Автор: Живайкина Юлия Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "ООШ села Оркино"
Населённый пункт: село Оркино Петровский район Саратовская область
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка 3 класс
Тема: "Второстепенные члены предложения -обстоятельство"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
УМК «Начальная школа XXI века»
Предметная область. Филология /(автор Иванов С.В)
Класс: 3 (часть1)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Второстепенные члены предложения - обстоятельство.
Цель урока: создание условий, для формирования представлений о второстепенных
членах предложения ,на примере обстоятельства, умений находить его в предложении.
Задачи:
Образовательные: способствовать накоплению представлений о второстепенных членах
предложения; умение ставить вопросы и находить обстоятельство в предложении;
формирование умений отличать обстоятельства от других членов предложения
Воспитывающие: 1) формирование уважительного отношения к иному мнению; 2)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развивающие: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;2) формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;3) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
I этап
Самоопределе
ние к
деятельности
Добрый день, ребята! На столах у вас
по
три
смайлика,
выберите
тот,
который
соответствует
вашему
настроению.
- Как много улыбок засветилось.
Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова
продуктивно сотрудничать с вами.
Удачи!
Проверяют готовность
к уроку.
Воспринимают
информацию,
эмоционально
настраиваются на
плодотворную работу.
Выбирают смайлик и
демонстрируют своё
настроение.
Регулятивные:
-нацеливание на
успешную
деятельность.
Коммуникативны
е:
- формирование
умения слушать и
слышать
II
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений
1. -Что вы любите делать больше
всего?
- Тогда давайте начнем наш урок с
игры, я предлагаю вам сыграть в
игру «Четвёртый лишний».
ДОСКА:
а)Существительное,
прилагательное,
подлежащее,
глагол.
б) Чистый, красивый, сказуемое,
умный.
-Что
знаем
о
подлежащем,
сказуемом?
-Как называются подлежащее и
сказуемое?
-Какие ещё члены предложения
знаем?
-Что
делают
второстепенные
члены предложения?
-Как
находим
второстепенные
члены предложения?
-играть
-Подлежащее
-сказуемое
-Подлежащее -главный
член предложения,
который называет то, о
ком или о чём
говорится в
предложении.
Подлежащее отвечает
на вопросы кто? что?
-Сказуемое, связан с
подлежащим и
называет то, что
совершает предмет, его
состояние. Отвечает на
вопросы что делает?
Что делал?
-Подлежащее и
сказуемое образуют
грамматическую
основу предложения.
-Второстепенные.
- поясняют, уточняют,
дополняют
предложение
-мы задаём вопрос от
подлежащего, затем от
сказуемого.
Познавательные:
Строят речевые
высказывания в
устной форме
Регулятивные:
Принимают и
сохраняют учебную
задачу
Познавательные:
- ориентироваться
в своей системе
знаний (определять
границы
знания/незнания);
- находить ответы
на вопросы,
используя
информацию
Коммуникативны
е:
- слушать и
понимать речь
учителя;
III.Постановк
а учебной
задачи
На доске предложение: Маша
гуляла в саду. Маша гуляла в
саду вечером.
Найдите грамматическую основу
предложений.
В каком из предложений
содержится более полная и точная
информация?
Что нам помогло получить более
точную информацию?
-Как вы думаете в чем трудность?
- Почему возникло это
затруднение?
- Грамматическая
основа предложения –
Маша гуляла. Слово
Маша отвечает на
вопрос кто? Слово
гуляла на вопрос что
делала?
-Во втором.
-Второстепенные
члены.
-Мы не можем
подобрать вопросы к
словам ,не знаем ,как
можно называется этот
член предложения, как
он подчёркивается?
Как же мы сможем ответить на этот
вопросы?
Давайте откроем учебник на с.75 и
прочитаем, как в русском языке
называют слова, отвечающие на
такие вопросы?
- Сформулируйте цель нашего
урока. Чему мы будем учиться на
уроке?
- Какой будет тема урока?
-Второстепенный член
предложения, который
обозначает как
совершается действие,
где совершается
действие, по какой
причине совершается
действие, с какой
целью совершается
действие называется
обстоятельством.
Обстоятельство
подчёркивается
_._._
1.Находить
второстепенные члены
среди других слов в
предложении.
2.Учиться правильно
задавать вопросы к
второстепенным
членам -
обстоятельству.
3.Узнавать в
предложении
обстоятельства:
времени,
места, цели, причины,
образа действия.
4.Учиться работать
вместе, сообща,
оценивать свою работу.
-Второстепенные
члены предложения-
обстоятельство.
Познавательные:
- выдвижение
гипотез, их
обсуждение,
доказательства;
Регулятивные:
-
составление
плана
и
последовательност
и действий
IV.Построение
проекта
выхода из
затруднения
С второстепенными членами мы
знакомы немного. Я предлагаю
вам выполнить задания упр.3, где
вы будете применить полученные
ранее знания.
- У каждой группы есть карточка,
на которой написаны слова и
алгоритм выполнения
исследования:
а)докажи, что данное слово в
предложении является
обстоятельством?
-на какой вопрос оно отвечает?
в)сделайте вывод
-Каждый из вас будет разбирать
предложение в течении 1 минуты.
-Давайте сформулируем общее
правило.
Молодцы!!!
Работа с упр.2
1.Проливной дождь шёл когда?-
Проливной дождь шёл ночью.
2.Где набухли почки?- На
деревьях набухли почки.
3.Дети поедут когда?куда?—Дети
поедут завтра за город.
4.Дорожка шла по аллее откуда?-
Дорожка шла к аллее от беседки.
Выполняют задание в
тетради.
-Находим в
предложении
грамматическую
основу.
-Находим в
предложении слова,
отвечающие на
вопросы : где, куда,
откуда, почему, зачем и
как.
-Делаем вывод.
-Грамматическая
основа –дождь шёл. От
сказуемого задаём
вопрос : шёл когда?
ночью. Делаем вывод,
что такой вопрос мы
задаём к –
обстоятельству.
Работа по алгоритму.
Регулятивные:
- постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено
учащимися и того,
что еще не
известно;
- постановка и
решение
проблемы;
Коммуникативны
е:
- умение ясно и
четко излагать свое
мнение,
выстраивать
речевые
конструкции
.
5.Вера любит какое мороженое?-
Вера любит шоколадное
мороженое.
Делаем выводы.
Запишите в тетрадь ответы на
второй и третий вопросы и
подчеркните члены предложений.
Физминутка.
- Грамматическая
основа - Вера любит.
Вопрос - какое? Не
относится к вопросам,
на которые отвечает
обстоятельство,
поэтому данное
предложение будет
лишним.
Обстоятельство –
второстепенный член
предложения, отвечает
на вопросы: где? когда?
куда? откуда? почему?
зачем? и как? В
предложении
подчёркивается _._._._
V.Первичное
закрепление
во внешней
речи
Для выполнения следующего
задания мы с вами научимся
сначала проговаривать
выполняемое задание, а потом
запишем в тетради .Отработка
умения найти в предложении
обстоятельство и правильно задать
к нему вопрос. Выполняется
письменно в парах упр.3.
Работа по образцу.
Палатка намокла
(почему? по какой
причине?) дождя.
Слово дождя –
обстоятельство,
т.к.отвечает на вопрос
(почему?).В
предложении
подчёркивается _._._._
Охотник возвратился
(откуда?) из леса.
(Когда?) в воскресенье
пришли гости.
Ученики учатся (как?)
прилежно.
Коммуникативны
е:
- умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.
Регулятивные:
- умение
действовать по
плану и
планировать свою
деятельность;
- умение
контролировать
процесс и
результаты своей
деятельности.
VI.
Самостоятель
ная работа с
самопроверко
й
Работа по карточкам. Найдите в
предложениях обстоятельство и
письменно задайте к нему вопрос.
Все ли справились?
Кто допустил ошибки?
Индивидуальная
работа.
Самопроверка по
эталону.
Познавательные:
- преобразование
модели в
соответствии с
содержанием
учебного
материала и
поставленной
учебной целью
Коммуникативны
е:
- постановка
вопросов –
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
- умение слушать и
вступать в диалог;
VII.Рефлексия
деятельности
(итог урока)
- Исследование какой темы вели
на уроке?
- Удалось решить поставленную
задачу?
- Что помогло нам в этом?
- Оцените свою работу на уроке.
Работу класса.
-
Выберите
смайлик
своего
настроения. Изменилось ли оно?
Почему?
Предлагает дифференцированное
домашнее задание:1) упр.5 стр.76
2)составить 2-3 предложения, в
которых будет обстоятельство.
3) работа в печатной тетради.
-Обстоятельство
-Да
-Учебник, учитель,
наши знания
-да.
Мы хорошо поняли
новый материал.
Регулятивные:
- выделение и
осознание
учащимися того,
что уже усвоено и
что еще нужно
усвоить, осознания
качества и уровня
усвоения