Напоминание

" Весенний наряд ветви". Рисование в стиле японской живописи.


Автор: Мошкина Вера Алексеевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО «ДШИ №1 имени А.Ю. Розума»
Населённый пункт: г. Сатка, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: " Весенний наряд ветви". Рисование в стиле японской живописи.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств №1 имени Ю.А. Розума»

г. Сатка.

Тема урока «Весенний наряд ветви ».

Рисование в стиле японской живописи.

Выполнила:

Мошкина В.А. – преподаватель

Худ О, МБОУ ДО «ДШИ №1 имени Ю.А. Розума»

Г. Сатка

2021год.

Тема блока уроков (2 часа: два урока):

«Весенний наряд ветви ».

Рисование в стиле японской живописи.

Цель: формировать у обучающихся способности творческой импровизации

художественными средствами для создания образа цветущей ветви.

Задачи:

-образовательная- научить обучающихся приемам работы

«вертикальной кисти», освоить навыки работы с нетрадиционными

материалами (рисовая бумага, тушь);

-развивающая –познакомить обучающихся с традициями японской

живописи и развивать воображение, чувство ритма и композиции;

-воспитательная- вызвать у обучающихся познавательный интерес к

созданию образа цветущей ветви.

Материалы и инструменты:

Лист белой бумаги – А3, лист рисовой бумаги, тарелочка белая одноразовая,

акварель, салфетки влажные для рук, карандаш, палитра, кисти круглые –

белка № 2,5, стакан для воды, кусочек поролона.

Литературный ряд:

Классические японские трехстишия хайку.

Методические пояснения: Задача преподавателя вызвать у обучающихся

интерес к созданию образа цветущей ветви. Поэтому необходимо провести

предварительную работу -

рекомендовать родителям и обучающимся

прочитать классические японские трехстишия хайку: найти и посмотреть

репродукции гравюр и рисунков японских художников с цветами и

цветущими ветвями.

Зрительный ряд:

Репродукции с гравюр и рисунков японских художников:

Огата Корин «Красное и белое дерево сливы»(роспись ширм нач. 18 в.),

«Бамбук и сливы»(роспись ширмы нач. 18.в); Нономура Нинсай «Сосуд с

изобажением цветущей сливы»(нач. 18 в.);Хасэгава Кюдзо «Цветущая

вищня»(настенная роспись 1592 год);Кано Сансэцу «цветы и птицы»

(деталь настенной росписи 1631год).

Фото цветущих весенних ветвей: сливы, вишни, яблони.

Музыкальный ряд:

Чайковский П.И. «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

План 1-2 уроки :

Введение в тему:20 минут:

Просмотр иллюстративного материала – с комментариями.

Беседа, с применением литературного и музыкального ряда (работа на

образ).

Практическая работа 1-2 уроки:

Подготовка рабочего места детьми.

Объяснение нового материала –создание образа цветущей ветви в

стиле японской техники .

Выполнение практического задания, поэтапно.

Просмотр получившихся работ. Импровизация в стиле хайку –

сочинить трехстишие к своему рисунку.

Задание:

Создать образ цветущей ветви в стиле японской техники.

Просмотр выполненных работ.

Содержание уроков 1-2.

Рассматриваем большую красивую репродукцию с изображением цветущей

ветви Хасэгава Кюдзо «Цветущая вишня»(настенная роспись 1592 год).

Прослушиваем музыкальное произведение «Подснежник» П. И. Чайковского

на представление образа, как композитор П. И Чайковский видит образ

весеннего цветочка – подснежника.

Преподаватель читает классические японские трехстишия хайку:

Сливы розовый цвет

Между скал, над волнами прибоя,

Близь гнездовья чаек…

Сюоси

Вешнее марево.

Слива роняет свой цвет

На серый камень

Сики

Слива в цвету –

Лунный луч прохожего дразнит:

Отломи – кА ветку!

Исса

Над заглохшей водой,

Над старым колодцем белеет

Слива в пышном цвету.

Исса

Чуть заметно дрожит

Ветка сливы в бутонах набухших –

Вспорхнула ворона…

Дакоцу

Маленький домик –

Полюбились ему цветы

персика, а не вишни…

Бусон

Вот один лепесток

Закружился, подхваченный ветром,

И еще, и еще…

Рансэцу

Заливное поле.

Вишни в воду роняют цветы –

Луна и звезды…

Бусон

Мы познакомились со стихами японских поэтов средних веков и Нового

времени. Только стихи эти необычные. Они совсем коротенькие – всего три

строчки. Называются такие стихи хайку.

Каждое стихотворение – маленькая волшебная картинка. Можно, к

примеру, написать маслом на холсте огромный весенний пейзаж, тщательно

прорисовывая все – все до мельчайших деталей, а можно картину

наступающей весны передать по другому: несколькими штрихами набросать

цветущую ветку, трепещущую от легкого весеннего ветерка.

Вот так и японские поэты и художники «рисуют» немногими словами и

штрихами, то что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении.

Если получиться, все стихотворение или картина сразу оживают, заиграют

красками, как «волшебная картинка», по которой провели влажной

кисточкой.

Сами японские поэты, а почти все они были хорошими художниками, часто

делали иллюстрации к своим стихам. Иногда бывало и наоборот: нарисует

художник выползающую из чашечки цветка пчелу – и напишет прямо на

картинке стихотворение.

Хайку, стихи – картинки, с виду очень простые, бесхитростные,

незамысловатые. Но это только на первый взгляд. В них нет рифмы, как в

русской поэзии. О чем можно было писать в хайку, в этих малюсеньких

стишках? Да обо всем на свете: о родном крае, о работе, о развлечениях. Об

искусстве и, конечно, о природе – о летней жаре, зимних холодах, о

букашках – таракашках, о зверях. И птицах, о деревьях и травах. Сочиняя

хайку поэт должен был обязательно упомянуть, о каком времени года идет

речь. Если внимательно вчитаться в трехстишие, в нем всегда можно

обнаружить»сезонное» словечко. Например, о талой воде, о цветах на сливе и

вишне, о первых ласточках, о соловье, о поющих лягушках говориться в

весенних стихах. Однако вчитайтесь в хайку повнимательней, и вы увидите,

что в них говорится не только о природе. Какое бы трехстишие мы не взяли,

всюду один главный герой – человек. Поэты Японии в своих хайку стараются

рассказать, как человек живет на земле, о чем размышляет, как грустит и

веселится.

А еще они помогают нам чувствовать и понимать прекрасное. Ведь в

природе все прекрасно: и огромный дуб, и хрупкая веточка, и благородный

олень, и зеленая лягушка…

Японские поэты и художники учат нас беречь все живое, жалеть все живое,

потому что – жалость – великое чувство. Кто не умеет по – настоящему

жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. Вы же знаете, как жалко

потерявшуюся собаку или бездомного котенка. А вот некоторым людям не

жалко. Почему? Да, наверное, потому, что их никто в детстве не учил жалеть.

Японские поэты – художники повторяют вновь и вновь:

всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное,

всматривайтесь в некрасивое - и увидите красивое,

всматривайтесь в простое – и увидите сложное,

всматривайтесь в частицы – и увидите целое,

всматривайтесь в малое – и увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.

Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас

творения поэтов и художников хайку .

Просмотр репродукций с работ японских художников, с целью обогащения

художественных впечатлений.

Беседа с обучающимися о выразительной лини, цвете, оттенках,

композиции.

Создавая образ

цветущей весенней ветви японские художники умели

выделить самые характерные ее черты. Живописность образов складывается

из множества фактур, мастерски передающих состояние весны.

Мы выбираем метод изображения – живописно -графический. Использовать

можно природные оттенки цвета. Главное создание весеннего легкого

образа.

Пояснения к практической работе:

Давайте и мы с вами попробуем нарисовать весеннюю цветущую ветвь.

Как вы думаете, как еще и чем можно нарисовать ветвь без карандаша?

Кистью! Нарисуем. Попробуем? Преподаватель предлагает детям

для

изображения цветущей

ветви использовать для основы лист рисовой

бумаги.

Пошаговый показ:

Лист А3 снизу, на него положить лист рисовой бумаги.

В процессе показа идут пояснения.

Лист слегка смачиваем водой кусочком поролона.

Сначала на тарелочке смешиваем необходимый цвет, оттенок розовый

(акварель). Затем

пушистой кистью с розовой краской

несколько раз

наносим небольшие пятна, пятна должны слегка расплыться по листу бумаги.

Получилось глубина, пространство.

После этого

нарисуем

тонкой

кистью в вертикальном положении

причудливые линии ветви. Для этого на тарелочке разводим водичкой тушь

разной насыщенности.

А потом тонкой кистью пишем цветочки и бутончики, смешивая оттенки

розового, сиреневого на палитре. Используем акварель с добавлением туши.

Вносим дополнения к картинке по своему желанию.

Выполнение практической работы:

Обучающиеся выполняют работу.

Индивидуальная работа с обучающимися.

Просмотр работ и их анализ.

Беседа с обучающимся о выполненных работах.

Импровизируем и сочиняем к рисункам хайку.

.

Литература.

Долина А.А. Одинокий сверчок :Классические японские трехстишия хайку./

Долина А.А.// Одинокий сверчок :Классические японские трехстишия

хайку..-М.:Издательство «Детская литература», 1987 ,-63 с.

Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии 16 – 18 веков: От Кано

Эйтоку до Огата Корина./ Николаева Н.С.//. Декоративные росписи Японии

16 – 18 веков: От Кано Эйтоку до Огата Корина. -М.: Издательство

«Изобразительное искусство», 1989.-232 с.



В раздел образования