Напоминание

лекция-концерт


Авторы: Панекина Марина Ивановна, Марина Ивановна Панекина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №2 им.П.И. Чайковского"
Населённый пункт: г. Брянск, Брянская область
Наименование материала: «Рождение фортепиано»
Тема: лекция-концерт
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа-лекция концерта «Рождение фортепиано»

фортепианного отделения

(22.12.2020г.)

Музыка….. Мы привыкли сегодня к этому слову, часто произносим его,

порой не подозревая, что родилось оно, как и слово «мелодия», «ритм»,

«гамма», свыше двадцати пяти веков назад в Элладе. Это была удивительная

страна – Эллада в Древней Греции! Её жители не представляли себе жизни

без

прекрасного,

без

искусства.

Музыка

-

величайшая

сила-

учили

древнегреческие философы.- Она может заставлять человека любить и

ненавидеть, прощать и убивать». Согласно древнегреческой мифологии,

музы- это богини –покровительницы наук и искусств. Среди них Терпсихора-

покровительница танцев и хорового пения, Эрато-поэзии, Эвтерна-музыки.

От муз и произошло слово «музыка». Мифические богини дали жизнь

и другому привычному сегодня слову- «музей». «Музеумами» в Элладе

называли храмы муз. Это слово и в наши дни не изменило свой смысл.

Музеи- это действительно храмы, в которых люди встречаются с искусством,

с прекрасным. Предводителем муз, по преданию, был бог Апполон.

За много веков, до небывалого расцвета Эллады, её искусства родился миф

об одном из первых музыкантов древности-Орфее, которого греки считали

родоночальником

музыки

и

стихосложения,

миф,

рассказывающий

о

волшебной силе музыки.

А инструменты у греков были довольно разнообразные. Среди

струнных они особенно любили лиру и очень похожую на неё кифару. На

фоне

звуков

лиры

декламировались

стихи,

проходили

театральные

спектакли,

выполнялись

гимнастические

упражнения,

шла

пантомима.

Одним из учёных Древней Греции, изучавших взаимосвязь музыки и

естественных

наук,

математики

и

астрономии,

был

Пифагор,

автор

знаменитой теоремы. Весь мир, утверждал Пифагор, есть распределённая по

числам гармония. А числа эти образуют те же соотношения, что и интервалы

между различными ступенями гаммы. Интересовали великого учёного и

сугубо музыкальные проблемы, в частности музыкальные лады и интервалы.

Для

их

изучения

Пифагор

использовал

монохорд

однострунный

музыкальный

инструмент,

представляющий

собой

деревянный

прямоугольный

ящик,

над

верхней

плоскостью

которого

крепилась

единственная струна. Звук в монохорде извлекался ударом молоточка или

защипыванием струны. На верхней плоскости ящика была нанесена шкала.

Перемещая по определённым точкам шкалы подвижную подставку, Пифагор

получал звучание различных музыкальных интервалов.

Пусть великий греческий математик и его последователи ошибались,

полагая, что музыка и Вселенная подчинены одинаковым математическим

закономерностям. Но некоторые из сделанных ими открытий легли в основу

теории европейской музыки. Что же касается монохорда, то он был одним из

первых, хотя и крошечных шагов на пути к рождению фортепиано.

1.

Никонов Илья 7 кл. И.С.Бах «Куранта» A-dur

2.

Поддуева Ульяна2 кл. И.С.Бах «Менуэт»

3.

Комарынец Тимофей 2 кл .И.С. Бах «Полонез»

4.

Боровиков Коля И.С. Бах «Двухголосная инвенция» a-moll

По разному складывались судьбы музыкальных инструментов. Одни, как,

например

флейта,

подвергались

усовершенствованию

и

продолжали

существовать. Другие же безвозвратно исчезали и сегодня представляют

интерес лишь для историков, изучающих античную культуру. Такая печальная

судьба постигла лиру – тот самый универсальный инструмент, без которого

эллины не представляли себе музыки, поэзии, пантомимы.

А вот монохорд, представьте не погиб и не исчез бесследно. Напротив, его

начинают

совершенствовать,

размещая

над

ящиком-резонатором

всё

большее число струн. Появился подобный инструмент и на Руси. Это были

столь любимые в русском народе-гусли.

Что же придумали средневековые музыканты и инструментальные мастера?

В эпоху раннего средневековья уже знали и пользовались органом. Это был

хорошо разработанный многозвучный клавишно-духовой инструмент. Вот и

пришла кому-то в голову замечательная мысль: приспособить клавиатуру и к

многострунному монохорду. Приблизительная дата появления в Европе

первых клавишно-струнных инструментов- это XIV-XV века.

Первые клавишные потомки монохорда уступили место инструменту,

которому предстояло продолжить эстафету клавишных инструментов и

который в течении нескольких веков будет волновать сердца музыкантов и

слушателей,- клавикорду. Что за удивительный это был инструмент! С

мягким, нежным звуком , лёгкий и удобный: хочешь - держи на коленях, а

хочешь ставь на стол. А главное, клавикорд оказался очень удобен для

игры: лёгкого прикосновения к клавиши было достаточно, чтобы извлечь

звук. Струны клавикорда распологались параллельно линии клавиатуры. От

их числа зависила ширина инструмента. Удобство обращения с ним состояло

в том, что все струны настраивались одинаково, т.е. звучали в унисон.

Различие в высоте звучания достигалось тем, что тангент касался струны в её

определённой точке, которая отделяла левую часть струны, заглушённую, от

правой – звучащей.

Клавесин появился немного позже клавикорда .По сравнению с клавикордом

механика клавесина была несколько сложнее. Первое отличие клавесина от

клавикорда заключалось в том, что струны в нём были разной длины и

каждая настраивалась в определённом тоне. Второе важнейшее отличие

клавесина

от

клавикорда

состояло

в

механизме

звукоизвлечения.

Соединённый с клавишей деревянный стерженёк сверху был расщеплён

наподобие вилочки . Сюда и вставлялся язычок, щипком приводивший в

колебание струну.

Не удивительно, что И.С.Бах знал все секреты клавесина, клавикорда и

органа.

Многие

известные

мастера-механики,

работавшие

над

изготовлением

совершенствованием

этих

инструментов

в

Германии,

внимательно прислушивались к советам Баха, часто приглашая опробовать

новый инструмент. Его одобрение служило им высшей похвалой….

5.

Капушкова Софья 2 кл. Сен-люк «Бурре»

6.

Скиба София 1 кл. Д.Тюрк «Ариозо»

Иоган Себастьян Бах родился, прожил всю жизнь и умер в Германии. Но

клавирное искусство – такое общее название музыканты дали игре и

сочинениям для обоих инструментов, клавесина и клавикорда,- было

распространено и в других крупных европейских странах. Особого расцвета

оно достигло в конце XVII- начале XVIII века во Франции. Не удивительно, что

и в наше время исполнители старинной музыки часто включают в программы

концертов пьесы Жана Филипа Рамо, Франсуа Дандрие или Клода Дакена .

Каждый

из

этих

композиторов

был

замечательным

исполнителем

и

пользовался большой популярностью при жизни.

7.

Никонова Таисия 4 кл. И.Кребс «Пасспье»

8.

Еричева Александра Ж.Ф.Рамо «Менуэт»

Первым создателем молоточкового фортепиано был тогда Бартоломео

Кристофори. Первым, но не единственным, кто в начале XVIIIвека пришёл к

идее создания «клавесина с молоточками». В 1716 г. Модель подобного

инструмента сконструировал француз Мариус. А годом позже немецкий

музыкант Шретер.

Первые отзывы о новом инструменте не могли

порадовать мастеров. «Фортепиано не так звучно, как клавесин, -говорили

музыканты. -Это камерный инструмент и потому в громкой музыке не может

быть использован.» Тем временем в 60-70-е годы 18века, постройкой

фортепиано начинают заниматься уже многие ведущие музыкальные

мастера Европы. И мнение о новом инструменте быстро меняется. Теперь

нападкам уже подвергается клавесин. Оказывается, что его «глухая и

одновременно острая звучность» не подходит для исполнения «певучих

отрывков». Это значило. Что как солист клавесин терпит поражение. Конец

XVIII века – это рубеж, который отделяет период клавирного искусства о т

фортепианного.

Так уж удивительно складывалась судьба фортепиано: оно завоевало к

этому времени популярность почти во всей Европе; в большинстве крупных

городов жили

и выступали пианисты, учились игре на нём. Но стоит

вспомнить о наиболее выдающихся композиторах того периода, писавших

для фортепиано, творчество которых коренным образом изменило судьбу

инструмента. И невольно встаёт перед глазами Вена – её дома, дворцы и

соборы, её улицы и площади. «Перед Моцартом Вена в большом долгу»!

Вольфган

Амадей Моцарт впервые попал в вену ещё ребёнком. Его,

маленького гения, привёз сюда из Зальцбурга отец, чтобы показать

удивительного

мальчика

венской

знати.

Поразительные

музыкальные

способности юного Моцарта привели в восторг всех, кто слышал его, даже

самого императора. Однажды, незадолго до смерти Моцарта, к нему пришёл

юноша лет шестнадцати и долго импровизировал в его присутствии.

«Обратите внимание на этого молодого человека,- сказал после его ухода

Моцарт,- Он заставит когда-нибудь всех говорить о себе». Однако в Вене

завоевать

расположение

публики,

в

основном

аристократической,

Бетховену-пианисту было нелегко. Стиль его игры был совершенно непохож

на нравящуюся венским меломанам

«галантную» и «блестящую» игру.

Бетховенское

исполнение

на

фортепиано

было

проникнуто

мужественностью и глубочайшей проникновенностью.

9.

Ерохина Алексия 4 кл. Л.Моцарт «Бурре» с-moll

10. Морозов Иван 4 кл. Л.В. Бетховен «Вальс»

11. Чепикова София Д. Штейбельт «Адажио»

Итак, власть в музыкальном мире переменилась. Если раньше «королём»

музыкальных инструментов называли орган, клавесин, то ныне

фортепиано, а точнее, крыловидное фортепиано получило название –рояль,

что значит «королевский». Отныне рояль стал «властелином музыкальных

дум». Теперь от него многого ждали и многого требовали. Главное отличие

от органа и клавесина, на рояле можно было добиться певучего звучания.

Вот этот небольшой коричневый на гнутых ножках рояль принадлежал

гениальному немецкому музыканту Роберту Шуману.

Произведения, написанные Шуманом для фортепиано, любят и исполняют

не только взрослые пианисты, но и юные музыканты. И кто знает, быть

может, за этим же роялем, который находится теперь на родине Шумана, в

Доме-музее его имени в немецком городе Цвиккау, создавался «Альбом для

юношества»- сборник пьес, написанных Робертом Шуманом специально для

начинающих пианистов.

12. Володичева Ксения 2 кл. Р.Шуман «Смелый наездник»

Иоганн Штраус, которого заслуженно величают «Королём вальса».

Выдающийся

композитор,

автор

популярных

оперетт

сумел

поднять

танцевальную музыку на недосягаемые доселе симфонические высоты.

Являясь

основателем

венского

вальса, он

создал

такие

обаятельные

музыкальные

«жемчужины»,

которые

никогда

не

утратят

своей

притягательности.

13. ансамль Никонова Таисия, Резник Варвара

И.Штраус Вальс «Летучая мышь»

Неоценимый вклад в развитие в развитие русского музыкального

искусства внёс Антон Рубинштейн. Ведь именно по его инициативе и

благодаря его энергии в России была открыта первая Консерватория. Это

произошло в 1862 году. А очень скоро это детище Рубинштейна дало свои

первые изумительные

плоды. Среди его выпускников оказались

три

гениальных

русских

композитора:

П.И.Чайковский,

Сергей

Васильевич

Рахманинов, Александр Николаевич Скрябин, творчество которых сыграло

такую важную роль в будущее истории фортепиано.

…Зимнее морозное утро. Ребёнок только что проснулся, и обрывки

сновидений ещё стоят перед глазами. Пора вставать, ведь впереди целый

день- радостный день игр и забав. «Детский альбом»- так назвал композитор

свой сборник. Обнаруживаются удивительные черты его творчества: яркая,

легко запоминающаяся мелодика, поразительное богатство музыкальных

образов..

14. Шевердина Ульяна 3кл. «Болезнь куклы»

15. Боровиков Коля «Новая кукла»

16. Моисеева Диана 3 кл. «Полька»

17 . Выхованец Настя 2 кл. А. Гедике «Полька»

18 Гирина Даша 6 кл. В.Ребиков «Вальс»

19 . Савосто Даша 4 кл. Г. Пахульский «В мечтах»

20. Мирошникова Ксения 4 кл.А. Гладковский «Маленькая танцовщица»

Настоящая музыка, написанная для фортепиано композиторами XX-XI века

– Дебюси, Равелем, Прокофьевым, Шостаковичем и многими другими

композиторами этого времени, как и произведения Бетховена, Шопена,

Рахманинова, выражает богатый спектр человеческих чувств, настроений,

используя

всё

многообразие

возможностей

этого

удивительного

музыкального инструмента. Сейчас мы это услышим!

21. Ветошко Лиза 3 кл. Д.Шостакович «Шарманка»

22.Пронин Владимир 3 кл. Д.Кабалевский «Клоуны»

23.Хромова Маша 3 кл. Д.Кабалевский «Вальс»

24.Миронова-Велигурская Ребекка С. Майкапар «Колыбельная»

25.Резник Варя 4кл Е. Крылатов «Колыбельная медвдицы» из м/ф «Умка»

Более того, в 20 веке и сейчас в наше время появляются электронные

клавишные

инструменты,

по

некоторым

качествам

превосходящие

фортепиано. Значит ли это, что фортепиано устарело? Разумеется нет. И

подтверждение этому мы находим в том, что столько людей стремиться

учиться на фортепиано, что тысячи и десятки тысяч регулярно посещают

концерты фортепианной музыки, слушают её по радио и телевидению. Это

значит, что фортепиано с его удивительным богатством и многообразием

звуковых красок и оттенков,- по прежнему любимый инструмент.

26. Грибанов Захар 2 кл. «В стиле кантри попурри на темы американских

песен»

27. Суббт Ульяна 2 кл. И. Кореневская «Дождик»

28. Гладкая Мария 2кл. Дж. Бенедетти «Рок-н-рол»

29. Белова Кристина 4 кл. А.Петров «Полька-галоп»

30. Иванов Илья 4 кл. Накада «Танец дикарей»

31. Грибченко Дима 5 кл. И. Корнелюк муз. к кинофильму «Бандитский

Петербург»

32. Ансамбль Белова Кристина –Еричева Александра 4 кл.

М.Бонис «Вальс -каприс»

Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные

инструменты первые фортепиано. Но и сегодня присутствуя на концерте мы

становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства- рождения

искусства!



В раздел образования