Автор: Медникова Инна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ДЭБЦ
Населённый пункт: г.Черемхово
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Green - экспресс"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МУДО ДЭБЦ
г. Черемхово Матвеева В.В. ________
Приказ № ___ от _ сентября 201_ года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«GREEN-ЭКСПРЕСС»
срок реализации: 2 года
возраст обучающихся: 7-12 лет
Разработчик: Медникова
Инна Анатольевна,
педагог
дополнительного
образования
Черемхово, 2016
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………..….3
2. Учебно – тематический план программы……………………………………8
3. Содержание программы………………………….…………………………13
4. Календарный учебный график…………………………......………………24
5. Методическое обеспечение……………………………………………..........25
6. Материально – техническое обеспечение………………………………….26
7. Литература…………………………………………………………………….27
2
Пояснительная записка
Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность и
основана на авторской разработке К. Ю. Бабицкого «По родному краю» (г.
Дальнереченск).
Экология,
туризм
и
краеведение
играют
огромную
роль
в
формировании чувства патриотизма в каждом человеке и в наиболее полной
форме реализуют заложенные в каждом человеке энергетический и духовный
потенциал. Туризм является одним из сложных видов деятельности, который
позволяет человеку развивать все сферы личности, начиная от физических и
волевых
свойств
и
заканчивая
интеллектуальными
нравственными
и
коммуникативными
качествами.
Организованный
и
педагогически
направленный
коллектив
противостоит
негативному
влиянию
девиантных
группировок и позволяет вовлечь в него детей так называемой «группы
риска», а так же способствует формированию здорового образа жизни и
социально-активной
гражданской
позиции.
Сформированный
уровень
экологической культуры общества крайне недостаточен, не сформирована
внутренняя мотивация к сохранению окружающей среды.
Данная
программа
предполагает
формирование
экологической
культуры
путем
экологического
воспитания
через
практическую
деятельность обучающихся и направлена на местные проблемы.
Программа ориентирована на детей 8 - 12 лет и рассчитана на 2 года
обучения. Один год рассчитан на 144 часа, из них: 1-ый год обучения: теория
- 66ч. и практика - 78ч., второй год обучения теория - 72ч., практика - 72ч.
Все обучающиеся поделены на группы, каждая из которых состоит из
12 человек. Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю.
Дети набираются в группы без предъявления требований к базовым
знаниям. Занятия доступны для всех желающих.
Каждый ребенок имеет возможность проявить себя и это очень важно
для формирования уверенности в себе и чувства своей значимости в общей
работе.
По
уровню
освоения
программа
является:
специализированной
и
направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими
знаний и умений, а так же формирование навыков на уровне практического
применения.
По форме организации содержания: интегрированной.
По степени авторства: модифицированной.
Цели и задачи.
Программа направлена на достижение следующей цели:
- формирование эмоционального восприятия окружающего мира через
понятие роли краеведения, экологии и туризма.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
3
1.
Формировать индивидуальный опыт творческой деятельности в
ходе изучения истории и экологии родного края
2.
Развивать
эколого-туристические
навыки,
умение
наблюдать,
сравнивать, анализировать, делать логические выводы.
3.
Развивать умение свободно формировать и излагать свои мысли в
виде докладов и сообщений.
4.
Повышать интерес к истории Отечества и углублять эколого-
краеведческие знания.
5.
Воспитывать у школьников любовь и уважение к родной земле.
Новизной
образовательной
программы
является
интеграция
ею
различных
областей
знаний:
истории,
краеведения,
экологии,
географии,
этнографии,
биологии,
основ
безопасности
жизнедеятельности.
Она
дает
возможность
расширить
и
обогатить
знания
школьного
курса.
Занятия
экологическим
туризмом
дают
возможность
школьникам
лучше
узнать
и
изучить свой край, научиться ориентироваться на местности, наблюдать мир
и делать сопоставления. Тем самым формируется система представлений о
природных комплексах. Экскурсии и исследования позволяют в полной мере
раскрыть
эстетический
и
познавательный
потенциал
мира
природы
и
сформировать стратегию индивидуального поведения в природной среде и
отношения к людям.
Применительно
к
данной
программе
интеграция
имеет
несколько
значений:
Во-первых, ученик получает целостное представление об окружающем
мире,
он
представляет
мир
как
единое
целое,
в
котором
все
элементы
связаны.
Во-вторых, развивается творческое мышление учащихся, а полученные
знания
они
могут
применить
в
реальных
условиях.
Формируются
личностные качества, направленные на доброе отношение к природе, людям,
труду и жизни в целом.
В-третьих,
активизируется
учебно-познавательная
деятельность
учащихся, а так же снимается перенапряжение и утомляемость.
Базовые принципы программы:
Гуманистический предполагает,
что
главным
в
педагогическом
процессе является ребенок, его развитие, воспитание и обучение. Вера в
ребенка, а так же поддержка его устремлений к самореализации должны
сменить излишнюю требовательность и чрезмерный контроль.
Доступности
Работа по реализации данной программы строится с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей обучающихся. Исходя из этого принципа,
преподавание материала ведется постепенно с увеличением трудностей от
простого к сложному, от известного к неизвестному.
Принцип выбора
4
Без предоставления выбора не возможно развитие индивидуальных
особенностей ребенка. Поэтому целесообразнее, чтобы ребенок жил, учился
и воспитывался в условиях постоянного выбора.
Этапы реализации программы
Первый год обучения:
Задачи:
1.
Сформировать
начальные
знания
по
истории
родного
края
и
города, экологии, туризму.
2.
Приобщить
обучающихся
к
истокам
народной
культуры,
формировать внимание, уважение к людям, воспитывать культуру поведения
и бережного отношения к истории и природе родного края.
3.
Развивать первичные навыки самостоятельных исследований.
Первый
год
обучения
формирует
эмоциональное
восприятие
окружающего мира через понятие роли краеведения, экологии и туризма. На
данном этапе обучения предусматривается знакомство с историей родного
края, города и школы, а так же знакомство с известными и знаменитыми
людьми города и края. Дети будут учиться составлять родословную своей
семьи, изучать растительный и животный мир, а так же водоемы родного
края.
Обучающиеся
получают
начальные
сведения
по
охране
природы,
постигают азбуку туризма, из которой узнают о подготовке и поведении
походов,
топографических
картах
и
знаках,
понятиях
ориентирования,
о
поведении в экстремальных ситуациях.
Второй год обучения:
Задачи:
1.
Сформировать
начальные
знания
о
понятии:
природно-
рекреационные ресурсы и их классификация.
2.
Приобщить обучающихся к правилам поведения при стихийных
бедствиях и в незнакомой среде.
3.
Развивать первичные навыки работы самостоятельно и в группе.
Второй
год
обучения
формирует
эмоциональное
восприятие
окружающего мира через понятие роли человека в рекреационной среде. На
данном
этапе
обучения
предусматривается
знакомство
с
разнообразием
туристических болезней, катастроф, аварий,
несчастных случаев, стихийных
бедствий, а так же с правилами поведения в нестандартных ситуациях. Дети
будут
учиться
оказывать
первую
помощь
при
туристических
болезнях,
поведению
при
стихийных
бедствиях,
авариях,
катастрофах,
подавать
сигналы
бедствия,
добывать
огонь,
очищать
воду,
определять
ядовитые
растения и грибы.
Контрольно-диагностическая деятельность
Ее целью является выявление уровня развития способностей ребенка и
их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.
Формы промежуточной аттестации:
5
1.
Собеседование
2.
Тестирование
3.
Выполнение нормативов
4.
Защита работ
5.
Соревнования
6.
Научно-практическая конференция
7.
Итоговое занятие
Критерии отслеживания
1.
Оценка
знания
терминологии,
получаемой
в
рамках
курса
обучения.
2.
Проверка способности наблюдать явления живой природы.
3.
Оценка навыка правильно осознавать увиденное в природе.
4.
Оценка выполнения туристических норм и правил поведения в
природе.
5.
Участие в различных конкурсах и слетах.
Ожидаемый результат
Включенность
ребёнка
в
мир
живой
природы,
его
потребность
в
общении
с
ней,
активная
природоохранная
деятельность.
Потребность
в
изучении истории родного края, сохранение его культурно-исторического
наследия. По окончании первого года обучающиеся должны знать:
1.
Экологические и туристические термины и понятия
2.
Историю родного города, края и школы
3.
Понятие родословной
4.
Топографические знаки
5.
Правила поведения в природе
6.
Понятие «красной» книги
А так же должны уметь:
1.
Работать с картами
2.
Составлять генеалогическое древо
3.
Правильно
собраться
в
поход
и
подготовить
необходимые
документы
4.
Определять стороны света разными способами
5.
Оказывать первую помощь в различных ситуациях
По окончании второго года обучающиеся должны знать:
1.
Опасности для здоровья и жизни: болезни, эпидемии.
2.
Катастрофы, аварии, несчастные случаи и их последствия.
3.
Экологические последствия развития туризма.
4.
Природные
процессы:
выветривание,
пожар,
заболачивание,
абразии.
5.
Антропогенные
процессы:
загрязнение-замусоривание,
загазованность, шум, сточные воды.
6.
Меры для сохранения природной среды.
7.
Заповедные уголки края.
6
Должны уметь:
1.
Оказывать первую помощь при туристических болезнях.
2.
Правильно вести себя при стихийных бедствиях.
3.
Правильно вести себя в незнакомой среде.
4.
Подавать сигналы бедствия.
5.
Определять ядовитые грибы и растения.
6.
Правильно вести себя на отдыхе за границей.
Важным
условием
приобщения
детей
к
краеведению,
экологии
и
туризму
является
воспитательная
работа.
Поэтому,
в
рамках
данной
программы осуществляются различные по форме мероприятия:
1.
Туристические соревнования
2.
Экологические акции
3.
Дни памяти
4.
Природоохранные акции
5.
Походы
6.
Встречи с ветеранами
7.
Экскурсии
8.
Выставки
7
Учебно-тематический план первого года обучения
№
п.
п
Теория
час
ы
Практика
час
ы
Форма
промежуточной
аттестации
Сентябрь
1.
Здравствуй, друг! 4ч. (Т-2ч, П-2ч.)
1.
Вводное занятие. Что
изучает
краеведение,
экология и туризм.
2
2.
Э к с к у р с и я
п о
территории
Д ЭБЦ,
з н а ко м с т в о
с
е г о
историей
2
2.
Земля - наш дом. 10ч. (Т-6ч. П-4ч.)
3.
З е м л я
д о
н а ч а л а
времен
2
4.
Атмосфера,
гидросфера, биосфера
2
5.
Экологические
проблемы
1
П р о с м от р
ф и л ь м а
«Экологические
проблемы планеты»
1
6.
Экскурсия
в
природу
(выявление
экологических
проблем)
2
Октябрь
7.
Разнообразие
ж и в о т н о г о
и
растительного мира
1
Игра «Поле чудес»
1
Игра
3.
Времена года для туриста 6ч. (Т-4ч. П-2ч.)
8.
Климат, погода
2
9.
Сезонные изменения в
природе
1
Особенности
туристического похода
1
10
.
Сезонные изменения в
природе
1
Игра «Я - турист»
1
Игра
8
4.
Я живу в Сибири. 8ч. (Т-4. П-4ч.)
11.
Географическое
положение
1
Работа с картой
1
12
.
Водная система
1
Работа с картой
1
13
.
Природные
особенности
2
14
.
Фильм
«Жемчужина
Сибири»
2
Тестирование
Ноябрь
5.
Мой город. 18ч. (Т-8ч. П-10ч.)
15
.
Название
города,
его
история
2
16
.
Символика города
1
Изготовление
герба
города
1
17
.
Экскурсия
в
музей
истории Черембасса
2
18
.
Улицы города
1
Моя улица
1
19
.
Город в военное время
(гражданская, ВОВ)
2
20
.
Н а ш и
б а б у ш к и
и
дедушки
во
время
войны (воспоминания)
2
21
.
Известные
памятники
города
2
22
.
Город в лицах (фото)
2
23
.
Э к с к у р с и я
п о
знаменитым
памятникам города
2
Экскурсия
Декабрь
6.
Моя родная школа. 8ч. (Т-4ч. П-4ч.)
24
.
М о я
ш к о л а ,
г д е
расположена,
когда
построена.
2
25
.
Экскурсия
по
школе,
беседа с учителями.
2
26
.
Ш к о л а
в
р а з н ы е
времена
2
9
27
.
Беседа «Я и моя семья
в
истории
школы»,
в и к т о р и н а
« М о я
школа»
2
Викторина
7.
Мой дом – моя крепость. 12ч. (Т-4ч. П- 8ч.)
28
.
Понятие родословной
2
29
.
Родословная семьи
1
Я
и
м о я
с е м ь я
(анкетирование)
1
30
.
Беседа «Где и когда я
родился,
семейные
традиции»
2
Январь
31
.
Генеалогическое древо
1
Составление
генеалогического
древа
1
32
.
Где
родился,
там
и
пригодился
2
33
.
Ролевая
игра
«Кто
я
тебе?»
2
Ролевая игра
8.
Красная книга родного края. 10ч. (Т-4ч. П-6ч.)
34
.
Понятие
«красной»
книги
2
35
.
Растения
и
животные
края,
занесенные
в
Красную книгу
2
36
.
Экскурсия
в
музей
о х р а н ы
п р и р о д ы
Д Э Б Ц
« Р е д к и е
животные
Иркутской
области»
2
37
.
Составление
Красной
к н и г и
И р к у т с к о й
области
2
38
.
Практикум
«Изготовление
листовок
и
плакатов
«Сохраним
краснокнижников»
2
Практикум
Февраль
9.
Наш край - его прошлое и настоящее. 14ч. (Т-6ч. П-8ч.)
10
39
.
История
Иркутской
о бл а с т и
в
р а з н ы е
исторические эпохи
2
40
.
Н а ш
к р а й
и
е г о
настоящее
2
41
.
Доклады «Мой край и
его история»
2
42
.
З н а м е н и т ы е
л юд и
города и о
2
43
.
Встреча с известными
людьми
2
44
.
Конкурс сочинений «Я
- знаменитость»
2
45
Практикум
«Создание
альбома «Наш край»
2
Практикум
Март
10. Народное наследие. 8ч. (Т-4ч., П-4ч.)
46
.
Этнический
со став
н а с е л е н и я ,
я з ы к ,
одежда
1
Интерактивная
игра
«Угадай
национальность»
1
47
.
Образ
жизни
народов
Сибири,
т радиции,
ремесла
1
Мастер-класс
«Кукла-
оберег»
1
48
.
М а л а я
Р о д и н а
–
частичка России
2
49
.
Практикум
«Создание
альбома о традициях и
ремеслах города»
2
практикум
11. Мы собираемся в поход. 34ч. (Т-17ч., П-17ч.)
50
.
В и д ы
п о х о д о в ,
походные должности
2
51
.
Разработка
маршрута,
походные документы
2
52
.
Составление
маршрута
однодневного похода
2
53
.
Топография,
топографические
знаки, карты, компас
2
Апрель
54
.
Определение
сторон
горизонта
разными
2
11
способами
55
.
Личное
и
командное
снаряжение,
режим
похода
2
56
.
Распределение
обязанностей,
организация питания
2
57
.
Туристские узлы
1
Вязка узлов
1
58
.
Подготовка,
упаковка
и хранение продуктов
в походе
2
59
.
Походная
аптечка
и
ремонтный набор
2
60
.
Игра:
«Соберись
в
поход с друзьями»
2
61
.
О к а з а н и е
п е р в о й
п о м о щ и
п р и
термических
ожогах,
солнечном ударе
2
62
.
О к а з а н и е
п е р в о й
помощи
при
Ушибах,
переломах, ссадинах
2
Май
63
.
О к а з а н и е
п е р в о й
п о м о щ и
п р и
отравлениях
2
64
.
Переправа через реку
п о
б р е в н у ,
п о
параллельно
натянутым веревкам
2
65
.
Разжигание
ко стра,
установка
и
снятие
палатки
2
66
.
Туристический квест
«Мы
отправились
в
поход»
2
Туристический
квест
12. В дружбе с природой. 12ч. (Т- 3ч., П-9ч.)
67
.
Правила
поведения
в
природе
2
68
.
Правила поведения на
водоемах
1
О к а з а н и е
п е р в о й
помощи
и
спасение
утопающего
1
12
69
.
Игра: «На лугу, в лесу,
пруду – я с природою
дружу»
2
70
.
Изготовление
листовок
«Правила
поведения в природе»
2
71
.
Раздача
листовок
на
улицах города
2
72
.
Игровая
программа
«Умники и умницы»
2
Игра
Содержание программы
Первый год обучения
1.
Здравствуй, друг! 4ч. (Т-2ч, П-2ч.)
Теория: Вводное занятие. Что изучает краеведение, экология и туризм.
Практика: Экскурсия по территории ДЭБЦ и его отделам, знакомство с его
историей (просмотр фильма).
2.
Земля - наш дом 10ч. (Т-6ч, П-4ч.)
Теория:
Земля
до
начала
времен.
Понятие
и
расположение
атмосферы,
гидросферы и биосферы. Экологические проблемы. Изучение разнообразия
животного и растительного мира планеты.
Практика:
Просмотр
фильма
«Экологические
проблемы».
Экскурсия
в
природу с целью выявления экологических проблем. Просмотр фильма -
презентации «Заморские гости».
3.
Времена года для туриста 6ч. (Т-4ч, П-2ч.)
Теория: Климат и погода, сезонные изменения в природе.
Практика: Особенности туристического похода (осень, зама; весна, лето).
4.
Я живу в Сибири 8ч. (Т-4ч, П-4ч.)
Теория: Географическое положение Сибири, ее водная система и природные
особенности.
Практика: Работа с картой. Просмотр фильма «Жемчужина Сибири».
5.
Мой город 18ч. (Т-8ч, П-10ч.)
Теория: Название города, его история, символика, улицы. Город в военное
время (гражданская, ВОВ), известные памятники города.
Практика: Изготовление герба города, экскурсия в музей истории Черембасса,
история названий улиц города, рассказы детей о воспоминаниях бабушек и
13
дедушек,
экскурсия
по
знаменитым
памятникам
города,
просмотр
фотографий «Город в лицах».
6.
Моя родная школа 8ч. (Т-4ч, П-4ч.)
Теория: Моя школа, где расположена, когда построена. Школа в разные
времена.
Практика: Экскурсия по школе, беседа с учителями. Беседа «Я и моя семья в
истории школы».
7.
Мой дом – моя крепость 12ч. (Т-4ч, П-8ч.)
Теория: Понятие родословной. Родословная семьи. Генеалогическое древо
Практика: Анкетирование «Я и моя семья». Беседа «Где и когда я родился».
Составление
генеалогического
древа.
Беседа
«Где
родился,
там
и
пригодился». Составление семейного альбома.
8.
Красная книга края 10ч. (Т-4ч, П-6ч.)
Теория: Понятие «красной» книги. Растения и животные края, занесенные в
Красную книгу.
Практика:
Экскурсия
в
музей
ДЭБЦ.
Составление
Красной
книги
края.
Изготовление листовок «Сохраним животный мир края».
9.
Наш край – его прошлое и настоящее 14ч. (Т-6ч, П-8ч.)
Теория: История края в разные исторические эпохи. Край и его настоящее.
Знаменитые люди края и города.
Практика: Чтение сочинений, рефератов «Наш край и его история». Создание
альбома «Наш край». Встреча с интересными людьми. Составление реферата
с описанием жизненного пути известного человека.
10. Народное наследие 8ч. (Т-4ч, П-4ч.)
Теория:
Этнический
состав
населения,
язык,
традиции,
образ
жизни,
традиции, ремесла. Малая Родина - частичка России.
Практика: Создание альбома о традициях и ремеслах города. Беседа «Я и моя
семья в истории города».
11. Мы собираемся в поход 34ч. (Т-17ч, П-17ч.)
Теория:
Виды
походов,
походные
должности.
Разработка
маршрутов,
походные документы. Топография, топографические знаки, карты компас.
Личное
и
командное
снаряжение,
режим
похода.
Распределение
обязанностей, организация питания. Туристские узлы. Подготовка, упаковка
и
хранение
продуктов
в
походе.
Походная
аптечка
и
ремонтный
набор.
Переправа через реку по бревну, параллельно натянутым веревкам.
Практика: Составление маршрута однодневного похода. Определение сторон
горизонта разными способами. Вязка туристских узлов. Игра «Соберись в
поход
с
друзьями».
Оказание
первой
помощи
при
термических
ожогах,
14
солнечном ударе, ушибах, ссадинах, переломах и отравлениях. Разжигание
костра и установка палатки. Игра «Мы отправились в поход».
12. В дружбе с природой 12ч. (Т-3ч, П-9ч.)
Теория: Правила поведения в природе и на водоемах.
Практика: Оказание первой помощи и спасение утопающего. Игра «На лугу, в
лесу,
пруду
-
я
с
природою
дружу».
Изготовление
листовок
«Правила
поведения
в
природе
и
водоемах»,
раздача
листовок
на
улицах
города.
Подведение итогов: тестирование по пройденному курсу обучения, вручение
сертификатов.
Учебно-тематический план
второго года обучения
№
п/
п
Теория
час
ы
Практика
час
ы
Форма
промежуточной
аттестации
Сентябрь
1.
И снова, здравствуйте! 6ч. (Т-4ч., П-2ч.)
1.
В в о д н о е
з а н я т и е .
Знакомство
с
планом
работы объединения.
2
2.
Экскурсия по ДЭБЦ
2
3.
Природные зоны отдыха
и их классификация
2
2.Безопасность человека и меры по её обеспечению. 38ч. (Т-20ч., П-18ч.)
4.
Опасности для здоровья и
ж и з н и :
б о л е з н и ,
эпидемии.
2
5.
Фильм:
болезни
и
эпидемии
человечества
2
6.
Туристические
болезни:
транспортная,
горная,
солнечный удар.
2
Октябрь
7.
Отработка
навыков
оказания
п е р во й
2
15
п о м о щ и
п р и
туристических
болезнях.
8.
Кат аст рофы,
а в а р и и ,
несчастные
случаи
и
их
последствия.
2
9.
Стихийные
б е д с т в и я :
ураганы, наводнения.
1
Правила
поведения
п р и
с т и х и й н ы х
бедствиях.
1
10
.
Стихийные
б е д с т в и я :
цунами,
землетрясения,
извержения вулканов.
1
Практикум
«составление
алгоритма действий
п р и
с т и х и й н ы х
бедствиях»
1
11.
Фильм:
стихийные
б е д с т в и я
и
и х
последствия.
2
12
.
Незнакомая среда.
1
Правила
поведения
в незнакомой среде.
1
13
.
Тактика
движения
по
незнакомой
местности
и
техника
п р е од ол е н и я
естественных
препятствий.
2
14
.
Распорядок
дня,
днёвка,
б и в а к ,
п р и в а л ,
организация
холодной
ночевки, питание.
2
Ноябрь
15
.
Сигналы бедствия.
1
Подача
сиг на лов
бедствия.
1
16
.
Добыча огня.
1
Добыча
огня
н а
практике.
1
17
.
Нахождение
питьевой
в о д ы
и
е ё
обеззараживание.
2
18
.
Зелёная аптека.
2
19
.
Определение
ядовитых
грибов
и
растений.
2
20
.
Отработка
навыков
оказания
п е р во й
2
16
помощи.
21
.
Отдых за границей.
1
Правила
поведения
н а
о т д ы х е
з а
границей.
1
22
.
Соревнование
«Что
бы
ни
случилось,
мы не пропадём»
2
Соревнование
Декабрь
3.Информационное обеспечение туристического похода. 10ч. (Т-
4ч., П-6ч.)
23
.
П у т е в о д и т е л и
и
туристические
атласы,
т о п о г р а ф и ч е с к и е
и
туристические карты.
2
24
.
Топографические знаки
Составление
памятки
«топографические
знаки»
2
Уп р а ж н е н и я
н а
запоминание
топографических
знаков.
Топографический
диктант
25
.
Определение сторон
горизонта
разными
способами.
2
26
.
Отчеты
о
походах
и
экспедициях.
1
Практикум
дневник туриста
1
27
.
Практикум
«Составление
топографической
карты
по
местным
предметам»
2
Практикум
4.Природный комплекс как ресурс туризма в регионе.24ч. (Т-18ч., П-6ч.)
28
.
Характеристика региона
1
Познавательная
игра «Моя Сибирь»
Флора и фауна Иркутской
области.
29
.
Классификация
природных ресурсов.
2
30
.
Природопользование
и
стадии его развития
2
17
Январь
31
.
Виды
природоохранных
мероприятий в туризме.
2
32
.
Особенности
экологических проблем в
регионе.
2
33
.
Экскурсия
«Выявление
экологических
проблем города»
2
34
.
Создание
экологической
схемы местности.
2
35
.
Природопользование
и
м е с т о
в
н е м
туристической
деятельности.
2
36
.
Проблемы
потребления
пространства
1
И г р а :
« Э ко с л е д
человека».
1
37
.
Экологические
последствия
развития
туризма.
2
38
.
Туристические
возможности
р одно го
края.
1
Просмотр
фильма
«Туризм в регионе»
39
.
П р а в и л а
п о в е д е н и я
туриста в природе
Практикум
«Разработка
памятки
«Правильный
туризм»
1
Практикум
Февраль
5.Процессы и явления, разрушающие ресурсы природной среды.
16ч. (Т-6ч., П-10ч.)
40
.
Природные
проце ссы:
выветривание,
пожар,
заболачивание, абразии.
2
41
.
Фильм:
природные
процессы,
разрушающие
ресурсы
природной
среды.
2
42
.
Антропогенные
процессы:
загрязнение-
2
18
замусоривание,
загазованно сть,
шум,
сточные воды.
43
.
Загрязнение
воздуха
в
городе
и
меры
по
его
охране.
2
44
.
Экскурсия
в
район
ТЭЦ-12.
2
45
.
Фильм
«Антропогенные
процессы»
2
46
.
Вытеснение
природных
ресурсов:
вытаптывание,
браконьерство,
уничтожение
природных
ландшафтов.
1
Фильм:
вытеснение
природных
ресурсов.
1
47
.
Э к с к у р с и я
в
реликтовую рощу
2
48
.
Изготовление
экологических
л и с т о в о к
и
плакатов.
2
49
.
Викторина
«факторы,
разрушающие
природные
ресурсы»
2
Викторина
Март
6. Встаём на лыжи! 4ч. (Т-2ч., П-2ч.)
50
.
К л и м а т
и
п о г о д а
в
регионе.
51
.
Изменение
климата
в
регионе.
52
.
Экскурсия:
Н а б л ю д е н и е
з а
погодой.
53
.
Особенности
зимнего
похода.
2
54
.
Л ы ж н ы й
п о х о д :
э к с к у р с и я
в
природу.
2
Поход
Апрель
7. Заповедные уголки края. 12ч. (Т-5ч., П-7ч.)
55
О с о б о
о х р а н я е м ы е
2
19
.
территории:
понятия
о
заповедниках, заказниках,
национальных парках.
56
.
З н а к о м с т в о
с
заповедниками края.
2
57
.
Охраняемые
растения
и
животные края.
1
Составление
альбома
охраняемых
растений.
1
58
.
З н а к о м с т в о
с
прибайкальским
национальным
п а р к о м :
П о
страницам
альбома
заповедника.
2
59
.
Составление
альбома
животных
Прибайкальского
национального
парка.
2
60
.
Экскурсия
в
музей
охраны
природы
ДЭБЦ.
2
Экскурсия
8. Меры для сохранения природной среды. 24ч. (Т-5ч., П-19ч.)
61
.
Введение ограничений на
строительство,
обустройство территорий.
2
62
.
Благоустройство
территорий.
2
63
.
Создание
ма ке т а
благоустроенной
территории.
2
Май
64
.
Борьба
с
нарушителями,
экологическое
воспитание.
1
Изготовление
агитационных
листовок.
1
65
.
Э к с к у р с и я
н а
близлежащую
территорию с целью
выявления
нарушителей
(раздача листовок)
2
66
Чистка
2
20
.
близлежащей
т е р р и т о р и и
о т
мусора
67
.
С у б б о т н и к
н а
территории ДЭБЦ
2
68
.
Посадка деревьев на
прилегающих
территориях.
2
69
.
Очистка
бе р е го в
реки Черемшанка от
мусора.
2
70
.
П о д г о т о в к а
к
походу.
2
71
.
П о х о д
н а
территорию парка.
2
72
.
К о н к у р с
«Green-
экспресс-стар»
2
конкурс
Содержание тем второго года обучения
1.
И снова, здравствуйте! 6ч. (Т-4ч., П-2ч.)
Теория: Вводное
занятие:
знакомство
с
планом
работы
объединения.
Природные зоны отдыха и их классификация.
Практика: Экскурсия на территорию ДЭБЦ.
2.
Безопасность человека и меры по её обеспечению. 38ч. (Т-
20ч., П-18ч.)
Теория: Опасности для здоровья и жизни: болезни, эпидемии. Туристические
болезни:
транспортная,
горная,
солнечный
удар.
Катастрофы,
аварии,
несчастные
случаи
и
их
последствия.
Стихийные
бедствия:
ураганы,
наводнения, цунами, землетрясения, извержение вулканов. Незнакомая среда.
Тактика
движения
по
незнакомой
местности
и
техника
преодоления
естественных
препятствий.
Распорядок
дня,
днёвка,
бивак,
привал,
организация холодной ночевки. Сигналы бедствия. Добыча огня. Нахождение
питьевой воды и способы её обеззараживания. Зелёная аптека. Отдых за
границей.
Практика: Фильм «Болезни и эпидемии человечества». Отработка навыков
оказания первой доврачебной помощи при туристических болезнях. Правила
поведения при стихийных бедствиях. Фильм «Стихийные бедствия и их
последствия».
Правила
поведения
в
незнакомой
среде.
Подача
сигналов
бедствия
и
добыча
огня
на
практике.
Определение
грибов
и
растений,
отработка навыков оказания первой помощи при отравлениях в турпоходе и
21
на отдыхе. Правила поведения на отдыхе за границей. Подведение итогов:
безопасность человека в рекреационной среде в форме викторины.
3.
Информационное обеспечение туристического похода 10ч. (Т-
4ч., П-6ч.)
Теория:
Путеводители
и
туристические
атласы,
топографические
и
туристические
карты.
Отчеты
о
походах
и
экспедициях.
Маршрутные
документы.
Практика:
Топографическая
съёмка
местности,
составление
карты-схемы.
Определение сторон горизонта разными способами. Инструктаж по технике
безопасности в туристическом походе.
4.
Природный комплекс как ресурс туризма в регионе. 24ч. (Т-
18ч., П-6ч.)
Теория: Географическое положение региона, площадь территории, характер
поверхности, климат, биоресурсы. Классификация природных зон отдыха.
Природопользование
и
стадии
его
развития.
Виды
природоохранных
мероприятий
в
туризме.
Экологические
последствия
использования
зон
отдыха. Особенности экологических проблем в регионе. Природопользование
и
место
в
нем
туристической
деятельности.
Проблемы
потребления
про странства.
Экологиче ские
по следствия
развития
ту р и зм а .
Ресурсосберегающие
технологии
в
туризме.
Туристические
возможности
родного края.
Практика:
Создание
экологической
карты
местности.
Игра:
«Экослед
человека»..
5.
Процессы
и
явления,
разрушающие
ресурсы
природной
среды. 20ч. (Т-8ч., П-12ч.).
Теория: Загрязнение городского воздуха и меры по его охране. Природные
процессы:
выветривание,
пожар,
заболачивание,
абразии.
Антропогенные
процессы: загрязнение-замусоривание, загазованность, шум, сточные воды.
Вытеснение:
вытаптывание,
браконьерство,
уничтожение
природных
ландшафтов.
Практика:
Экскурсия
в
район
ТЭЦ-12
с
целью
выявления
загрязнения
воздуха.
Фильм
«Природные
процессы,
антропогенные
процессы,
разрушающие ресурсы природной среды, вытеснение природных ресурсов».
Изготовление экологических листовок и плакатов. Агитация населения.
6.
Встаём на лыжи! 10ч. (Т-6ч., П-4ч.).
Теория:
Климат
и
погода
в
регионе.
Изменение
климата
в
регионе.
Особенности зимнего похода.
Практика: Экскурсия наблюдения за погодой. Лыжный поход «Экскурсия в
природу».
22
7.
Заповедные уголки края 12ч. (Т-5ч., П-7ч.).
Теория: Особо охраняемые территории: понятия о заповедниках, заказниках,
национальных
парках.
Знакомство
с
заповедниками
края.
Охраняемые
растения и животные края.
Практика:
Составление
альбома
охраняемых
растений.
Знакомство
с
прибайкальским
национальным
парком.
Составление
альбома
животных
Прибайкальского национального парка. Экскурсия в музей природы
8.
Меры для сохранения природной среды. 24ч. (Т-5ч., П-19ч.)
Теория: Введение ограничений, обустройство территорий. Строительство и
благоустройство
территорий.
Борьба
с
нарушителями,
экологическое
воспитание.
Практика:
Создание
макета
благоустроенной
территории.
Изготовление
агитационных листовок. Экскурсия на близлежащую территорию с целью
выявления нарушителей (раздача листовок). Чистка близлежащей территории
от
мусора.
Субботник
на
территории
ДЭБЦ.
Посадка
деревьев
на
прилегающих территориях. Очистка берегов реки Черемшанка от мусора.
Подготовка к походу.
Поход на территорию парка. Подведение итогов:
Конкурс «Грин-экспресс Стар»
Календарный учебный график
Группы
по годам
обучения
I полугодие
Кол-во
учебны
х
недель
Дата и
продолжи
тельность
каникул
II полугодие
Кол-во
учебны
х
недель
Общее
кол-во
учебных
недель
Промеж
уточная
аттестац
ия
начало
оконча
ние
начало
оконч
ание
Группа
1
года
обучения
12.-
09.2016
30.12.
2016
16
27.12.2016
11.01.
2017
20.05.
2017
19
35
Игровая
программ
а
Группа
2
года
обучения
12.-
09.2016
30.12.
2016
16
27.12.2016
11.01.
2017
20.05.
2017
19
35
Конкурс
23
Методическое обеспечение
Игры:
«Я–турист»,
«Кто
я
тебе?»,
«Поле
чудес»,
«Экослед
человека»,
«Соберись в поход с друзьями»;
Соревнование «Что бы ни случилось - мы не пропадем!»;
Фильмы:
«Экологические
проблемы
планеты»,
«Болезни
и
эпидемии
человечества», «Стихийные бедствия и их последствия», «Туризм в регионе»,
«Вытеснение природных ресурсов»;
Набор топографических знаков;
Тесты: «Я - Сибиряк».
24
Материально-техническое обеспечение:
Палатка
Веревка
Бинокль
Топор
Медицинская аптечка
Линейки
Транспортиры
Ручки
Карандаши
Диски с записями лесных голосов
Рюкзак
Компас
Котелки
Лопата
Коврики
Фонари
Канистры
Пила
Секундомер
Мячи
25
Список литературы
для педагога
1.
Балабанова
В.В.,
Максимцева
Т.А.
Предметные
недели
в
школе:
биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2003.
– 367 с.
2.
Борейко В.Е., Грищенко В.Н. Спутник юного защитника природы. -
Новосибирск: Изд-во Фламинго, 2003. – 321 с.
3.
Махнева
М.Д.,
Князева.
Приобщение
младших
школьников
к
краеведению и истории России. - М.: Изд-во АРКТИ, 2005. – 276 с.
4.
Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. - М.:
Просвещение, 2000. – 256 с.
5.
Попова
Т.А.
Экология
в
школе:
Мониторинг
природной
среды:
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 124 с.
6.
Старосенко
Г.П.,
Пастухова
Н.А.
Современные
открытые
уроки
естествознания и истории. 3-4 классы. - Ростов-н\Д.: Феникс, 2002. –
314 с.
7.
Сухаревская Е.Ю. Технологии интегрированного урока. - М.: Изд-во
«УЧИТЕЛЬ», 2003. – 203 с.
для детей
26
8.
Покидаева Т.А. Новая детская энциклопедия. - М.: ООО Издательская
Группа Аттикус, 2008. – 418 с.
9.
Рябцев
В.В.
Альбом-путеводитель
Прибайкальский
национальный
парк. - М.: ООО Стиль-МГ, 2011. – 527 с.
10.Устинов С.К. Эколог леший и его соседи. - Иркутск: Сибирская книга,
2011. – 182 с.
ТЕСТ ПО ПРОГРАММЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.
Какого зверя не встретишь в лесах Сибири? (10Б)
o
Медведь
o
Зебра
o
Олень
2.
Найдите и отметьте герб города Черемхово (10Б)
3.
Что называют «жемчужиной» Сибири? Отметьте на карте (20Б)
27
4.
Наука, изучающая гербы и флаги: (10Б)
o
Нумизматика
o
Геральдика
o
Орнитология
5.
Дайте определение: «Красная» книга – это…(10Б)
6.
Назовите главную реку края (10Б)
o
Обь
o
Нева
o
Ангара
7.
Найдите известный памятник города. Кому он посвящен? (20Б)
8.
Научная дисциплина, изучающая методы изображения географических
элементов местности на основе съёмочных работ это: (10Б)
o
География
o
Топография
o
Биография
28
ТЕСТ ПО ПРОГРАММЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Особо охраняемые территории (15Б)
2. Что обозначает данная картинка, воспроизведенная в реальных
условиях? (10Б)
3. Процессы, разрушающие ресурсы природной среды(15Б)
4. Назовите, что относится к природным зонам отдыха (10Б)
5. Почему аптеку называют «зеленой»? (10Б)
29
o
Она зеленого цвета
o
Все её компоненты можно найти в лесу или лугу
6. Каким способом можно определить стороны горизонта? (15Б)
o
По направлению ветра
o
По звездам
o
По карте и компасу
o
По муравейнику
7. Обязательно ли в походе обеззараживать добытую воду? Почему?(15Б)
8.
Что такое стихийные бедствия? (10Б)
30