Напоминание

"Вокально-хоровая работа в детском саду"


Автор: Минулина Татьяна Юрьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ
Населённый пункт: г.Покачи, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Вокально-хоровая работа в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОКАЧЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЮГОРКА»

Доклад на тему:

«Вокально-хоровая работа в детском саду»

Музыкальный руководитель:

Минулина Татьяна Юрьевна

Покачи 2021

Вокально-хоровая работа в детском саду.

Музыка начинается с пения.

Курт Закс

Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития

личности. Известно, что пение является показателем духовного здоровья

нации. Россия издавна славилась своими песенными традициями. Русская

песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она

отличается

от

песен

других

народов

своей

многогранностью,

полифоничностью, многоголосием. Еще несколько десятилетий назад жизнь

малыша сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки,

колыбельные, которые ему пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами

во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки.

Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые

песни: трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Совместное пение охватывает детей переживаниями и требует от них

единых усилий.

“Пение относится к числу тех видов музыкальной

деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое

отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно

формируются

музыкально

слуховые

представления

звуковысотных

отношений” (Н.А.Ветлугина. “Музыкальное развитие").

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение

влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные

с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм

человека установили физиологи В.М.Бехтеров, И.П.Павлов.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В.

Сухомлинского. С детского сада нужно развивать ребенка эмоционально.

Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека

является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения

для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает

у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения,

чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего и

существа ребенка.

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень

осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного

звучания. Поэтому надо обращать внимание на основы физиологии детского

голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми

качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки

короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание

детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми

связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в

гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной

(полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная

клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития

грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску

голосу. При неправильном извлечении звука, например, в случае его

форсирования,

голос

у

детей

приобретает

низкое

звучание.

Дети

дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы

по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса.

Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках

детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он

теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и

переходит в крик.

Перед началом работы желательно провести первичную диагностику

певческих способностей детей. Ее цель – выявление основных свойств

певческого голоса, к которым относятся звуковой и динамический диапазон,

качество тембра и дикции. И на занятиях систематически диапазон укреплять

с помощью различных упражнений, чтобы дети могли свободно владеть

своим голосом.

С помощью различных упражнений, чтобы дети могли

свободно владеть своим голосом.

Однако, иногда происходит то, что дети начинают петь взрослые

эстрадные песни, это вызывает умиление родителей. Но, когда ребенок

взрослеет, его пение становится все менее приятным для слушания. Он не

может

проникнуть

в

смысл

и

содержание

песни,

поэтому

вместо

выразительного исполнения проявляется кривляние или попытка неумелого

подражания. При таком пении не только портится художественный вкус

ребенка, но и наносится вред голосовому аппарату. Исполняя песни

взрослых,

которые

им

технически не

доступны,

дети

преодолевают

трудности путем разного нажима на различные отделы голосового аппарата.

Дети, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют

громко,

голоса

от

такого

напряжения

портятся,

преждевременно

изнашиваются, возникают различные заболевания голосового аппарата.

При обучении детей пению необходимо:

1.

Удерживать детей от громкого пения (особенно от длительного)

прежде всего во время разучивания. Естественное нефорсированное

пение – одно из важных условий, обеспечивающих нормальное

звучание детских голосов, а значит, и их нормальное развитие;

2.

При выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон

песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной

группы. Исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых

недопустимо;

3.

Следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали;

4.

Добиваться нормального естественного тона в разговоре в любых

условиях (в помещении, на прогулке);

5.

Не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более

3 песен), праздниках;

6.

Не петь на улице при температуре воздуха + 18 С и влажности выше

46%.

Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы

голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить

ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о

правильном положении корпуса с помощью следующих упражнений:

Сидит дед,

Ему сто лет,

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

Сидит баба Яга,

Очень страшная она.

Быть такими не хотим,

Очень ровно мы сидим.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Оно состоит из

вдоха, задержки дыхания и выдоха. Наиболее целесообразным для пения

является брюшное дыхание, при котором при вдохе верхний отдел грудной

клетки остается спокойным, нижние ребра раздвигаются,

диафрагма

опускается, живот немного выдается вперед. Вдох производится через нос и

рот, бесшумно. При вдохе нельзя переполнять грудную клетку воздухом.

Если

позволяет

музыка,

то

вдох

желательно

делать

через

нос.

Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без

звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно

давать не более двух упражнений на развитие дыхания, иначе это может

привести к гипервентиляции легких. И вместо пользы мы получим обратный

результат - ребенку может стать плохо.

Атака звука – переход голосового аппарата от дыхательного к певческому

состоянию. Существует три типа атаки: мягкая, твердая и придыхательная.

Именно от атаки зависит характер звука на всем его протяжении. В

певческой практике основой правильного звукообразования считается мягкая

атака. И при работе с дошкольниками, допустимо использование, только

мягкой атаки.

Вначале нужно научить детей умению контролировать себя, т.е. отличать

красивое пение от некрасивого. С самого начало нужно внушить детям:

громкое пение не значит красивое.

Звукообразование – извлечение певческого и речевого звука, результат

действия голосового аппарата. Певческий звук возник в результате колебания

голосовых

связок,

усиливается

и

темброво

обогащается

благодаря

резонатарам.

Работа

над правильным

звукообразованием строится

на

развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом

педагогу помогут следующие игры:

– пение с приставленной к уху ладонью;

– пропевание гласных А-Э-И-О-У;

– пение с закрытым ртом и др.

Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-

попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на

правильное положение рта при пропевании гласных звуков.

Главная

задача

педагога

при

работе

над

звуковедением

добиваться кантиленного пения. Эффективным методом в этой кропотливой

работе является разучивание попевок а capella. Кроме того, нужно пресекать

громкое крикливое пение, приучать детей слышать себя и других.

Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям

понятие

о

высоте

звука.

Лучшим

пособием

для

этого

является

«Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной (М., 1989). Неоценимую помощь

педагогу может оказать следующий материал:

– дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают

высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;

– картинки, основанные на ассоциациях;

– различные наглядные пособия.

Эффективным методом в работе над интонированием является показ

направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.

Задача музыкального руководителя - научить ребенка любить пение и не

стесняться, если что-то не получается. Чистота интонирования во многом

зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые

звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её

самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства:

– распевки, построенные на тоническом трезвучии;

– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.

Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-

слуховых представлений у дошкольников – певческая импровизация.

Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией.

Артикуляция (расчленяю,

членораздельно

поизношу) в

словарях

современного русского языка определяется как работа органов речи, а также

их положение того или иного звука.

Дикция - ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция непременное

условие вокального, в том числе хорового, исполнения; успех пения зависит

от качества произношения от каждого поющего и от однородности

произнесения всей хоровой партии.

Работа над выразительностью.

Под выразительным пением мы понимаем яркое, экспрессивное

исполнение

вокального

произведения,

колоритно

передающее

его

содержание. Песня представляет собой синтез музыкального и поэтического

искусства и передает определенный художественный образ. Поэтому мало ее

просто точно проинтонировать и спеть с ясной дикцией. При передаче

содержания

песни

необходимо

следить,

чтобы

она

была

исполнена

выразительно каждым хористом и приобрела для каждого личностный

смысл. О выразительности песни мы говорим, когда ребенок способен

передать свое эмоциональное отношение к музыке в пении, мимике, жестах.

Не все дети обладают яркой эмоциональной отзывчивостью, поэтому

требуется целенаправленная работа над развитием эмоционального мира

дошкольника. Начинается она с речевого этапа и схожа с обучением

начинающих актеров.

В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного

возраста очень важно определить тип певческого голоса ребёнка (высокий

голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–

три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее

естественно) и рабочий диапазон (ещё два – три звука вокруг примарной

зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе вокально-

хоровой работы дети могут переходить из одной группы голосов в другую.

Необходимо учитывать границы рабочего диапазона голоса. Важно, чтобы

песня соответствовала возможностям тесситуры голоса ребёнка. Для детей с

низкими голосами подбираются попевки с небольшим диапазоном (терция

или кварта). Эти же песенки-попевки с удовольствием поют дети со средним

и высоким диапазоном голоса, но транспонированные в более высокие

тональности, соответствующие типу голоса ребёнка. При разучивании

«Прибаутки» (р. н. м. «Наша горка высока») первую фразу начинают петь

дети с высокими и средними голосами, вторую фразу продолжают петь дети

со средними и низкими голосами.

Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда

солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг

друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент

побуждает их петь точнее.

Особое внимание нужно уделить нечисто поющим детям, размещать их

следует ближе к музыкальному руководителю. Сидя впереди, такие дети

будут слышать правильно поющего взрослого и хорошо поющих детей,

сидящих сзади.

Литература

Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:

Скрипторий, 2003, 2012.

Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. –

М.:Просвещение, 1981.

Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение;

ВЛАДОС, 1994



В раздел образования