Напоминание

"Второстепенные члены предложения -обстоятельство"


Автор: Живайкина Юлия Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "ООШ села Оркино"
Населённый пункт: село Оркино Петровский район Саратовская область
Наименование материала: технологическая карта урока русского языка 3 класс
Тема: "Второстепенные члены предложения -обстоятельство"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

УМК «Начальная школа XXI века»

Предметная область. Филология /(автор Иванов С.В)

Класс: 3 (часть1)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Второстепенные члены предложения - обстоятельство.

Цель урока: создание условий, для формирования представлений о второстепенных

членах предложения ,на примере обстоятельства, умений находить его в предложении.

Задачи:

Образовательные: способствовать накоплению представлений о второстепенных членах

предложения; умение ставить вопросы и находить обстоятельство в предложении;

формирование умений отличать обстоятельства от других членов предложения

Воспитывающие: 1) формирование уважительного отношения к иному мнению; 2)

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развивающие: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;2) формирование умения планировать,

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями ее реализации;3) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

I этап

Самоопределе

ние к

деятельности

Добрый день, ребята! На столах у вас

по

три

смайлика,

выберите

тот,

который

соответствует

вашему

настроению.

- Как много улыбок засветилось.

Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова

продуктивно сотрудничать с вами.

Удачи!

Проверяют готовность

к уроку.

Воспринимают

информацию,

эмоционально

настраиваются на

плодотворную работу.

Выбирают смайлик и

демонстрируют своё

настроение.

Регулятивные:

-нацеливание на

успешную

деятельность.

Коммуникативны

е:

- формирование

умения слушать и

слышать

II

Актуализация

знаний и

фиксация

затруднений

1. -Что вы любите делать больше

всего?

- Тогда давайте начнем наш урок с

игры, я предлагаю вам сыграть в

игру «Четвёртый лишний».

ДОСКА:

а)Существительное,

прилагательное,

подлежащее,

глагол.

б) Чистый, красивый, сказуемое,

умный.

-Что

знаем

о

подлежащем,

сказуемом?

-Как называются подлежащее и

сказуемое?

-Какие ещё члены предложения

знаем?

-Что

делают

второстепенные

члены предложения?

-Как

находим

второстепенные

члены предложения?

-играть

-Подлежащее

-сказуемое

-Подлежащее -главный

член предложения,

который называет то, о

ком или о чём

говорится в

предложении.

Подлежащее отвечает

на вопросы кто? что?

-Сказуемое, связан с

подлежащим и

называет то, что

совершает предмет, его

состояние. Отвечает на

вопросы что делает?

Что делал?

-Подлежащее и

сказуемое образуют

грамматическую

основу предложения.

-Второстепенные.

- поясняют, уточняют,

дополняют

предложение

-мы задаём вопрос от

подлежащего, затем от

сказуемого.

Познавательные:

Строят речевые

высказывания в

устной форме

Регулятивные:

Принимают и

сохраняют учебную

задачу

Познавательные:

- ориентироваться

в своей системе

знаний (определять

границы

знания/незнания);

- находить ответы

на вопросы,

используя

информацию

Коммуникативны

е:

- слушать и

понимать речь

учителя;

III.Постановк

а учебной

задачи

На доске предложение: Маша

гуляла в саду. Маша гуляла в

саду вечером.

Найдите грамматическую основу

предложений.

В каком из предложений

содержится более полная и точная

информация?

Что нам помогло получить более

точную информацию?

-Как вы думаете в чем трудность?

- Почему возникло это

затруднение?

- Грамматическая

основа предложения –

Маша гуляла. Слово

Маша отвечает на

вопрос кто? Слово

гуляла на вопрос что

делала?

-Во втором.

-Второстепенные

члены.

-Мы не можем

подобрать вопросы к

словам ,не знаем ,как

можно называется этот

член предложения, как

он подчёркивается?

Как же мы сможем ответить на этот

вопросы?

Давайте откроем учебник на с.75 и

прочитаем, как в русском языке

называют слова, отвечающие на

такие вопросы?

- Сформулируйте цель нашего

урока. Чему мы будем учиться на

уроке?

- Какой будет тема урока?

-Второстепенный член

предложения, который

обозначает как

совершается действие,

где совершается

действие, по какой

причине совершается

действие, с какой

целью совершается

действие называется

обстоятельством.

Обстоятельство

подчёркивается

_._._

1.Находить

второстепенные члены

среди других слов в

предложении.

2.Учиться правильно

задавать вопросы к

второстепенным

членам -

обстоятельству.

3.Узнавать в

предложении

обстоятельства:

времени,

места, цели, причины,

образа действия.

4.Учиться работать

вместе, сообща,

оценивать свою работу.

-Второстепенные

члены предложения-

обстоятельство.

Познавательные:

- выдвижение

гипотез, их

обсуждение,

доказательства;

Регулятивные:

-

составление

плана

и

последовательност

и действий

IV.Построение

проекта

выхода из

затруднения

С второстепенными членами мы

знакомы немного. Я предлагаю

вам выполнить задания упр.3, где

вы будете применить полученные

ранее знания.

- У каждой группы есть карточка,

на которой написаны слова и

алгоритм выполнения

исследования:

а)докажи, что данное слово в

предложении является

обстоятельством?

-на какой вопрос оно отвечает?

в)сделайте вывод

-Каждый из вас будет разбирать

предложение в течении 1 минуты.

-Давайте сформулируем общее

правило.

Молодцы!!!

Работа с упр.2

1.Проливной дождь шёл когда?-

Проливной дождь шёл ночью.

2.Где набухли почки?- На

деревьях набухли почки.

3.Дети поедут когда?куда?—Дети

поедут завтра за город.

4.Дорожка шла по аллее откуда?-

Дорожка шла к аллее от беседки.

Выполняют задание в

тетради.

-Находим в

предложении

грамматическую

основу.

-Находим в

предложении слова,

отвечающие на

вопросы : где, куда,

откуда, почему, зачем и

как.

-Делаем вывод.

-Грамматическая

основа –дождь шёл. От

сказуемого задаём

вопрос : шёл когда?

ночью. Делаем вывод,

что такой вопрос мы

задаём к –

обстоятельству.

Работа по алгоритму.

Регулятивные:

- постановка

учебной задачи на

основе

соотнесения того,

что уже известно и

усвоено

учащимися и того,

что еще не

известно;

- постановка и

решение

проблемы;

Коммуникативны

е:

- умение ясно и

четко излагать свое

мнение,

выстраивать

речевые

конструкции

.

5.Вера любит какое мороженое?-

Вера любит шоколадное

мороженое.

Делаем выводы.

Запишите в тетрадь ответы на

второй и третий вопросы и

подчеркните члены предложений.

Физминутка.

- Грамматическая

основа - Вера любит.

Вопрос - какое? Не

относится к вопросам,

на которые отвечает

обстоятельство,

поэтому данное

предложение будет

лишним.

Обстоятельство –

второстепенный член

предложения, отвечает

на вопросы: где? когда?

куда? откуда? почему?

зачем? и как? В

предложении

подчёркивается _._._._

V.Первичное

закрепление

во внешней

речи

Для выполнения следующего

задания мы с вами научимся

сначала проговаривать

выполняемое задание, а потом

запишем в тетради .Отработка

умения найти в предложении

обстоятельство и правильно задать

к нему вопрос. Выполняется

письменно в парах упр.3.

Работа по образцу.

Палатка намокла

(почему? по какой

причине?) дождя.

Слово дождя –

обстоятельство,

т.к.отвечает на вопрос

(почему?).В

предложении

подчёркивается _._._._

Охотник возвратился

(откуда?) из леса.

(Когда?) в воскресенье

пришли гости.

Ученики учатся (как?)

прилежно.

Коммуникативны

е:

- умение с

достаточной

полнотой и

точностью

выражать свои

мысли в

соответствии с

задачами и

условиями

коммуникации.

Регулятивные:

- умение

действовать по

плану и

планировать свою

деятельность;

- умение

контролировать

процесс и

результаты своей

деятельности.

VI.

Самостоятель

ная работа с

самопроверко

й

Работа по карточкам. Найдите в

предложениях обстоятельство и

письменно задайте к нему вопрос.

Все ли справились?

Кто допустил ошибки?

Индивидуальная

работа.

Самопроверка по

эталону.

Познавательные:

- преобразование

модели в

соответствии с

содержанием

учебного

материала и

поставленной

учебной целью

Коммуникативны

е:

- постановка

вопросов –

инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации;

- умение слушать и

вступать в диалог;

VII.Рефлексия

деятельности

(итог урока)

- Исследование какой темы вели

на уроке?

- Удалось решить поставленную

задачу?

- Что помогло нам в этом?

- Оцените свою работу на уроке.

Работу класса.

-

Выберите

смайлик

своего

настроения. Изменилось ли оно?

Почему?

Предлагает дифференцированное

домашнее задание:1) упр.5 стр.76

2)составить 2-3 предложения, в

которых будет обстоятельство.

3) работа в печатной тетради.

-Обстоятельство

-Да

-Учебник, учитель,

наши знания

-да.

Мы хорошо поняли

новый материал.

Регулятивные:

- выделение и

осознание

учащимися того,

что уже усвоено и

что еще нужно

усвоить, осознания

качества и уровня

усвоения



В раздел образования