровительная
работа
(организация
подвижных
игр
на
свежем
воздухе,
физкультминутки,
динамические
паузы,
релаксационные
упражнения
и
пр.). К
работе
привлечены специалисты: медсестры, психолог, воспитатели.
Но вместе с тем, анализ результатов диагностических исследований
(наблюдения)
выявил проблемы в организации здоровьеориентированной
деятельности субъектов воспитательного процесса в медико – социальном
учреждении (см. приложение 3). К их числу относятся:
недостаточная
динамика
показателей
состояния
общей
произвольной
моторики (22,9%);
нарушения у проживающих в психоэмоциональной сфере (согласно теста
Н.В.Пожиткиной,
А.С.Кондрашовой
55,5
%
проживающие
испытывают
психоэмоциональный дискомфорт) (см. приложение 3);
5
большая
половина
проживающих
не
ориентирована
на
ЗОЖ
(вредные
привычки, несоблюдение санитарно – гигиенических норм: недостаточные
знания проживающих о гигиене, режиме, безопасном поведении), отрицание
роли физических упражнений), что свидетельствует об отсутствии мотивов и
элементарных привычек ЗОЖ (31,3 %).
Таким
образом,
выделяется
задача
по
формированию
элементов
культуры здоровья проживающих, ведь именно в социальном учреждении
осуществляется помощь по сохранению и укреплению здоровья инвалида:
частичной
компенсации
утраченных
функций
физического
развития
и
культуры движений.
Следовательно,
для
улучшения
положения
необходима
грамотная
организация
здоровьесберегающего
реабилитационного
процесса,
то
есть
использование адекватных технологий для общего развития и воспитания
(элементов ценностей здоровья и здорового образа жизни см. приложение 5,
6). ЗОЖ в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как
здоровьесберегающий компонент в жизнедеятельности проживающего.
Цель работы: определение стратегических перспектив, механизмов, и этапов
наращивания внутреннего потенциала проживающего по реализации
ЗОЖ в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности
учреждения.
Задачи:
1.
Способствовать
созданию
надежной
системы
здоровьесбережения
как
гарант
затраченных
ресурсов
в
виде
частичной
компенсации
здоровья
физического
и
психического
(выстраивание
алгоритмов
деятельности,
которые
позволят
своевременно
разрабатывать
систему
мер,
способных
влиять на состояние здоровья проживающего).
2.
Разработать
и
апробировать
систему
воспитательных
воздействий
по
формированию
частичной
компетентности
здоровье с бережения
проживающих: выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей
проживающих,
направленные
на
эмоциональное
благополучие
каждого
6
проживающего,
развитие
его
положительного
самоощущения
на
основе
личностно – ориентированного взаимодействия с ним.
3.
Повысить
эффективность здоровьеориентированной
деятельности
в
реабилитационном
процессе
путем
организации
здоровьесберегающей
деятельности,
соответствующей
возрастным
и
индивидуальным
возможностям проживающего, используя адекватные технологии коррекции и
воспитания, способствующие усвоению проживающими ценностей здоровья
и
здорового
образа
жизни:
выбор оптимальных
условий
для
частичного
развития
двигательных
и
психофизических
способностей,
укрепления
здоровья, формирования привычки здорового образа жизни.
Результаты показателей здоровья проживающих свидетельствуют о том,
что
страдающих
эмоциональным
неблагополучием
и
нуждающихся
в
реабилитации 100 % проживающих (результаты заключений психологической
экспертизы):
импульсивность,
двигательная
расторможенность,
отвлекаемость
и
невнимательность – 18,5 %
страдают тревожностью, испытывают различные страхи – 19,4 %
проживающие с явной демонстрацией поведения 10,6 %
беспричинная злость и враждебность 17,1 %
проживающие, эмоционально отчужденные 34,4 %
Практическая
значимость:
в
условиях
интернатного
профиля
существует противоречие: с одной стороны работа социального учреждения
как медико – социального, предполагает лечебно – действенный метод, с
другой стороны, для решения основной задачи по сохранению и укреплению
здоровья проживающего необходимо обеспечить оптимальный двигательный
режим для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно,
возникает
необходимость
создания
такой
системы
работы,
при
которой
интеграция оздоровительной деятельности в познавательную, творческую,
трудовую, двигательную, в конечном итоге, будет способствовать сохранению
и
укреплению
физического
и
психического
здоровья
проживающего,
7
формированию привычки здорового образа жизни. Это и стало проблемой
исследования – создание эффективной системы работы по ЗОЖ.
8
Стратегические перспективы, механизмы и этапы наращивания
материально – методического потенциала педагога, работающего в
нестандартных условиях
Каждое
социальное
учреждение
призвано
выполнять
свои
развивающие
задачи,
определять
свою
стратегию
сохранения
здоровья
проживающего, выбирать инновационные технологии.
Одним
из
главных
условий
успешности
работы
учреждения
по
здоровьесбережению
–
грамотная
организация
здоровьсберегающего
процесса, его реализация и адаптированность.
Поэтому
эффективность
здоровьеориентированной
деятельности
посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения
на
основе
выстраивания
алгоритмов
реабилитационной
деятельности,
обеспечивающей сохранение
и укрепление физического и психического
здоровья проживающего, формирование индивидуального стиля здорового
поведения определяется как приоритетная.
Так
как
в
основу
работы
положены
идеи
системного
подхода
к
частичному оздоровлению проживающих, то опыт деятельности учреждения
имеет широкий диапазон. В системе
управления
здоровьесберегающим
реабилитационным процессом на всех уровнях считается: индивидуальный,
групповой,
уровень
социального
учреждения,
уровень
социума.
Данная
работа охватывает все основные оздоровительные направления работы:
Информационно – аналитическое направление, которое включает
информацию о состоянии здоровья проживающих (диагноз);
«Проектно
–
технологическое»
направление
включает
пакет
оздоровительных технологий (технология В.Ф.Базарного, В.Г.Алямовской),
модель
частичной
компенсации
утраченных
функций
по
организации
жизнедеятельности проживающих (досуговая, двигательная деятельность);
«Ресурсное обеспечение» - адаптивная программа построения и
оптимизации
оздоровительной
деятельности
в
учреждении
«Мы
–
за
здоровый образ жизни»;
9
«Организация физкультурно – оздоровительной деятельности»
включает
технологии
психолого
–
педагогического
мониторинга
по
сохранению
и
укреплению
здоровья
проживающих
(эмоциональное
состояние, показатели комфортности, благополучия (радость, успех, уровень
достижений). Рассмотрены следующие компоненты по определению уровня
жизни проживания:
-
создание
комфортных
условий:
бытовые
условия
(уют
в
жилых
помещениях, соблюдение санитарно – гигиенических мероприятий), условия
отдыха и досуга, условия безопасности;
-
создание
предметно
–
развивающей
среды:
спортивная
площадка
(баскетбольная площадка, футбольное поле, дорожка здоровья, игровой центр
двигательной активности) (см. приложение 2);
- создание эмоционального благополучия: релаксационные минутки,
игровые
упражнения,
игры
–
задания,
музыкальные
минутки,
занятия
у
психолога.
Таким
образом,
для
улучшения
организации
физкультурно
–
оздоровительной
работы
в
учреждении
определен
системный
подход
к
здоровьесберегающему реабилитационному процессу с учетом возрастных и
индивидуальных
возможностей
проживающих,
направленный
на
использование адекватных технологий, способствующих здоровому образу
жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья инвалида – одна из главных
стратегических
задач
развития
страны.
Она
регламентируется
и
обеспечивается:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 28.12.2013г. №442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в РФ»;
Законом
Российской
Федерации
от
02.07.1992
г.
№
3185-1«О
психиатрической
помощи
и
гарантиях
прав
граждан
при
ее
оказании»
10
(Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской
Федерации от 20.08.1992г. № 33 ст.1913);
Федеральным законом от 27.07.2006г.№ 152-ФЗ «О персональных данных»;
Закон о защите прав потребителей от 07.02.1992года №2300-1
Реализация
важнейших
положений
Концепции долгосрочного
социально – экономического развития РФ до 2020 года, связанных с охраной
и
укреплением
здоровья
проживающих,
активизирует
на
поиск
новых
технологий физкультурно – оздоровительной работы (технология сохранения
и стимулирования здоровья, технология обучения здоровому образу жизни,
коррекционные
технологии
по
концепции
В.Г.Алямовской),
уровень
состояния здоровья
проживающих. В данной работе происходит опора на
исследования известных ученых, как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И.
Алиева, О.М. Дьяченко, Рунова, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие
другие.
Благодаря
их
исследованиям
по
апробированию
и
внедрению
организации физкультурно – оздоровительной работы, в нашем учреждении
используются
авторские
практические
методические
разработки
практических мероприятий (сценарии спортивных праздников «Богатырская
наша сила» (воспитатель С.А.Шишмарева), сценарии спортивно – игровых
программ «Мой веселый звонкий мяч», «Спичечный турнир», «А ну – ка,
парни!» и пр. (воспитатель С.А.Кучерявенко). Поэтому актуальной задачей
на современном этапе является осмысление проживающими личного опыта
по сохранению и укреплению здоровья, а для педагогов – анализ работы по
данному направлению, его эффективность для содержания физкультурно –
оздоровительной деятельности медико – социального учреждения.
Как известно, эффективность педагогических воздействий во многом
определяется
использованием
системно
–
структурного
подхода
(П.К.
Анохин, Д.Д. Донской, Н.А. Курьеров, и др.). В основу данного подхода
положены
теоретические
разработки
В.Алямовской,
И.
Аршавского,
Ю.Змановского, Н.Амосова, Л.Глазыриной, а также практические пособия
М.Маханевой, М.Картушиной,
Л.Волошиной и методические пособия в
11
области
различных
оздоровительных
методик
(стимулирования
здоровья,
обучения
ЗОЖ,
элементы
коррекционной
технологии:
релаксационные
минутки,
игровые
психотерапевтические
техники).
В
частно сти,
профилактическая работа в нашем учреждении осуществляется по модели,
разработанной
на
основе
трудов
В.Г.
Алямовской
по
организации
физкультурно
–
оздоровительной
работы
с
проживающими
(технологии
сохранения стимулирования здоровья),
в использовании игровых технологий
в физкультурной работе по концепции Л.Н. Волошиной, В.И. Усакова.
Таким образом, эффективность здоровьеориентированной деятельности
предполагает
высокий
уровень
компетентности
педагога
в
вопросах
здоровьесбережения
–
умение
и
желание
педагога
помочь
осуществлять
проживающим
здоровый
стиль
поведения,
активный
образ
жизни.
Как
показывает моя практика, это достигается работой по двум взаимосвязанным
направлениям:
здоровьесберегающему
и
здоровьеформирующему.
Под
здоровьесберегающей
технологией
понимается
комплексная
система
ежедневной практической физкультурно – оздоровительной работы (утренняя
гимнастика, досуговая деятельность, разноплановые подвижные игры и пр.).
Под
здоровьеформирующей
–
комплекс
технологического
обеспечения
элементов готовности личности к развитию физической культуры (участие в
спортивных праздниках, соревнованиях, спартакиад) (cм. приложение 1).
Управление
процессами
здоровьесбережения
рассматривается
как
процесс формирования и регулирования организационных взаимодействий
посредством
совокупности
способов,
средств,
необходимых
для
эффективного достижения целей, делающий работу по здоровьесбережению
целенаправленной,
плановой,
системной,
интересной.
Основной
целью
является создание условий по сохранению и обогащению здоровья субъектов
реабилитационного процесса: проживающих, воспитателей, специалистов.
При
разработке
направляющих
механизмов
здоровьесберегающей
деятельности
социального
учреждения
в
основу
взяты
положения
П.И.
Третьякова, К.Ю. Белой – создание деятельности по результатам. Где понятие
12
«управление по результатам» авторы определяют как систему управления и
развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и
согласованы всеми членами учреждения. В нашем же случае в качестве
результатов
рассматриваются
их
индивидуальные
особенности
и
возможности, на основе которых строится процесс частичного оздоровления.
Таким образом, уровень функций направляющих механизмов включает:
1.
Информационно
–
аналитическая
(мониторинг
по
формированию
информационного банка данных по здоровому образу жизни за определенный
период).
2.
Мотивационно – целевая (разработка методов стимулирования).
3.
Планово
–
прогностическая
(планирование
оздоровительной
работы,
выделение показателей, достижение целей).
4.
Организационно
–
исполнительская
(организация
работы
по
здоровьесбережению).
5.
Контрольно – диагностическая (творческие отчеты).
6.
Регулятивно
–
коррекционная
деятельность:
(использование
инновационных технологий по здоровьесбережению).
Исследуя работу данных функций, выделяются здоровьесберегающие
технологии:
Разработан
и
внедрен
алгоритм
здоровьеориентированной
деятельности
(организационный
момент,
мотивация,
упражнения
на
закрепление
с
предыдущего
занятия,
подача
нового
материала,
игры
–
упражнения на закрепление нового материала, рефлексия).
Разработаны элементы показателей компетентности (познавательная,
информационная,
деятельностная,
двигательная)
здоровьесбережения
проживающих.
Р а з р а б о т а н а
и
а п р о б и р о в а н а
м о д е л ь
ф о р м и р о в а н и я
здоровьесберегающей компетентности проживающих (культура поведения по
соблюдению здорового образа жизни).
13
С л ед о ват е л ь н о ,
зд о р о в ь е о р и е н т и р о ва н н а я
д е я т е л ь н о с т ь
осуществляется
в
конкретных
условиях,
которые
и
определяются
множеством фактов: социокультурной средой учреждения, уровнем культуры
здоровья
проживающих,
характером
взаимоотношений
«проживающие
–
сотрудники», «проживающие – педагоги», «проживающие – проживающие».
В
м о н и то р и н го в ом
и с с л ед о ва н и и
и с п ол ь зуе т с я
о ц е н к а
сформированности
двигательных качеств (умеет – не умеет, владеет – не
владеет),
основами
гигиенической
культуры,
произвольной
моторики
проживающих, психоэмоционального комфорта.
Анализ
результатов на
начало
исследования
общей
гигиенической
культуры показал, что 74 % проживающих не владели навыками правильной
чистки зубов, мытья рук, самообслуживания.
Очень
важным
фактором,
влияющим
на
общее
самочувствие
проживающего
является
положительное психоэмоциональное
состояние.
Требуется не только
оценка психического состояния проживающего со
стороны
психолога,
но
и
создание
соответствующих
условий
охраны
и
гигиены его нервной системы (игровой, стимульный компоненты).
Культура здоровья определяется критериями по направлениям: знания
о
себе,
своем
организме,
знания
о
здоровье
(что
полезно,
что
вредно),
практические
навыки
по
здоровьесбережению,
безопасное
поведение,
совершенствование двигательных навыков. Не владеют навыками культуры
здоровья, ОБЖ – 68,3 %.
Самооценка здоровья определяется критериями от знания самого себя
(знание правил гигиены и ухода за своим телом, знание наиболее опасных
факторов
риска
для
здоровья
и
жизни,
обучение
способам
психической
саморегуляции). Не владеют навыками самооценки – 69,8 %.
На формирование мотивации потребности проживающих в здоровом
образе
жизни
направлено
знакомство
проживающих
со
средствами
сохранения здоровья, формирование представлений о способах безопасного
поведения.
14
Инновационным
направлением
в
физкультурно
–
оздоровительной
работе
является
внедрение
педагогами
игрового
комплекса
(«Дорожка
здоровья», «Игровой центр двигательной активности») по формированию
двигательных навыков у проживающих, значение которого очень огромно для
развития
координации
движений
и
двигательной
активности.
Правильно
подобранные игровые упражнения вызывают активную деятельность органов
кровообращения и дыхания, усиливают обменные процессы, простые по
своей двигательной структуре, доступны любому проживающему.
Следовательно,
выбранная
педагогами
методика
«пища
для
тела»
направлена на укрепление здоровья и общего самочувствия проживающего.
Для тренировки защитных сил организма
предусмотрены традиционные
методы закаливания: соблюдение сезонной одежды на прогулке, обширное
умывание,
коррекционные
гимнастики
способствуют
профилактике
простудных заболеваний, двигательных нарушений.
Качество
предоставляемых
социальных
услуг
зависит
от
ряда
факторов: качества условий, качества содержания, качества результатов, но в
основе всего этого лежит профессионализм педагогов.
Проделана
большая
работа
по
повышению
качества
по
вопросам
здоровьесбережения
в
интернатных
условиях
психоневрологического
профиля.
Влияние здоровьесберегающей деятельности на эмоциональное
состояние проживающего
По
концепции
Ю.
Змановского
внедрение
здоровьесберегающих
технологий
во
все
виды
деятельности
происходит
на
основе
включения
личного
участия
педагога,
направленная
на
укрепление
и
сохранение
здоровья,
составляющее
содержание
которой
является
реализация
физкультурно – оздоровительной работы в интернатных условиях.
15
На
основе
диагностических
данных
(наблюдений)
была
составлена
комплексная система здоровьесбережения: адаптивная программа здоровья
«Мы
–
за
здоровый
образ
жизни»,
введение
технологий
п о
здоровьесбережению
(см.
в
стратегиях
перспектив…;
приложение
1).
Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте:
обучение
и
оздоровление
происходит
с
легкостью,
упражнения
и
оздоровительные техники остаются в двигательной памяти проживающего.
Практическая значимость в приучении проживающих огромна – сознательно
относиться к своему здоровью, выполнять различные виды двигательной
активности:
утренняя
гимнастика,
оздоровительный
бег,
спортивные
мероприятия, народные и подвижные игры и пр.
Эмоциональная
сфера
–
особый
класс
психических
процессов
и
состояний,
связанных
с
инстинктами,
потребностями
и
мотивами,
и
отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и
т.п.),
значимость
действующих
на
индивида
явлений
и
ситуаций
для
осуществления его жизнедеятельности. Эмоциональная сфера проявляется,
как
специфически
субъективные
переживания
порой
очень
ярко
окрашивается то, что проживающие ощущают, воображают, мыслят, эмоции
представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов
их внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному
жизненному
опыту
эти
явления
не
только
легко
обнаруживаются,
но
и
довольно
тонко
понимаются
проживающими.
Эмоции
–
постоянные
спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность.
Психиче ско е
развитие
проживающего
определяет ся
е го
эмоциональным
благополучием.
Однако
среди
типичных
эмоций
проживающего
нередко
существенное
место
занимают
не
только
положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на
общий психологический настрой проживающего, так и на его различные
виды деятельности.
16
Многие отечественные психологи, такие как, Л. С. Выготский, А. Н.
Леонтьев,
С.
Л.
Рубинштейн,
выводили
ряд
принципиально
важных
положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности
субъекта,
о
регулирующей
их
роли
в
деятельности
и
об
их
развитии
в
процессе усвоения человеком общественного опыта. Так А. К. Леонтьев
указывал на связь эмоций с мотивом деятельности.
Можно
согласиться
с
тем,
что
для
эффективной
компенсации
утраченных
функций
проживающих
по
развитию
психоэмоциональных
особенностей, необходимо понимать механизмы изменений психологических
состояний
проживающих.
Как
показывает
практика,
недостаточно
продуманная деятельность может спровоцировать у проживающего нервно –
психические расстройства, эмоциональный срыв.
Анализ
различных
социальных
ситуаций
развития
проживающего
показал
единство
внешнего
и
внутреннего,
мотивации
и
среды,
объединяющей
эмоциональную
и
когнитивную
сферу
в
единую
развивающую систему.
Как
показывает
практика,
при
организации
жизнедеятельности
проживающего следует опираться на психоэмоциональную сферу личности,
которая играет особую роль, оказывая влияние на развитие познавательной
деятельности
–
использование
на
практике
разноплановой
деятельности
(творческая,
досуговая,
трудовая,
спортивная)
в
качестве
коррекционного
метода эмоциональных комплексов.
Эмоции гнева быстро мобилизует энергию человека и готовит его к
самозащите.
У
проживающего
причины
гнева
разнообразны.
Это
–
физические
помехи,
различные
правила
жизнедеятельности,
собственная
неспособность и пр. Открыто выражать свой гнев в обществе и коллективе
недопустимо, особенно инвалиду. Предлагаю использовать такие методы и
формы работы по нейтрализации гнева:
Педагогическая ситуация по испытанию чувства радости
Педагогическая ситуация по испытанию чувства успеха
17
Таким образом, стратегической целью здоровьесбережения является
гармонизация
развития
личности
индивида
через
развитие
способностей
самовыражения и самопознания через различные виды деятельности, а также
в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности
окружающего мира (участие в команде). Интерес к личным результатам со
стороны
проживающих,
принятие
ими
своих
результатов
повышает
самооценку и степень его самопринятия и самооценности. Отсюда вытекает
важнейший принцип – принцип результативности. Результат любого труда
(продуктивного)
предоставляет
проживающему
возможность
испытать,
преодолеть, прочувствовать.
Педагог – равноправный партнер каждого проживающего. Методика
организации
направлена
на
достижение
желаемых
изменений
в
самоощущении,
на
эмоциональную
поддержку,
на
выработку
гуманно
–
ориентированных
моделей
поведения.
Вовлечение
проживающего
в
активную
деятельность
формирует
достижение
большего
эффекта.
Предлагается
разнообразить
имеющееся
оборудование
нестандартным,
которое
способствует
повышению
интереса
(игровая
площадка,
дорожка
здоровья).
Изготовление
универсального
нестандартного
оборудования
(раскрашивание
кругов,
дорожек,
следов
человека
и
пр.),
которые
легко
изготавливаются с помощью ярких красок на асфальте при минимальной
затрате времени: дорожки разной ширины и длины, дорожка – «следы»,
бруски, мягкие мячи; тренажеры для профилактики плоскостопия (пробки на
ткани),
«сухой
дождь»,
передвижная
волейбольная
сетка.
Следовательно,
пересматривается содержание центра двигательной активности учреждения
(вынос
на
улицу)
(см.
приложение
2).
Разработанные
рекомендации
по
содержанию
двигательного
центра
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
проживающих,
стал
основой
для
их
самостоятельной
двигательной деятельности значительно расширяет возможности упражнений
для опорно – двигательного аппарата, что и является одним из лучших
18
средств закаливания и формирования двигательных навыков проживающего
(см. приложение 4).
Таким образом, эти занятия в большей мере имеют оздоровительную
направленность и акцентируются на индивидуальном подходе к каждому
проживающему, их эмоциональном благополучии.
Заключение
Проблема
эффективности
и
качества
предоставляемых
услуг,
оказывающих
специальным
учреждением,
явилось
предметом
нашего
отдельного
исследования.
Представленные
формы,
графики,
критерии
и
показатели
эффективности
прошли
апробацию
и
доказали
свою
обоснованность (см. приложение 1). При описании современных технологий
19
здоровьесбережения мы опирались на практический опыт (годовые отчеты)
(см. приложение 1) своего учреждения.
Предложенная система по здоровьесбережению позволяет отслеживать
результаты
деятельности
воспитателя,
вносить
необходимые
коррективы,
проследить эффективность здоровьеориентированной деятельности.
Реализация
модели
здоровьесберегающего
пространства
на
уровне
психоневрологического
интерната
представила
разработанный
алгоритм
методики по организации досуговой деятельности,
ориентированной на
укрепление
и
сохранение
здоровья
проживающих,
стимулирования
активности
всех
субъектов
реабилитационного
процесса
в
вопросах
здоровьесбережения, определила здоровьесберегающие технологии, их время
в
режиме
дня.
Сюда
вошли
технологии
сохранения
и
стимулирования
здоровья (утренняя гимнастика в сочетании с закаливающими процедурами
(воздушные, солнечные ванны), босохождение по тренажерам и дорожкам
для
закаливания
(косички,
змейки,
релаксация),
технологии
обучения
здоровому образу жизни (самомассаж, игровые тренинги), коррекционные
технологии (психолого – педагогическое сопровождение).
Освоив
алгоритм
технологии
проведения
занятия,
педагог
учится
успешно
планировать
различные
направления
здоровьеориентированной
деятельности, представлять ее конечный результат.
Положительным
фактором
явилось
тесное
сотрудничество
с
социальными институтами (проживающие принимают участие в районных
мероприятиях,
пропагандирующих
здоровый
образ
жизни.
Спартакиада,
посвященная малым параолимпийским играм (2013, 2014гг.) – проживающие
соревнуются по командам, вопросы здоровьесбережения прорабатываются в
плане
досуговых
мероприятий.
Активизация
здоровьеориентированной
деятельности
способствовала
решению
главной
цели
–
определение
стратегических перспектив, механизмов, и этапов наращивания внутреннего
потенциала
проживающего
по
реализации
ЗОЖ
в
соответствии
с
приоритетами оздоровительной деятельности учреждения.
20
Таким
образом,
целостная
система
оздоровления,
психолого
–
педагогического
сопровождения,
основанная
на
классических
образцах
и
педагогических
инновациях
способствует формированию
мотивации
к
потребности проживающих в здоровом образе жизни, сохранении здоровья,
формировании представлений о способах безопасного поведения (технологии
ОБЖ, уголок ПДД), ознакомлении с функциями тела человека.
В результате у проживающих с помощью системно – комплексного
применения
игр
с
элементами
спорта
и
заданий
появилась
способность
самостоятельно
применять
закрепленные
знания
и
умения.
Объективная
оценка
собственных
возможностей,
стремление
добиться
результата
подтверждают
развитие
у
проживающих
основных
новообразований
(самооценки, произвольности поведения, мотивации), а также способности
относится к движениям как способу жизнедеятельности, здоровому образу
жизни.
В
целом,
эффективность
здоровьеориентированной
деятельности
прослеживается в активизации оздоровительной деятельности в социальном
учреждении. Это, в конечном итоге, положительно повлияло на развитие
двигательной
активности
проживающего,
благоприятном
эмоциональном
воздействии, что и послужило частичной компенсации утраченных функций
проживающих.
Мы
надеемся,
что
данные
методические
материалы
будут
полезны
широкому кругу специалистов учреждений социальной защиты.
Список литературы
1.
Варламова, С. Н., Седова, Н. Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два
назад [Текст]: соц. исследования //С. Н. Варламова, Н. Н. Седова. – М. – 2010.
- № 4. – с. 23.
21
2.
Еремина, О. Л. Социально – педагогическое обеспечение физкультурно –
оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня
[Текст]:
научная работа / О. Л. Еремина. – Кострома: КГУ, 2006. – с. 13.
3.
Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст]: практ.
пособие / Н. И.Козлов. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – с. 144.
4.
Костина, Л. М. Интегративная игровая психологическая коррекция [Текст]:
метод. пособие / Л. М. Костина. – СПб: Речь, 2006. – с. 136.
5.
Лютова,
Е.
К.
Тренинг
эффективного
взаимодействия
с
детьми
[Текст]:
программа / Е. К. Лютова. – СПб: Речь, 2007. – с. 190.
6.
Мелешкова, Н. А., Дубчак, В. А., Лежнина, И. В. Здоровый образ жизни
[Текст]: метод. пособие / Н. А. Мелешова, В. А. Дубчак, И. В. Лежнина. –
Кемерово: КузГТУ, 2004. – 10 – 20 с.
7.
Нагаев, В. В., Жолковская Л. А. Алгоритм здоровья [Текст]: метод. пособие /
Под ред. В. В. Нагаева, Л. А. Жолковской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с.
74.
8.
Сырцова, Л. Е. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний [Текст]:
метод. пособие / Л. Е.Сырцова. – М.: ГЭОТАР-МЕД», 2010. – с. 48.
9.
Циткилов, П. Я. Технология социальной работы [Текст]: метод. пособие / П.
Я. Циткилов. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2011. – 448 С.
10.
Интернетресурсы:
Устав
(Конституция)
Всемирной
организации
здравоохранения
(ВОЗ)
(Принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946). - URL: base.consultant
Глобальные
рекомендации
Всемирной
организации
здравоохранения
по
физической активности для здоровья: Рекомендации от 6 февраля 2012 г.-
URL:minzdravsocdocs/mzsr
Федеральный
закон
от
28.12.2013г.
№442-ФЗ
«Об
основах
социального
обслуживания граждан в РФ»
Рttp://gbmsefmbanormative-base/4/26/
22