Напоминание

"Green - экспресс"


Автор: Медникова Инна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ДЭБЦ
Населённый пункт: г.Черемхово
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Green - экспресс"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МУДО ДЭБЦ

г. Черемхово Матвеева В.В. ________

Приказ № ___ от _ сентября 201_ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«GREEN-ЭКСПРЕСС»

срок реализации: 2 года

возраст обучающихся: 7-12 лет

Разработчик: Медникова

Инна Анатольевна,

педагог

дополнительного

образования

Черемхово, 2016

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………..….3

2. Учебно – тематический план программы……………………………………8

3. Содержание программы………………………….…………………………13

4. Календарный учебный график…………………………......………………24

5. Методическое обеспечение……………………………………………..........25

6. Материально – техническое обеспечение………………………………….26

7. Литература…………………………………………………………………….27

2

Пояснительная записка

Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность и

основана на авторской разработке К. Ю. Бабицкого «По родному краю» (г.

Дальнереченск).

Экология,

туризм

и

краеведение

играют

огромную

роль

в

формировании чувства патриотизма в каждом человеке и в наиболее полной

форме реализуют заложенные в каждом человеке энергетический и духовный

потенциал. Туризм является одним из сложных видов деятельности, который

позволяет человеку развивать все сферы личности, начиная от физических и

волевых

свойств

и

заканчивая

интеллектуальными

нравственными

и

коммуникативными

качествами.

Организованный

и

педагогически

направленный

коллектив

противостоит

негативному

влиянию

девиантных

группировок и позволяет вовлечь в него детей так называемой «группы

риска», а так же способствует формированию здорового образа жизни и

социально-активной

гражданской

позиции.

Сформированный

уровень

экологической культуры общества крайне недостаточен, не сформирована

внутренняя мотивация к сохранению окружающей среды.

Данная

программа

предполагает

формирование

экологической

культуры

путем

экологического

воспитания

через

практическую

деятельность обучающихся и направлена на местные проблемы.

Программа ориентирована на детей 8 - 12 лет и рассчитана на 2 года

обучения. Один год рассчитан на 144 часа, из них: 1-ый год обучения: теория

- 66ч. и практика - 78ч., второй год обучения теория - 72ч., практика - 72ч.

Все обучающиеся поделены на группы, каждая из которых состоит из

12 человек. Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю.

Дети набираются в группы без предъявления требований к базовым

знаниям. Занятия доступны для всех желающих.

Каждый ребенок имеет возможность проявить себя и это очень важно

для формирования уверенности в себе и чувства своей значимости в общей

работе.

По

уровню

освоения

программа

является:

специализированной

и

направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими

знаний и умений, а так же формирование навыков на уровне практического

применения.

По форме организации содержания: интегрированной.

По степени авторства: модифицированной.

Цели и задачи.

Программа направлена на достижение следующей цели:

- формирование эмоционального восприятия окружающего мира через

понятие роли краеведения, экологии и туризма.

Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

3

1.

Формировать индивидуальный опыт творческой деятельности в

ходе изучения истории и экологии родного края

2.

Развивать

эколого-туристические

навыки,

умение

наблюдать,

сравнивать, анализировать, делать логические выводы.

3.

Развивать умение свободно формировать и излагать свои мысли в

виде докладов и сообщений.

4.

Повышать интерес к истории Отечества и углублять эколого-

краеведческие знания.

5.

Воспитывать у школьников любовь и уважение к родной земле.

Новизной

образовательной

программы

является

интеграция

ею

различных

областей

знаний:

истории,

краеведения,

экологии,

географии,

этнографии,

биологии,

основ

безопасности

жизнедеятельности.

Она

дает

возможность

расширить

и

обогатить

знания

школьного

курса.

Занятия

экологическим

туризмом

дают

возможность

школьникам

лучше

узнать

и

изучить свой край, научиться ориентироваться на местности, наблюдать мир

и делать сопоставления. Тем самым формируется система представлений о

природных комплексах. Экскурсии и исследования позволяют в полной мере

раскрыть

эстетический

и

познавательный

потенциал

мира

природы

и

сформировать стратегию индивидуального поведения в природной среде и

отношения к людям.

Применительно

к

данной

программе

интеграция

имеет

несколько

значений:

Во-первых, ученик получает целостное представление об окружающем

мире,

он

представляет

мир

как

единое

целое,

в

котором

все

элементы

связаны.

Во-вторых, развивается творческое мышление учащихся, а полученные

знания

они

могут

применить

в

реальных

условиях.

Формируются

личностные качества, направленные на доброе отношение к природе, людям,

труду и жизни в целом.

В-третьих,

активизируется

учебно-познавательная

деятельность

учащихся, а так же снимается перенапряжение и утомляемость.

Базовые принципы программы:

Гуманистический предполагает,

что

главным

в

педагогическом

процессе является ребенок, его развитие, воспитание и обучение. Вера в

ребенка, а так же поддержка его устремлений к самореализации должны

сменить излишнюю требовательность и чрезмерный контроль.

Доступности

Работа по реализации данной программы строится с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей обучающихся. Исходя из этого принципа,

преподавание материала ведется постепенно с увеличением трудностей от

простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип выбора

4

Без предоставления выбора не возможно развитие индивидуальных

особенностей ребенка. Поэтому целесообразнее, чтобы ребенок жил, учился

и воспитывался в условиях постоянного выбора.

Этапы реализации программы

Первый год обучения:

Задачи:

1.

Сформировать

начальные

знания

по

истории

родного

края

и

города, экологии, туризму.

2.

Приобщить

обучающихся

к

истокам

народной

культуры,

формировать внимание, уважение к людям, воспитывать культуру поведения

и бережного отношения к истории и природе родного края.

3.

Развивать первичные навыки самостоятельных исследований.

Первый

год

обучения

формирует

эмоциональное

восприятие

окружающего мира через понятие роли краеведения, экологии и туризма. На

данном этапе обучения предусматривается знакомство с историей родного

края, города и школы, а так же знакомство с известными и знаменитыми

людьми города и края. Дети будут учиться составлять родословную своей

семьи, изучать растительный и животный мир, а так же водоемы родного

края.

Обучающиеся

получают

начальные

сведения

по

охране

природы,

постигают азбуку туризма, из которой узнают о подготовке и поведении

походов,

топографических

картах

и

знаках,

понятиях

ориентирования,

о

поведении в экстремальных ситуациях.

Второй год обучения:

Задачи:

1.

Сформировать

начальные

знания

о

понятии:

природно-

рекреационные ресурсы и их классификация.

2.

Приобщить обучающихся к правилам поведения при стихийных

бедствиях и в незнакомой среде.

3.

Развивать первичные навыки работы самостоятельно и в группе.

Второй

год

обучения

формирует

эмоциональное

восприятие

окружающего мира через понятие роли человека в рекреационной среде. На

данном

этапе

обучения

предусматривается

знакомство

с

разнообразием

туристических болезней, катастроф, аварий,

несчастных случаев, стихийных

бедствий, а так же с правилами поведения в нестандартных ситуациях. Дети

будут

учиться

оказывать

первую

помощь

при

туристических

болезнях,

поведению

при

стихийных

бедствиях,

авариях,

катастрофах,

подавать

сигналы

бедствия,

добывать

огонь,

очищать

воду,

определять

ядовитые

растения и грибы.

Контрольно-диагностическая деятельность

Ее целью является выявление уровня развития способностей ребенка и

их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

Формы промежуточной аттестации:

5

1.

Собеседование

2.

Тестирование

3.

Выполнение нормативов

4.

Защита работ

5.

Соревнования

6.

Научно-практическая конференция

7.

Итоговое занятие

Критерии отслеживания

1.

Оценка

знания

терминологии,

получаемой

в

рамках

курса

обучения.

2.

Проверка способности наблюдать явления живой природы.

3.

Оценка навыка правильно осознавать увиденное в природе.

4.

Оценка выполнения туристических норм и правил поведения в

природе.

5.

Участие в различных конкурсах и слетах.

Ожидаемый результат

Включенность

ребёнка

в

мир

живой

природы,

его

потребность

в

общении

с

ней,

активная

природоохранная

деятельность.

Потребность

в

изучении истории родного края, сохранение его культурно-исторического

наследия. По окончании первого года обучающиеся должны знать:

1.

Экологические и туристические термины и понятия

2.

Историю родного города, края и школы

3.

Понятие родословной

4.

Топографические знаки

5.

Правила поведения в природе

6.

Понятие «красной» книги

А так же должны уметь:

1.

Работать с картами

2.

Составлять генеалогическое древо

3.

Правильно

собраться

в

поход

и

подготовить

необходимые

документы

4.

Определять стороны света разными способами

5.

Оказывать первую помощь в различных ситуациях

По окончании второго года обучающиеся должны знать:

1.

Опасности для здоровья и жизни: болезни, эпидемии.

2.

Катастрофы, аварии, несчастные случаи и их последствия.

3.

Экологические последствия развития туризма.

4.

Природные

процессы:

выветривание,

пожар,

заболачивание,

абразии.

5.

Антропогенные

процессы:

загрязнение-замусоривание,

загазованность, шум, сточные воды.

6.

Меры для сохранения природной среды.

7.

Заповедные уголки края.

6

Должны уметь:

1.

Оказывать первую помощь при туристических болезнях.

2.

Правильно вести себя при стихийных бедствиях.

3.

Правильно вести себя в незнакомой среде.

4.

Подавать сигналы бедствия.

5.

Определять ядовитые грибы и растения.

6.

Правильно вести себя на отдыхе за границей.

Важным

условием

приобщения

детей

к

краеведению,

экологии

и

туризму

является

воспитательная

работа.

Поэтому,

в

рамках

данной

программы осуществляются различные по форме мероприятия:

1.

Туристические соревнования

2.

Экологические акции

3.

Дни памяти

4.

Природоохранные акции

5.

Походы

6.

Встречи с ветеранами

7.

Экскурсии

8.

Выставки

7

Учебно-тематический план первого года обучения

п.

п

Теория

час

ы

Практика

час

ы

Форма

промежуточной

аттестации

Сентябрь

1.

Здравствуй, друг! 4ч. (Т-2ч, П-2ч.)

1.

Вводное занятие. Что

изучает

краеведение,

экология и туризм.

2

2.

Э к с к у р с и я

п о

территории

Д ЭБЦ,

з н а ко м с т в о

с

е г о

историей

2

2.

Земля - наш дом. 10ч. (Т-6ч. П-4ч.)

3.

З е м л я

д о

н а ч а л а

времен

2

4.

Атмосфера,

гидросфера, биосфера

2

5.

Экологические

проблемы

1

П р о с м от р

ф и л ь м а

«Экологические

проблемы планеты»

1

6.

Экскурсия

в

природу

(выявление

экологических

проблем)

2

Октябрь

7.

Разнообразие

ж и в о т н о г о

и

растительного мира

1

Игра «Поле чудес»

1

Игра

3.

Времена года для туриста 6ч. (Т-4ч. П-2ч.)

8.

Климат, погода

2

9.

Сезонные изменения в

природе

1

Особенности

туристического похода

1

10

.

Сезонные изменения в

природе

1

Игра «Я - турист»

1

Игра

8

4.

Я живу в Сибири. 8ч. (Т-4. П-4ч.)

11.

Географическое

положение

1

Работа с картой

1

12

.

Водная система

1

Работа с картой

1

13

.

Природные

особенности

2

14

.

Фильм

«Жемчужина

Сибири»

2

Тестирование

Ноябрь

5.

Мой город. 18ч. (Т-8ч. П-10ч.)

15

.

Название

города,

его

история

2

16

.

Символика города

1

Изготовление

герба

города

1

17

.

Экскурсия

в

музей

истории Черембасса

2

18

.

Улицы города

1

Моя улица

1

19

.

Город в военное время

(гражданская, ВОВ)

2

20

.

Н а ш и

б а б у ш к и

и

дедушки

во

время

войны (воспоминания)

2

21

.

Известные

памятники

города

2

22

.

Город в лицах (фото)

2

23

.

Э к с к у р с и я

п о

знаменитым

памятникам города

2

Экскурсия

Декабрь

6.

Моя родная школа. 8ч. (Т-4ч. П-4ч.)

24

.

М о я

ш к о л а ,

г д е

расположена,

когда

построена.

2

25

.

Экскурсия

по

школе,

беседа с учителями.

2

26

.

Ш к о л а

в

р а з н ы е

времена

2

9

27

.

Беседа «Я и моя семья

в

истории

школы»,

в и к т о р и н а

« М о я

школа»

2

Викторина

7.

Мой дом – моя крепость. 12ч. (Т-4ч. П- 8ч.)

28

.

Понятие родословной

2

29

.

Родословная семьи

1

Я

и

м о я

с е м ь я

(анкетирование)

1

30

.

Беседа «Где и когда я

родился,

семейные

традиции»

2

Январь

31

.

Генеалогическое древо

1

Составление

генеалогического

древа

1

32

.

Где

родился,

там

и

пригодился

2

33

.

Ролевая

игра

«Кто

я

тебе?»

2

Ролевая игра

8.

Красная книга родного края. 10ч. (Т-4ч. П-6ч.)

34

.

Понятие

«красной»

книги

2

35

.

Растения

и

животные

края,

занесенные

в

Красную книгу

2

36

.

Экскурсия

в

музей

о х р а н ы

п р и р о д ы

Д Э Б Ц

« Р е д к и е

животные

Иркутской

области»

2

37

.

Составление

Красной

к н и г и

И р к у т с к о й

области

2

38

.

Практикум

«Изготовление

листовок

и

плакатов

«Сохраним

краснокнижников»

2

Практикум

Февраль

9.

Наш край - его прошлое и настоящее. 14ч. (Т-6ч. П-8ч.)

10

39

.

История

Иркутской

о бл а с т и

в

р а з н ы е

исторические эпохи

2

40

.

Н а ш

к р а й

и

е г о

настоящее

2

41

.

Доклады «Мой край и

его история»

2

42

.

З н а м е н и т ы е

л юд и

города и о

2

43

.

Встреча с известными

людьми

2

44

.

Конкурс сочинений «Я

- знаменитость»

2

45

Практикум

«Создание

альбома «Наш край»

2

Практикум

Март

10. Народное наследие. 8ч. (Т-4ч., П-4ч.)

46

.

Этнический

со став

н а с е л е н и я ,

я з ы к ,

одежда

1

Интерактивная

игра

«Угадай

национальность»

1

47

.

Образ

жизни

народов

Сибири,

т радиции,

ремесла

1

Мастер-класс

«Кукла-

оберег»

1

48

.

М а л а я

Р о д и н а

частичка России

2

49

.

Практикум

«Создание

альбома о традициях и

ремеслах города»

2

практикум

11. Мы собираемся в поход. 34ч. (Т-17ч., П-17ч.)

50

.

В и д ы

п о х о д о в ,

походные должности

2

51

.

Разработка

маршрута,

походные документы

2

52

.

Составление

маршрута

однодневного похода

2

53

.

Топография,

топографические

знаки, карты, компас

2

Апрель

54

.

Определение

сторон

горизонта

разными

2

11

способами

55

.

Личное

и

командное

снаряжение,

режим

похода

2

56

.

Распределение

обязанностей,

организация питания

2

57

.

Туристские узлы

1

Вязка узлов

1

58

.

Подготовка,

упаковка

и хранение продуктов

в походе

2

59

.

Походная

аптечка

и

ремонтный набор

2

60

.

Игра:

«Соберись

в

поход с друзьями»

2

61

.

О к а з а н и е

п е р в о й

п о м о щ и

п р и

термических

ожогах,

солнечном ударе

2

62

.

О к а з а н и е

п е р в о й

помощи

при

Ушибах,

переломах, ссадинах

2

Май

63

.

О к а з а н и е

п е р в о й

п о м о щ и

п р и

отравлениях

2

64

.

Переправа через реку

п о

б р е в н у ,

п о

параллельно

натянутым веревкам

2

65

.

Разжигание

ко стра,

установка

и

снятие

палатки

2

66

.

Туристический квест

«Мы

отправились

в

поход»

2

Туристический

квест

12. В дружбе с природой. 12ч. (Т- 3ч., П-9ч.)

67

.

Правила

поведения

в

природе

2

68

.

Правила поведения на

водоемах

1

О к а з а н и е

п е р в о й

помощи

и

спасение

утопающего

1

12

69

.

Игра: «На лугу, в лесу,

пруду – я с природою

дружу»

2

70

.

Изготовление

листовок

«Правила

поведения в природе»

2

71

.

Раздача

листовок

на

улицах города

2

72

.

Игровая

программа

«Умники и умницы»

2

Игра

Содержание программы

Первый год обучения

1.

Здравствуй, друг! 4ч. (Т-2ч, П-2ч.)

Теория: Вводное занятие. Что изучает краеведение, экология и туризм.

Практика: Экскурсия по территории ДЭБЦ и его отделам, знакомство с его

историей (просмотр фильма).

2.

Земля - наш дом 10ч. (Т-6ч, П-4ч.)

Теория:

Земля

до

начала

времен.

Понятие

и

расположение

атмосферы,

гидросферы и биосферы. Экологические проблемы. Изучение разнообразия

животного и растительного мира планеты.

Практика:

Просмотр

фильма

«Экологические

проблемы».

Экскурсия

в

природу с целью выявления экологических проблем. Просмотр фильма -

презентации «Заморские гости».

3.

Времена года для туриста 6ч. (Т-4ч, П-2ч.)

Теория: Климат и погода, сезонные изменения в природе.

Практика: Особенности туристического похода (осень, зама; весна, лето).

4.

Я живу в Сибири 8ч. (Т-4ч, П-4ч.)

Теория: Географическое положение Сибири, ее водная система и природные

особенности.

Практика: Работа с картой. Просмотр фильма «Жемчужина Сибири».

5.

Мой город 18ч. (Т-8ч, П-10ч.)

Теория: Название города, его история, символика, улицы. Город в военное

время (гражданская, ВОВ), известные памятники города.

Практика: Изготовление герба города, экскурсия в музей истории Черембасса,

история названий улиц города, рассказы детей о воспоминаниях бабушек и

13

дедушек,

экскурсия

по

знаменитым

памятникам

города,

просмотр

фотографий «Город в лицах».

6.

Моя родная школа 8ч. (Т-4ч, П-4ч.)

Теория: Моя школа, где расположена, когда построена. Школа в разные

времена.

Практика: Экскурсия по школе, беседа с учителями. Беседа «Я и моя семья в

истории школы».

7.

Мой дом – моя крепость 12ч. (Т-4ч, П-8ч.)

Теория: Понятие родословной. Родословная семьи. Генеалогическое древо

Практика: Анкетирование «Я и моя семья». Беседа «Где и когда я родился».

Составление

генеалогического

древа.

Беседа

«Где

родился,

там

и

пригодился». Составление семейного альбома.

8.

Красная книга края 10ч. (Т-4ч, П-6ч.)

Теория: Понятие «красной» книги. Растения и животные края, занесенные в

Красную книгу.

Практика:

Экскурсия

в

музей

ДЭБЦ.

Составление

Красной

книги

края.

Изготовление листовок «Сохраним животный мир края».

9.

Наш край – его прошлое и настоящее 14ч. (Т-6ч, П-8ч.)

Теория: История края в разные исторические эпохи. Край и его настоящее.

Знаменитые люди края и города.

Практика: Чтение сочинений, рефератов «Наш край и его история». Создание

альбома «Наш край». Встреча с интересными людьми. Составление реферата

с описанием жизненного пути известного человека.

10. Народное наследие 8ч. (Т-4ч, П-4ч.)

Теория:

Этнический

состав

населения,

язык,

традиции,

образ

жизни,

традиции, ремесла. Малая Родина - частичка России.

Практика: Создание альбома о традициях и ремеслах города. Беседа «Я и моя

семья в истории города».

11. Мы собираемся в поход 34ч. (Т-17ч, П-17ч.)

Теория:

Виды

походов,

походные

должности.

Разработка

маршрутов,

походные документы. Топография, топографические знаки, карты компас.

Личное

и

командное

снаряжение,

режим

похода.

Распределение

обязанностей, организация питания. Туристские узлы. Подготовка, упаковка

и

хранение

продуктов

в

походе.

Походная

аптечка

и

ремонтный

набор.

Переправа через реку по бревну, параллельно натянутым веревкам.

Практика: Составление маршрута однодневного похода. Определение сторон

горизонта разными способами. Вязка туристских узлов. Игра «Соберись в

поход

с

друзьями».

Оказание

первой

помощи

при

термических

ожогах,

14

солнечном ударе, ушибах, ссадинах, переломах и отравлениях. Разжигание

костра и установка палатки. Игра «Мы отправились в поход».

12. В дружбе с природой 12ч. (Т-3ч, П-9ч.)

Теория: Правила поведения в природе и на водоемах.

Практика: Оказание первой помощи и спасение утопающего. Игра «На лугу, в

лесу,

пруду

-

я

с

природою

дружу».

Изготовление

листовок

«Правила

поведения

в

природе

и

водоемах»,

раздача

листовок

на

улицах

города.

Подведение итогов: тестирование по пройденному курсу обучения, вручение

сертификатов.

Учебно-тематический план

второго года обучения

п/

п

Теория

час

ы

Практика

час

ы

Форма

промежуточной

аттестации

Сентябрь

1.

И снова, здравствуйте! 6ч. (Т-4ч., П-2ч.)

1.

В в о д н о е

з а н я т и е .

Знакомство

с

планом

работы объединения.

2

2.

Экскурсия по ДЭБЦ

2

3.

Природные зоны отдыха

и их классификация

2

2.Безопасность человека и меры по её обеспечению. 38ч. (Т-20ч., П-18ч.)

4.

Опасности для здоровья и

ж и з н и :

б о л е з н и ,

эпидемии.

2

5.

Фильм:

болезни

и

эпидемии

человечества

2

6.

Туристические

болезни:

транспортная,

горная,

солнечный удар.

2

Октябрь

7.

Отработка

навыков

оказания

п е р во й

2

15

п о м о щ и

п р и

туристических

болезнях.

8.

Кат аст рофы,

а в а р и и ,

несчастные

случаи

и

их

последствия.

2

9.

Стихийные

б е д с т в и я :

ураганы, наводнения.

1

Правила

поведения

п р и

с т и х и й н ы х

бедствиях.

1

10

.

Стихийные

б е д с т в и я :

цунами,

землетрясения,

извержения вулканов.

1

Практикум

«составление

алгоритма действий

п р и

с т и х и й н ы х

бедствиях»

1

11.

Фильм:

стихийные

б е д с т в и я

и

и х

последствия.

2

12

.

Незнакомая среда.

1

Правила

поведения

в незнакомой среде.

1

13

.

Тактика

движения

по

незнакомой

местности

и

техника

п р е од ол е н и я

естественных

препятствий.

2

14

.

Распорядок

дня,

днёвка,

б и в а к ,

п р и в а л ,

организация

холодной

ночевки, питание.

2

Ноябрь

15

.

Сигналы бедствия.

1

Подача

сиг на лов

бедствия.

1

16

.

Добыча огня.

1

Добыча

огня

н а

практике.

1

17

.

Нахождение

питьевой

в о д ы

и

е ё

обеззараживание.

2

18

.

Зелёная аптека.

2

19

.

Определение

ядовитых

грибов

и

растений.

2

20

.

Отработка

навыков

оказания

п е р во й

2

16

помощи.

21

.

Отдых за границей.

1

Правила

поведения

н а

о т д ы х е

з а

границей.

1

22

.

Соревнование

«Что

бы

ни

случилось,

мы не пропадём»

2

Соревнование

Декабрь

3.Информационное обеспечение туристического похода. 10ч. (Т-

4ч., П-6ч.)

23

.

П у т е в о д и т е л и

и

туристические

атласы,

т о п о г р а ф и ч е с к и е

и

туристические карты.

2

24

.

Топографические знаки

Составление

памятки

«топографические

знаки»

2

Уп р а ж н е н и я

н а

запоминание

топографических

знаков.

Топографический

диктант

25

.

Определение сторон

горизонта

разными

способами.

2

26

.

Отчеты

о

походах

и

экспедициях.

1

Практикум

дневник туриста

1

27

.

Практикум

«Составление

топографической

карты

по

местным

предметам»

2

Практикум

4.Природный комплекс как ресурс туризма в регионе.24ч. (Т-18ч., П-6ч.)

28

.

Характеристика региона

1

Познавательная

игра «Моя Сибирь»

Флора и фауна Иркутской

области.

29

.

Классификация

природных ресурсов.

2

30

.

Природопользование

и

стадии его развития

2

17

Январь

31

.

Виды

природоохранных

мероприятий в туризме.

2

32

.

Особенности

экологических проблем в

регионе.

2

33

.

Экскурсия

«Выявление

экологических

проблем города»

2

34

.

Создание

экологической

схемы местности.

2

35

.

Природопользование

и

м е с т о

в

н е м

туристической

деятельности.

2

36

.

Проблемы

потребления

пространства

1

И г р а :

« Э ко с л е д

человека».

1

37

.

Экологические

последствия

развития

туризма.

2

38

.

Туристические

возможности

р одно го

края.

1

Просмотр

фильма

«Туризм в регионе»

39

.

П р а в и л а

п о в е д е н и я

туриста в природе

Практикум

«Разработка

памятки

«Правильный

туризм»

1

Практикум

Февраль

5.Процессы и явления, разрушающие ресурсы природной среды.

16ч. (Т-6ч., П-10ч.)

40

.

Природные

проце ссы:

выветривание,

пожар,

заболачивание, абразии.

2

41

.

Фильм:

природные

процессы,

разрушающие

ресурсы

природной

среды.

2

42

.

Антропогенные

процессы:

загрязнение-

2

18

замусоривание,

загазованно сть,

шум,

сточные воды.

43

.

Загрязнение

воздуха

в

городе

и

меры

по

его

охране.

2

44

.

Экскурсия

в

район

ТЭЦ-12.

2

45

.

Фильм

«Антропогенные

процессы»

2

46

.

Вытеснение

природных

ресурсов:

вытаптывание,

браконьерство,

уничтожение

природных

ландшафтов.

1

Фильм:

вытеснение

природных

ресурсов.

1

47

.

Э к с к у р с и я

в

реликтовую рощу

2

48

.

Изготовление

экологических

л и с т о в о к

и

плакатов.

2

49

.

Викторина

«факторы,

разрушающие

природные

ресурсы»

2

Викторина

Март

6. Встаём на лыжи! 4ч. (Т-2ч., П-2ч.)

50

.

К л и м а т

и

п о г о д а

в

регионе.

51

.

Изменение

климата

в

регионе.

52

.

Экскурсия:

Н а б л ю д е н и е

з а

погодой.

53

.

Особенности

зимнего

похода.

2

54

.

Л ы ж н ы й

п о х о д :

э к с к у р с и я

в

природу.

2

Поход

Апрель

7. Заповедные уголки края. 12ч. (Т-5ч., П-7ч.)

55

О с о б о

о х р а н я е м ы е

2

19

.

территории:

понятия

о

заповедниках, заказниках,

национальных парках.

56

.

З н а к о м с т в о

с

заповедниками края.

2

57

.

Охраняемые

растения

и

животные края.

1

Составление

альбома

охраняемых

растений.

1

58

.

З н а к о м с т в о

с

прибайкальским

национальным

п а р к о м :

П о

страницам

альбома

заповедника.

2

59

.

Составление

альбома

животных

Прибайкальского

национального

парка.

2

60

.

Экскурсия

в

музей

охраны

природы

ДЭБЦ.

2

Экскурсия

8. Меры для сохранения природной среды. 24ч. (Т-5ч., П-19ч.)

61

.

Введение ограничений на

строительство,

обустройство территорий.

2

62

.

Благоустройство

территорий.

2

63

.

Создание

ма ке т а

благоустроенной

территории.

2

Май

64

.

Борьба

с

нарушителями,

экологическое

воспитание.

1

Изготовление

агитационных

листовок.

1

65

.

Э к с к у р с и я

н а

близлежащую

территорию с целью

выявления

нарушителей

(раздача листовок)

2

66

Чистка

2

20

.

близлежащей

т е р р и т о р и и

о т

мусора

67

.

С у б б о т н и к

н а

территории ДЭБЦ

2

68

.

Посадка деревьев на

прилегающих

территориях.

2

69

.

Очистка

бе р е го в

реки Черемшанка от

мусора.

2

70

.

П о д г о т о в к а

к

походу.

2

71

.

П о х о д

н а

территорию парка.

2

72

.

К о н к у р с

«Green-

экспресс-стар»

2

конкурс

Содержание тем второго года обучения

1.

И снова, здравствуйте! 6ч. (Т-4ч., П-2ч.)

Теория: Вводное

занятие:

знакомство

с

планом

работы

объединения.

Природные зоны отдыха и их классификация.

Практика: Экскурсия на территорию ДЭБЦ.

2.

Безопасность человека и меры по её обеспечению. 38ч. (Т-

20ч., П-18ч.)

Теория: Опасности для здоровья и жизни: болезни, эпидемии. Туристические

болезни:

транспортная,

горная,

солнечный

удар.

Катастрофы,

аварии,

несчастные

случаи

и

их

последствия.

Стихийные

бедствия:

ураганы,

наводнения, цунами, землетрясения, извержение вулканов. Незнакомая среда.

Тактика

движения

по

незнакомой

местности

и

техника

преодоления

естественных

препятствий.

Распорядок

дня,

днёвка,

бивак,

привал,

организация холодной ночевки. Сигналы бедствия. Добыча огня. Нахождение

питьевой воды и способы её обеззараживания. Зелёная аптека. Отдых за

границей.

Практика: Фильм «Болезни и эпидемии человечества». Отработка навыков

оказания первой доврачебной помощи при туристических болезнях. Правила

поведения при стихийных бедствиях. Фильм «Стихийные бедствия и их

последствия».

Правила

поведения

в

незнакомой

среде.

Подача

сигналов

бедствия

и

добыча

огня

на

практике.

Определение

грибов

и

растений,

отработка навыков оказания первой помощи при отравлениях в турпоходе и

21

на отдыхе. Правила поведения на отдыхе за границей. Подведение итогов:

безопасность человека в рекреационной среде в форме викторины.

3.

Информационное обеспечение туристического похода 10ч. (Т-

4ч., П-6ч.)

Теория:

Путеводители

и

туристические

атласы,

топографические

и

туристические

карты.

Отчеты

о

походах

и

экспедициях.

Маршрутные

документы.

Практика:

Топографическая

съёмка

местности,

составление

карты-схемы.

Определение сторон горизонта разными способами. Инструктаж по технике

безопасности в туристическом походе.

4.

Природный комплекс как ресурс туризма в регионе. 24ч. (Т-

18ч., П-6ч.)

Теория: Географическое положение региона, площадь территории, характер

поверхности, климат, биоресурсы. Классификация природных зон отдыха.

Природопользование

и

стадии

его

развития.

Виды

природоохранных

мероприятий

в

туризме.

Экологические

последствия

использования

зон

отдыха. Особенности экологических проблем в регионе. Природопользование

и

место

в

нем

туристической

деятельности.

Проблемы

потребления

про странства.

Экологиче ские

по следствия

развития

ту р и зм а .

Ресурсосберегающие

технологии

в

туризме.

Туристические

возможности

родного края.

Практика:

Создание

экологической

карты

местности.

Игра:

«Экослед

человека»..

5.

Процессы

и

явления,

разрушающие

ресурсы

природной

среды. 20ч. (Т-8ч., П-12ч.).

Теория: Загрязнение городского воздуха и меры по его охране. Природные

процессы:

выветривание,

пожар,

заболачивание,

абразии.

Антропогенные

процессы: загрязнение-замусоривание, загазованность, шум, сточные воды.

Вытеснение:

вытаптывание,

браконьерство,

уничтожение

природных

ландшафтов.

Практика:

Экскурсия

в

район

ТЭЦ-12

с

целью

выявления

загрязнения

воздуха.

Фильм

«Природные

процессы,

антропогенные

процессы,

разрушающие ресурсы природной среды, вытеснение природных ресурсов».

Изготовление экологических листовок и плакатов. Агитация населения.

6.

Встаём на лыжи! 10ч. (Т-6ч., П-4ч.).

Теория:

Климат

и

погода

в

регионе.

Изменение

климата

в

регионе.

Особенности зимнего похода.

Практика: Экскурсия наблюдения за погодой. Лыжный поход «Экскурсия в

природу».

22

7.

Заповедные уголки края 12ч. (Т-5ч., П-7ч.).

Теория: Особо охраняемые территории: понятия о заповедниках, заказниках,

национальных

парках.

Знакомство

с

заповедниками

края.

Охраняемые

растения и животные края.

Практика:

Составление

альбома

охраняемых

растений.

Знакомство

с

прибайкальским

национальным

парком.

Составление

альбома

животных

Прибайкальского национального парка. Экскурсия в музей природы

8.

Меры для сохранения природной среды. 24ч. (Т-5ч., П-19ч.)

Теория: Введение ограничений, обустройство территорий. Строительство и

благоустройство

территорий.

Борьба

с

нарушителями,

экологическое

воспитание.

Практика:

Создание

макета

благоустроенной

территории.

Изготовление

агитационных листовок. Экскурсия на близлежащую территорию с целью

выявления нарушителей (раздача листовок). Чистка близлежащей территории

от

мусора.

Субботник

на

территории

ДЭБЦ.

Посадка

деревьев

на

прилегающих территориях. Очистка берегов реки Черемшанка от мусора.

Подготовка к походу.

Поход на территорию парка. Подведение итогов:

Конкурс «Грин-экспресс Стар»

Календарный учебный график

Группы

по годам

обучения

I полугодие

Кол-во

учебны

х

недель

Дата и

продолжи

тельность

каникул

II полугодие

Кол-во

учебны

х

недель

Общее

кол-во

учебных

недель

Промеж

уточная

аттестац

ия

начало

оконча

ние

начало

оконч

ание

Группа

1

года

обучения

12.-

09.2016

30.12.

2016

16

27.12.2016

11.01.

2017

20.05.

2017

19

35

Игровая

программ

а

Группа

2

года

обучения

12.-

09.2016

30.12.

2016

16

27.12.2016

11.01.

2017

20.05.

2017

19

35

Конкурс

23

Методическое обеспечение

Игры:

«Я–турист»,

«Кто

я

тебе?»,

«Поле

чудес»,

«Экослед

человека»,

«Соберись в поход с друзьями»;

Соревнование «Что бы ни случилось - мы не пропадем!»;

Фильмы:

«Экологические

проблемы

планеты»,

«Болезни

и

эпидемии

человечества», «Стихийные бедствия и их последствия», «Туризм в регионе»,

«Вытеснение природных ресурсов»;

Набор топографических знаков;

Тесты: «Я - Сибиряк».

24

Материально-техническое обеспечение:

Палатка

Веревка

Бинокль

Топор

Медицинская аптечка

Линейки

Транспортиры

Ручки

Карандаши

Диски с записями лесных голосов

Рюкзак

Компас

Котелки

Лопата

Коврики

Фонари

Канистры

Пила

Секундомер

Мячи

25

Список литературы

для педагога

1.

Балабанова

В.В.,

Максимцева

Т.А.

Предметные

недели

в

школе:

биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2003.

– 367 с.

2.

Борейко В.Е., Грищенко В.Н. Спутник юного защитника природы. -

Новосибирск: Изд-во Фламинго, 2003. – 321 с.

3.

Махнева

М.Д.,

Князева.

Приобщение

младших

школьников

к

краеведению и истории России. - М.: Изд-во АРКТИ, 2005. – 276 с.

4.

Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. - М.:

Просвещение, 2000. – 256 с.

5.

Попова

Т.А.

Экология

в

школе:

Мониторинг

природной

среды:

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 124 с.

6.

Старосенко

Г.П.,

Пастухова

Н.А.

Современные

открытые

уроки

естествознания и истории. 3-4 классы. - Ростов-н\Д.: Феникс, 2002. –

314 с.

7.

Сухаревская Е.Ю. Технологии интегрированного урока. - М.: Изд-во

«УЧИТЕЛЬ», 2003. – 203 с.

для детей

26

8.

Покидаева Т.А. Новая детская энциклопедия. - М.: ООО Издательская

Группа Аттикус, 2008. – 418 с.

9.

Рябцев

В.В.

Альбом-путеводитель

Прибайкальский

национальный

парк. - М.: ООО Стиль-МГ, 2011. – 527 с.

10.Устинов С.К. Эколог леший и его соседи. - Иркутск: Сибирская книга,

2011. – 182 с.

ТЕСТ ПО ПРОГРАММЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.

Какого зверя не встретишь в лесах Сибири? (10Б)

o

Медведь

o

Зебра

o

Олень

2.

Найдите и отметьте герб города Черемхово (10Б)

3.

Что называют «жемчужиной» Сибири? Отметьте на карте (20Б)

27

4.

Наука, изучающая гербы и флаги: (10Б)

o

Нумизматика

o

Геральдика

o

Орнитология

5.

Дайте определение: «Красная» книга – это…(10Б)

6.

Назовите главную реку края (10Б)

o

Обь

o

Нева

o

Ангара

7.

Найдите известный памятник города. Кому он посвящен? (20Б)

8.

Научная дисциплина, изучающая методы изображения географических

элементов местности на основе съёмочных работ это: (10Б)

o

География

o

Топография

o

Биография

28

ТЕСТ ПО ПРОГРАММЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Особо охраняемые территории (15Б)

2. Что обозначает данная картинка, воспроизведенная в реальных

условиях? (10Б)

3. Процессы, разрушающие ресурсы природной среды(15Б)

4. Назовите, что относится к природным зонам отдыха (10Б)

5. Почему аптеку называют «зеленой»? (10Б)

29

o

Она зеленого цвета

o

Все её компоненты можно найти в лесу или лугу

6. Каким способом можно определить стороны горизонта? (15Б)

o

По направлению ветра

o

По звездам

o

По карте и компасу

o

По муравейнику

7. Обязательно ли в походе обеззараживать добытую воду? Почему?(15Б)

8.

Что такое стихийные бедствия? (10Б)

30



В раздел образования