Напоминание

Рабочая программа по Биологии


Автор: Телегина Любовь Алексеевна
Должность: преподаватель естествознания
Учебное заведение: ГБПОУ ГТМАУ
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Георгиевск
Наименование материала: Учебная программа по дисциплине "Биология"
Тема: Рабочая программа по Биологии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления»

(ГБПОУ ГТМАУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.12 БИОЛОГИЯ

Специальность: 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

1 курс

естественно-научный профиль

2020-2021 г.

Рецензия

Рецензия на рабочую программу дисциплины «Биология», разработанную преподавателем ГБПОУ ГТМАУ «Георгиевский техникум

механизации, автоматизации и управления» Телегиной Л.А.

Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для

профессиональных образовательных организаций (регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и

результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего

образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего

образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и специальности среднего

профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО

Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных

образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения

основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана для освоения специальностей СПО естественно-научного профиля профессионального

образования.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта

среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития

современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в

формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания; овладение умениями логически мыслить,

обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять

живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных

изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; - развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений;

выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития

2

современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с

различными источниками информации;

- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования,

бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при

обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и

деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и

соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы,

ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические

закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед

биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

Формой контроля данной дисциплины является дифференцированный зачет.

Программа учебной дисциплины «Биология» ориентирована на освоение специальностей естественно-научного профиля в объеме 108

часов.

Рецензент:

Божко Н.С., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ГТМАУ

3

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.12 Биология разработана в соответствии с примерной программой ОДП. Биология для

профессиональных образовательных организаций (Регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») и

рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего

профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных

образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо

Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17 марта 2015 г. № 06-259).

Специальности: 20.02.02 Защита в Чрезвычайных ситуациях

Организация-разработчик: ГБПОУ ГТМАУ

Составитель: Телегина Любовь Алексеевна, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ГТМАУ

Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией математических и естественно-прикладных дисциплин

Протокол № 1 от 31 августа 2020г.

Председатель цикловой комиссии _________________(Божко Н.С.)

Утверждена и рекомендована к применению методическим советом ГБПОУ ГТМАУ

Протокол № 1 от 31 августа 2020г.

Председатель методического совета __________________(Дядюк М.Н.)

4

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14

5.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.12 БИОЛОГИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 20.02.02 ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 16

5

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

1.1.

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в учреждении

обучающиеся изучают биологию в объеме 108 часов.

1.2.

Место

дисциплины

в

структуре

основной

профессиональной

образовательной

программы:

дисциплина

входит

в

общеобразовательный цикл и относится к базовым дисциплинам

1.3.

Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины освоение знаний:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного содержания,

ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

развивать

интеллектуальные, творческие способности и мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений,

восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

воспитывать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития

цивилизации и повышения качества жизни;

применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни для

обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего

профессионального образования. Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и

целостностью: источники географической информации, политическое устройство мира, география мировых природных ресурсов, географии

населения мира, мировое хозяйство, регионы мира.

Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет

специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.

6

В результате изучения учебной дисциплины Биология обучающийся должен: знать/понимать:

- смысл понятий:

естественнонаучный метод познания, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус,

биологическая

эволюция,

биоразнообразие,

организм,

популяция,

экосистема,

биосфера,

энтропия,

самоорганизация;

- вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;

Уметь:

приводить

примеры экспериментов или наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного

поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов,

разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и

катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы,

превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние

деятельности человека на экосистемы;

- объяснять

прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения

синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей

среды;выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде

графика, таблицы или диаграммы;

работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно- популярной литературе:

владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; осознанных личных действий по

охране окружающей среды.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 162часа, в том

числе обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108часов; самостоятельной работы обучающегося 54 часа.

7

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

в том числе:

практические занятия

42

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет

8

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов/СР Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел I. Учение о клетке 30/15

Тема 1.1. Строение и функции

клетки

Общие закономерности биологии. Критерии живых систем.

2

2

Основные положении клеточной теории. Клетка – основа жизни.

2

2

Биологическая роль воды. Функции воды в клетке.

2

2

Вирусы как неклеточная форма жизни. Борьба с вирусными заболеваниями.

2

2

П.З. №1

.

Клетка

структурная единица жизни.

2

2

Доядерные организмы. Прокариоты.

2

2

Ядерные организмы. Эукариоты.

2

2

Самостоятельная работа: Подготовить доклад по темам «Химическая организация

клетки», «Строение и функции клеток», «Органоиды клетки», «Отличие эукариот от

прокариот»; сообщения по темам «Вирусные заболевания», «Прокариоты и их роль в

клетке»; реферат по теме «Свойства воды и ее роль».

7

Тема 1.2. Обмен веществ и

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Синтез белка.

2

2

Фотосинтез и его фазы. Хлоропласты и их функции.

2

2

Хемосинтез. Фазы хемосинтеза.

2

2

Клеточное дыхание. Энергетическая система клетки.

2

2

Химические компоненты клетки. Углеводы.

2

2

Липиды. Основные функции липидов.

2

2

Аминокислоты. Белки.

2

2

Нуклеиновые кислоты. Классификация нуклеиновых кислот.

2

2

Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему «Глициды и их

характеристика», «Липидный обмен»; доклад на темы «Этапы биосинтеза белка»,

«Влияние фотосинтеза для растений», «Энергообразующие системы клетки»,

«Энергетический обмен веществ»; «Процессы фотосинтеза».

8

Раздел II. Организм, размножение и индивидуальное развитие организмов 10/5

9

Тема 2.1. Организм – единое целое Митоз. Жизненный цикл клетки. Непрямое деление клетки.

2

2

Амитоз. Прямое деление клетки.

2

Мейоз. Редукционное деление клетки.

2

2

Самостоятельная работа: Подготовить сообщение на тему «Фазы митоза», «Организм

единое целое», доклад по теме «Биологическое значение митоза».

3

Тема 2.2. Индивидуальное

Онтогенез. Основные этапы эмбрионального развития.

2

2

развитие организма

ПЗ №2. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина,

2

наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

Самостоятельная работа: Подготовить реферат по теме «Биография Э.Геккеля» и

«Причины нарушений в развитии организма».

2

Раздел III. Основы генетики и селекции 20/10

Тема 3.1. Основы генетики

Генетика. Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов.

2

2

Моногибридное и дигибридное скрещивание. Законы Г регора Менделя.

2

2

ПЗ №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2

ПЗ №4. Решение генетических задач.

2

ПЗ №5. Составление родословных и их анализ.

2

ПЗ №6. Модификационная изменчивость, вариационная кривая.

2

ПЗ №7. Выявление мутагенов в окружающей среде.

2

Самостоятельная работа: Подготовить доклад по темам «Схемы скрещивания»,

«Наследственные признаки», «Генеалогическое древо», «Хромосомная теория

наследственности»; «Ген и виды аллелей», «Вариационные кривые изменчивости»

7

Тема 3.2. Селекция

Основные методы селекции. Учение Н.И. Вавилова

2

2

ПЗ №8. Основные достижения современной селекции.

2

2

2

Биотехнология, ее достижения и перспективы развитии.

2

Самостоятельная работа: Подготовить доклад по теме «Гибридизация », «Биография

Н.И.Вавилова»; сообщение на тему «Искусственный отбор».

3

10

Раздел IV. Эволюционное учение 22/11

Тема 4.1. Эволюционное учение

Ч. Дарвина

ПЗ №9. История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б.

Ламарка.

2

2

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.

2

2

Основные направления эволюционного процесса. Основные понятия эволюции.

2

Самостоятельная работа: Подготовить доклад по теме «Виды отбора», «Значение

работ Ж.Б.Ламарка, К.Линнея», «Роль эволюции в картине мира»

3

2

Тема 4.2. Движущие силы

Концепция вида, его критерии.

2

2

эволюции.

Популяция - структурная единица вида и эволюции.

2

2

ПЗ №10. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.

2

2

ПЗ №11. Современные представления о видообразовании.

2

2

Основные этапы эволюции человека. Расы человека.

2

Самостоятельная работа:

Подготовить доклад на тему «Характеристика критериев вида», «Структурная единица

вида», «Микроэволюция», «Макроэволюция».

5

2

Тема 4.3. Основные

ПЗ №12. Причины вымирания видов.

2

2

направления эволюционного

ПЗ №13. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

2

прогресса.

ПЗ №14. Главные направления эволюции.

2

Самостоятельная работа: Подготовить доклад по темам «Массовые вымирания видов»,

«Этапы биологического регресса», «Основные направления эволюции»

3

Раздел V. История развития жизни на Земле – 2/1 ч.

Тема 5.1. Развитие

ПЗ №15. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

2

2

органического мира.

и человека.

Самостоятельная работа: Подготовить доклад по теме «Гипотезы происхождения

человека».

1

2

Раздел VI. Основы экологии 24/12

Тема 6.1. Экология и

Экология. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2

2

экологические системы

П.З. №16. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.

2

2

11

ПЗ №17. Биогеоценозы.

2

2

Изменения в биогеоценозах. Гомеостаз экосистем.

2

Симбиоз и его формы. Взаимодействия в экоссистеме.

2

Самостоятельная работа: Подготовить доклад по теме «Антропогенные факторы»,

«Конкуренция», «Симбиоз и его типы», «Гомеостаз экосистем».

5

Тема 6.2. Биосфера -

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

2

2

глобальная экосистема

ПЗ № 18. Круговорот важнейших биогенных элементов.

2

2

П.З. №19. Ноосфера и ее этапы. Взаимосвязь природы и общества.

2

П.З. №20.Последствия деятельности человека в окружающей среде.

2

2

Глобальные экологические проблемы. Истощения природных ресурсов.

2

2

П.З. №21. Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу.

2

Самостоятельная работа: Подготовить доклад по теме «Глобальная экоситема»,

«Важнейшие элементы биосферы», «Взаимосвязь природы и общества», «Биомасса»,

«Человек и биосфера».

7

Дифференцированный зачет

Итого

2

108/54

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.

- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий);

12

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация

программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».

Оборудование учебного кабинета:

-

посадочные места по количеству обучающихся;

-

рабочее место преподавателя;

-

демонстрационный стол;

-

комплект учебно-методических пособий по биологии;

-

лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель ДНК, гербарий, лабораторная посуда и

химические реактивы)

Технические средства обучения:

-

интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

3.2.

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

л

Основные

источники:

1.

Чебышев И.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2019.

2.

Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Г., Биология. Общая биология. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных

заведений. -М., 2018.

3.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2018.

4.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2017.

5.

Страхова Н.А., Омельченко Е.В., Экология и природопользование. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.

Дополнительные источники:

1.

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2017.

2.

Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья. - М.: Веншана Граф, 2018.

3.

Энциклопедический словарь юного биолога/составитель Аспиз М.Е.. - М.: Педагогика, 2017.

4.

Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Пособие для педагогов. - М.: Владос, 2018.

5.

Баланорвская Е.В., Балановский О.П. Русский генфонд на русской равнине. - М: Луч, 2019.

13

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических

занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,

исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Уметь:

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; отрицательное влияние

алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие

человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на

растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей

среды; причины и факторы эволюции,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

выявлять приспособления организмов к среде обитания;

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и

человека;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни: для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний,

стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);

Защита практических работ, анализ

выполненной самостоятельной

работы

14

Знать:

основные положения биологических теорий и закономерностей:

клеточной теории, эволюционного учения, учения

В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя,

закономерностей изменчивости и наследственности;

строение и функционирование биологических объектов: клетки,

генов и хромосом, структуры вида и экосистем

.

Защита практических работ, обсуждение и оценивание выполнения

индивидуальных заданий, экспертное или совместно с обучающимися

оценивание выполнения самостоятельной работы.

15

5.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.12 БИОЛОГИЯ ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 20.02.02 ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

№ п/п

Содержание 2019-2020 учебный год

Содержание изменения на 2020-2021 учебный год

1

Тема 1.1. Клеточные системы и их составляющие.

П.З.1. Клетка – структурная единица всего живого.

Тема 1.1. Строение и функции клеток.

П.З.1. Вирусы, как неклеточная форма жизни. Борьба с вирусами.

2

Тема 2.2. Организм – единое целое.

Репродуктивное здоровье человека.

Этапы репродуктивного развития.

Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов.

Онтогенез.

Основные этапы эмбрионального развития.

3

Тема 4.1. Основные направления эволюционного

процесса.

П.З.9. Основные понятия эволюции.

Тема 4.1. Эволюционное учение.

П.З.9. История развития эволюционных идей. Значение работ

К.Линнея и Ж.Б.Ламарка.

16

17



В раздел образования