Напоминание

Использование информационных технологий в учебном процессе


Авторы: Федотова Виктория Витальевна, Виктория Витальевна Федотова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Эльгяйская СОШ им.П.Х.Староватова"
Населённый пункт: с.Эльгяй РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационных технологий в учебном процессе
Раздел: начальное образование





Назад




Использование информационных технологий в учебно-

воспитательном процессе

Федотова Виктория Витальевна – учитель начальных классов

МБОУ

«Эльгяйская

средняя

общеобразовательная

школа

им.П.Х.Староватова»

Современное человечество включилось в общеисторический процесс,

называемый

информатизацией.

Процессы,

происходящие

в

связи

с

информатизацией общества, способствуют созданию качественно новой

информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого

потенциала человека.

Одним

из

приоритетных

направлений

процесса

информатизации

современного

общества

является

информатизация

образования,

представляющую

собой

систему

методов,

процессов

и

программно-

технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения,

распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

Цель

информатизации

состоит

в

глобальной

интенсификации

интеллектуальной

деятельности

за

счет

использования

новых

информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных.

Информационные технологии предоставляют возможность:

рационально организовать познавательную деятельность учащихся в

ходе учебного процесса;

сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного

восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект

новым концептуальным инструментарием;

построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому

индивиду собственную траекторию обучения;

вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся

способностями и стилем учения;

использовать специфические

свойства компьютера,

позволяющие

индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально

новым познавательным средствам;

интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том,

что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную

интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными

возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В

отличие от обычных технических средств обучения информационные

технологии

позволяют

не

только

насытить

обучающегося

большим

количеством

знаний,

но

и

развить

интеллектуальные,

творческие

способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые

знания, работать с различными источниками информации.

Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в

практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим

направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Возможности ИКТ:

· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий,

таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и

воспитания;

· создание текстовых работ;

· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Применение

ИКТ

в

процессе

обучения

и

воспитания

младших

школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие

познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших

школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом

умений.

Основными являются:

· технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в

качестве пользования стандартного программного обеспечения;

· методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших

школьников;

· технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования

информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в

начальной школе.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества

обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие

задачи:

· усиление интенсивности урока;

· повышение мотивации учащихся;

· мониторинг их достижений.

Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.

Технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая

проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,

рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

Подготовка

подобных

уроков

требует

еще

более

тщательной

подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ,

необходимо

продумать

последовательность

технологических

операций,

формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время

мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких

минут до полного цикла.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от

которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс

заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого

выражения не стареет.

Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды,

презентации,

данные

электронной

энциклопедии

вызывают

у

детей

эмоциональный

отклик,

в

том

числе

и

самых

инфантильных

или

расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем

добиться при фронтальной работе с классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного

материала

к

урокам

в

начальной

школе

можно

назвать

создание

мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского

как "представление".

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и

запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30%

увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким

образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с

помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные

презентации.

Очень

эффективными

могут

быть

тесты,

кроссворды,

разработанные в программе Microsoft Office Word.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе

достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста,

мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации

на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых

достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае,

готовить

презентацию

как

последовательность

слайдов,

наверное,

нецелесообразно.

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так

же малоэффективны.

В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря

прекрасному оборудованию нашего компьютерного класса.

При помощи ИКТ и интернет ресурсов можно проводить настоящие

виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной

системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний.

Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более

наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет

привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Психолого-педагогические

исследования

в

классе

показали,

что

использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой

степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной

успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших

школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на

уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже

невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием

ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для

учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из

важных результатов инновационной работы в практике работы учителя

начальных классов.

Из опыта работы ….

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого

учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить

более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я

выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ на уроках в

начальной школе как средство повышения качества обучения». Я прошла

подготовку на курсах, освоила программу Power Point, изучила литературу по

этой теме и стала использовать ИКТ на своих уроках.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

• усилить образовательные эффекты;

• повысить качество усвоения материала;

• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным

уровнем готовности к обучению;

организовать

одновременно

детей,

обладающих

различными

способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;

2. Работа с ресурсами Интернет;

3. Использование готовых обучающих программ;

4. Разработка и использование собственных авторских программ.

I. Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного

материала

к

урокам

в

начальной

школе

можно

назвать

создание

мультимедийных презентаций.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно

скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса,

темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться

максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

• наглядно представлять материал;

• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством

анимации;

С введением аттестации в форме тестирования возникает необходимость

готовить

школьников

к

данному

виду

испытания.

Учащиеся

могут

столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта

работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не

только знания определенного учебного материала, но также умения работать

с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с

этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной

школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к

данному виду экзамена.

Когда в первый раз ученикам 2 класса было предложено ответить на

вопросы компьютерного теста, сделанного программе с использованием

макросов, я сомневалась – все ли у них получиться? Однако мои опасения

оказались напрасными – абсолютно все ученики справились с предложенным

заданием, им очень понравился данный вид работы. А сколько было

восторга, когда компьютер поставил им оценку! Нет ничего лучше сияющих

лиц учеников, постигающих основы информационно-коммуникационных

технологий. Тест позволил проверить качество знаний учащихся по теме;

работа с ним способствовала воспитанию прилежности; через многократное

выполнение однотипных действий – добросовестного отношения к учебе;

воспитанию навыков самоконтроля; развитию познавательного интереса

учащихся, избирательности их внимания, умения выполнять интерактивные

задания.

II. Работа на интерактивной доске.

Использование

интерактивных

технологий

становится

привычным

явлением

в

образовании.

Интерактивное

оборудование,

такое

как

интерактивные

доски,

создают

устойчивую

мотивацию

учащихся

к

получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем

самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной

доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно

вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение

занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у

доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся

равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной

доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает

мотивацию.

Все,

что

есть

на

компьютере,

демонстрируется

и

на

интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи,

добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять

ключевые

области

и

добавлять

цвета.

У

преподавателя

появилась

возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме

мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные

комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и

таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным

материалом.

При

этом

написанное

на

интерактивной

доске

может

передаваться

учащимся,

сохраняться

на

магнитных

носителях,

распечатываться, посылаться по электронной почте.

Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут

самостоятельно

получить

новую

информацию.

Во

время

работы

на

интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся,

быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается

успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень

современного образования.

Используя интерактивную доску, преподаватель не только может

показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой

рисунок.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

• Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра

класса, работать в большой аудитории;

• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать

записи поверх любых приложений;

• Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая

любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много

времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

• Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь

использовать их;

• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению,

стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной

работе, развития личных и социальных навыков;

• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в

результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели

могут

обращаться

к

всевозможным

ресурсам,

приспосабливаясь

к

определенным потребностям;

Учащиеся

начинают

работать

более

творчески

и

становятся

уверенными в себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

• Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или

отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное

решение проблемы.

• Временные затраты на подготовку урока очень велики.

• Необходимость временного ограничения работы с интерактивной

доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые

технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Основные способы использования интерактивных досок в начальной

школе:

• делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

• использование групповых форм работы;

• совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

управление

компьютером

без

использования

самого

компьютера

(управление через интерактивную доску)

• использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью

сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

• изменение текста в выводимых на экране документах, используя

виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении

доски;

• изменение любых документов или изображений на экране, использование

любых пометок;

• сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые

учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других

уроках;

• сохраненные во время урока записи учитель может передать любому

ученику,

пропустившему

занятие

или

не

успевшему

сделать

соответствующие записи в своей тетради;

• демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

• демонстрация картин, видеороликов, фильмов;

создание

рисунков

на

интерактивной

доске

без

использования

компьютерной мыши;

• создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно

использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

Поворот объекта

Позволяет

перемещать

объекты,

показывая

симметрию,

углы

и

отражения. Может быть полезным при изучении геометрического материала:

нахождение

равных

фигур,

сравнение

площадей

различных

фигур

наложением. Также можно решать задачи-голово-ломки со спичками и

строить фигуры «Танграм».

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно

воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от

предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к

возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и

целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не

забывать про СанПиН.

1.Использование различных обучающих программ (Учи.ру

google диск и т.д)

2. Использование ресурсов Интернет - Средства обучения on-line,

off-line через Zoom, Duo

Интернет – новое информационное явление, перед которым мы –

учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много,

выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам.

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный

инструмент,

который

должен

органично

вписаться

и

в

предметы

образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать

себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность,

развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности,

позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Интернет:

• Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка

информации по предмету из Интернета);

• Предоставляет возможности для профессионального творческого

общения и оперативного обмена информацией;

• Дает возможности для профессионального роста;

• Открывает творческие возможности для учителя по подбору и

использованию дидактического материала;

• Позволяет использовать на уроке современные технические средства,

увлекательные для учащихся.

Средства обучения on-line

Средства обучения off-line

Заключение

К результативности данного опыта можно отнести:

• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

• Повышение уровня использования наглядности на уроке;

• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

Качественное

изменение

взаимоотношений

между

участниками

учебно-воспитательного процесса;

• Рост качества знаний.

Список литературы

1.

Андреев

А.А.

Компьютерные

и

телекоммуникационные

технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.

2.

Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения.

//Школьные технологии. 2004. №3.

3.

Сайков

Б.П.

Организация

информационного

пространства

образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином.

Лаборатория знаний, 2005.



В раздел образования