Напоминание

Безопасность подростка в глобальном информационном пространстве


Авторы: Хасен Айгуль Булатовна, Аскерова Альбина Файзуловна
Должность: Преподаватель информатики, преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" (филиал в с. Октябрьское)
Населённый пункт: Челябинская область, Октябрьский район, с. Октябрьское
Наименование материала: Статья
Тема: Безопасность подростка в глобальном информационном пространстве
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Потребность в информации — одна из базовых

естественных

потребностей

человека.

Не

менее

важная,

чем

потребности

чисто

физиологические — еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек

жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел

гигантский

путь

от

мифа

до

научной

картины

мира,

величайших

произведений искусства

и норм

нравственности. Любая

человеческая

деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену

информацией мы в детстве

усваивали

модели поведения,

учились

социальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама и

папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое

плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки — они создавали для

нас

информационное

окружение,

в

котором

мы

воспитывались

и

формировались.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и

информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос

давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь

потребность

в

информации

настолько

же

важна,

как

потребность

физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно

потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному

здоровью. Как и пища, любая

информация оказывает то, или иное

воздействие на человека — сильное или слабое, полезное или вредное,

спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом

можно

убить, словом можно

спасти,

словом можно людей за собой

повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека,

значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с

этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не

умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения

со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.

Почему

мы считаем,

что

проблема защиты

информационного

окружения ребенка особенно актуальна сегодня? Потому что последние

10–15

лет

оно,

информационное окружение, перетерпело гигантские

изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому

прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные

позитивные возможности, но и огромные

опасности. Информационное

окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы обязаны

научится охранять его, справляться с ним эффективно.

Тема информационной безопасности стала актуальной, когда почти в

каждый дом пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли

огромные

возможности

их

пользователям.

Их

значение

трудно

переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в

информационное окружение ребенка. Давайте вдумаемся,

что именно

произошло. Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию,

не имея

еще

устойчивых

социальных моделей,

получил

доступ

к

социальным

сетям,

форумам, чатам,

сайтам знакомств, онлайн-играм,

информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На

него

буквально

хлынул

огромный,

мощный

поток

самой

разной

информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один.

Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с

компьютером

«на

вы»

и

по

умению

пользоваться

персональным

компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей.

Ситуация особенно обострилась в последние годы — с распространением

индивидуальных

переносных

вычислительных

устройств,

таких

как

планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет

становится переносным и фактически неконтролируемым.

В этой статье нам бы хотелось наглядно разобрать, какие именно

информационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям

ребенок подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности

и тепле сидит дома за компьютером.

Угроза № 1. Потеря родительского авторитета

По многочисленным исследованиям выявлено, что родитель теряет

авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными людьми «с того конца

Интернет-кабеля», то есть теряет возможность воспитывать своего ребенка.

Пока, к счастью, авторитет родителя по-прежнему является самым

значимым для ребенка, именно родительское слово наиболее весомо. Но

уже

сегодня

Интернет играет

очень значительную роль в воспитании

ребенка. То есть модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира —

все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени

черпается ребенком в сети.

Угроза № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

Молодежные депрессивные субкультуры являются крайне коварной и

опасной ловушкой на пути становления личности. Особую опасность они

представляют для подростков.

В

этом

сложнейшем

периоде

жизни

подросток

ищет

способ

самовыражения, свое место в обществе. Он остро нуждается в ощущении

своей независимости и самостоятельности. Ему очень, очень тяжело с этим

справиться.

Так

вот,

все

без

исключения

депрессивные

субкультуры

эксплуатируют эти стремления и проблемы,

эту естественную

энергию

подростка. Самое печальное, самое ужасное в том, что в капкан субкультур

прежде всего попадают дети с чуткой душой и горячим сердцем. Не только

они, но они — в первую очередь.

Угроза № 3. Социальные сети, сайты знакомств и Интернет-общение

Социальные

сети

сегодня

самые

популярные

Интернет-

ресурсы.

Что же тут опасного для детей? Ведь что может быть естественней

общения и прослушивания музыки? Есть много больших исследований по

этой теме. Здесь мы хотим разобраться с основными

негативными

влияниями социальных сетей.

Особенности онлайн-общения

Дело в том, что онлайн-общение резко отличается по своей природе

от «живого» общения. Тут совсем другие нормы и правила поведения,

другие этические стандарты, другие регуляторы. Здесь нет обмена «живой»

энергией между собеседниками, нет жестов и мимики (вряд ли кто- то

всерьез считает, что смайлик может выразить ту же гамму чувств, что и

человеческое лицо), нет интонации в голосе, нет, образно говоря, флюидов,

атмосферы общения. В виртуальном общении не работает важнейший

механизм — эмпатия,

врожденная способность чувствовать

то, что

чувствует

собеседник,

активно

сопереживать.

Все

это

и

порождает

фундаментальные различия между живым общением и онлайн-общением.

Можно выделить два вида онлайн-коммуникаций. Первый вид — это

связь со знакомым человеком, с которым есть то или иное взаимодействие в

реальном мире. В таком случае Интернет — всего лишь средство связи и не

более

того.

Инструмент, такой

же,

как уже

привычный телефон.

Опасность тут возникает лишь тогда, когда виртуальное общение с другом

вытесняет живое.

Второй вид — это общение с неизвестными людьми. На форумах, в

сообществах,

социальных

сетях

происходит

общение

именно

с

неизвестными людьми, обычно случайными. И вот этот вид общения идет по

совершенно иным правилам.

Что это за правила и насколько они опасны для подростка? К

сожалению,

эти нормы ужасны.

Хамство,

постоянные оскорбления,

неуважение к остальным участникам дискуссии — все это абсолютно

«нормально» для онлайн-общения.

Очень хорошо отсутствие культуры общения (а точнее, наличие

антикультуры) раскрывает такое явление, как «троллинг». На Интернет -

сленге троллинг (от анг. trolling –ловля рыбы на блесну) — это намеренно

агрессивное,

хамское,

провокационное,

оскорбительное

поведение

в

Интернет-дискуссии. Цель тролля

(тролль — это тот, кто занимается

троллингом) — доведение собеседника до белого каления, разжигание склок

в дискуссиях, провоцирование взаимных оскорблений и т. д. Быть троллем в

определенной Интернет-среде — почетно и похвально.

Если кому-то

кажется, что троллинг — это редкая аномалия, то он сильно ошибается.

Троллинг распространен повсеместно, негласно используется в политике и

бизнесе. Благодаря анонимности, невидимости, безнаказанности очень

многим действительно «в кайф» вызывать ненависть в остальных.

Помимо этого, анонимность, виртуальность вызывают эффект «онлайн-

растормаживания». Благодаря этому

эффекту люди

позволяют себе в

Интернете такое поведение, такие высказывания, которые никогда бы себе

не позволили в реальном мире.

Знакомства

Знакомятся сегодня не только на специальных

сайтах, но и в

социальных сетях. Кстати,

несколько слов о сайтах

знакомств. Наше

твердое убеждение — детям там делать нечего. О чем, кстати, сами сайты

честно предупреждают. Огромное количество рекламы услуг проституток,

педофилы, сумасшедшие озабоченные — вот что мощным потоком хлынет

на подростка.

Вернемся

к

социальным

сетям.

Знакомства

там

также

распространены. Знакомства в Интернете явно относятся к тем вещам,

которые родители просто

обязаны контролировать во имя безопасности

ребенка, в том числе и физической безопасности.

Личные данные

Очень многие дети выкладывают в свободный доступ свои личные

данные: телефон, номер школы, адрес проживания, места, где он любит

бывать, секции, которые посещает,

и т. д. В огромном

количестве

выкладываются личные фотографии.

Этим вполне могут воспользоваться злоумышленники. Самый простой

вариант — телефонные мошенники.

Искаженная социализация

Главная опасность социальных сетей заключается сегодня, как ни

странно, в несовершенстве реального мира. В условиях, когда секции и

кружки для детей либо исчезли,

либо стали недоступны небогатым

родителям, детям остро не хватает социализации. Не формируются жизненно

необходимые навыки труда в коллективе, совместного творчества, подростки

не привыкают добровольно брать на себя ответственность.

Этот

пробел

восполняет Интернет-социализация. Но

дает

такая

социализация в большинстве случаев крайне

уродливые

социальные

навыки. Если подросток больше общается в Интернете, чем «вживую», то

он

неизбежно станет

усваивать

нормы

именно

онлайн-общения и

обязательно будет

применять

эти нормы

в жизни.

Картина, когда

подросток гордится не своими успехами в учебе или секции, а тем, что он

успешный тролль, — страшная, зловещая картина.

Угроза № 4. Мультимедиа

Ни для кого не секрет, что в Интернете много фильмов и музыки.

Новый жанр — авторские передачи на YouTube и других видео-хостингах.

Весь вопрос заключается в качестве этого видео-контента. Как и всё в

Интернете, здесь всё перемешано: на YouTube можно найти замечательные

лекции или познавательные передачи, а можно встретить просто мерзость.

Угроза № 5. Онлайн-игры, игромания

Если подросток играет в меру и в игры с рейтингом, соответствующим

возрасту ребенка, то в этом нет ничего страшного. В таком случае это

просто развлечение, не более того. Тем не менее, игры могут негативно

влиять на воспитание

и развитие ребенка. Онлайн-игры действительно

увлекательны, их разработчики сделали

все, чтобы пользователь

как

можно дольше оставался в игре.

Бесконечное развитие персонажа, сильная социальная составляющая (в

онлайн-игры просто невозможно играть одному), яркая боевая система —

все это стандарт для онлайн-игр. Кроме того, зависимость от онлайн-игр

— не фантастика, а реальность. Многие дети пропускают школу, забывают

поесть, не спят, проводя время за игрой. А это уже прямая угроза психике.

Влияние Интернета на детей и информационная безопасность в XXI

веке — тема огромная. Здесь представлены лишь основные, очевидные

вызовы, стоящие перед родителями сегодня.

Как

противостоять

опасностям

и

защитить

информационное

пространство ребенка?

Конечно, в каждой семье подход свой и отношения с детьми

складываются по-разному. Что делать в том или ином конкретном случае —

может

решить только конкретный родитель. Мы дадим лишь общие

рекомендации:

-

ограничение

доступа

при

помощи

программ

родительского

контроля;

-

поставить пользование компьютером под контроль;

-

направлять энергию ребенка в правильное русло;

-

помогите раскрыть таланты и изюминку ребенка! Кроме вас

сегодня это не сделает никто;

-

быть в одном информационном пространстве.

Акулич, Маргарита Интернет-маркетинг в социальных сетях и на

YouTube / Маргарита Акулич. - М.: Издательские решения, 2018. - 489 c.

Демидов, Олег Глобальное управление Интернетом и безопасность в

сфере использования ИКТ: Ключевые вызовы для мирового сообщества /

Олег Демидов. - М.: Альпина Диджитал, 2016. - 881 c.

Денисов, Д. В. Безопасность в Интернете: защита от внешних угроз /

Д.В. Денисов. - М.: Синергия, 2016. - 213 c

Здоровье и безопасность подростков в сети Интернет. Комплект

плакатов с методическим сопровождением. ФГОС. - М.: Учитель, 2018.

- 768 c.

Куалман, Э. Безопасная сеть. Правила сохранения репутации в эпоху

социальных медиа и тотальной публичности / Э. Куалман. - М.: Альпина

Паблишер, 2017. - 227 c.

Морозов, Евгений Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети /

Евгений Морозов. - Москва: Мир, 2016. - 192

Мурсалиева, Г.Ш. Дети в сети: шлем безопасности ребенку в интернете

/ Г.Ш. Мурсалиева. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 320 c.

Мурсалиева, Галина Дети в сети. Шлем безопасности ребенку в

Интернете / Галина Мурсалиева. - М.: АСТ, 2017. - 651 c.

Олег, Демидов Глобальное управление Интернетом и безопасность в

сфере использования ИКТ. Ключевые вызовы для мирового сообщества /

Демидов Олег. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 482 c.

Олифер, Виктор Григорьевич Безопасность компьютерных сетей /

Олифер Виктор Григорьевич. - М.: Горячая линия - Телеком, 2016. - 908 c.

Рахматулин, Р.Я. Интерактивные технологии в формировании навыков

безопасного поведения детей / Р.Я. Рахматулин. - М.: Русское слово, 2018.

- 195

c.

Робачевский, А. Интернет изнутри. Экосистема глобальной сети / А.

Робачевский. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 350 c.

Рыжков, Сергей Геополитика глобальной сети Интернет / Сергей

Рыжков. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 101 c.

Савушкин, Сергей Николаевич Безопасное общение. Информация для

детей и родителей / Савушкин Сергей Николаевич. - М.: Сфера, 2017. - 319 c.

Фесюкова, Л.Б. Беседы по картинкам. Правила безопасности для

детей / Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, Сфера, 2017. - 928 c.



В раздел образования