Автор: Анисимова Инна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА
Населённый пункт: Тверская обл. г. Зубцов
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "К высотам мастерства" Ф. Шопен
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ЗУБЦОВСКОГО
РАЙОНА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад на тему:
«К высотам мастерства» Ф.Шопен.
Выполнила: преподаватель
по классу фортепиано
И.Н. Анисимова
2021 г.
«К высотам мастерства»
Фридерик Шопен (1810-1849 г.г).
«Фортепианные произведения»
Слушая игру Шопена, я чувствую, как моя душа очищается от грехов, которых я не
замечал прежде, «я начинаю рыдать над трагедиями, которые не затрагивают лично
меня».
Оскар Уайльд (1854-1900)
Ф. Шопен олицетворяет наше представление о художнике-романтике – это был
погруженный в себя, темпераментный, талантливый и обреченный на раннюю смерть
человек. Как и Паганини, он был композитором и исполнителем. Хотя Шопен не так часто
выступал с концертами, именно его игра позволила фортепиано утвердиться в роли
самого популярного в 19 веке музыкального инструмента. Кроме того, Шопен был
видным представителем зарождающейся национальной музыки, постольку часто находил
источники вдохновения в фольклорных песнях и танцах своей родной Польши. Если не
считать концертов и нескольких произведений для виолончели и флейты, вся музыка
Шопена написана для фортепиано-соло. У ирландского композитора Джона Филда Шопен
перенял новую для того времени музыкальную форму ноктюрн и сумел наполнить ее
тонким чувством, свежестью и выразительностью.
Если ранее этюды, прелюдии, вальсы, экспромты и мазурки Шопена написаны просто
на высоком техническом уровне, но его поздние полонезы, фантазии, скерцо, баллады,
баркароллы
и
две
сонаты
можно
уже
отнести
к
виртуозным
произведениям.
Современники восхищались «поразительно тонким, глубоким и мягким звуком Шопена и
его рассыпающимся подобно жемчужинам быстрыми пассажами». Это отличительные
особенности манеры Шопена стараются имитировать и современные интерпретаторы его
сочинений. Самые известные произведения: 2 фортепианных концерта, 3 сонаты, 4
скерцо, 27 прелюдий, 27 этюдов, 19 ноктюрнов, 44 вальса, 9 полонезов, 56 мазурок, 4
баллады.
Шопен родился в смешанной польско-французской семье и уже в 7 лет начал
сочинять музыку и тогда же впервые появился перед публикой как пианист. Закончив в 16
лет школу, он поступил в Варшавскую консерваторию, а спустя 3 года решил отправиться
на поиски «счастья по Европе». Первоначальное музыкальное образование получил у
В.Живного, затем обучался под руководством Ю.Эльснера в Высшей музыкальной школе
в Варшаве. На формирование мировоззрение композитора оказала влияние борьба за
независимость Польши (восстание под руководством Т.Костюшко в 1794 г., в котором
принимал участие отец композитора Николай Шопен, (выходец из Франции), а также идеи
польского литературного романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю.Словацкий).
Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста (первые полонезы изданы в
1817 г.) развивалась в творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы,
где Шопен усваивал опыт польских композиторов (Ф.Островского, М.Шимановской,
М.Огинского и др.) венской классической школы. В ранних произведениях органично
использованы обработки народных мелодий (Большая фантазия на польские темы си
бемоль мажор для фортепиано с оркестром), освоены жанры фортепианных миниатюр (в
т.ч. ноктюрн), а также крупные формы (соната для фортепиано № 1, фортепианное трио).
Вершины раннего периода – 2 концерта для фортепиано с оркестром. С ранней юности
его зачаровывали
польские народные ритмы и мелодии, поэтому финалы в обоих
концертах написаны под «явным» и сильным влиянием польских танцев, в первую
очередь мазурки. После того, как в Варшаве с триумфом состоялась премьера концертов,
Шопен уехал из Польши в Париж. В дороге, узнав о том, что русская армия захватила
Варшаву, он сочинил свой знаменитый «Революционный этюд». Свой первый концерт в
Париже Шопен дал в феврале 1832 г. За годы жизни в Париже Шопен зарекомендовал
себя как талантливый, вдумчивый педагог, которого приглашали в самые богатые и
знатные семьи, а также познакомился со многими композиторами, литераторами и
художниками, среди которых были: Лист, Берлиоз, Беллини, Мейербер, Оноре Де Бальзак,
Э.Делакруа, Ф.Мендельсон.
Отказавшись от карьеры виртуоза Шопен много выступал в открытых концертах
только в первые годы жизни в Париже. Он сосредоточил свои поиски в области
композиторского творчества, создав в 1830-40-х годах выдающиеся произведения в
различных
жанрах.
Их
объединяет
тема
Родины,
приобретающая
то
героико-
драматический, то трагедийный характер. Это этюд №12, прелюдия а moll, d moll, скерцо
№1, баллада № 1, соната в moll с траурным маршем, полонезы es moll, fis moll , то глубоко
лирический (ноктюрны, мазурки) народной жанровой (мазурки) или торжественно-
триумфальные полонезы (А dur, АS dur).
В произведениях 1840 г. эти образы находят гармоническое единение (фантазии f
moll соната h moll и др.) В 1835 г. и 1836 г. Ф.Шопен выезжал в Германию, в 1837 г. в
Лондон. Зиму 1838 г.- 1839 г. провел на острове Майорка (Испания). В последние годы
жизнь Шопена осложнилась необеспеченным материальным положением, разрывом с
возлюбленной Ж.Санд и тяжелой болезнью. Роман с Жорж Санд продолжался 9 лет. На
Майорке он пробыл вместе с Ж.Санд, куда уехал в надежде насладиться теплом и покоем.
Однако переменчивая погода и враждебное отношение со стороны местных жителей
вынудили их скрыться в древнем Монастыре Вальденоза. Здесь Шопен закончил 24
прелюдии и несколько других работ, в том числе скерцо до диез минор.
В 1847 году Шопен расстался с Ж.Санд, к этому времени он был серьезно болен
туберкулезом. В 1848 г. Шопен совершил поездку в Англию, где выступил с концертами в
ряде аристократических салонов. В 1848 г. в последний раз появился на публике, чтобы
сыграть благотворительный концерт в пользу польских беженцев. После этого он
возвратился в Париж, где скончался 17 октября 1849 года. После кончины Шопена его
сердце (по желанию композитора) было перевезено на родину, Желязову- Волю. Глубоко
национальное и подлинно народное творчество Шопена - родоначальника польской
музыкальной классики, выдающегося пианиста своего времени. Ограничив себя почти
исключительно
рамками
фортепианной
музыки,
он
сконцентрировал
в
ней
разнообразнейшие и наиболее перспективные художественные тенденции времени.
Художественный
мир
Шопена
отличается
универсализмом:
глубочайшая
психологичность
и
сокровенный
лиризм
сочетаются
с
постоянным
ощущением
объективной жизненной реальности, тонкость в передаче отдельных настроений - с
крупным рельефом драматического развития, мечтательная созерцательность – с активной
действенностью. Характерная особенность – новаторский синтез. Композитор – романтик,
в своих сочинениях развивал принципы бетховенского симфонического метода, а также (в
миниатюрах) - баховских импровизационных форм.
Его произведения отличает моцартовское совершенство пропорций. Мелодика
соединила вокальность и инструментальность, песенность и танцевальность, контиленное
и речевое начало, претворила характерные черты
польских народных мелодий и
итальянского оперного бельканто.
В ладово-гармонической сфере опера на диатонические лады соединилась с
утонченной хроматикой, ладовая переменность – с развитой модуляционной (в т.ч. и
энгармонической) техникой, предвосхитившей многие открытия в области гармонии
Ф.Листа, Р.Вагнера, К.Дебюсси, А.Скрябина.
Шопен раскрыл богатейшие возможности фортепианной фактуры, создав
выразительные типы фигураций тематизма и «поющей» гармонии. Фортепианный стиль
Шопена тесно связанный с его исполнительским стилем отличается всепроникающим
мелодизмом, гибкостью и пластичностью, сочетанием крупного штриха с тончайшей
отделкой деталей, поэтичностью, одухотворенностью целого.
Влияние разнообразнейших, жанровых связей Шопена сказалось на всех
выразительных средствах (в т.ч. и на ритмике).
Разные типы польских, деревенских и городских танцев (мазурки, полонез) вальс,
хорал,
марш
и
их
жанровые
признаки,
появляясь
в
различных
комбинациях,
подтверждают глубинную жизненную основу музыки Шопена и придают ей особую
многомерность и содержательную ёмкость. Жанры и формы фортепианного творчества
Шопена обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма. Равнозначное место
занимает у Шопена и миниатюра, и крупная (одночастная или циклическая) форма. Он
возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы художественного
концертного этюда, облёк в классическую совершенную форму жанры ноктюрна и
экспромта, а также опоэтизированных и драматизированных танцевальных жанров –
мазурки, полонеза, вальса. Явился создателям жанра инструментальной баллады, черты
которой проникли во многие его сочинения, превратил в самостоятельный жанр «скерцо»,
создал замечательный образец романтической фантазии.
В балладах, скерцо, фантазиях складывается одночастная смешанная (свободная)
форма
с
чертами
внутренней
цикличности.
Зрелые
сонаты
Шопена
по
своей
концепционности и интенсивности развития равнозначны симфониям. Творчество
Шопена оказало огромное влияние на многочисленные поколения музыкантов. С 1927 г. в
Варшаве, каждые 5 лет проводятся международные конкурсы пианистов им.Шопена.
Сколько ярких талантов, самобытных творческих индивидуальностей расцвело за это
время: Г.Нейгауз, В.Софроницкий, Л.Оборин, Г.Гинзбург, Д.Шестакович, Э.Гилельс,
С.Рихтер.
К.Н.Игумнов был первым в России исполнителем ряда произведений Ф.Шопена. В
основе его репертуара был Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Брамс,
П.Чайковский, А.Рубинштейн в русской музыке. Игумнов искал и находил мало кем
замечаемые красоты Шопеновской музыки: для Игумного понимание музыки Шопена
романтично. Он долго искал путь к пониманию музыки Шопена. Решающим фактором
явилось слышанное еще в ранней юности исполнение Шопена – А.Рубинштейна, по
словам Игумнова, полное «несравненной и убеждающей простоты и непревзойдённой
никем эмоциональности». В его трактовках Шопен воспринимался как композитор
глубокой мысли, большого чувства, крупной формы. Это был Шопен масштабный и
вместе с тем, даже в минуты горячих излияний в полонезе es moll - мягкий, как бы
окутывающий слушателя атмосферой тёплой человечности. Таким оставался Игумнов в
сонатах и ноктюрнах, в балладах и мазурках, в любом из жанров шопеновского
творчества. В музыке Шопена Игумнову было подвластно всё. Однако же «исходным
пунктом» оказывалась для него лирико-драматическая h
moll
соната. Он часто и
превосходно играл её, с мощным патетизмом
первой части, сурово трогательной
простатой, в Траурном марше, с не постижимой «зловещей» летучестью в финале. Самое
сильное впечатление производил в его исполнении средний эпизод «Piu lento –скерцо». В
нем ощущалось «несравненная и убеждающая простота в непревзойденной никем
эмоциональность». В самой h
moll сонате шедевром игумновского исполнительства
являлось третья часть larqo. Он играл ее спокойно, отказываясь от нарочитого
«фразирования» почти всю необыкновенно певуче. Были у Игумного и скорые темпы I
части и финале сонаты. Но именно в медленной части сосредоточилась для него основное
эмоциональное состояние, подсказывающее ему колористическое единство всех красок в
сонате: Шопен оказывался до изысканности, тонко прочувственным. В передаче
Шопеновской
музыки
Игумнов
стремился
достичь
той
«текучести»,
когда
все
произведение начинает звучать, как единая льющая мелодия.
В баркароле каждая фраза у него естественно и просто вливалась в следующую, а все
в целом на одном дыхании, но без торопливости, неудержимо шло к кульминационной
точки развития. Подобное исполнение требует от исполнителя в каждое данное мгновение
внутренне «слышать» произведение целиком. Но оно также требует глубокого понимания
структурных особенностей исполняемого. Он осознавал строгость сонатной формы –
логически упорядоченной и весьма сложной сонате h moll.
В I части всю логику развития он направлял к проницательно найденной единой
эмоциональной кульминации – вторая тема в репризе. Он подчинял такой сверхзадачи
любой из частных элементов фразировки и музыка становилась у него цельной и
устремленной, подобной реке. Если в крупной форме Игумнов искал «центральные узлы»,
то в любой музыкальной фразе для него вершинные, «интонационные точки». Во всякой
мелодии он знал и чувствовал специфические для нее контуры выразительной волны,
понимал и ощущал, где надо взять дыхание. Он никогда не мельчил фразировки, а вместе
с тем все его исполнение были насыщено внутренними мельчайшими оттенками
выразительности. Он с предельной отчетливостью слышал каждый звук в музыкальной
ткани. Слушал каждый звук (он очень любил говорить: «Раньше, чем услышите – не
играйте дальше».) На его концертах отмечалось «необыкновенное нежное туше» с
использованием разнообразных красок. H dur мазурка Шопена в фигурациях за темой
ассоциировалась с легчайшим трепетанием крыльев бабочки! Колористка игры Игумнова
определялась не звуковой краской, как таковой, но с содержанием музыки, ее
стилистическими особенностями, ее формой. Для Игумнова звук – сильнейшее средство
художественной выразительности. Игумнов знал, как, важно, чтобы рука пианиста была и
абсолютно свободной и вместе с тем организованной, готовой к любому виду движений,
позволяющей строго контролировать даже самые воздушные прикосновения пальцев к
клавишам. Он понимал зависимость качества звука от рисунка движения руки пианиста.
Он любил пользоваться такими определениями как, например, «тянущийся звук»,
«звуковая перспектива». В последние три года жизни в технике Игумнова оставалась
поразительная пальцевая подвижность. Он с совершенством играл финал в moll сонаты
Шопена, филигранно звучали его пассажи в конце шопеновской баркароллы.
Как пианист Игумнов в полной мере являлся питомцем Московской фортепианной
школы. Еще одним именем из великих пианистов был Г.Нейгауз. Его творчество огромно
и
разносторонне.
Нейгауз
наделён
исключительным
умением
раскрывать
архитектоническую природу музыкальных произведений – в шопеновских сонатах это
умение обнаруживается. Его тембровая палитра богата, а краски ее наполнены той самой
поэтичностью, которой проникнута вся игра Нейгауза. Его фортепиано полнозвучно.
Тембровка – живая, красочная, более всего отвечающая духу романтической музыки.
Чувство формы, звук, педализация - все эти элементы слагаются в игре Нейгауза в
целостный
комплекс,
образуют
единый
и
неповторимый
стиль
исполнителя.
«Технические данные Нейгауза безукоризненные» - e moll концерт Шопена. Нейгауз –
человек с повышенной нервной возбудимостью, художник настроений.
Искусство его – оптимистическое, и при всей своей романтической окраски,
ищущие радостной гармонии красоты. Он неповторимо с образной тонкостью передает
нежность шопеновской лирики и изящество его ритмов, гармоний, мелодических
рисунков, шопеновских rubato. Мазурка cis
moll. В ней он обаятельно, вопреки
сложившимся традициям, устремляет выразительность не к заключительному звуку
фразы, но к последнему в ней qis, сообщая мелодии нежно вопросительную интонацию.
Шопеновское творчество в эмоциональном плане необычно ёмко, и каждый чуткий
исполнитель находит в нём возможности для своего особенного толкования.
Игумнов и Софроницкий, Рихтер и Гринберг, Самсон Франсуа и Клайберн, Плетнев и
др. - любой из них несет в душе образ своего Шопена. Свой Шопен есть у Нейгауза, это
Шопен, воплощающий в себе не только все оттенки личного человеческого чувства, но
также многогранность восприятия и отражения «большой» действительности. Нейгауз
прекрасно знает польскую культуру – историю, литературу. В исполнении Нейгауза
Шопен всегда остается светлым. Только в концерте e
moll Шопена у Нейгауза
эмоционально очень напряженный. Путеводной нитью для выбора аппликатуры могут
служить принципы, прекрасно сформулированные Нейгаузом. Он считает лучше ту
аппликатуру, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее
точно согласуется с её смыслом.
По его словам, это и есть «верховный принцип
художественно верной аппликатуры». Другим подчиненным принципом будет: «принцип
удобства аппликатуры для данной руки, в связи с её индивидуальными особенностями и
намерениями пианиста». Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе. В быстрых
пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец
употреблялся по возможности реже. Учащиеся должны овладеть аппликатурной
дисциплиной. Ещё лучше, если учащиеся будут хорошо знать аппликатуру гамм,
аккордов, арпеджио.
В аккомпанементах нужно играть пятым пальцем басы (кроме особых случаев, где
требуется большая сила), то нижний звук следует играть не пятым, а третьим или
четвертым пальцем. На черные клавиши попадать легче, чем на белые, если ставить палец
поперек черной клавиши. Первый палец нередко употребляется на черных клавишах у
Шопена, для акцентировки отрывка.
Для разучивания ритмических сложностей в
группировке нот применяется у Шопена способы чередований быстрых и медленных
групп в пассаже для выравнивания пассажа и достижения беглости.
«Техника лежит не только в пальцах и в запястьях или в силе и выдержке. Более
высокая техника локализована в мозгу. Она состоит из геометрии, измерения расстояний
и мудрого распорядка».
Ф.Бузони
Для того, чтобы быстро играть, надо быстро думать. Изучение множества нотных
примеров, которые дает Бузони, приводит к заключению, что при группировке он
положительно оценивает следующие признаки.
1.Простота и однородность направления и интервалики движения;
2.Объединение общим движением октав, играемых на белых или черных клавишах;
3.«Обыгрывание центральной ноты – вращение вокруг нее как точки опоры;
4.Ритмичность движений, т.е. периодичность повторение той же однородной по рисунку
группы и повторение однородного игрового движения.
В одну позицию не укладываются последовательности октав, если они:
1) разнородны по интервалам;
2) разнородные по направлению движения;
3) требуют перестройки руки из-за смены позиций;
4) включают скачки, особенно на белых клавишах. Так, анализируя Этюд ор 10 № 5
Шопена, Бардас указывает: «Каждая триоль образует отдельную фразеологическую
единицу, расчленение по техническим единицам дает сочетание звуков по парам». У
Шопена встречаются связывания позиций – целостное движение руки, объединяющие ряд
положений, которые рука последовательно принимает, перемещаясь по пассажу. Это
текучий процесс непрерывно изменяющихся координаций звеньев руки.
Успех
исполнения пассажа зависит, насколько найдены и отточены связывающие их движения.
Позиционный способ игры. (В разработке 1 части концерта Шопеном охват позиции
или нескольких позиций единым движением руки является развитием принципа
свободной весовой игры, ясность и точность звучания каждой ноты внутри позиций
достигается путем нахождения интонационных центров и соответствующим им центров
тяжести руки. Разница лишь в усложнении мелодического рисунка; что требует гораздо
большей гибкости кисти. Умение связать позиции между собой – трудность, которой
большинство учащихся овладевает достаточно быстро при наличии у них стремления к
мелодической непрерывности. При позиционной игре очень большое значение имеет
взятие последнего звука перед сменой позиций. Он берется легким движением пальца без
нажима для перелета на новую позицию.
«Путь к точности лежит через ошибку». «Кипеть гореть и погасать, и вновь гореть и
снова стыть…..» (Некрасов)
Главный регулятор движения – слух. «Природа сама закрепляет
«сфотографированный»
мозгом
звук.
Необходимость
требования
активного,
напряженного слухового постижения фактуры – это наиболее действенный, экономный
путь в технической работе пианиста». (И. Гофман)
Пусть утомляются руки, лишь бы не утруждать голову. Слуховая установка в
занятиях дает возможность влияния на двигательные центры, двигательный инстинкт
пианиста, минуя сознание. Процесс обучения состоит из постепенного накопления званий,
умений и навыков. Особенности учебы музыканта заключается в том, что каждое новое
произведение в какой-то мере ставит новые художественные и технические задачи. Для их
решения нужно применять, какие-то способы работы, отобрать из имеющихся в
распоряжении средств именно те, которые годятся в данном случае. А иногда придумать,
что-то свое. Обдумывание над музыкально-техническими задачами, в новом сочинении
приводит к изобретательности в технической работе, этой высшей ступени рационального
пианистического труда. Умение работать проявляется в разумном планировании труда. В
заключении хочется подчеркнуть две плодотворные педагогические установки: в
технической работе должен господствовать принцип упрощения, облегчение трудности.
И второе: педагог должен верить в достижимость хороших результатов, в развитие своих
воспитанников, обладать педагогическим оптимизмом. Воспитание технической и
музыкальной законченности у будущих профессионалов - вот первоочередная задача для
учащихся и их педагогов.
Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой». Д. Рабинович. «Портреты
пианистов». Музыкальный энциклопедический словарь под редакцией Г.В.Келдыша,
Большая иллюстрированная энциклопедия. Макс Уэйд-Мэтьюз, Уэнди Томпсон.