Автор: Габидуллина Ильмира Римовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Анадырь Чукотского автономного округа
Наименование материала: методическая разработка урока химии
Тема: "Гидролиз солей"
Раздел: полное образование
Урок химии
ТЕМА: «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ».
ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить сущность процесса гидролиза солей в
водных растворах.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Задачи обучения: Сформировать представление о процессе гидролиза
солей.
Расширить знания о химических свойствах солей. Научить учащихся
составлять уравнения гидролиза солей. Продолжить ознакомление с
особенностями процесса научного познания, этапами и методами
исследовательской деятельности (наблюдение, эксперимент).
Задачи развития: Совершенствовать умение работать с учебными
материалами, выделять главное, сравнивать состав и свойства солей,
прогнозировать реакцию среды водного раствора соли на основе анализа
её состава. Развивать интерес к предмету и процессу познания.
Задачи воспитания: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе
парной и коллективной работы, развивать самостоятельность.
Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости
привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов,
происходящих в окружающем мире.
ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и
лабораторными опытами, направленный на изучение нового материала.
МЕТОДЫ: частично поисковый, практический, проблемный.
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: организация повторения
материала по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация»,
проведение демонстрационного химического эксперимента, организация
деятельности учащихся по проведению лабораторных опытов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: слушают и
анализируют устные ответы одноклассников, анализируют и делают
выводы по химическому эксперименту, который показывает учитель,
выполняют лабораторные опыты, ведут записи в рабочих листах,
работают у доски.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация, магнитная доска,
химическое оборудование и химические вещества, раздаточный
материал, рабочие листы.
ПЛАН УРОКА:
1. Организационный этап
Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное
приветствие
учащихся
и
учителя,
проверка
готовности
учащихся к уроку.
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель данного этапа: обеспечить мотивацию и принятие учащимися
целей и задач урока.
Актуализация опорных знаний и умений по темам: «Растворы»,
«Химические реакции», «Электролитическая диссоциация».
Формулирование целей урока.
3. Операционно – исполнительский этап.
Цель данного этапа: через эвристическую беседу, компьютерную
презентацию,
демонстрационный
химический
эксперимент
и
лабораторные опыты обеспечить осмысленное восприятие знаний по
теме «Гидролиз солей».
Исследование
среды
растворов
солей
с
помощью
индикатора
(демонстрационный химический эксперимент), постановка проблемы;
Составление уравнений гидролиза солей;
Исследование среды растворов других солей, в качестве закрепления
изученного материала (выполнение лабораторной работы);
4.
Оценочно-рефлексивный этап:
Цель этапа: выявить качество и уровень овладения учащимися
знаниями
и
умениями,
и
способами
действий,
констатировать
достижение поставленных целей.
Контроль знаний с помощью тестовых заданий, самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
ХОД УРОКА:
1.
Организационный этап
Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к
уроку.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас на своем уроке и надеюсь на
успешное сотрудничество. На партах у вас есть рабочие листы, в которых вы
будете работать в течение урока, а так же раздаточные таблицы.
2.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель данного этапа: обеспечить мотивацию и принятие учащимися целей и
задач урока.
Актуализация опорных знаний и умений по темам: «Растворы»,
«Химические реакции», «Электролитическая диссоциация».
Формулирование целей урока.
В курсе биологии 10 класса вы изучали органические вещества, которые входят
в состав клетки и живого организма в целом. Назовите их.
- белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и т.д.
Вы знаете, что в живых организмах с этими веществами протекают различные
процессы, в том числе и данные на слайде. Слайд 2. Назовите этот процесс.
- гидролиз жиров, гидролиз белков.
Гидролизу подвергаются не только органические вещества, входящие в
состав клетки, но и такие вещества, как соли. И сегодня мы с вами изучим
гидролиз солей. Слайд 3.
Данная тема прописана у вас в рабочих листах.
Гидролиз солей – это
заключительная тема в блоке «Химические реакции». Поэтому сейчас мы с
вами посмотрим, какие определения вы уже знаете и что бы вы хотели знать
ещё?
Беседа с заполнением схемы на доске:
Знаем
Хотели бы узнать
Электролиты
Гидролиз
Индикаторы
Среда растворов
Уравнения реакций гидролиза
Определение среды растворов солей
А теперь, пользуясь схемой на доске, определим цели урока:
Что нам нужно изучить?
Чему мы должны научиться?
Слайд 4.
Учащиеся, пользуясь составленной на доске схемой, формулируют цель и
задачи урока.
Но прежде чем приступить к изучению новой темы, какие понятия и термины
мы должны повторить?
- Электролиты?
Вы знаете, что электролиты бывают сильные и слабые.
- Обратите внимание на слайд 5. Какие по силе кислоты показаны, синим
цветом, а какие красным?
- Какие по силе основания показаны, синим цветом, а какие красным? Слайд 6.
- Какую среду могут иметь растворы? Слайд 7.
- Индикаторы? Какие индикаторы вы знаете? Окраска этих индикаторов в
кислотной, щелочной и нейтральной среде?
- Средние соли? Слайд 8.
Вы знаете, что соли образуются при химическом взаимодействии кислот
и оснований (в ходе реакции нейтрализации). Слайд 9.
Сколько типов солей может образоваться в данной реакции?
Основание
Кислота
сильная
слабая
Сильное
I
I
II
II
Слабое
III
III
IV
IV
3.
Операционно – исполнительский этап.
Цель
данного
этапа:
через
эвристическую
беседу,
компьютерную
презентацию, демонстрационный химический эксперимент и лабораторные
опыты обеспечить осмысленное восприятие знаний по теме «Гидролиз
солей».
Исследование
среды
растворов
солей
с
помощью
индикатора
(демонстрационный химический эксперимент), постановка проблемы;
Составление уравнений гидролиза солей с помощью алгоритма,
решение проблемы;
Исследование среды растворов других солей, в качестве закрепления
изученного материала (выполнение лабораторной работы);
Значение и применение гидролиза в различных областях человеческой
деятельности (беседа с использованием компьютерной презентации).
При растворении в воде соли могут подвергаться гидролизу. Так что же такое
гидролиз? Слайд 10.
Данный термин состоит из двух составных частей от
греческого «гидро» - вода, «лизис» - разложение.
Дословно, гидролиз –
разложение
водой.
Думаю,
к
концу
урока
нам
удастся
полностью
сформулировать определение понятия «гидролиз».
Демонстрационный опыт.
Предлагаю вашему вниманию небольшой эксперимент. В трех
стаканах находится дистиллированная вода. Как видите, среда – нейтральная,
т.к. окраска лакмоида фиолетовая. Растворим в 1 стакане хлорид цинка, во-
втором – нитрит калия, в третьем – хлорид натрия. О чем свидетельствует
изменение окраски растворов? Запишите вывод в рабочие листы.
Вывод:
в 1-м стакане
(ZnCl
2
) –
среда кислая, значит, присутствуют ионы
____________
во 2-м
стакане
(KNO
2
) -
среда щелочная, значит, присутствуют ионы
____________.
в третьем стакане
(NaCl) –
среда
_______________.
Откуда в данных растворах появились ионы водорода и гидроксид – ионы?
1) Для того, чтобы разобраться, почему после растворения хлорида цинка в
воде образовались ионы водорода, нам необходимо составить уравнение
гидролиза соли. Распишем уравнение гидролиза в таблицу-матрицу рабочего
листа.
Напишем уравнение диссоциации соли:
2+
-
ZnCl
2
Zn + 2C
l
слаб. осн. силь.кис-та
Данная соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Остаток
слабого электролита взаимодействует с ионами воды:
2+
+
-
+ +
Zn + HO
Н
↔ ZnОН + H В результате гидролиза образуется слабый электролит?
Среда раствора – кислотная, рН < 7.
Какой вывод можно сделать:
Соли образованные слабым основанием и сильной кислотой в растворе
дают кислотную среду, гидролиз идет по катиону.
2) А сейчас рассмотрим, почему после растворения нитрита калия в воде
образовались гидроксид-ионы. Составим уравнение гидролиза соли. К доске
выходит учащийся.
+
-
KNO
2
К + NO
2
силь.осн. слаб.кис-та
-
+
-
-
NO
2
+ HOН↔ НNO
2
+ ОН
В результате гидролиза образуется слабый
электролит?
Среда раствора – щелочная, рН > 7.
Какой вывод можно сделать:
Соли образованные сильным основанием и слабой кислотой в растворе
дают щелочную среду, гидролиз идет по аниону.
3) И в третьем стакане мы растворили хлорид натрия, но изменений не было.
Рассмотрим данный случай:
+
-
NaCl Na + Cl
Соль состоит из остатков сильной кислоты и сольного основания,
может
ли
в
данном
случае
образоваться
слабый
электролит?
Следовательно, гидролиз не протекает.
Какой вывод можно сделать?
Соли образованные сильным основанием и сильной кислотой гидролизу
не подвергаются, среда раствора нейтральная.
4) Какой тип соли мы еще не рассмотрели?
Соли образованные слабой
кислотой и слабым основанием рассмотрите на следующем уроке.
Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия
«гидролиз».
Проанализируйте записи уравнений гидролиза солей, к какому типу отнесем
данные реакции?
- реакции ионного обмена.
Что является движущей силой гидролиза?
- образование слабого электролита.
Кто может сформулировать это определение?
Гидролиз – это реакция обмена между солями и водой приводящая к
образованию слабого электролита.
Запишите определение в рабочие листы. Слайд 11.
А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторную работу.
Учащиеся выполняют лабораторный опыт, пользуясь инструкцией, заполняют
таблицу – в рабочем листе. К доске выходят три ученика и записывают
уравнения гидролиза.
Давайте, ребята разберемся, можно ли по составу соли, не записывая
уравнения, сделать заключение о возможности ее гидролиза? Слайд 12.
Учащиеся учатся по формуле соли предсказывать и объяснять изменения
среды их растворов.
4.
Оценочно-рефлексивный этап:
Цель этапа: выявить качество и уровень овладения учащимися знаниями и
умениями, и способами действий, констатировать достижение поставленных
целей.
Контроль знаний с помощью тестовых заданий, самопроверка знаний.
Подведение итогов занятия.
1 вариант
2 вариант
1.
Гидролиз солей – это:
А) обменная реакция соли с водой;
Б) растворение соли в воде;
В) диссоциация соли в воде.
2. Сущность гидролиза заключается:
А) в диссоциации молекул соли на ионы;
Б) в образовании слабого электролита;
В)
в образовании молекул сильных
электролитов.
3. Раствор нитрата магния Mg(NO
3
)
2
имеет
А)
кислотную
среду;
Б)
щелочную
среду;
В) нейтральную нейтральную среду.
1.
Гидролиз солей – это:
А) растворение соли в воде;
Б) обменная реакция соли с водой;
В) диссоциация соли в воде.
2. Сущность гидролиза заключается:
А) в диссоциации молекул соли на
ионы;
Б) в образовании молекул сильных
электролитов;
В)
в
образовании
слабого
электролита.
3.
Раствор
фосфата
калия
K
3
PO
4
имеет
А)
кислотную
среду;
4.
Лакмусовый
индикатор
в
растворе
Al(NO
3
)
3
приобретает:
А) синюю окраску;
Б) красную окраску;
В) окраску не изменяет.
5.
Какая
из
солей
гидролизу
не
подвергается:
А) FeSO
4
;
Б) Na
2
SiO
3
;
B) КNO
3
.
Б)
щелочную
среду;
В) нейтральную среду.
4. Лакмусовый индикатор в растворе
Na
2
SO
3
приобретает:
А) синюю окраску;
Б) красную окраску;
В) окраску не изменяет.
5. Какая из солей гидролизу не
подвергается:
А) CaCl
2
;
Б) К
3
PO
4
;
B) FeCl
2
.
Выполнение тестового задания.
Подведение итогов выполнения задания. Верные ответы и ключ для оценки
успешности выполнения теста на слайде. Слайд 13.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА . Слайд 14.
Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную
цель?
Что вы узнали, чему научились?
Домашнее задание:
В домашнем задании я вам предлагаю 2 задания базового уровня, два
повышенной сложности и одно творческое. Самостоятельно выберите 2
упражнения и выполните их к следующему уроку.
1.
Заполните таблицу:
Название
соли
Уравнение гидролиза
Среда
раствора
Окраска
лакмусовой
бумаги
Нитрат
цинка
Сульфат
калия
Сульфид
натрия
2.
Изменится ли окраска растворов следующих солей после добавления
фенолфталеина:
KI, AlCl
3
, K
2
SO
3
, (NH
4
)
2
SO
4
, NaCN?
Напишите уравнения реакций гидролиза.
3.* Почему дистиллированная вода имеет нейтральную реакцию, а
водопроводная
–
слабощелочную?
Выясните
из
дополнительных
источников, какие соли находятся в нашей водопроводной воде и составьте
уравнения их гидролиза.
4.* В раствор хлорида цинка поместили кусочек цинка, появились пузырьки
газа. Что это за газ? Объясните процессы, происходящие в растворе.
5*. Найдите материал о значении и практическом применении гидролиза в
различных областях деятельности человека. Сделайте презентацию.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Сгибнева Е.П., Скачков А.В. «Современные открытые уроки химии»,
Ростов-на – Дону, «Феникс», 2002г.
2.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,
Введенская А.Г. «Настольная книга
учителя. Химия 11 класс», Москва, «Дрофа», 2003г.
3.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия. 10 класс», Москва,
«Оникс 21 век», 2004г.
4.
Научно-методический журнал «Химия в школе» №8, 2008 год.