Автор: Позлевич Лариса Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СОГБОУ "Вяземская начальная школа-детский сад "Сказка" для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Вязьма, Смоленская область
Наименование материала: Конспект занятия по логопедии
Тема: Подгрупповое логопедическое занятие "Логопедическая мозаика"
Раздел: дошкольное образование
Подгрупповое логопедическое занятие
«Логопедическая мозаика»
Учитель-логопед СОГБОУ «Вяземская начальная
школа-детский сад «Сказка»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
города Вязьма Смоленской области
Позлевич Лариса Николаевна
Цель: развитие речи у детей.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять у детей правильное произношение звука [л] в слогах, словах,
фразах, чистоговорках и т. д.;
- развивать фонематическое восприятие звука [л], учить определять место
звука [л] в слове;
- закреплять умение определять первый звук в слове; делить слова на
слоги, определять количество слогов в слове;
- закреплять знание названий животных и их детёнышей;
- закреплять умение образовывать имена существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать числительные
с именами существительными и т. д.
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать мышление, внимание, память;
- развивать мелкую моторику рук и т. д.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание оказывать помощь тем, кто попал в
затруднительное положение.
Оборудование:
Пособие «Домики» - 3 штуки;
Пособие «Поезд»;
Пособие «Яблонька»;
Пособие «Солнышко»;
Пособие «Железная дорога»;
«Артикуляционная гимнастика в картинках»;
Картина «Путешествие на поезде»;
Незнайка;
Пособие «корзина» - 3 штуки;
Схемы слов;
Звуки-символы - [л];
Сумочка;
Сундучок;
Указка;
Карточки для игры «Светофор»;
Картинный материал на звук [л] и т. д.
ХОД:
I.
Организационный момент –
постановка цели занятия.
- Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Ему нужно помочь составить
картину из кусочков. Для этого нужно отгадать загадки. Мы поможем
Незнайке, а ещё и поиграем. В играх будем продолжать учиться правильно
произносить слоги, слова со звуком [л], правильно употреблять их в речи.
II.
Основная часть
1.
– Тренируем ушки, чтобы они хорошо слышали звук [л].
Проводится дидактическая игра «Светофор» («Поймай звук») –
логопед называет слова, дети поднимают сигнальную карточку, если в
слове есть звук [л]:
Лукошко, вода, ваза, лак, ладони, воздух, лужа, восемь, водопад, лоб,
сова, юла, халат, молоко, буква, канава, золотой, тыква, белый, слон,
платье, подошва, угол, укол, футбол и т. д.
2.
– Тренируем, разминаем язычок и губки, чтобы они хорошо
произносили звук [л].
Проводится «Артикуляционная гимнастика в картинках» -
упражнения «Лягушата», «Слонята», чередовать «Лягушат» и
«Слонят», «Иголочка», «Часики», «Маляр», «Лошадка», «Блинчик»,
«Пароход гудит».
3.
– Начинаем отгадывать загадки, чтобы помочь Незнайке собрать
картину. Дети отгадывают загадки – логопед собирает картинки-
отгадки в общую картину по ходу занятия.
1). В поле лестница лежит,
По ней поезд бежит (Железная дорога)
- Из чего состоит железная дорога? (Рельсы, шпалы)
Проводится дидактическая игра «Укладка шпал» - дети
проговаривают слоги:
Ла-ла-ла ал-ал-ал ала-ала-ала кла-кла-кла сла-сла-сла
ло-ло-ло ... … … …
лу-лу-лу
лы-лы-лы
лэ-лэ-лэ
4.
2).Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой (Лес)
Дети по картинам, предъявляемым логопедом, проговаривают «Лесные
чистоговорки»:
Ила-ила-ила - мила с мамой в лес ходила.
Ала-ала-ала – мила ягоды искала.
Элочку-элочку-элочку – видели на ёлке белочку.
Элочки-элочки-элочки – есть бельчата у белочки.
Ло-ло-ло – бельчата прячутся в дупло.
Ло-ло-ло – дятел выдолбил дупло.
5.
3). Много, много окон в нём,
Мы живём в нём. Это…(дом)
Проводится дидактическая игра «Засели домики» - 3 домика.
В первый домик дети ставят картинки со звуком [л] в начале слова, во
второй – в середине слова, в третий – в конце слова. Обязательно
использовать схемы слов и звуки-символы. Дети придумывают
предложения с каждым из слов.
Первый домик – лопата, ложка, лужа, лошадь, лама, ландыши.
Второй домик – галка, булка, палка, белка, вилка, полка.
Третий домик – дятел, пенал, стул, стол, мел, осёл.
Со словами из второго домика проводится дидактическая игра «Назови
ласково».
6.
4). Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс,
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…(автомобиль)
- Автомобили бывают разные – легковые, грузовые. У нас на картине будет
грузовик.
Проводится физминутка «Едем, едем на машине»
Едем, едем на машине, Ходьба на месте, «крутим руль».
Нажимаем на педаль. Поднимать согнутую в колене
правую, затем левую ногу.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль. Повороты туловища вправо-влево,
руку козырьком ко лбу.
Дворники счищают капли. Наклоны вправо-влево.
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер. Бег на месте, движение рук перед
собой.
Мы шофёры – хоть куда! «Крутить руль».
7.
5). Круглое, румяное, я расту на ветке.
Любят меня взрослые и маленькие детки (Яблоко)
- На каком дереве растут яблоки? (На яблоне) На картине – деревня, а у
жителей деревни – богатый урожай яблок.
Проводится дидактическая игра «Поможем собрать урожай яблок» - на
яблоне висят яблоки. На обратной стороне каждого яблока спрятана
картинка. Дети поочерёдно срывают яблоки, называют слова, делят их на
слоги, определяют количество слогов в слове. Раскладывают яблоки-слова
в три корзинки:
В первую корзину – слова, состоящие из одного слога (лак, пол, лук).
Во вторую корзинку – из двух слогов (мыло, лыжи, луна).
В третью корзину – из трёх слогов (галоши, болото, акула).
С каждым их слов дети придумывают предложение.
С некоторыми словами проводится дидактическая игра «Подбери
слово» - дети подбирают слова, отвечающие на вопросы «Какой? Какая?
Какое?»:
Мыло (какое?) – душистое, ароматное, гладкое, скользкое…
Болото (какое?) – холодное, сырое, зелёное, мокрое, топкое…
Акула (какая?) – злая, зубастая, быстрая, стремительная, голодная…
8.
6). Они движутся по железной дороге (Поезда)
- Какие бывают поезда? (пассажирские, товарные, скорые и т. д.) У нас на
картине пассажирский поезд.
Проводится дидактическая игра «На поезде» - в поезде два вагона. В
вагонах едут животные с детёнышами. Дети отвечают на вопрос «Кто едет
на поезде?».
В первом вагоне едет лошадь с жеребёнком, белка с бельчатами, лось с
лосятами, волк с волчатами, слон со слдонятами, галка с галчатами.
Во втором вагоне едет кошка с котятами, медведь с медвежатами,
собака со щенятами, овца с ягнятами, коза с козлятами, корова с
телятами.
Проводится дидактическая игра «Кто лишний?» (В первом вагоне –
медведь, т.к. он дикое животное. Во втором – галка, т. к. она птица)
Поводятся дидактические игры «Кто вышел на станции?», «Кто
пересел на другое место?» - с картинками из вагонов.
-Какой общий звук есть у слов из первого вагона? (звук [л]) А из второго?
(Звука [л] нет)
9.
7). Голодная мычит, сытая жуёт,
Всем ребятам молоко даёт (Корова)
- У нас на картине пасутся коровы – стадо коров. Кто их пасёт? (Пастух)
Как называют детёнышей коровы? (Телята)
Проводится пальчиковая гимнастика «Пять телят»
Пальцы зажаты в кулачки.
Этот телёнок Вытянуть большой палец.
Пьёт молоко.
Этот телёнок Вытянуть указательный палец.
Ушёл далеко.
Этот телёнок Вытянуть средний палец.
Травку жуёт.
Этот телёнок Вытянуть безымянный палец.
Копытцами бьёт.
Этот телёнок Вытянуть мизинец.
Мычит: «Почему-у
Все разошлись? Сделать пальцы «веером».
Скучно
Мне одному-у!» Собрать пальцы в щёпоть.
10. 8). Весь мир обогревает
И устали не знает,
Улыбается в оконце,
А зовут его все… (солнце)
- На нашей картине тоже появилось весёлое солнышко.
Проводится дидактическая игра «Весёлое солнышко» - дети
определяют первый звук в слове и ставят картинку на пособие
«Солнышко» напротив соответствующего звука. Слова для игры:
Голубь, мотоцикл, палатка, лодка, балалайка, кукла, жёлуди, волк.
Проводится дидактическая игра «Скажи сколько» - дети согласуют
числительные на карточках с существительными-картинками на
«Солнышке».
11.– У нас получилась целая картина. Незнайка улыбается, говорит нам
спасибо. Давайте по картине сочиним рассказ «Путешествие
Незнайки на поезде». Вопросы для беседы:
- Куда ездил Незнайка?
- Что интересного он увидел из окна поезда?
- Какое время года изображено на картине?
Далее слушаем рассказы детей. Незнайка благодарит детей.
III.
Подведение итогов занятия
Вопросы для беседы:
- Кто к нам сегодня приходил в гости?
- Чем мы помогли Незнайке?
- Чему мы учились сегодня на занятии?
( Продолжали учиться правильно говорить слова со звуком [л],
слышать звук [л] в словах, определять, где слышится звук [л] – в начале,
конце или середине слова, учились делить слова на слоги, составлять
рассказ по картинке и т. д.)