Напоминание

"Профориентационная работа в школе"


Автор: Габидуллина Лилия Хамитовна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "Отдел образования"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Атнинский район, с. Большая Атня
Наименование материала: авторская разработка
Тема: "Профориентационная работа в школе"
Раздел: полное образование





Назад




Профессия учитель - одна из самых нужных профессий на земле. Без хороших учителей,

работающих по призванию, нет будущего. Современное общество остро нуждается в молодых,

талантливых, желающих нести знание детям педагогах. Поэтому необходимо повышать престиж

профессии «Учитель» через уважительное отношение к педагогам школы, воспитывать интерес и

чувство ответственности к выбору профессии.

Проблема привлечения молодых специалистов в школу сегодня как никогда стоит остро.

Наблюдается старение педагогических кадров - средний возраст учителей на сегодняшний день-

45-50 лет. Напрашивается вопрос: кто же будет учить подрастающее поколение лет через 10-20?

Выбор профессии – важное решение в жизни каждого человека. Огромное значение имеет

правильный профессиональный выбор. Наступает момент, когда приходится решать, где

продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой

жизненный путь. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации в

будущем. Необходимо помочь выпускникам выбрать именно ту профессию, чтобы требования,

которые

она

предъявляет работающему,

совпадали

с

его

личностными

качествами

и

возможностями. Основная цель педагогического коллектива школ – это успешная интеграция

выпускников в социум, нацеленность на активную самостоятельную, успешную трудовую

деятельность, к осознанному выбору профессии, к выбору учреждения, где выпускник

продолжит свое обучение. Сегодняшний выпускник для реализации своих профессиональных

планов должен быть компетентным в профессиональном плане, адекватно оценивать свои

личные качества. Для этого необходимо формировать профессиональные качества с раннего

школьного возраста, задолго до момента выпуска его из стен школы. Только учитывая

особенности

интересов

и

увлечений

каждого

ученика,

уделяя

большое

внимание

индивидуальной работе, при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные

результаты при проведении работы по профессиональному самоопределению.

Учительская работа интересная, но трудная. Это знают все. У каждой профессии своя функция.

За профессией учителя закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель - это

воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. В силу ряда

причин современная молодёжь оказалась

недостаточно подготовленной

к требованиям

политической социально-экономической ситуации, поэтому считает, что быть учителем не модно

и

не

престижно.

Профориентационная

работа

должна

включать

предварительную

профессиональную диагностику обучающихся, и она должна начинаться не к тому периоду,

когда старшеклассники должны вот-вот покинут учебное заведение, а намного раньше. Уже в

начальной школе необходимо проводить различные диагностики, опросы, чтобы найти детей,

которые имеют склонность заниматься этой профессией. Детей, которые мечтают работать в

школе, надо «вести» с самого начала. Формы работы разнообразны-это могут быть беседы о

профессии учителя, презентации педагогических специальностей, экскурсии в университет, дни

открытых дверей, встречи с представителями

педагогических специальностей, приглашение

учащихся на мероприятия, проводимые в стенах ВУЗа, игры по профориентации, беседы с

родителями будущих выпускников и т.д. В школах должна быть отработанная система по работе

с практикантами, должны быть специальные наставники, которые получают достойную

стимулирующую к зарплате за «ведение» таких студентов, потому что наставничество требует

огромного времени, а у учителя его и так не хватает. Молодые специалисты заранее должны

знать, в какую школу они придут работать, чтобы изучить, с каким контингентом им придётся

работать, какие учебно-воспитательные программы реализует учебное заведение, какой класс у

него будет. Ещё лучше будет, если выпускник ВУЗа вернётся работать в школу, которую он

закончил. Я считаю, что первые три года молодой специалист должен получать такой же оклад,

как у опытных педагогов, но и требовать с него должны также. Итак, профориентация должна

включать в себя диагностику, отбор, просвещение, консультацию, профессиональное воспитание

и пропаганду профессии учителя. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем картина

изменится: профессия учителя обретёт свою былую славу и уважение и станет для будущего

педагога частью жизни, в которой каждый миг прожит не впустую.

Современной школе нужен высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим

предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку.

Человек, способный улыбаться, интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива,

пока учитель в ней интересен ребёнку. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать,

поощрять, прощать. Современный учитель умеет не только учить детей, но и сам способен

учиться у своих учеников. Ведь если ребёнок счастлив в детстве, он будет счастлив и потом.

Подведя итоги работы с выпускными классами и анализируя полученные результаты, я пришла к

выводу, что накопление профессиональных знаний необходимо начинать у детей младшего

школьного возраста. Особенность профориентационной работы в начальной школе заключается

в том, что не ставится цель подведения воспитанника к выбору определенной профессии, а

является расширение представлений о различных профессиях, формирование первоначального

интереса к каким-либо профессиям.

Основные формы работы: классные часы, беседы о

профессиях,

тематические

занятия,

конкурсы

рисунков,

экскурсии,

игры-викторины.

Используемые на занятиях задания способствуют формированию положительной мотивации к

будущей профессиональной деятельности, развивают интерес к профессиям, расширяют

представления

о

мире

профессий,

воспитывают

уважение

к

людям

труда.

Вопрос

профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет, лишь

10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же

вообще не задумываются о своих профессиональных

планах. Около 70% не имеет четкой

позиции, сомневаются в своем выборе.

Серьёзным фактором, влияющим на выбор учащимися педагогической профессии, является

атмосфера активной воспитательной деятельности, тесный контакт обучающихся с учителем,

наличие в педагогическом коллективе мастеров своего дела. Атмосфера любви учителей и

учащихся к школе формирует положительное отношение школьников к педагогической

профессии, что является предпосылкой возникновения глубокого интереса к профессионально-

педагогической деятельности. Практика показывает, что чаще всего отношение учащихся к

педагогической деятельности зависит от стиля работы классных руководителей.

Сегодня вряд ли стоит кого-то убеждать, что учителем может быть далеко не каждый. Хорошие,

разные специалисты для общества одинаково весомы. Но учителя в общий ряд не поставишь —

от него, и только от него зависит нравственная и профессиональная состоятельность и инженера,

и предпринимателя, и военного, и врача. Вот почему выбор профессии учителя — вопрос

огромнейшей социальной важности, а профессиональная ориентация на учительскую профессию

является важнейшим направлением всей системы профориентационной работы как в школе, так

и в профессионально-педагогическом учреждении.



В раздел образования