Напоминание

"Гидролиз солей"


Автор: Габидуллина Ильмира Римовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Анадырь Чукотского автономного округа
Наименование материала: методическая разработка урока химии
Тема: "Гидролиз солей"
Раздел: полное образование





Назад




Урок химии

ТЕМА: «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ».

ЦЕЛЬ УРОКА: Изучить сущность процесса гидролиза солей в

водных растворах.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Задачи обучения: Сформировать представление о процессе гидролиза

солей.

Расширить знания о химических свойствах солей. Научить учащихся

составлять уравнения гидролиза солей. Продолжить ознакомление с

особенностями процесса научного познания, этапами и методами

исследовательской деятельности (наблюдение, эксперимент).

Задачи развития: Совершенствовать умение работать с учебными

материалами, выделять главное, сравнивать состав и свойства солей,

прогнозировать реакцию среды водного раствора соли на основе анализа

её состава. Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Задачи воспитания: Совершенствовать коммуникативные умения в ходе

парной и коллективной работы, развивать самостоятельность.

Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости

привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов,

происходящих в окружающем мире.

ТИП УРОКА: комбинированный урок с демонстрационными и

лабораторными опытами, направленный на изучение нового материала.

МЕТОДЫ: частично поисковый, практический, проблемный.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: организация повторения

материала по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация»,

проведение демонстрационного химического эксперимента, организация

деятельности учащихся по проведению лабораторных опытов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: слушают и

анализируют устные ответы одноклассников, анализируют и делают

выводы по химическому эксперименту, который показывает учитель,

выполняют лабораторные опыты, ведут записи в рабочих листах,

работают у доски.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютерная презентация, магнитная доска,

химическое оборудование и химические вещества, раздаточный

материал, рабочие листы.

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный этап

Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное

приветствие

учащихся

и

учителя,

проверка

готовности

учащихся к уроку.

2. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель данного этапа: обеспечить мотивацию и принятие учащимися

целей и задач урока.

Актуализация опорных знаний и умений по темам: «Растворы»,

«Химические реакции», «Электролитическая диссоциация».

Формулирование целей урока.

3. Операционно – исполнительский этап.

Цель данного этапа: через эвристическую беседу, компьютерную

презентацию,

демонстрационный

химический

эксперимент

и

лабораторные опыты обеспечить осмысленное восприятие знаний по

теме «Гидролиз солей».

Исследование

среды

растворов

солей

с

помощью

индикатора

(демонстрационный химический эксперимент), постановка проблемы;

Составление уравнений гидролиза солей;

Исследование среды растворов других солей, в качестве закрепления

изученного материала (выполнение лабораторной работы);

4.

Оценочно-рефлексивный этап:

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения учащимися

знаниями

и

умениями,

и

способами

действий,

констатировать

достижение поставленных целей.

Контроль знаний с помощью тестовых заданий, самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

ХОД УРОКА:

1.

Организационный этап

Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к

уроку.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас на своем уроке и надеюсь на

успешное сотрудничество. На партах у вас есть рабочие листы, в которых вы

будете работать в течение урока, а так же раздаточные таблицы.

2.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель данного этапа: обеспечить мотивацию и принятие учащимися целей и

задач урока.

Актуализация опорных знаний и умений по темам: «Растворы»,

«Химические реакции», «Электролитическая диссоциация».

Формулирование целей урока.

В курсе биологии 10 класса вы изучали органические вещества, которые входят

в состав клетки и живого организма в целом. Назовите их.

- белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и т.д.

Вы знаете, что в живых организмах с этими веществами протекают различные

процессы, в том числе и данные на слайде. Слайд 2. Назовите этот процесс.

- гидролиз жиров, гидролиз белков.

Гидролизу подвергаются не только органические вещества, входящие в

состав клетки, но и такие вещества, как соли. И сегодня мы с вами изучим

гидролиз солей. Слайд 3.

Данная тема прописана у вас в рабочих листах.

Гидролиз солей – это

заключительная тема в блоке «Химические реакции». Поэтому сейчас мы с

вами посмотрим, какие определения вы уже знаете и что бы вы хотели знать

ещё?

Беседа с заполнением схемы на доске:

Знаем

Хотели бы узнать

Электролиты

Гидролиз

Индикаторы

Среда растворов

Уравнения реакций гидролиза

Определение среды растворов солей

А теперь, пользуясь схемой на доске, определим цели урока:

Что нам нужно изучить?

Чему мы должны научиться?

Слайд 4.

Учащиеся, пользуясь составленной на доске схемой, формулируют цель и

задачи урока.

Но прежде чем приступить к изучению новой темы, какие понятия и термины

мы должны повторить?

- Электролиты?

Вы знаете, что электролиты бывают сильные и слабые.

- Обратите внимание на слайд 5. Какие по силе кислоты показаны, синим

цветом, а какие красным?

- Какие по силе основания показаны, синим цветом, а какие красным? Слайд 6.

- Какую среду могут иметь растворы? Слайд 7.

- Индикаторы? Какие индикаторы вы знаете? Окраска этих индикаторов в

кислотной, щелочной и нейтральной среде?

- Средние соли? Слайд 8.

Вы знаете, что соли образуются при химическом взаимодействии кислот

и оснований (в ходе реакции нейтрализации). Слайд 9.

Сколько типов солей может образоваться в данной реакции?

Основание

Кислота

сильная

слабая

Сильное

I

I

II

II

Слабое

III

III

IV

IV

3.

Операционно – исполнительский этап.

Цель

данного

этапа:

через

эвристическую

беседу,

компьютерную

презентацию, демонстрационный химический эксперимент и лабораторные

опыты обеспечить осмысленное восприятие знаний по теме «Гидролиз

солей».

Исследование

среды

растворов

солей

с

помощью

индикатора

(демонстрационный химический эксперимент), постановка проблемы;

Составление уравнений гидролиза солей с помощью алгоритма,

решение проблемы;

Исследование среды растворов других солей, в качестве закрепления

изученного материала (выполнение лабораторной работы);

Значение и применение гидролиза в различных областях человеческой

деятельности (беседа с использованием компьютерной презентации).

При растворении в воде соли могут подвергаться гидролизу. Так что же такое

гидролиз? Слайд 10.

Данный термин состоит из двух составных частей от

греческого «гидро» - вода, «лизис» - разложение.

Дословно, гидролиз –

разложение

водой.

Думаю,

к

концу

урока

нам

удастся

полностью

сформулировать определение понятия «гидролиз».

Демонстрационный опыт.

Предлагаю вашему вниманию небольшой эксперимент. В трех

стаканах находится дистиллированная вода. Как видите, среда – нейтральная,

т.к. окраска лакмоида фиолетовая. Растворим в 1 стакане хлорид цинка, во-

втором – нитрит калия, в третьем – хлорид натрия. О чем свидетельствует

изменение окраски растворов? Запишите вывод в рабочие листы.

Вывод:

в 1-м стакане

(ZnCl

2

) –

среда кислая, значит, присутствуют ионы

____________

во 2-м

стакане

(KNO

2

) -

среда щелочная, значит, присутствуют ионы

____________.

в третьем стакане

(NaCl) –

среда

_______________.

Откуда в данных растворах появились ионы водорода и гидроксид – ионы?

1) Для того, чтобы разобраться, почему после растворения хлорида цинка в

воде образовались ионы водорода, нам необходимо составить уравнение

гидролиза соли. Распишем уравнение гидролиза в таблицу-матрицу рабочего

листа.

Напишем уравнение диссоциации соли:

2+

-

ZnCl

2

Zn + 2C

l

слаб. осн. силь.кис-та

Данная соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Остаток

слабого электролита взаимодействует с ионами воды:

2+

+

-

+ +

Zn + HO

Н

ZnОН + H В результате гидролиза образуется слабый электролит?

Среда раствора – кислотная, рН < 7.

Какой вывод можно сделать:

Соли образованные слабым основанием и сильной кислотой в растворе

дают кислотную среду, гидролиз идет по катиону.

2) А сейчас рассмотрим, почему после растворения нитрита калия в воде

образовались гидроксид-ионы. Составим уравнение гидролиза соли. К доске

выходит учащийся.

+

-

KNO

2

К + NO

2

силь.осн. слаб.кис-та

-

+

-

-

NO

2

+ HOН НNO

2

+ ОН

В результате гидролиза образуется слабый

электролит?

Среда раствора – щелочная, рН > 7.

Какой вывод можно сделать:

Соли образованные сильным основанием и слабой кислотой в растворе

дают щелочную среду, гидролиз идет по аниону.

3) И в третьем стакане мы растворили хлорид натрия, но изменений не было.

Рассмотрим данный случай:

+

-

NaCl Na + Cl

Соль состоит из остатков сильной кислоты и сольного основания,

может

ли

в

данном

случае

образоваться

слабый

электролит?

Следовательно, гидролиз не протекает.

Какой вывод можно сделать?

Соли образованные сильным основанием и сильной кислотой гидролизу

не подвергаются, среда раствора нейтральная.

4) Какой тип соли мы еще не рассмотрели?

Соли образованные слабой

кислотой и слабым основанием рассмотрите на следующем уроке.

Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия

«гидролиз».

Проанализируйте записи уравнений гидролиза солей, к какому типу отнесем

данные реакции?

- реакции ионного обмена.

Что является движущей силой гидролиза?

- образование слабого электролита.

Кто может сформулировать это определение?

Гидролиз – это реакция обмена между солями и водой приводящая к

образованию слабого электролита.

Запишите определение в рабочие листы. Слайд 11.

А сейчас я предлагаю вам выполнить лабораторную работу.

Учащиеся выполняют лабораторный опыт, пользуясь инструкцией, заполняют

таблицу – в рабочем листе. К доске выходят три ученика и записывают

уравнения гидролиза.

Давайте, ребята разберемся, можно ли по составу соли, не записывая

уравнения, сделать заключение о возможности ее гидролиза? Слайд 12.

Учащиеся учатся по формуле соли предсказывать и объяснять изменения

среды их растворов.

4.

Оценочно-рефлексивный этап:

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения учащимися знаниями и

умениями, и способами действий, констатировать достижение поставленных

целей.

Контроль знаний с помощью тестовых заданий, самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

1 вариант

2 вариант

1.

Гидролиз солей – это:

А) обменная реакция соли с водой;

Б) растворение соли в воде;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на ионы;

Б) в образовании слабого электролита;

В)

в образовании молекул сильных

электролитов.

3. Раствор нитрата магния Mg(NO

3

)

2

имеет

А)

кислотную

среду;

Б)

щелочную

среду;

В) нейтральную нейтральную среду.

1.

Гидролиз солей – это:

А) растворение соли в воде;

Б) обменная реакция соли с водой;

В) диссоциация соли в воде.

2. Сущность гидролиза заключается:

А) в диссоциации молекул соли на

ионы;

Б) в образовании молекул сильных

электролитов;

В)

в

образовании

слабого

электролита.

3.

Раствор

фосфата

калия

K

3

PO

4

имеет

А)

кислотную

среду;

4.

Лакмусовый

индикатор

в

растворе

Al(NO

3

)

3

приобретает:

А) синюю окраску;

Б) красную окраску;

В) окраску не изменяет.

5.

Какая

из

солей

гидролизу

не

подвергается:

А) FeSO

4

;

Б) Na

2

SiO

3

;

B) КNO

3

.

Б)

щелочную

среду;

В) нейтральную среду.

4. Лакмусовый индикатор в растворе

Na

2

SO

3

приобретает:

А) синюю окраску;

Б) красную окраску;

В) окраску не изменяет.

5. Какая из солей гидролизу не

подвергается:

А) CaCl

2

;

Б) К

3

PO

4

;

B) FeCl

2

.

Выполнение тестового задания.

Подведение итогов выполнения задания. Верные ответы и ключ для оценки

успешности выполнения теста на слайде. Слайд 13.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА . Слайд 14.

Итак, как вы считаете, смогли ли мы решить в ходе урока поставленную

цель?

Что вы узнали, чему научились?

Домашнее задание:

В домашнем задании я вам предлагаю 2 задания базового уровня, два

повышенной сложности и одно творческое. Самостоятельно выберите 2

упражнения и выполните их к следующему уроку.

1.

Заполните таблицу:

Название

соли

Уравнение гидролиза

Среда

раствора

Окраска

лакмусовой

бумаги

Нитрат

цинка

Сульфат

калия

Сульфид

натрия

2.

Изменится ли окраска растворов следующих солей после добавления

фенолфталеина:

KI, AlCl

3

, K

2

SO

3

, (NH

4

)

2

SO

4

, NaCN?

Напишите уравнения реакций гидролиза.

3.* Почему дистиллированная вода имеет нейтральную реакцию, а

водопроводная

слабощелочную?

Выясните

из

дополнительных

источников, какие соли находятся в нашей водопроводной воде и составьте

уравнения их гидролиза.

4.* В раствор хлорида цинка поместили кусочек цинка, появились пузырьки

газа. Что это за газ? Объясните процессы, происходящие в растворе.

5*. Найдите материал о значении и практическом применении гидролиза в

различных областях деятельности человека. Сделайте презентацию.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Сгибнева Е.П., Скачков А.В. «Современные открытые уроки химии»,

Ростов-на – Дону, «Феникс», 2002г.

2.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,

Введенская А.Г. «Настольная книга

учителя. Химия 11 класс», Москва, «Дрофа», 2003г.

3.

Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия. 10 класс», Москва,

«Оникс 21 век», 2004г.

4.

Научно-методический журнал «Химия в школе» №8, 2008 год.



В раздел образования