Автор: Бережная Светлана Александровна
Должность: учитель истории, обществознания и права
Учебное заведение: МБНОУ
Населённый пункт: города Новокузнецка Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Составление и оформление технологических карт урока согласно требованиям ФГОС (из опыта работы)
Раздел: полное образование
Составление и оформление технологических карт урока согласно требованиям ФГОС
(из опыта работы)
Автор: Бережная Светлана Александровна, учитель истории и обществознания МБНОУ «Лицей
№ 84 им. В. А. Власова».
ФГОС… Несмотря на то, что эти стандарты введены уже как несколько лет, для многих учи-
телей все еще не до конца ясно как это работает. Учителя перегружены работой, отчетами, плана-
ми, рабочими программами. Суть понятна – системно-деятельностный подход, активность учени-
ка и направляющая роль учителя, но как это все реализовывать на практике, как оформлять подоб-
ные занятия? Мы хотим предложить вам свой вариант проведения и оформления современного
урока по ФГОС, который, на наш взгляд, поможет и облегчит работу многих учителей.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования –
их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Совре-
менное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде
знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной пара-
дигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя,
реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-ком-
муникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных
рамок по каждому предмету в ОУ.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который наце-
лен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный
подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых
задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие лично-
сти школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универ-
сальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного про-
цесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность само-
стоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организа-
цию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные
учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся
в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания
обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски,
управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламен-
тирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная про-
грамма.
ФГОС ООО ставит перед учителями несколько основных требований к современному уроку:
1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые,
понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с
обучающимися исходя из сформулированной (желательно – обучающимися) проблемы. Обучаю-
щиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в про-
цессе деятельности на уроке (что является одной из форм мотивации левополушарных обучаю-
щихся); они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач (мотивация правопо-
лушарных детей).
2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к
процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными
мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания,
краеведческая составляющая содержания.
3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать
обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической дея-
тельности.
4. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образова-
тельной деятельности.
5. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность
обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и сте-
пени выполнения – рефлексия.
6. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каж-
дом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто
контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающе-
гося (а не только образовательного результата).
7. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-
познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее
место принадлежит ресурсам сети Интернет.
8. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать
коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует по-
мнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии на-
личия внешней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. прира-
щение сознания: вопрос – мысль – внутренняя речь – внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь
каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания
урока (в том числе с использованием зрительных опор).
9. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и фор-
мирования ответственности за результаты своей деятельности.
10. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
11. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая
формированию положительной учебной мотивации.
12. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охва-
тывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стан-
дартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так
и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучаю-
щихся.
13. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на урок.
Итак, ФГОС ставит перед учителем довольно много требований, однако ни в одном документе
не прописаны четкие способы реализации этих требований. Предполагается, что каждый учитель
выработает свои методы работы относительно новых стандартов. Однако выработать такие мето-
ды довольно сложно, особенно учителю, который только пришел работать в школу и у него нет
опыта преподавания, на основе которого можно было бы сориентироваться в этих требованиях.
Тем не менее, каждому педагогу сейчас необходимо уметь грамотно составлять рабочие про-
граммы, планы уроков и оформлять результаты своей деятельности согласно всем требованиям
ФГОС.
В данной методической разработке мы предлагаем вариант оформления уроков согласно требо-
ваниям ФГОС на примере курсов отечественной и зарубежной истории в виде таблиц. Как показа-
ло использование этих таблиц на практике, они очень удобны в работе, а именно:
1.
Учителю не нужно каждый раз прописывать заново каждый урок, шаблон со всеми требо-
ваниями всегда в вашем компьютере и вы вписываете только сущностные элементы нового урока.
2.
При системном оформлении уроков в таком формате педагогу удобно вести рефлексию
собственной деятельности (какие этапы урока удались, какие необходимо изменить и т.п.), а лю-
бой комиссии проследить и оценить учебную деятельность педагога.
Перейдем непосредственно к содержанию таблиц. Оформление урока, согласно требованиям
ФГОС можно разделить на теоретическую и практическую части. В теоретической части необхо-
димо указать тип урока (урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного;
урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и
коррекции знаний и умений; комбинированный урок) цели, педагогические и учебные задачи уро-
ка, планируемые результаты, межпредметные связи, используемые ресурсы. В практической части
необходимо подробно описать каждый этап урока (
мотивация к учебной деятельности,
актуализация
знаний, определение темы занятия и постановка учебных задач для обучающихся, прохождение
нового материала, повторение или закрепление знаний, домашнее задание и рефлексия).
Первая теоретическая часть оформляется следующим образом:
Цель
Педагогические задачи
Учебные задачи
цель учителя на данном конкретном уроке
формирование УУД (коммуникативные, личностные, регулятивные, позна-
вательные)
Планируемый результат
Предметные:
Знать (понятия, даты, формулы, правила и т.п.)
Уметь
(формулировать, вычислять, определять, анализировать, объяс-
нять и т.п.)
Личностные и метапредметные
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
УМК, интерактивная доска
Интернет, дополнительная литература, карты, схемы, таблицы и т.п.
Организация пространства
Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, работа в
парах.
Технологии и методы, применяемые на уроке.
Таким образом, благодаря такому шаблону, учитель, оформляя урок, не забудет ни один из важ-
ных теоретических элементов, нет необходимости постоянно сверяться с ФГОС НОО, чтобы не
упустить какое-либо требование.
Вторая таблица посвящена оформлению практической части, то есть непосредственно описаны
этапы урока. В зависимости от типа урока эти этапы могут немного отличатся, но есть несколько
стандартных требований ФГОС, которые должны присутствовать на каждом уроке. Рассмотрим
подробнее на примере самой таблицы:
Этапы урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, вы-
полнение которых приведёт
к достижению запланирован-
ных результатов
Планируемые результаты
Пред-
метные
знания и
умения
ученика
УУД
(в этой колонке указываются
те УУД, на развитие кото-
рых направлен определенный
этап урока)
I. Мотивация к
учебной деятель-
ности (2 мин)
Цели: Сосредото-
чить
внимание
обучающихся;
подготовить
к
формулировке
темы урока.
Конкретные
действия
уча-
щихся на этом
этапе (примеры
можно увидеть
в
приложении,
где представле-
ны
варианты
уроков в данном
формате
оформления)
Конкретные
действия и сло-
ва учителя на
данном
этапе
(примеры мож-
но
увидеть
в
приложении,
где представле-
ны
варианты
уроков в данном
формате
оформления)
Задания, которые предлагает
учитель,
чтобы
сосредото-
чить внимание учеников, на-
строить их на работу, наве-
сти на тему урока (стихотво-
рение, видеофрагмент, ребус,
картина и т.п.)
II. Актуализация
знаний (3 мин)
Цели:
подгото-
вить к формули-
ровке темы уро-
ка.
Форма работы
учащихся
на
этом этапе и их
действия
Деятельность
учителя
на
этих
этапах
сводится,
в
основном, к ор-
ганизационным
действиям
и
контролю
дея-
Задания и вопросы, после вы-
полнения
которых
ученики
смогут сформулировать тему
урока
III.
Формулиро-
Формулируют
вание темы уро-
ка,
постановка
цели (3 мин)
Цели:
учащиеся
должны самостоя-
тельно сформули-
ровать
тему
и
цели урока.
тему урока.
Формулируют
цели урока.
.
тельности уче-
ников, тем не
менее,
необхо-
димо
полно-
стью прописы-
вать речь педа-
гога
IV. Изучение но-
вого
(15 мин)
Цели: взглянуть с
разных сторон на
последствия
и
итоги
восстания
рабов
Форма работы
детей, их кон-
кретные
дей-
ствия на этом
этапе.
Задания, в ходе которых уче-
ники самостоятельно изуча-
ют новые аспекты темы и
оформляют их.
V.
Закрепление
нового (10 мин)
Цель:
подвести
итог
работе
на
уроке
Действия, зада-
ваемы учителем
Учителю необ-
ходимо помочь
детям сделать
акцент на наи-
более
важных
аспектах темы
и
сформулиро-
вать выводы.
Задания на обобщение, анализ,
выделение главного и т.п.
VI. Домашнее за-
дание (5 мин)
Цель:
закрепить
изученный
мате-
риал
Определяют
совместно
с
учителем и/или
записывают до-
машнее задание.
Объяснить
за-
дание на дом.
Или совместно
с детьми опре-
делить его и за-
писать.
Если домашнее задание зара-
нее не определено учителем,
можно сформировать его сов-
местно с детьми, так они по-
чувствуют большую вовлечен-
ность и интерес.
VII.
Рефлексия
учебной деятель-
ности на уроке (3
мин)
Цели:
проанали-
зировать
и
оце-
нить работу каж-
дого из учеников.
Выставить оценки
за урок
Выполняют раз-
личные задания
для анализа сво-
ей
деятельно-
сти на уроке
Организует ре-
флексию.
Задания на рефлексию.
Обязательными по ФГОС и неизменными вне зависимости от типа урока этапами являются:
мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, определение темы занятия и постановка
учебных задач для обучающихся, домашнее задание и рефлексия. Остальные могут видоизменять-
ся, сокращаться или учитываться на уроке в зависимости от типа урока и целей учителя на кон-
кретном занятии.
Минусы данной формы оформления уроков: довольно громоздкий и невольно пугающий внеш-
ний вид, тем не менее, предлагаемый вариант оформления четко соответствует всем требованиям
ФГОС к современному уроку.
В приложении можно посмотреть примеры предлагаемого оформления уроков по отечествен-
ной и западной истории, ориентированных на разный возраст и подготовку учеников. Эти уроки
действительно были проведены и отработаны с учениками, поэтому с уверенностью можно ска-
зать, что предложенный нами вариант оформления занятий по ФГОС удобен, прост в оформлении
и применении на практике. С этими же картами укоров прошли аттестацию многие учителя из
нескольких школ. Надеемся, что наш опыт поможет и Вам.
Тема урока Итоги восстания Спартака
Тип урока: закрепление полученных знаний
Технологическая карта
Цель
Педагоги-
ческие за-
дачи
Учебные
задачи
Подвести итоги восстания Спартака.
Метапредметные, формирование УУД:
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, спосо-
бов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление по -
ведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот-
ветствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка).
личностные (нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечиваю -
щее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей).
регулятивные (целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – вне-
сение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта).
Повторить материал по теме «Восстание Спартака»; выявить трудные вопросы, обобщить материал.
Планируе-
мый ре-
зультат
Предметные:
Знать последовательность событий, даты, определения особенности восстания Спартака;
Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать события, объяснять поступки
отдельных исторических лиц и групп.
Личностные:
Нравственно-этическая ориентация на основе героизма восставших.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятель-
ности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Основные
понятия
Рабы, рабство, легионеры.
Межпред-
метные
связи
Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов), психологией (характеристики личности).
Ресурсы:
- основные
- дополни-
тельные
УМК, интерактивная доска.
Интернет, дополнительная литература, карты.
Организа-
ция про-
странства
Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, работа в парах.
Урок проходит согласно методике «Шесть шляп мышления», по авторской технологии Т.А. Прищепы «Вариант»
Этапы урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполне-
ние которых приведёт к достиже-
нию запланированных результа-
тов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной
деятельности (2 мин)
Цели:
Сосредоточить
внимание
обучающихся;
подготовить к формули-
ровке темы урока.
Слушают вводное слово
учителя.
Один ученик читает сти-
хотворение на слайде №
1.
Отвечают
на
вопросы
учителя
Организует актуализацию зна-
ний.
«Здравствуйте,
ребята.
Для
того, чтобы понять о чем мы
сегодня будем говорить, да-
вайте прочтем стихотворение
на слайде».
«О чем это стихотворение?
Как оно может быть связано с
историей Древнего Рима».
Анализ вводного стихотворения:
«Свобода! Свобода!
Богиня бо-
гинь!
Когда нападут легионы врагов,
В мечи превратишь ты оковы ра-
бов!
И в странах позора, где царствует
гнёт,
Пусть самый ленивый оружье возь-
мёт.
Свобода!
Свобода!
Богиня
богинь!»
Вспомнить о наличии
разветвленной
систе-
мы рабства в Древнем
Риме
II.
Актуализация
зна-
ний (3 мин)
Цели: подготовить к фор-
мулировке темы урока.
Работа в парах. Отвечают
на вопросы.
Организация работы в парах и
по рядам (слайд 2): каждый
ряд отвечает на свой вопрос.
Найти ответ на вопросы:
1 ряд – Какие источники рабства
существовали в Древнем Риме?
2 ряд – Чем занимались рабы?
3 ряд – Как относились к рабам?
Проработать
тему
«Рабство
в Древнем
Риме», вспомнив са-
мые существенные де-
тали,
необходимые
для дальнейшего обсу-
ждения.
Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; структури-
рование знаний; осознанное и произ-
вольное построение речевого высказы-
вания в устной и письменной форме.
III.
Формулирование
темы урока, постановка
цели (3 мин)
Цели:
учащиеся должны
самостоятельно
сформу-
лировать
тему
и
цели
урока.
Формулируют тему урока
на основе наводящих во-
просов
учителя
–
«Восстание
рабов
в
Древнем Риме».
Формулируют цели уро-
ка: когда, как и почему
произошло восстание ра-
бов и к чему оно привело.
Корректировка темы уро-
ка – «Итоги восстания
Спартака» и целей - выяс-
«Ни в одной стране мира не
было такого числа рабов и та-
кой жестокой эксплуатации,
как в Риме. К чему могла при-
вести такая ситуация?»
«В связи с этой темой, какие
цели урока мы можем поста-
вить?»
«Домашнем заданием к сего-
дняшнему уроку у вас было
прочитать параграф об этом
1. Познавательные:
самостоятельное
выделение и формулирование познава-
тельной цели; структурирование зна-
ний;
2. Регулятивные: целеполагание;
3. Коммуникативные: постановка во-
просов; умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли.
.
нить
к
чему
привело
восстание
рабов
в
Древнем Риме.
восстании.
Какое
название
оно получило в истории? Про-
читав о восстании Спартака,
вы уже знаете когда, как и по-
чему произошло это восста-
ние
рабов,
тогда,
давайте
скорректируем нашу тему и
цели урока»
IV. Изучение нового
(15 мин)
Цели: взглянуть с разных
сторон на последствия и
итоги восстания рабов
Делятся на группы.
Распределяют
роли
«Капитана», «Секретаря»,
и трех «Спикеров» между
членами группы. Читают
вслух на обороте каждой
карточки в чем состоит
его роль.
Организовать
деление
на
группы; выдать каждой груп-
пе пакет с заданием; объяс-
нить
ученикам,
стоящую
перед ними задачу.
«Каждая группа получила па-
кет с заданием. Распределите,
пожалуйста, цветные карточ-
ки с ролями между собой.
Если в группе меньше чело-
век, чем количество карточек,
то кто-то из ребят получает
две карточки роли. Давайте
прочтем, какие задачи теперь
у каждого члена группы».
Объяснить принцип работы по
технологии «Вариант» (слайд
3).
Вместе с пакетом заданий ученики
получают таблицу, которую им
предстоит заполнить:
+
-
А
ин-
тересно
На уроке ребята заполняют первые
две колонки, по три минуты на
каждую. После чего происходит
обсуждение
каждой колонки по
очереди
Вспомнить особенно-
сти и детали восста-
ния Спартака, оценить
эти события с пози-
тивной и негативной
точек зрения.
1. Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; применение
методов
информационного
поиска;
структурирование знаний; осознанное и
произвольное построение речевого вы-
сказывания в устной и письменной
форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; контроль и
оценка процесса и результатов деятель-
ности; самостоятельное создание алго-
ритмов
деятельности
при
решении
проблем творческого и поискового ха-
рактера.
2. Регулятивные: целеполагание; пла-
нирование;
оценка;
саморегуляция;
способность к преодолению препят-
ствий.
3.
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учениками;
постановка вопросов; разрешение кон-
фликтов, принятие решения и его реа-
лизация; управление поведением парт-
нера; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
4.
Личностные:
самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-эти-
ческая ориентация.
V. Закрепление нового
(10 мин)
Цель: подвести итог рабо-
те на уроке
Совместно
с
учителем
выделяют основные ито-
ги восстания Спартака,
записывают их в тетрадь
Обращает внимание учеников
на доску (слайд 4), выделяет
вместе с учениками те послед-
ствия, о которых сказали ре-
бята, те, о которых не сказали.
Анализирует работу групп.
Проанализировать какие из итогов
были сказаны, а какие нет:
+ восстание все-таки было подавле-
но, Рим не потерял своего могуще-
ства;
+ возвышение Красса и Помпея,
как победителей Спартака;
+ Риму была показана его опреде-
ленная слабость;
- большие человеческие жертвы;
- жестокая казнь рабов;
- после смерти Спартака не прекра-
тились очаги разных восстаний по
Обобщить и система-
тизировать
положи-
тельные и отрицатель-
ные
последствия
восстания.
1. Познавательные: структурирование
знаний; контроль и оценка результатов
деятельности;
2. Регулятивные: оценка; саморегуля-
ция;
3. Коммуникативные: постановка во-
просов; разрешение конфликтов,
4. Личностные: нравственно-этическая
ориентация.
всей Римской империи;
- рабство в Риме сохранилось без
изменений
VI. Домашнее задание (5
мин)
Цель: закрепить изучен-
ный материал
Записывают
домашнее
задание.
Объяснить задание на дом,
как именно заполняется тре-
тья колонка таблицы.
1.
закончить работу с табли-
цей (третья колонка) и представить
свою работу на следующем уроке;
2.
Прочитать § 52
3.
Выявить причины победы
Цезаря над противниками на до-
полнительную оценку.
Изучить дома полити-
ческую
ситуацию
в
Риме
после
победы
над Спартаком.
1. Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; применение
методов
информационного
поиска;
структурирование знаний; осознанное и
произвольное построение речевого вы-
сказывания в устной и письменной
форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; контроль и
оценка процесса и результатов деятель-
ности; самостоятельное создание алго-
ритмов
деятельности
при
решении
проблем творческого и поискового ха-
рактера.
2. Регулятивные: целеполагание; пла-
нирование;
оценка;
саморегуляция;
способность к преодолению препят-
ствий.
3.
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учениками;
постановка вопросов; разрешение кон-
фликтов, принятие решения и его реа-
лизация; управление поведением парт-
нера; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
4.
Личностные:
самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-эти-
ческая ориентация.
VII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
проанализировать
и оценить работу каждого
из учеников. Выставить
оценки за урок
Заполняют индивидуаль-
ные
карточки
анализа
своей
деятельности
на
уроке
Организует рефлексию.
Лист самооценки
1.
Что хорошо получилось у
меня на уроке?
2.
Что не получилось у меня
на уроке?
3.
В чем было затруднение?
4.
Какую отметку я поставил
бы себе за работу на уроке?
1. Познавательные: оценка процесса и
результатов деятельности;
2. Регулятивные: оценка; саморегуля-
ция;
3.
Личностные:
самоопределение;
смыслообразование.
Тема урока Крестовые походы
Тип урока: закрепление полученных знаний
Технологическая карта
Цель
Задачи:
педагоги-
ческие
учебные
Обобщить знания и подвести итоги изучения темы
Метапредметные, формирование УУД:
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, спосо-
бов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление по -
ведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот-
ветствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка).
личностные (нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечиваю -
щее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей).
регулятивные (целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – вне-
сение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта).
Познакомить с историей Крестовых походов и их участниками; выяснить причины и последствия Крестовых походов; показать их захватниче -
ский характер; дать целостное представление об историческом пути народов.
Планируе-
мый ре-
зультат
Предметные:
Знать последовательность событий, основные даты и определения, особенности Крестовых походов;
Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать события, объяснять поступки
отдельных исторических лиц и групп.
Личностные:
Нравственно-этическая ориентация на основе героизма участников походов.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятель-
ности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Основные
понятия
Еретики, крестоносцы, духовно-рыцарский орден
Межпред-
метные
связи
Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов).
Ресурсы:
- основные
- дополни-
тельные
УМК, интерактивная доска.
Интернет, дополнительная литература, карты.
Организа-
ция про-
странства
Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, работа в парах.
Урок проходит согласно методике «Шесть шляп мышления», по авторской технологии Т.А. Прищепы «Вариант»
Этаапы урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполне-
ние которых приведёт к достиже-
нию запланированных результа-
тов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной
деятельности (2 мин)
Цели:
Сосредоточить
внимание
обучающихся;
подготовить к формули-
ровке темы урока.
Слушают вводное слово
учителя.
Один ученик читает сти-
хотворение на слайде №
1.
Отвечают
на
вопросы
учителя
Организует актуализацию зна-
ний.
«Здравствуйте,
ребята.
Для
того, чтобы понять о чем мы
сегодня будем говорить, да-
вайте
проанализируем
этот
слайд» (слайд 1).
«Что общего в этих изображе-
ниях? Как вы считаете, что
все эти люди и почему у всех
изображен крест?».
«Да, все эти изображения свя-
заны с верой и церковью.
Христианская религия призы-
вала прощать своих врагов, но
при этом сама церковь разжи-
гала ненависть к мусульманам
и язычникам, беспощадно рас-
правляясь с еретиками».
Анализ вводного слайда с изобра-
жениями крестоносцев.
Связать предыдущую
тему о Католической
церкви с ее завоева-
тельными походами.
II.
Актуализация
зна-
ний (3 мин)
Цели: подготовить к фор-
мулировке темы урока.
Работа в парах. Отвечают
на вопросы.
Организация работы в парах и
по рядам (слайд 2): каждый
ряд отвечает на свой вопрос.
Найти ответ на вопросы:
1 ряд – Какую роль играла христи-
анская церковь в Средние века и
почему?
2 ряд – Какие походы против ере-
тиков
организовывала
католиче-
ская церковь?
3 ряд – Каково было положение не-
мусульман в Арабском халифате?
Как на это могла реагировать Като-
лическая церковь?
Проработать
тему
«Католическая
церковь»,
вспомнив
самые
существенные
детали,
необходимые
для дальнейшего обсу-
ждения.
Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; структури-
рование знаний; осознанное и произ-
вольное построение речевого высказы-
вания в устной и письменной форме.
III.
Формулирование
Формулируют тему урока
«В конце XI века император
1. Познавательные:
самостоятельное
темы урока, постановка
цели (3 мин)
Цели:
учащиеся должны
самостоятельно
сформу-
лировать
тему
и
цели
урока.
на основе наводящих во-
просов учителя – «Кре-
стовые походы».
Формулируют цели уро-
ка:
причины
походов,
цели частников, результа-
ты.
Византии обратился к римско-
му папе с просьбой о помощи.
Его
государству
угрожали
воинственные
племена
тур-
ков-сельджуков,
которые
успели завоевать значитель-
ную часть Малой Азии. Рим-
ский папа Урбан II помог им-
ператору: в 1095 г., выступая
перед верующими во фран-
цузском
городе
Клермоне,
призвал их к освобождению
Гроба Господня в Иерусали-
ме. Он утверждал, что освобо-
ждение святой земли от му-
сульман – долг каждого хри-
стианина.
Так
как
же
мы
сформулируем
тему
урока
сегодня?». (слайд 3)
«Где находится Святая зем-
ля?»
«Предположите, какие вопро-
сы мы должны обсудить на
нашем уроке».
выделение и формулирование познава-
тельной цели; структурирование зна-
ний;
2. Регулятивные: целеполагание;
3. Коммуникативные: постановка во-
просов; умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли.
.
IV. Изучение нового
(10 мин)
Цели: взглянуть с разных
сторон на последствия и
итоги восстания рабов
Делятся на группы.
Распределяют
роли
«Капитана», «Секретаря»,
и трех «Спикеров» между
членами группы. Читают
вслух на обороте каждой
карточки в чем состоит
его роль.
По
мере
выступления
групп, участники осталь-
ных групп внимательно
слушают и ищут схожие
позиции.
Организовать
деление
на
группы; выдать каждой груп-
пе пакет с заданием; объяс-
нить
ученикам,
стоящую
перед ними задачу.
«Каждая группа получила па-
кет с заданием. Распределите,
пожалуйста, цветные карточ-
ки с ролями между собой.
Если в группе меньше чело-
век, чем количество карточек,
то кто-то из ребят получает
две карточки-роли.».
Объяснить принцип работы по
технологии «Вариант» (слайд
4).
Вместе с пакетом заданий ученики
получают таблицу, которую им
предстоит заполнить:
+
-
А
ин-
тересно
На уроке ребята заполняют первые
две колонки, по три минуты на
каждую. После чего происходит
обсуждение каждой колонки по
очереди
1 группа – участие в Крестовых по-
ходах и последствия для духовен-
ства;
2 группа – для крестьян и бедняки;
3 группа – для феодалов;
4 группа – для духовно-рыцарских
орденов;
5 группа – последствия для наро-
дов Западной Европы;
6 группа – последствия для наро-
дов Востока
Выяснить
особенно-
сти и детали кресто-
вых походов относи-
тельно каждой группы
населения,
оценить
эти события с пози-
тивной и негативной
точек зрения.
1. Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; применение
методов
информационного
поиска;
структурирование знаний; осознанное и
произвольное построение речевого вы-
сказывания в устной и письменной
форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; контроль и
оценка процесса и результатов деятель-
ности; самостоятельное создание алго-
ритмов
деятельности
при
решении
проблем творческого и поискового ха-
рактера.
2. Регулятивные: целеполагание; пла-
нирование;
оценка;
саморегуляция;
способность к преодолению препят-
ствий.
3.
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учениками;
постановка вопросов; разрешение кон-
фликтов, принятие решения и его реа-
лизация; управление поведением парт-
нера; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
4.
Личностные:
самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-эти-
ческая ориентация.
V. Закрепление нового
(10 мин)
Цель: подвести итог рабо-
те на уроке
Совместно
с
учителем
выделяют основные ито-
ги восстания Спартака,
записывают их в тетрадь
Обращает внимание учеников
на доску (слайд 5), выделяет
вместе с учениками те пози-
ции, о которых сказали ребя-
та, те, о которых не сказали.
Анализирует работу групп.
Проанализировать какие из итогов
были сказаны, а какие нет:
+ многие из феодалов обогатились
за счет Крестовых походов;
+ основаны новые княжества и ко-
ролевства;
+ единая цель борьбы против му-
сульман объединила европейские
государства;
+ оживилась торговля в Средизем-
ном море;
+ взаимное влияние двух культур:
западной и восточной;
- огромные людские и материаль-
ные потери;
- продажа людей в рабство;
- распалась Византийская империя;
- разграбление и разрушение горо-
дов;
Уничтожение памятников культу-
ры, предметов искусства
Обобщить и система-
тизировать
положи-
тельные и отрицатель-
ные
последствия
восстания.
1. Познавательные: структурирование
знаний; контроль и оценка результатов
деятельности;
2. Регулятивные: оценка; саморегуля-
ция;
3. Коммуникативные: постановка во-
просов; разрешение конфликтов,
4. Личностные: нравственно-этическая
ориентация.
VI. Домашнее задание (5
мин)
Цель: закрепить изучен-
ный материал
Записывают
домашнее
задание.
Объяснить задание на дом
(слайд 6), как именно заполня-
ется третья колонка таблицы.
4.
закончить работу с табли-
цей (третья колонка) и представить
свою работу на следующем уроке;
5.
заполнить
таблицу
кре-
стовых походов по § 16
6.
ответить на дополнитель-
ный вопрос: почему организатором
Крестовых
походов
выступала
церковь, а не европейские короли?
Изучить дома полити-
ческую
ситуацию
в
Риме
после
победы
над Спартаком.
1. Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; применение
методов
информационного
поиска;
структурирование знаний; осознанное и
произвольное построение речевого вы-
сказывания в устной и письменной
форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; контроль и
оценка процесса и результатов деятель-
ности; самостоятельное создание алго-
ритмов
деятельности
при
решении
проблем творческого и поискового ха-
рактера.
2. Регулятивные: целеполагание; пла-
нирование;
оценка;
саморегуляция;
способность к преодолению препят-
ствий.
3.
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учениками;
постановка вопросов; разрешение кон-
фликтов, принятие решения и его реа-
лизация; управление поведением парт-
нера; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
4.
Личностные:
самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-эти-
ческая ориентация.
VII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
проанализировать
и оценить работу каждого
из учеников. Выставить
оценки за урок
Устное задание для ана-
лиза своей деятельности
на уроке
Организует рефлексию (слайд
7).
Закончить предложения:
1. Сегодня на уроке я…
2. Самым полезным и интересным
для меня было…
3. Я встретился с трудность при…
4. У меня хорошо получилось…
5. Мне это необходимо для…
6. Строки самому себе…
7. Скажи комплимент данной теме
1. Познавательные: оценка процесса и
результатов деятельности;
2. Регулятивные: оценка; саморегуля-
ция;
3.
Личностные:
самоопределение;
смыслообразование.
Класс: 10 класс
Тема урока Итоги правления Екатерины II
Тип урока: Обобщение пройденного материала
Технологическая карта
Цель
Задачи:
педагоги-
ческие
учебные
Вспомнить и обобщить материал по истории второй половины XVIII века.
Метапредметные, формирование УУД:
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, спосо-
бов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление по-
ведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соот-
ветствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка).
личностные (нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечива-
ющее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей).
регулятивные (целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; коррекция – вне -
сение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта).
Повторить материал по теме «Россия в правление императрицы Екатерины II»; выявить трудные вопросы, обобщить материал, подготовиться
к контрольному тестированию.
Планируе-
мый ре-
Предметные:
Знать основные события, даты, определения и персоналии эпохи Екатерины II, культурно-бытовые особенности россиян XVIII века;
зультат
Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать текстовые исторические источ-
ники этой эпохи, объяснять поступки отдельных исторических лиц и групп, анализировать экономические процессы.
Личностные:
Нравственно-этическая ориентация на основе отношения к пройденной эпохе Российской истории.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятель-
ности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Основные
понятия
«Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Предводитель дворянства. Гильдия. Вооруженный нейтралитет.
Межпред-
метные
связи
Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов), литературой, философией (значение понятия «просвещенный абсолю-
тизм»), знание основ экономики и психологии (характеристики личности).
Ресурсы:
- основные
- дополни-
тельные
УМК, интерактивная доска.
Интернет, дополнительная литература, карты.
Организа-
ция про-
странства
Деятельностная технология: фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа
Этаапы урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение ко-
торых приведёт к достижению заплани-
рованных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учеб-
ной деятельности (2
мин)
Цели:
сориентировать
учащихся на урок.
Прочитать высказыва-
ния о российском пра-
вителе.
Организует
Уточняет тематические
рамки.
Определить свое отношение к этому пра-
вителю.
Регулятивные УУД: оценка
II.
Формулирование
темы урока, органи-
зационный этап цели
(3 мин)
Цели:
Разделение по группам
согласно личному от-
ношению к правлению
Екатерины II.
Объявление темы и це-
лей урока.
Угадать, о каком правителе идет речь, ко-
ротко оценить его правление.
Актуализация
знаний.
Коммуникативные УУД: плани-
рование;
Познавательные УУД: структу-
рирование знаний, обобщение;
Личностные УУД: целеполага-
ние.
III. Ход дискуссии
(25 мин)
Цель:
вспомнить
основные
события
правления
Екатерины
Работа в группах, вы-
ступление
спикеров,
формулирование
во-
просов.
Организация
работы,
контроль времени.
Доказать свою точку зрения в отношении
к правлению Екатерины II, используя до-
полнительную
литературу,
материалы
учебника и сети интернет.
Владение исто-
рическим мате-
риалом
задан-
ного периода.
Коммуникативные УУД: плани-
рование, постановка вопросов,
разрешение конфликтов, управ-
ление
поведением
партнера,
умение с достаточной полнотой
II, выявить личное от-
ношение к правитель-
нице и ее делам
и
точностью
выражать
свои
мысли;
Познавательные УУД: структу-
рирование знаний, обобщение,
осознанное и произвольное по-
строение речевого высказыва-
ния в устной форме;
Личностные УУД: планирова-
ние, прогнозирование, оценка.
IV. Обобщающие вы-
воды (6 мин)
Цель: подвести итоги
дискуссии.
Выступление с выво-
дами групп, решение
судей.
Организация
работы,
контроль времени.
Обобщить работу группы, сделать выво-
ды.
Судьям правильно оценить выступления
групп, подвести итоги.
Вспомнить
основные собы-
тия
правления
Екатерины
II,
выявить личное
отношение
к
правительнице
и ее делам.
Познавательные УУД: рефлек-
сия способов и условий дей-
ствия, контроль и оценка про-
цесса и результатов деятельно-
сти;
Коммуникативные УУД: уме-
ние с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мыс-
ли, постановка вопросов.
VII. Рефлексия учеб-
ной деятельности на
уроке (4 мин)
Цели:
подвести итоги
урока.
Слушают учителя, ко-
ротко
высказывают
мнение об уроке.
Оценить
прошедший
урок, обобщить мнения
учеников,
подвести
итог, дать домашнее за-
дание.
.
Закрепление
познавательных
и регулятивных
УУД.
Регулятивные УУД: контроль,
оценка, коррекция, саморегуля-
ция.
Личностные УУД: нравственно-
этическая ориентация.
Тема урока Отечественная война 1812 года
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта
Цель
Педагоги-
ческие за-
дачи
Учебные
задачи
Изучить первый этап Отечественной войны 1812 года.
Метапредметные, формирование УУД:
коммуникативные (определение целей, способов взаимодействия; постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью вы -
ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответ -
ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).
Личностны: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
регулятивные (целеполагание, планирование, коррекция).
Рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чём заключался её народный характер; разви-
вать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;.
Планируе-
Предметные:
мый ре-
зультат
Знать последовательность событий, даты, определения особенности первого этапа войны 1812 года;
Уметь определять причинно-следственные связи, использовать историческую карту как источник, анализировать события, объяснять поступки
отдельных исторических лиц и групп.
Личностные:
Нравственно-этическая ориентация на основе героизма русского народа.
Метапредметные:
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятель-
ности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Основные
понятия
Отечественная война, генеральное сражение, стратегия, тактика, ополчение.
Основные
даты
24.06.1812 – переход Великой армии русской границы; 9-10.07.1812 – бой под Миром; 11.07.1812 – битва под Салтановкой; 25-27.07.1812 – бой
под Островно; 26.08.(07.09).1812 – битва у Бородино.
Межпред-
метные
связи
Связь с географией (работа с картой, знание географических объектов), психологией (характеристики личности).
Ресурсы:
- основные
дополни-
тельные
УМК, интерактивная доска.
Интернет, дополнительная литература, карты.
Организа-
ция про-
странства
Деятельностная технология: фронтальная работа, индивидуальная подготовка учащихся.
Этаапы урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполне-
ние которых приведёт к достиже-
нию запланированных результа-
тов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной
деятельности (2 мин)
Цели:
Сосредоточить
внимание
обучающихся;
подготовить к формули-
ровке темы урока.
Слушают вводное слово
учителя.
Записывают тему.
Организует актуализацию зна-
ний.
«Здравствуйте, ребята. Сего-
дня
мы
продолжаем
тему
«Внешняя политика Алексан-
дра I». И поговорим о самом
значительном событии этой
темы».
II.
Актуализация
зна-
ний (4 мин)
Цели: подготовить к фор-
мулировке темы урока.
Перечисляют
основные
положения Тильзитского
мира 1807 года
Фронтальный опрос (слайд 2).
Показать выполнение домашнего
задания.
Вспомнить
пред-
посылки войны и меж-
дународную
полити-
ческую ситуацию на-
кануне войны.
Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; структури-
рование знаний; осознанное и произ-
вольное построение речевого высказы-
вания в устной и письменной форме.
III. Изучение нового
(20 мин)
Цели: взглянуть с разных
сторон на последствия и
итоги восстания рабов
Слушают
выступление
одноклассников, конспек-
тируют опорные момен-
ты темы; отвечают на во-
просы учителя.
Конспект по видеомате-
риалу, анализ видеомате-
риалов.
Помочь
нам
сегодня
разобраться в хитросплетени-
ях политики того времени на
помогут главные действую-
щие лица – императоры Алек-
сандр I и Наполеон Бонапарт.
Организация дискуссии с им-
ператорами:
- Александр, скажите, как вы
оцениваете мир 187 года?
- Император Наполеон, вы ве-
ликий
полководец,
хотели
ввести в Европе буржуазные
порядки,
но
как
так
сло-
жилось, что стали презирать, а
ваша армия обозами вывозила
в
Париж
исторические
и
культурные ценности?
- Итак, ребята, на основе ска-
занного императорами, сфор-
мулируйте пожалуйста причи-
ны Отечественной войны?
- Императоры, расскажите о
том насколько вы были гото-
вы к войне.
-
Какого
значение
арьер-
гардных боев при отступле-
нии Русской армии?
- Как оценивала происходя-
щее русская общественность?
Выступающие презентуют свой ма-
териал и отвечают на вопросы учи-
теля.
Ученики исполняющие роли импе-
раторов описывают готовность ар-
мии и предполагаемый план войны.
Презентация сообщений о русских
полководцах.
Сформулировать при-
чины и предпосылки
войны 1812 года
1. Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; применение
методов
информационного
поиска;
структурирование знаний; осознанное и
произвольное построение речевого вы-
сказывания в устной и письменной
форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; контроль и
оценка процесса и результатов деятель-
ности; самостоятельное создание алго-
ритмов
деятельности
при
решении
проблем творческого и поискового ха-
рактера.
2. Коммуникативные: постановка во-
просов; умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли.
V. Закрепление нового
(7 мин)
Цель: подвести итог рабо-
те на уроке
Совместно
с
учителем
выделяют основные ито-
ги первого этапа Отече-
ственной воны 1812 года,
записывают их в тетрадь
Каковы итоги начального пе-
риода войны для русской ар-
мии и для Великой армии На-
полеона?
Анализ урока, подведение итогов
Обобщить и система-
тизировать
положи-
тельные и отрицатель-
ные итоги начала вой-
ны 1812 года
1. Познавательные: структурирование
знаний; контроль и оценка результатов
деятельности;
2. Регулятивные: оценка; саморегуля-
ция;
3. Коммуникативные: постановка во-
просов;
4. Личностные: нравственно-этическая
ориентация.
VI. Домашнее задание (5
мин)
Цель: закрепить изучен-
ный материал
Записывают
домашнее
задание.
Объяснить задание на дом.
7.
Прочитать § 4
8.
Провести анализ докумен-
та после параграфа;
9.
Творческое задание: со-
ставить кроссворд или нарисовать
рисунок на тему «1812».
Изучить дома воспо-
минания современни-
ков о нашествии Вели-
кой армии Наполеона,
повторить
изученное
на уроке.
1. Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации; применение
методов
информационного
поиска;
структурирование знаний; осознанное и
произвольное построение речевого вы-
сказывания в устной и письменной
форме; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; контроль и
оценка процесса и результатов деятель-
ности; самостоятельное создание алго-
ритмов
деятельности
при
решении
проблем творческого и поискового ха-
рактера.
2. Регулятивные: целеполагание; пла-
нирование;
оценка;
саморегуляция;
способность к преодолению препят-
ствий.
3.
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учениками;
постановка вопросов; разрешение кон-
фликтов, принятие решения и его реа-
лизация; управление поведением парт-
нера; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли.
4.
Личностные:
самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-эти-
ческая ориентация.
VII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(10 мин)
Цели:
проанализировать
и оценить работу каждого
из учеников. Выставить
оценки за урок
Составляют синквейн
Организует рефлексию.
Синквейн
1. Познавательные: оценка процесса и
результатов деятельности;
2. Регулятивные: оценка; саморегуля-
ция;
3.
Личностные:
самоопределение;
смыслообразование.