Напоминание

Составление и оформление технологических карт урока согласно требованиям ФГОС (из опыта работы)


Автор: Бережная Светлана Александровна
Должность: учитель истории, обществознания и права
Учебное заведение: МБНОУ
Населённый пункт: города Новокузнецка Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Составление и оформление технологических карт урока согласно требованиям ФГОС (из опыта работы)
Раздел: полное образование





Назад




Составление и оформление технологических карт урока согласно требованиям ФГОС

(из опыта работы)

Автор: Бережная Светлана Александровна, учитель истории и обществознания МБНОУ «Лицей

№ 84 им. В. А. Власова».

ФГОС… Несмотря на то, что эти стандарты введены уже как несколько лет, для многих учи-

телей все еще не до конца ясно как это работает. Учителя перегружены работой, отчетами, плана-

ми, рабочими программами. Суть понятна – системно-деятельностный подход, активность учени-

ка и направляющая роль учителя, но как это все реализовывать на практике, как оформлять подоб-

ные занятия? Мы хотим предложить вам свой вариант проведения и оформления современного

урока по ФГОС, который, на наш взгляд, поможет и облегчит работу многих учителей.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования –

их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Совре-

менное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде

знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной пара-

дигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя,

реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-ком-

муникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных

рамок по каждому предмету в ОУ.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который наце-

лен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный

подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых

задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие лично-

сти школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универ-

сальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного про-

цесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность само-

стоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организа-

цию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные

учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся

в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания

обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски,

управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламен-

тирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная про-

грамма.

ФГОС ООО ставит перед учителями несколько основных требований к современному уроку:

1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые,

понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с

обучающимися исходя из сформулированной (желательно – обучающимися) проблемы. Обучаю-

щиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в про-

цессе деятельности на уроке (что является одной из форм мотивации левополушарных обучаю-

щихся); они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (мотивация правопо-

лушарных детей).

2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к

процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными

мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания,

краеведческая составляющая содержания.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать

обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической дея-

тельности.

4. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образова-

тельной деятельности.

5. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность

обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и сте-

пени выполнения – рефлексия.

6. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каж-

дом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто

контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающе-

гося (а не только образовательного результата).

7. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-

познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее

место принадлежит ресурсам сети Интернет.

8. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать

коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует по-

мнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии на-

личия внешней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. прира-

щение сознания: вопрос – мысль – внутренняя речь – внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь

каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания

урока (в том числе с использованием зрительных опор).

9. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и фор-

мирования ответственности за результаты своей деятельности.

10. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая

формированию положительной учебной мотивации.

12. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охва-

тывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стан-

дартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так

и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучаю-

щихся.

13. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на урок.

Итак, ФГОС ставит перед учителем довольно много требований, однако ни в одном документе

не прописаны четкие способы реализации этих требований. Предполагается, что каждый учитель

выработает свои методы работы относительно новых стандартов. Однако выработать такие мето-

ды довольно сложно, особенно учителю, который только пришел работать в школу и у него нет

опыта преподавания, на основе которого можно было бы сориентироваться в этих требованиях.

Тем не менее, каждому педагогу сейчас необходимо уметь грамотно составлять рабочие про-

граммы, планы уроков и оформлять результаты своей деятельности согласно всем требованиям

ФГОС.

В данной методической разработке мы предлагаем вариант оформления уроков согласно требо-

ваниям ФГОС на примере курсов отечественной и зарубежной истории в виде таблиц. Как показа-

ло использование этих таблиц на практике, они очень удобны в работе, а именно:

1.

Учителю не нужно каждый раз прописывать заново каждый урок, шаблон со всеми требо-

ваниями всегда в вашем компьютере и вы вписываете только сущностные элементы нового урока.

2.

При системном оформлении уроков в таком формате педагогу удобно вести рефлексию

собственной деятельности (какие этапы урока удались, какие необходимо изменить и т.п.), а лю-

бой комиссии проследить и оценить учебную деятельность педагога.

Перейдем непосредственно к содержанию таблиц. Оформление урока, согласно требованиям

ФГОС можно разделить на теоретическую и практическую части. В теоретической части необхо-

димо указать тип урока (урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного;

урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и

коррекции знаний и умений; комбинированный урок) цели, педагогические и учебные задачи уро-

ка, планируемые результаты, межпредметные связи, используемые ресурсы. В практической части

необходимо подробно описать каждый этап урока (

мотивация к учебной деятельности,

актуализация

знаний, определение темы занятия и постановка учебных задач для обучающихся, прохождение

нового материала, повторение или закрепление знаний, домашнее задание и рефлексия).

Первая теоретическая часть оформляется следующим образом:

Цель

Педагогические задачи

Учебные задачи

цель учителя на данном конкретном уроке

формирование УУД (коммуникативные, личностные, регулятивные, позна-

вательные)

Планируемый результат

Предметные:

Знать (понятия, даты, формулы, правила и т.п.)

Уметь

(формулировать, вычислять, определять, анализировать, объяс-

нять и т.п.)

Личностные и метапредметные

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УМК, интерактивная доска

Интернет, дополнительная литература, карты, схемы, таблицы и т.п.

Организация пространства

Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, работа в

парах.

Технологии и методы, применяемые на уроке.

Таким образом, благодаря такому шаблону, учитель, оформляя урок, не забудет ни один из важ-

ных теоретических элементов, нет необходимости постоянно сверяться с ФГОС НОО, чтобы не

упустить какое-либо требование.

Вторая таблица посвящена оформлению практической части, то есть непосредственно описаны

этапы урока. В зависимости от типа урока эти этапы могут немного отличатся, но есть несколько

стандартных требований ФГОС, которые должны присутствовать на каждом уроке. Рассмотрим

подробнее на примере самой таблицы:

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, вы-

полнение которых приведёт

к достижению запланирован-

ных результатов

Планируемые результаты

Пред-

метные

знания и

умения

ученика

УУД

(в этой колонке указываются

те УУД, на развитие кото-

рых направлен определенный

этап урока)

I. Мотивация к

учебной деятель-

ности (2 мин)

Цели: Сосредото-

чить

внимание

обучающихся;

подготовить

к

формулировке

темы урока.

Конкретные

действия

уча-

щихся на этом

этапе (примеры

можно увидеть

в

приложении,

где представле-

ны

варианты

уроков в данном

формате

оформления)

Конкретные

действия и сло-

ва учителя на

данном

этапе

(примеры мож-

но

увидеть

в

приложении,

где представле-

ны

варианты

уроков в данном

формате

оформления)

Задания, которые предлагает

учитель,

чтобы

сосредото-

чить внимание учеников, на-

строить их на работу, наве-

сти на тему урока (стихотво-

рение, видеофрагмент, ребус,

картина и т.п.)

II. Актуализация

знаний (3 мин)

Цели:

подгото-

вить к формули-

ровке темы уро-

ка.

Форма работы

учащихся

на

этом этапе и их

действия

Деятельность

учителя

на

этих

этапах

сводится,

в

основном, к ор-

ганизационным

действиям

и

контролю

дея-

Задания и вопросы, после вы-

полнения

которых

ученики

смогут сформулировать тему

урока

III.

Формулиро-

Формулируют

вание темы уро-

ка,

постановка

цели (3 мин)

Цели:

учащиеся

должны самостоя-

тельно сформули-

ровать

тему

и

цели урока.

тему урока.

Формулируют

цели урока.

.

тельности уче-

ников, тем не

менее,

необхо-

димо

полно-

стью прописы-

вать речь педа-

гога

IV. Изучение но-

вого

(15 мин)

Цели: взглянуть с

разных сторон на

последствия

и

итоги

восстания

рабов

Форма работы

детей, их кон-

кретные

дей-

ствия на этом

этапе.

Задания, в ходе которых уче-

ники самостоятельно изуча-

ют новые аспекты темы и

оформляют их.

V.

Закрепление

нового (10 мин)

Цель:

подвести

итог

работе

на

уроке

Действия, зада-

ваемы учителем

Учителю необ-

ходимо помочь

детям сделать

акцент на наи-

более

важных

аспектах темы

и

сформулиро-

вать выводы.

Задания на обобщение, анализ,

выделение главного и т.п.

VI. Домашнее за-

дание (5 мин)

Цель:

закрепить

изученный

мате-

риал

Определяют

совместно

с

учителем и/или

записывают до-

машнее задание.

Объяснить

за-

дание на дом.

Или совместно

с детьми опре-

делить его и за-

писать.

Если домашнее задание зара-

нее не определено учителем,

можно сформировать его сов-

местно с детьми, так они по-

чувствуют большую вовлечен-

ность и интерес.

VII.

Рефлексия

учебной деятель-

ности на уроке (3

мин)

Цели:

проанали-

зировать

и

оце-

нить работу каж-

дого из учеников.

Выставить оценки

за урок

Выполняют раз-

личные задания

для анализа сво-

ей

деятельно-

сти на уроке

Организует ре-

флексию.

Задания на рефлексию.

Обязательными по ФГОС и неизменными вне зависимости от типа урока этапами являются:

мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, определение темы занятия и постановка

учебных задач для обучающихся, домашнее задание и рефлексия. Остальные могут видоизменять-

ся, сокращаться или учитываться на уроке в зависимости от типа урока и целей учителя на кон-

кретном занятии.

Минусы данной формы оформления уроков: довольно громоздкий и невольно пугающий внеш-

ний вид, тем не менее, предлагаемый вариант оформления четко соответствует всем требованиям

ФГОС к современному уроку.

В приложении можно посмотреть примеры предлагаемого оформления уроков по отечествен-

ной и западной истории, ориентированных на разный возраст и подготовку учеников. Эти уроки

действительно были проведены и отработаны с учениками, поэтому с уверенностью можно ска-

зать, что предложенный нами вариант оформления занятий по ФГОС удобен, прост в оформлении

и применении на практике. С этими же картами укоров прошли аттестацию многие учителя из

нескольких школ. Надеемся, что наш опыт поможет и Вам.

Тема урока Итоги восстания Спартака

Тип урока: закрепление полученных знаний

Технологическая карта

Цель

Педагоги-

ческие за-

дачи

Учебные

задачи

Подвести итоги восстания Спартака.

Метапредметные, формирование УУД:

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, спосо-

бов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление,

идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление по -

ведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот-

ветствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка).

личностные (нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечиваю -

щее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей).

регулятивные (целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,

что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и

последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – вне-

сение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального

продукта).

Повторить материал по теме «Восстание Спартака»; выявить трудные вопросы, обобщить материал.

Планируе-

мый ре-

зультат

Предметные:

Знать последовательность событий, даты, определения особенности восстания Спартака;

Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать события, объяснять поступки

отдельных исторических лиц и групп.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация на основе героизма восставших.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятель-

ности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Основные

понятия

Рабы, рабство, легионеры.

Межпред-

метные

связи

Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов), психологией (характеристики личности).

Ресурсы:

- основные

- дополни-

тельные

УМК, интерактивная доска.

Интернет, дополнительная литература, карты.

Организа-

ция про-

странства

Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, работа в парах.

Урок проходит согласно методике «Шесть шляп мышления», по авторской технологии Т.А. Прищепы «Вариант»

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполне-

ние которых приведёт к достиже-

нию запланированных результа-

тов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной

деятельности (2 мин)

Цели:

Сосредоточить

внимание

обучающихся;

подготовить к формули-

ровке темы урока.

Слушают вводное слово

учителя.

Один ученик читает сти-

хотворение на слайде №

1.

Отвечают

на

вопросы

учителя

Организует актуализацию зна-

ний.

«Здравствуйте,

ребята.

Для

того, чтобы понять о чем мы

сегодня будем говорить, да-

вайте прочтем стихотворение

на слайде».

«О чем это стихотворение?

Как оно может быть связано с

историей Древнего Рима».

Анализ вводного стихотворения:

«Свобода! Свобода!

Богиня бо-

гинь!

Когда нападут легионы врагов,

В мечи превратишь ты оковы ра-

бов!

И в странах позора, где царствует

гнёт,

Пусть самый ленивый оружье возь-

мёт.

Свобода!

Свобода!

Богиня

богинь!»

Вспомнить о наличии

разветвленной

систе-

мы рабства в Древнем

Риме

II.

Актуализация

зна-

ний (3 мин)

Цели: подготовить к фор-

мулировке темы урока.

Работа в парах. Отвечают

на вопросы.

Организация работы в парах и

по рядам (слайд 2): каждый

ряд отвечает на свой вопрос.

Найти ответ на вопросы:

1 ряд – Какие источники рабства

существовали в Древнем Риме?

2 ряд – Чем занимались рабы?

3 ряд – Как относились к рабам?

Проработать

тему

«Рабство

в Древнем

Риме», вспомнив са-

мые существенные де-

тали,

необходимые

для дальнейшего обсу-

ждения.

Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации; структури-

рование знаний; осознанное и произ-

вольное построение речевого высказы-

вания в устной и письменной форме.

III.

Формулирование

темы урока, постановка

цели (3 мин)

Цели:

учащиеся должны

самостоятельно

сформу-

лировать

тему

и

цели

урока.

Формулируют тему урока

на основе наводящих во-

просов

учителя

«Восстание

рабов

в

Древнем Риме».

Формулируют цели уро-

ка: когда, как и почему

произошло восстание ра-

бов и к чему оно привело.

Корректировка темы уро-

ка – «Итоги восстания

Спартака» и целей - выяс-

«Ни в одной стране мира не

было такого числа рабов и та-

кой жестокой эксплуатации,

как в Риме. К чему могла при-

вести такая ситуация?»

«В связи с этой темой, какие

цели урока мы можем поста-

вить?»

«Домашнем заданием к сего-

дняшнему уроку у вас было

прочитать параграф об этом

1. Познавательные:

самостоятельное

выделение и формулирование познава-

тельной цели; структурирование зна-

ний;

2. Регулятивные: целеполагание;

3. Коммуникативные: постановка во-

просов; умение с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли.

.

нить

к

чему

привело

восстание

рабов

в

Древнем Риме.

восстании.

Какое

название

оно получило в истории? Про-

читав о восстании Спартака,

вы уже знаете когда, как и по-

чему произошло это восста-

ние

рабов,

тогда,

давайте

скорректируем нашу тему и

цели урока»

IV. Изучение нового

(15 мин)

Цели: взглянуть с разных

сторон на последствия и

итоги восстания рабов

Делятся на группы.

Распределяют

роли

«Капитана», «Секретаря»,

и трех «Спикеров» между

членами группы. Читают

вслух на обороте каждой

карточки в чем состоит

его роль.

Организовать

деление

на

группы; выдать каждой груп-

пе пакет с заданием; объяс-

нить

ученикам,

стоящую

перед ними задачу.

«Каждая группа получила па-

кет с заданием. Распределите,

пожалуйста, цветные карточ-

ки с ролями между собой.

Если в группе меньше чело-

век, чем количество карточек,

то кто-то из ребят получает

две карточки роли. Давайте

прочтем, какие задачи теперь

у каждого члена группы».

Объяснить принцип работы по

технологии «Вариант» (слайд

3).

Вместе с пакетом заданий ученики

получают таблицу, которую им

предстоит заполнить:

+

-

А

ин-

тересно

На уроке ребята заполняют первые

две колонки, по три минуты на

каждую. После чего происходит

обсуждение

каждой колонки по

очереди

Вспомнить особенно-

сти и детали восста-

ния Спартака, оценить

эти события с пози-

тивной и негативной

точек зрения.

1. Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации; применение

методов

информационного

поиска;

структурирование знаний; осознанное и

произвольное построение речевого вы-

сказывания в устной и письменной

форме; выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости

от конкретных условий; контроль и

оценка процесса и результатов деятель-

ности; самостоятельное создание алго-

ритмов

деятельности

при

решении

проблем творческого и поискового ха-

рактера.

2. Регулятивные: целеполагание; пла-

нирование;

оценка;

саморегуляция;

способность к преодолению препят-

ствий.

3.

Коммуникативные:

планирование

учебного сотрудничества с учениками;

постановка вопросов; разрешение кон-

фликтов, принятие решения и его реа-

лизация; управление поведением парт-

нера; умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

4.

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-эти-

ческая ориентация.

V. Закрепление нового

(10 мин)

Цель: подвести итог рабо-

те на уроке

Совместно

с

учителем

выделяют основные ито-

ги восстания Спартака,

записывают их в тетрадь

Обращает внимание учеников

на доску (слайд 4), выделяет

вместе с учениками те послед-

ствия, о которых сказали ре-

бята, те, о которых не сказали.

Анализирует работу групп.

Проанализировать какие из итогов

были сказаны, а какие нет:

+ восстание все-таки было подавле-

но, Рим не потерял своего могуще-

ства;

+ возвышение Красса и Помпея,

как победителей Спартака;

+ Риму была показана его опреде-

ленная слабость;

- большие человеческие жертвы;

- жестокая казнь рабов;

- после смерти Спартака не прекра-

тились очаги разных восстаний по

Обобщить и система-

тизировать

положи-

тельные и отрицатель-

ные

последствия

восстания.

1. Познавательные: структурирование

знаний; контроль и оценка результатов

деятельности;

2. Регулятивные: оценка; саморегуля-

ция;

3. Коммуникативные: постановка во-

просов; разрешение конфликтов,

4. Личностные: нравственно-этическая

ориентация.

всей Римской империи;

- рабство в Риме сохранилось без

изменений

VI. Домашнее задание (5

мин)

Цель: закрепить изучен-

ный материал

Записывают

домашнее

задание.

Объяснить задание на дом,

как именно заполняется тре-

тья колонка таблицы.

1.

закончить работу с табли-

цей (третья колонка) и представить

свою работу на следующем уроке;

2.

Прочитать § 52

3.

Выявить причины победы

Цезаря над противниками на до-

полнительную оценку.

Изучить дома полити-

ческую

ситуацию

в

Риме

после

победы

над Спартаком.

1. Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации; применение

методов

информационного

поиска;

структурирование знаний; осознанное и

произвольное построение речевого вы-

сказывания в устной и письменной

форме; выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости

от конкретных условий; контроль и

оценка процесса и результатов деятель-

ности; самостоятельное создание алго-

ритмов

деятельности

при

решении

проблем творческого и поискового ха-

рактера.

2. Регулятивные: целеполагание; пла-

нирование;

оценка;

саморегуляция;

способность к преодолению препят-

ствий.

3.

Коммуникативные:

планирование

учебного сотрудничества с учениками;

постановка вопросов; разрешение кон-

фликтов, принятие решения и его реа-

лизация; управление поведением парт-

нера; умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

4.

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-эти-

ческая ориентация.

VII. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

проанализировать

и оценить работу каждого

из учеников. Выставить

оценки за урок

Заполняют индивидуаль-

ные

карточки

анализа

своей

деятельности

на

уроке

Организует рефлексию.

Лист самооценки

1.

Что хорошо получилось у

меня на уроке?

2.

Что не получилось у меня

на уроке?

3.

В чем было затруднение?

4.

Какую отметку я поставил

бы себе за работу на уроке?

1. Познавательные: оценка процесса и

результатов деятельности;

2. Регулятивные: оценка; саморегуля-

ция;

3.

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование.

Тема урока Крестовые походы

Тип урока: закрепление полученных знаний

Технологическая карта

Цель

Задачи:

педагоги-

ческие

учебные

Обобщить знания и подвести итоги изучения темы

Метапредметные, формирование УУД:

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, спосо-

бов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление,

идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление по -

ведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот-

ветствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка).

личностные (нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечиваю -

щее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей).

регулятивные (целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,

что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и

последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – вне-

сение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального

продукта).

Познакомить с историей Крестовых походов и их участниками; выяснить причины и последствия Крестовых походов; показать их захватниче -

ский характер; дать целостное представление об историческом пути народов.

Планируе-

мый ре-

зультат

Предметные:

Знать последовательность событий, основные даты и определения, особенности Крестовых походов;

Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать события, объяснять поступки

отдельных исторических лиц и групп.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация на основе героизма участников походов.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятель-

ности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Основные

понятия

Еретики, крестоносцы, духовно-рыцарский орден

Межпред-

метные

связи

Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов).

Ресурсы:

- основные

- дополни-

тельные

УМК, интерактивная доска.

Интернет, дополнительная литература, карты.

Организа-

ция про-

странства

Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, работа в парах.

Урок проходит согласно методике «Шесть шляп мышления», по авторской технологии Т.А. Прищепы «Вариант»

Этаапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполне-

ние которых приведёт к достиже-

нию запланированных результа-

тов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной

деятельности (2 мин)

Цели:

Сосредоточить

внимание

обучающихся;

подготовить к формули-

ровке темы урока.

Слушают вводное слово

учителя.

Один ученик читает сти-

хотворение на слайде №

1.

Отвечают

на

вопросы

учителя

Организует актуализацию зна-

ний.

«Здравствуйте,

ребята.

Для

того, чтобы понять о чем мы

сегодня будем говорить, да-

вайте

проанализируем

этот

слайд» (слайд 1).

«Что общего в этих изображе-

ниях? Как вы считаете, что

все эти люди и почему у всех

изображен крест?».

«Да, все эти изображения свя-

заны с верой и церковью.

Христианская религия призы-

вала прощать своих врагов, но

при этом сама церковь разжи-

гала ненависть к мусульманам

и язычникам, беспощадно рас-

правляясь с еретиками».

Анализ вводного слайда с изобра-

жениями крестоносцев.

Связать предыдущую

тему о Католической

церкви с ее завоева-

тельными походами.

II.

Актуализация

зна-

ний (3 мин)

Цели: подготовить к фор-

мулировке темы урока.

Работа в парах. Отвечают

на вопросы.

Организация работы в парах и

по рядам (слайд 2): каждый

ряд отвечает на свой вопрос.

Найти ответ на вопросы:

1 ряд – Какую роль играла христи-

анская церковь в Средние века и

почему?

2 ряд – Какие походы против ере-

тиков

организовывала

католиче-

ская церковь?

3 ряд – Каково было положение не-

мусульман в Арабском халифате?

Как на это могла реагировать Като-

лическая церковь?

Проработать

тему

«Католическая

церковь»,

вспомнив

самые

существенные

детали,

необходимые

для дальнейшего обсу-

ждения.

Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации; структури-

рование знаний; осознанное и произ-

вольное построение речевого высказы-

вания в устной и письменной форме.

III.

Формулирование

Формулируют тему урока

«В конце XI века император

1. Познавательные:

самостоятельное

темы урока, постановка

цели (3 мин)

Цели:

учащиеся должны

самостоятельно

сформу-

лировать

тему

и

цели

урока.

на основе наводящих во-

просов учителя – «Кре-

стовые походы».

Формулируют цели уро-

ка:

причины

походов,

цели частников, результа-

ты.

Византии обратился к римско-

му папе с просьбой о помощи.

Его

государству

угрожали

воинственные

племена

тур-

ков-сельджуков,

которые

успели завоевать значитель-

ную часть Малой Азии. Рим-

ский папа Урбан II помог им-

ператору: в 1095 г., выступая

перед верующими во фран-

цузском

городе

Клермоне,

призвал их к освобождению

Гроба Господня в Иерусали-

ме. Он утверждал, что освобо-

ждение святой земли от му-

сульман – долг каждого хри-

стианина.

Так

как

же

мы

сформулируем

тему

урока

сегодня?». (слайд 3)

«Где находится Святая зем-

ля?»

«Предположите, какие вопро-

сы мы должны обсудить на

нашем уроке».

выделение и формулирование познава-

тельной цели; структурирование зна-

ний;

2. Регулятивные: целеполагание;

3. Коммуникативные: постановка во-

просов; умение с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли.

.

IV. Изучение нового

(10 мин)

Цели: взглянуть с разных

сторон на последствия и

итоги восстания рабов

Делятся на группы.

Распределяют

роли

«Капитана», «Секретаря»,

и трех «Спикеров» между

членами группы. Читают

вслух на обороте каждой

карточки в чем состоит

его роль.

По

мере

выступления

групп, участники осталь-

ных групп внимательно

слушают и ищут схожие

позиции.

Организовать

деление

на

группы; выдать каждой груп-

пе пакет с заданием; объяс-

нить

ученикам,

стоящую

перед ними задачу.

«Каждая группа получила па-

кет с заданием. Распределите,

пожалуйста, цветные карточ-

ки с ролями между собой.

Если в группе меньше чело-

век, чем количество карточек,

то кто-то из ребят получает

две карточки-роли.».

Объяснить принцип работы по

технологии «Вариант» (слайд

4).

Вместе с пакетом заданий ученики

получают таблицу, которую им

предстоит заполнить:

+

-

А

ин-

тересно

На уроке ребята заполняют первые

две колонки, по три минуты на

каждую. После чего происходит

обсуждение каждой колонки по

очереди

1 группа – участие в Крестовых по-

ходах и последствия для духовен-

ства;

2 группа – для крестьян и бедняки;

3 группа – для феодалов;

4 группа – для духовно-рыцарских

орденов;

5 группа – последствия для наро-

дов Западной Европы;

6 группа – последствия для наро-

дов Востока

Выяснить

особенно-

сти и детали кресто-

вых походов относи-

тельно каждой группы

населения,

оценить

эти события с пози-

тивной и негативной

точек зрения.

1. Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации; применение

методов

информационного

поиска;

структурирование знаний; осознанное и

произвольное построение речевого вы-

сказывания в устной и письменной

форме; выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости

от конкретных условий; контроль и

оценка процесса и результатов деятель-

ности; самостоятельное создание алго-

ритмов

деятельности

при

решении

проблем творческого и поискового ха-

рактера.

2. Регулятивные: целеполагание; пла-

нирование;

оценка;

саморегуляция;

способность к преодолению препят-

ствий.

3.

Коммуникативные:

планирование

учебного сотрудничества с учениками;

постановка вопросов; разрешение кон-

фликтов, принятие решения и его реа-

лизация; управление поведением парт-

нера; умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

4.

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-эти-

ческая ориентация.

V. Закрепление нового

(10 мин)

Цель: подвести итог рабо-

те на уроке

Совместно

с

учителем

выделяют основные ито-

ги восстания Спартака,

записывают их в тетрадь

Обращает внимание учеников

на доску (слайд 5), выделяет

вместе с учениками те пози-

ции, о которых сказали ребя-

та, те, о которых не сказали.

Анализирует работу групп.

Проанализировать какие из итогов

были сказаны, а какие нет:

+ многие из феодалов обогатились

за счет Крестовых походов;

+ основаны новые княжества и ко-

ролевства;

+ единая цель борьбы против му-

сульман объединила европейские

государства;

+ оживилась торговля в Средизем-

ном море;

+ взаимное влияние двух культур:

западной и восточной;

- огромные людские и материаль-

ные потери;

- продажа людей в рабство;

- распалась Византийская империя;

- разграбление и разрушение горо-

дов;

Уничтожение памятников культу-

ры, предметов искусства

Обобщить и система-

тизировать

положи-

тельные и отрицатель-

ные

последствия

восстания.

1. Познавательные: структурирование

знаний; контроль и оценка результатов

деятельности;

2. Регулятивные: оценка; саморегуля-

ция;

3. Коммуникативные: постановка во-

просов; разрешение конфликтов,

4. Личностные: нравственно-этическая

ориентация.

VI. Домашнее задание (5

мин)

Цель: закрепить изучен-

ный материал

Записывают

домашнее

задание.

Объяснить задание на дом

(слайд 6), как именно заполня-

ется третья колонка таблицы.

4.

закончить работу с табли-

цей (третья колонка) и представить

свою работу на следующем уроке;

5.

заполнить

таблицу

кре-

стовых походов по § 16

6.

ответить на дополнитель-

ный вопрос: почему организатором

Крестовых

походов

выступала

церковь, а не европейские короли?

Изучить дома полити-

ческую

ситуацию

в

Риме

после

победы

над Спартаком.

1. Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации; применение

методов

информационного

поиска;

структурирование знаний; осознанное и

произвольное построение речевого вы-

сказывания в устной и письменной

форме; выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости

от конкретных условий; контроль и

оценка процесса и результатов деятель-

ности; самостоятельное создание алго-

ритмов

деятельности

при

решении

проблем творческого и поискового ха-

рактера.

2. Регулятивные: целеполагание; пла-

нирование;

оценка;

саморегуляция;

способность к преодолению препят-

ствий.

3.

Коммуникативные:

планирование

учебного сотрудничества с учениками;

постановка вопросов; разрешение кон-

фликтов, принятие решения и его реа-

лизация; управление поведением парт-

нера; умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

4.

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-эти-

ческая ориентация.

VII. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

проанализировать

и оценить работу каждого

из учеников. Выставить

оценки за урок

Устное задание для ана-

лиза своей деятельности

на уроке

Организует рефлексию (слайд

7).

Закончить предложения:

1. Сегодня на уроке я…

2. Самым полезным и интересным

для меня было…

3. Я встретился с трудность при…

4. У меня хорошо получилось…

5. Мне это необходимо для…

6. Строки самому себе…

7. Скажи комплимент данной теме

1. Познавательные: оценка процесса и

результатов деятельности;

2. Регулятивные: оценка; саморегуля-

ция;

3.

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование.

Класс: 10 класс

Тема урока Итоги правления Екатерины II

Тип урока: Обобщение пройденного материала

Технологическая карта

Цель

Задачи:

педагоги-

ческие

учебные

Вспомнить и обобщить материал по истории второй половины XVIII века.

Метапредметные, формирование УУД:

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, спосо-

бов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление,

идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление по-

ведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот-

ветствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка).

личностные (нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечива-

ющее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей).

регулятивные (целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,

что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и

последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – вне -

сение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального

продукта).

Повторить материал по теме «Россия в правление императрицы Екатерины II»; выявить трудные вопросы, обобщить материал, подготовиться

к контрольному тестированию.

Планируе-

мый ре-

Предметные:

Знать основные события, даты, определения и персоналии эпохи Екатерины II, культурно-бытовые особенности россиян XVIII века;

зультат

Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать текстовые исторические источ-

ники этой эпохи, объяснять поступки отдельных исторических лиц и групп, анализировать экономические процессы.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация на основе отношения к пройденной эпохе Российской истории.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятель-

ности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Основные

понятия

«Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Предводитель дворянства. Гильдия. Вооруженный нейтралитет.

Межпред-

метные

связи

Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов), литературой, философией (значение понятия «просвещенный абсолю-

тизм»), знание основ экономики и психологии (характеристики личности).

Ресурсы:

- основные

- дополни-

тельные

УМК, интерактивная доска.

Интернет, дополнительная литература, карты.

Организа-

ция про-

странства

Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа

Этаапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение ко-

торых приведёт к достижению заплани-

рованных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учеб-

ной деятельности (2

мин)

Цели:

сориентировать

учащихся на урок.

Прочитать высказыва-

ния о российском пра-

вителе.

Организует

Уточняет тематические

рамки.

Определить свое отношение к этому пра-

вителю.

Регулятивные УУД: оценка

II.

Формулирование

темы урока, органи-

зационный этап цели

(3 мин)

Цели:

Разделение по группам

согласно личному от-

ношению к правлению

Екатерины II.

Объявление темы и це-

лей урока.

Угадать, о каком правителе идет речь, ко-

ротко оценить его правление.

Актуализация

знаний.

Коммуникативные УУД: плани-

рование;

Познавательные УУД: структу-

рирование знаний, обобщение;

Личностные УУД: целеполага-

ние.

III. Ход дискуссии

(25 мин)

Цель:

вспомнить

основные

события

правления

Екатерины

Работа в группах, вы-

ступление

спикеров,

формулирование

во-

просов.

Организация

работы,

контроль времени.

Доказать свою точку зрения в отношении

к правлению Екатерины II, используя до-

полнительную

литературу,

материалы

учебника и сети интернет.

Владение исто-

рическим мате-

риалом

задан-

ного периода.

Коммуникативные УУД: плани-

рование, постановка вопросов,

разрешение конфликтов, управ-

ление

поведением

партнера,

умение с достаточной полнотой

II, выявить личное от-

ношение к правитель-

нице и ее делам

и

точностью

выражать

свои

мысли;

Познавательные УУД: структу-

рирование знаний, обобщение,

осознанное и произвольное по-

строение речевого высказыва-

ния в устной форме;

Личностные УУД: планирова-

ние, прогнозирование, оценка.

IV. Обобщающие вы-

воды (6 мин)

Цель: подвести итоги

дискуссии.

Выступление с выво-

дами групп, решение

судей.

Организация

работы,

контроль времени.

Обобщить работу группы, сделать выво-

ды.

Судьям правильно оценить выступления

групп, подвести итоги.

Вспомнить

основные собы-

тия

правления

Екатерины

II,

выявить личное

отношение

к

правительнице

и ее делам.

Познавательные УУД: рефлек-

сия способов и условий дей-

ствия, контроль и оценка про-

цесса и результатов деятельно-

сти;

Коммуникативные УУД: уме-

ние с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мыс-

ли, постановка вопросов.

VII. Рефлексия учеб-

ной деятельности на

уроке (4 мин)

Цели:

подвести итоги

урока.

Слушают учителя, ко-

ротко

высказывают

мнение об уроке.

Оценить

прошедший

урок, обобщить мнения

учеников,

подвести

итог, дать домашнее за-

дание.

.

Закрепление

познавательных

и регулятивных

УУД.

Регулятивные УУД: контроль,

оценка, коррекция, саморегуля-

ция.

Личностные УУД: нравственно-

этическая ориентация.

Тема урока Отечественная война 1812 года

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта

Цель

Педагоги-

ческие за-

дачи

Учебные

задачи

Изучить первый этап Отечественной войны 1812 года.

Метапредметные, формирование УУД:

коммуникативные (определение целей, способов взаимодействия; постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью вы -

ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответ -

ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Личностны: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

регулятивные (целеполагание, планирование, коррекция).

Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чём заключался её народный характер; разви-

вать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;.

Планируе-

Предметные:

мый ре-

зультат

Знать последовательность событий, даты, определения особенности первого этапа войны 1812 года;

Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать события, объяснять поступки

отдельных исторических лиц и групп.

Личностные:

Нравственно-этическая ориентация на основе героизма русского народа.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятель-

ности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Основные

понятия

Отечественная война, генеральное сражение, стратегия, тактика, ополчение.

Основные

даты

24.06.1812 – переход Великой армии русской границы; 9-10.07.1812 – бой под Миром; 11.07.1812 – битва под Салтановкой; 25-27.07.1812 – бой

под Островно; 26.08.(07.09).1812 – битва у Бородино.

Межпред-

метные

связи

Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов), психологией (характеристики личности).

Ресурсы:

- основные

дополни-

тельные

УМК, интерактивная доска.

Интернет, дополнительная литература, карты.

Организа-

ция про-

странства

Деятельностная технология: фронтальная работа, индивидуальная подготовка учащихся.

Этаапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполне-

ние которых приведёт к достиже-

нию запланированных результа-

тов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной

деятельности (2 мин)

Цели:

Сосредоточить

внимание

обучающихся;

подготовить к формули-

ровке темы урока.

Слушают вводное слово

учителя.

Записывают тему.

Организует актуализацию зна-

ний.

«Здравствуйте, ребята. Сего-

дня

мы

продолжаем

тему

«Внешняя политика Алексан-

дра I». И поговорим о самом

значительном событии этой

темы».

II.

Актуализация

зна-

ний (4 мин)

Цели: подготовить к фор-

мулировке темы урока.

Перечисляют

основные

положения Тильзитского

мира 1807 года

Фронтальный опрос (слайд 2).

Показать выполнение домашнего

задания.

Вспомнить

пред-

посылки войны и меж-

дународную

полити-

ческую ситуацию на-

кануне войны.

Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации; структури-

рование знаний; осознанное и произ-

вольное построение речевого высказы-

вания в устной и письменной форме.

III. Изучение нового

(20 мин)

Цели: взглянуть с разных

сторон на последствия и

итоги восстания рабов

Слушают

выступление

одноклассников, конспек-

тируют опорные момен-

ты темы; отвечают на во-

просы учителя.

Конспект по видеомате-

риалу, анализ видеомате-

риалов.

Помочь

нам

сегодня

разобраться в хитросплетени-

ях политики того времени на

помогут главные действую-

щие лица – императоры Алек-

сандр I и Наполеон Бонапарт.

Организация дискуссии с им-

ператорами:

- Александр, скажите, как вы

оцениваете мир 187 года?

- Император Наполеон, вы ве-

ликий

полководец,

хотели

ввести в Европе буржуазные

порядки,

но

как

так

сло-

жилось, что стали презирать, а

ваша армия обозами вывозила

в

Париж

исторические

и

культурные ценности?

- Итак, ребята, на основе ска-

занного императорами, сфор-

мулируйте пожалуйста причи-

ны Отечественной войны?

- Императоры, расскажите о

том насколько вы были гото-

вы к войне.

-

Какого

значение

арьер-

гардных боев при отступле-

нии Русской армии?

- Как оценивала происходя-

щее русская общественность?

Выступающие презентуют свой ма-

териал и отвечают на вопросы учи-

теля.

Ученики исполняющие роли импе-

раторов описывают готовность ар-

мии и предполагаемый план войны.

Презентация сообщений о русских

полководцах.

Сформулировать при-

чины и предпосылки

войны 1812 года

1. Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации; применение

методов

информационного

поиска;

структурирование знаний; осознанное и

произвольное построение речевого вы-

сказывания в устной и письменной

форме; выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости

от конкретных условий; контроль и

оценка процесса и результатов деятель-

ности; самостоятельное создание алго-

ритмов

деятельности

при

решении

проблем творческого и поискового ха-

рактера.

2. Коммуникативные: постановка во-

просов; умение с достаточной полнотой

и точностью выражать свои мысли.

V. Закрепление нового

(7 мин)

Цель: подвести итог рабо-

те на уроке

Совместно

с

учителем

выделяют основные ито-

ги первого этапа Отече-

ственной воны 1812 года,

записывают их в тетрадь

Каковы итоги начального пе-

риода войны для русской ар-

мии и для Великой армии На-

полеона?

Анализ урока, подведение итогов

Обобщить и система-

тизировать

положи-

тельные и отрицатель-

ные итоги начала вой-

ны 1812 года

1. Познавательные: структурирование

знаний; контроль и оценка результатов

деятельности;

2. Регулятивные: оценка; саморегуля-

ция;

3. Коммуникативные: постановка во-

просов;

4. Личностные: нравственно-этическая

ориентация.

VI. Домашнее задание (5

мин)

Цель: закрепить изучен-

ный материал

Записывают

домашнее

задание.

Объяснить задание на дом.

7.

Прочитать § 4

8.

Провести анализ докумен-

та после параграфа;

9.

Творческое задание: со-

ставить кроссворд или нарисовать

рисунок на тему «1812».

Изучить дома воспо-

минания современни-

ков о нашествии Вели-

кой армии Наполеона,

повторить

изученное

на уроке.

1. Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации; применение

методов

информационного

поиска;

структурирование знаний; осознанное и

произвольное построение речевого вы-

сказывания в устной и письменной

форме; выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости

от конкретных условий; контроль и

оценка процесса и результатов деятель-

ности; самостоятельное создание алго-

ритмов

деятельности

при

решении

проблем творческого и поискового ха-

рактера.

2. Регулятивные: целеполагание; пла-

нирование;

оценка;

саморегуляция;

способность к преодолению препят-

ствий.

3.

Коммуникативные:

планирование

учебного сотрудничества с учениками;

постановка вопросов; разрешение кон-

фликтов, принятие решения и его реа-

лизация; управление поведением парт-

нера; умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

4.

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование;

нравственно-эти-

ческая ориентация.

VII. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

(10 мин)

Цели:

проанализировать

и оценить работу каждого

из учеников. Выставить

оценки за урок

Составляют синквейн

Организует рефлексию.

Синквейн

1. Познавательные: оценка процесса и

результатов деятельности;

2. Регулятивные: оценка; саморегуля-

ция;

3.

Личностные:

самоопределение;

смыслообразование.



В раздел образования