Автор: Сегеда Светлана Михайловна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБОДО
Населённый пункт: г.Алексеевка Белгородская область
Наименование материала: Статья по хореографии
Тема: «Традиционные методы и инновационные формы обучения, развития и воспитания личности средствами хореографического искусства»
Раздел: дополнительное образование
«Традиционные методы и инновационные формы обучения,
развития и воспитания личности средствами
хореографического искусства»
Автор:
Сегеда Светлана Михайловна,
преподаватель хореографии
МБОДО «Школа искусств» Алексеевского
городского округа Белгородской области
Дополнительное образование в современных условиях в последнее время
стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов
развития
страны.
Данная
тенденция
отражает
не
только
национальные
приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем.
Однако нельзя не признавать при этом также возрастающие запросы общества
требующих новых инновационных формы и методов подхода к обучению.
Современный социальный заказ требует от школы создать условия для более
осознанного и качественного самоопределения обучающихся, адаптировать
систему образования к рынку труда и запросам на образовательные услуги.
Современная школа повернулась сегодня к личности ребенка и, помня о его
способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-
психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная
стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и
самоорганизации жизни, достойной человека.
Преподаватель, как организатор образовательного процесса, вводит его в
мир современной культуры, помогает каждому ребенку постигать и проживать
жизнь,
достойную
человека,
раскрывая
перед
ребенком
ее
культурное
содержание традиций и восходя с ним вместе каждодневно на уровень
современной культуры. С этой точки зрения воспитание можно было бы
определить,
как
перевод
социальной
ситуации
развития
ребенка
в
педагогическую, высвечивающую для ребенка социальное значение явлений
мира и личностный смысл тех же явлений.
Содержание новых предпрофессиональных программ в области
хореографии направлено, прежде всего, на качественное
образование для
поступления в дальнейшем большего количества детей в средние и высшие
учебные заведения. Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр
хореографического
искусства
предоставляет
свои
возможности
познания
окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.
Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно
называют
преподаванием,
а
деятельность
ученика
–
учением.
Термин
преподавание
следует считать условным, поскольку учитель не только
преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает, и воспитывает учащихся.
Учение танцу не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это
сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит освоение
обобщённого традиционного опыта, накопленного человечеством в виде знаний,
это
и
приобретение
индивидуального
опыта
познания
при
помощи
самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми навыками.
Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с
учителем,
под
его
руководством.
Учитель
направляет
этот
процесс
в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он
систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое
обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он отталкивается от
традиционных методов и форм обучения хореографии, но изыскивает наиболее
рациональные инновационные пути развития своих учеников.
Обучение
происходит в постоянном общении учащихся с учителем со сверстниками, что
оказывает большое влияние на характеры протекания творческой деятельности.
На базе этого создаются многообразные отношения, которые, хотя и косвенно,
оказывают значительное влияние на учение благодаря обмену и научной
информацией, поддержке и взаимопомощи в поиске, общественной оценки
результатов учебного труда.
Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и
сложными положениями тела наиболее интересны для подростков.
Тут
возникает
вопрос:
как
сделать
так,
чтобы
современный
танец
стал
привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец
может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и
хореографической изобретательностью. Изобретательность отнюдь не означает
уменье
"наворачивать" эффекты,
поражать детей
и
зрителей какими-то
танцевальными трюками и сложностями. Хореографическая изобретательность в
моем понимании состоит в таланте сочинения танца, со своей "изюминкой" и
сюжетом.
Например,
одна
только
школа
может
подсказать
хореографу
множество идей: это взаимоотношения девочек и мальчиков, школьные
праздники,
спорт,
юмор
и
многое
другое.
В процессе работы из всего многообразия практического материала,
предлагаемого
разными
жанрами
и
направлениями
хореографического
искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и
историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие
личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими
способностями.
Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость
не могут быть достигнуты, если не учиться",а Я. Коменский отмечал, что в
человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.
Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных
педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.
Традиционные технологии образования основной единицей учебного
процесса имели урок (индивидуальное занятие, репетицию), который в основном
носит репродуктивно-практический характер и решает множество целей и задач
всего
образовательного
процесса
и
прежде
всего
освоение
учебного
(концертного) репертуара. Чаще всего в традиционном обучении репертуар
является целью обучения и качество его исполнения определяет качество
образования
учащихся.
В
образовательном
процессе
используются
как
традиционные, так и современные педагогические технологии. Современные
технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего на содержание
образования посредством репертуара. При таком подходе репертуар выступает
средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии
обучения и воспитания. Цели, задачи, содержание обучения определяется в
образовательных программах по предметам, предусматривающих и общие
требования к уровню, сложности, объему учебного репертуара в каждом
конкретном классе. Особенностью современного образования является и
ориентация на проведение диагностики результативности обучения, воспитания,
развития учащихся и качества образовательного процесса.
К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и
рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание
танцевальных
комбинаций,
изучение
истории
становления
и
развития
хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.
Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты:
современные педагогические технологии развития лидерских способностей;
педагогические
аспекты
творческой
деятельности;
методы
развития
межличностного
общения
в
коллективе;
интеграцию
хореографического
искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого поколения;
методы создания художественной среды средствами танца.
Совместная деятельность педагога и учащегося очень важная часть
общения, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность
педагога в воспитании творческой личности с учетом индивидуальности
каждого.
Практический
опыт,
приобретенный
при
работе
в
сфере
хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое
творчество
обладает
определенными
неиспользованными
резервами
в
повышении эффективности системы художественного воспитания молодого
поколения.
Следует помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить
художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией, учащийся
не просто выучит определенное количество движений и танцев, но на каждом
занятии будет познавать своеобразный, выразительный язык хореографического
искусства, получит представление о танце, где тесно переплетаются музыка и
пластика.