Автор: Поварова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 г. Конаково
Населённый пункт: г. Конаково, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Осень Золотая"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 г. Конаково
Проект в подготовительной к школе
группе
«Осень Золотая».
воспитатель:
Поварова Людмила Ивановна
г. Конаково
2021
Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Продолжительность: сентябрь-октябрь
Актуальность:
Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики
у
дошкольников
способствует
формированию
предпосылок
учебной
деятельности.
Цель:
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать
творческому и речевому развитию детей.
Задачи проекта:
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и
выделять отдельные объекты осенней природы.
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.
3. Активизировать речь детей.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное
отношение к природе.
5.
Сформировать
активность
и
заинтересованность
родителей
в
педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в
природе,
об
их
причинах;
совершенствовать
знания
о
видах
изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по
теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения,
составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об
осени.
-
социально-коммуникативное
развитие:
формирование
у
детей
ответственного отношения к природе как к основе экологических условий
жизни;
-
художественно-эстетическое развитие: достижение положительного
эмоционального отклика у детей при
знакомстве
с
произведениями
живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной
изобразительной деятельности;
-
физическое развитие: повышение эмоционального, психологического,
физического благополучия детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Предварительная работа с родителями.
2. Практический этап.
План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным
областям:
Познавательное развитие. «День Знаний», «Ранняя осень», «Щедрые дары
осени», «Откуда хлеб пришёл».экскурсия по территории ДОУ; посещение
библиотеки и участие в викторине «Что делают животные осенью», просмотр
м/ф «Листопадничек» д/и «С какого дерева листок», «Кто больше знает
примет осени? ».
Речевое развитие.
ОД Рассказывание по картине «В школу» А. С. Пушкин «Уж небо осенью
дышало… »;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной… »;
К. Бальмонт «Осень»;
А. Майков «Осенние листья»;
Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;
загадки, пословицы, поговорки;
составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и
иллюстрациям;
Дидактические игры «С какой ветки, детки?»,«Что лишнее?», «Какая бывает
осень? », «Угадай по описанию»..
Социально-коммуникативное развитие.
Посещение линейки посвященной Дню знаний в СОШ №1 им.Дениса
Стребина;
Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу»;
д/и «Угадай, что где растет? », «Осенние слова», «Найди дерево по
описанию», «Найди пару»;
беседа «Почему деревья желтеют с макушки»,
беседа «Сколько красок у осени? ».
Художественно-эстетическое развитие.
Музыкальное мероприятие посвященное Дню Знаний.
ОД «Разноцветный лес» (штампование листьями);
ОД «Осень Золотая» (коллективная работа);
рисование «Осенний пейзаж».
д/и «Найди самый красивый листок»,
рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень»,
И. Шишкин «Осень»,
П. М.Гричишкина «Мостик в лесу»,
«Озеро в березках», «Осень в Архызе».
Прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года»,
А. Вивальди «Времена года»,
Ф.Шопен «Вальс дождя»
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;
хороводная игра «К нам осень пришла»;
п/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три,
названный лист бери»; эстафета «Соберем осенний букет».
Взаимодействие с родителями.
Сбор природного материала, участие в выставке «Сколько красок у Осени»,
«Волшебные листочки».
В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы:
игровые, наглядные, словесные, наблюдения; использовались технологии:
здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные,
исследовательской деятельности.
3. Заключительный этап.
1. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности:
Участие в викторине «Что делают животные осенью»
-выставка «Сколько красок у осени», «Волшебные листочки»,
- оформление раздевалки с использованием работ детей.
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей:
- развивались творческие способности,
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости
бережного отношения к ней,
-
совершенствовалось
умение
осуществлять
экспериментальную
деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем
мире,
- расширился и активизировался словарный запас,
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с
удовольствием принимали участие в оформлении выставки.
Литература:
Доронова Т.Н. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития
детей дошкольного возраста; Планирование внеучебной деятельности детей в
режиме
дня
(подготовительная
к
школе
группа)
ФГОС
Корниечева,Тимофеева Л.Л.,Грачева Н.И.
Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе.
КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА2009
Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2009
Картотека дидактических и подвижных игр на
тему «Осень».
В подготовительной к школе группе
Дидактическая игра «Осенние приметы»
.
Задачи: закреплять знания о приметах осени , развивать устную речь,
наблюдательность, внимание, память.
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6
штук),игровое поле,разделённое на 8 клеток.
Ход игры :дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на
ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку
на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по
каждой картинке составляют
предложение, используя ключевое слово «осенью».
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
.
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по
его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память,
устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди
берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а
потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
.
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением
целого фрукта и его части ,развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого
фрукта, у другого -картинки с изображением его части. Один играющий
выкладывает свою картинку,
называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать
соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Две корзинки»
.
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить
использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память,
внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней
изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в
соответствующую корзинку..
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Запасы зверей»
.
Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую
им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением
растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого
животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
.
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать
внимание, наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по
кругу со словами:
« Раз,два,три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и
организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Подвижная игра « Вершки и корешки»
.
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать
внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или
натуральные),дети называют его и показывают движениями, где он
произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй —
приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам
показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показываю
движениями, где он растёт.
Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)
Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить
образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют
изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из
этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».
Дидактическая игра « С какого дерева лист? »
.
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их
стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность ,память,
воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев,
осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети
должны разложить листья на своё дерево
.
Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной
форме.
Дидактическая игра «Какой лист?»
.
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить
образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди
достают листок, говорят
, с какого он дерева и образуют
прилагательное
.
Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.
Подвижная игра «Белкины запасы»
.
Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого,
развивать внимание, память, устную речь.
Атрибуты: маска белки, картинки грибов, орех, ягод, шишки.
Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В
центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети
идут по кругу со словами: «Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут
разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу.
Ребёнок - белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и
гово
рит
: «Сегодня я буду есть орех (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы
выбирается новый ребёнок — белка.
Дидактическая игра « Парные картинки»
.
Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть»,
развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре
картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная
часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке —
осенняя ветка).
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым
изображением, у второго- картинки с отдельными предметами. Один ребёнок
берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную,
объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже
первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Хлопай в ладоши».
Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и
фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи
(или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые
упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их
изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают
в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и
фруктах.
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
В огороде
Вот вам морковка
Красная головка,
Хвостик зелёный.
Вот вам репка
И огурчик крепкий,
Солнцем п озлащённый.
На рядах капусты
Кочаны жмутся густо
В листьях лохматых,
Вот горошек сладкий,
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народ
Населил наш огород!
По грибы
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил..
***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
В. Волина
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно - молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут".
Буду делать я салат…
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.
Овощная считалка:
В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон
***
Стала тыква нас просить:
Жарко!Дайте нам попить! -
Мы достали быстро лейку
И полили всю семейку:
Чтобы крепли молодцы -
Кабачки и огурцы,
- Вот спасибо вам, друзья!
Напилась моя семья!
***
Словно в заячьей столовой
На полянке- пень сосновый,
На пеньке стоит обед
И чего там только нет
И капуста ,икартошка ,
Горка свежего горошка.
И петрушечки немножко.
А зайчишкам-ребятишкам
Травка сладкая горой,
По морковочки одной.
Ведь морковка с грядки
Слаще шоколадки!
***
В огороде много гряд
Есть ирепа , и салат .
Тут исвёкла ,и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год!
***
Летом огород- что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад
В нём слива есть и виноград
На ветках, как игрушки,
И яблоки ,игруши .
Плоды мы утром соберём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем
«Спасибо,осень!» скажем.
У. Рашид
Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд -
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива ,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.
Ваза с фруктами
Высокая ваза стоит на столе.
Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый
банан
Подарок далеких тропических
стран.
Добавим лимон, апельсин,
мандарин.
И после обеда мы фрукты съедим!
Т. Шорыгин
***
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Н. Нищева
***
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови , огурцов .
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
А. Максаков
***
Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка - просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?
В. Коркин