Напоминание

Д.Б.Кабалевский и его методика музыкального воспитания


Авторы: Берсенева Маргарита Александровна, Биркина Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Норильск Красноярского края
Наименование материала: выступление на методическом обЬединении
Тема: Д.Б.Кабалевский и его методика музыкального воспитания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выступление на МО по вокалу и театральному искусству

«Д.Б. Кабалевский и его методика музыкального воспитания»

Педагога д/о Берсеневой М.А.,

Концертмейстера Биркиной С.В,

13.04.2021

Чувство надо разбудить в ребенке,

развить, поддержать в подростке,

молодом человеке. Это можно

сделать на основе искусства.

Надо воспитать культуру чувств.

Д.Б. Кабалевский

Художественно-педагогическое творчество Д.Б. Кабалевского, выдающегося

композитора, ученого, общественного деятеля осуществило решающий прорыв в

отечественной теории и практике общего музыкального образования: он был связан

с появлением и утверждением в 70-е годы ХХ в. уникальной авторской концепции

музыкального воспитания. Она стала поистине революционным прорывом в

методологии и методике преподавания искусства вообще и музыки в частности. В

ней

выдающийся

академик-просветитель

подверг

коренному

пересмотру

концептуальные основы музыкального образования тех лет и впервые научно

определил его содержание, формы и методы реализации.

Много лет занимаясь музыкально-педагогической деятельностью и работая с

детьми разного возраста, Кабалевский формулировал собственную концепцию,

отличительными принципами которой являются:

– формирование устойчивой мотивации к изучению музыки;

– опора на саму музыку как объект и предмет изучения;

– преобладание практических форм освоения материала;

– органичная связь музыки с окружающей действительностью.

Дмитрий

Борисович

Кабалевский

всегда

подчёркивал

необходимость

специальной работы по духовному становлению личности ребёнка:

«Духовный

багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он

больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни… Значение музыки в школе

далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное

искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и

образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством

формирования их духовного мира…».

В

современном

образовании

роль

искусства

в

духовно-нравственном

воспитании и развитии личности становится всё более весомой, а созданная Д.Б.

Кабалевским концепция актуальна и сейчас. Во всей программе огромное внимание

уделяется формированию духовного мира человека, общей и музыкальной культуры

и развитию его эстетических чувств.

Важным является опора на реальный жизненный опыт ребенка. Это вызывает

веру в самих себя, уважение к себе и доверие к педагогу. Восприятие музыки

становится активно-творческим, аналитическим. Активное восприятие - основа

музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою

эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-

настоящему слышать её и размышлять о ней. Более того, не умеющий слышать

музыку никогда не научится по-настоящему хорошо её исполнять (петь, играть,

дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках,

занятиях останутся при этом пустыми, формальными фактами, не приближающими

к пониманию подлинного музыкального искусства.

Кроме того, в рамках программы впервые раскрыты возможности интеграции

искусств - взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства, театра,

кино.

Наш коллектив имеет большой опыт взаимодействия педагогов, коллективов

при проведении воспитательных мероприятий, при реализации педагогических

проектов. Так, например, 70 и 75-летие годовщин Победы. В эти юбилейные даты

совместно с театральным коллективом «Кувыр.сом», руководитель Е.В. Зубченко,

было проведено ряд воспитательных мероприятий, где дети нашего коллектива

принимали участие в качестве исполнителей песен, а воспитанники театрального

коллектива читали стихи, рассказы, отрывки из писем времён войны.

Также нашим коллективом в рамках педагогических проектов было проведено

несколько музыкальных салонов, посвященных творчеству великих композиторов

П.И. Чайковского и А. Вивальди и их произведениям из циклов «Времена года». В

процессе подготовки, проведения салонов, ребята были активными участниками,

искали

и

подбирали

материал,

прослушивали

музыкальные

произведения

композиторов, которым были посвящены наши встречи. Н.В. Терешковец для

каждого произведения из циклов подготовила видеоряды из картин художников тех

эпох, в которые были написаны музыкальные произведения. Была организована

выставка творческого объединения «Акварелька», где были представлены работы

ребят. Юные художники под руководством педагога О.Н.Ватутиной, прослушивая

произведения классиков, выразили свои впечатления на бумаге. Поэтическими

эпиграфами к каждому месяцу служили стихотворения, которые были озвучены

девочками из коллектива «Кувыр.сом».

Д.Б. Кабалевский в своей концепции интерпретировал уже известные методы

и

приемы

обучения:

слушание

музыки,

умение

слушать,

размышлять

об

услышанном. В дополнительных образовательных общеразвивающих программах,

по которым мы осуществляем образовательную деятельность в нашем вокальном

коллективе,

есть

целый

раздел,

посвящённый

знакомству

с

творчеством

композиторов-классиков. На занятиях в рамках этой темы ребята знакомятся с

композитором, его творчеством, слушают произведения, анализируют, обсуждают.

Это является неотъемлемой частью занятия. После прохождения темы, с учащимися

проводится музыкальная викторина на знание прослушанных произведений и их

авторов.

Эти же методы и приёмы мы применяем не только к классической музыке, но

и к произведениям современных композиторов, которые составляют основу

репертуара нашего коллектива. При разучивании песни, дети её слушают,

определяют основную идею песни, её характер, анализируют смысл поэтического

текста. Всё это необходимо для качественного эмоционального и осмысленного

исполнения произведения. Основу репертуара составляют песни о мире, дружбе,

семье, что также положительно влияет на формирование личности ребёнка.

Д.Б. Кабалевский оставил после себя не только богатое наследие, но и

прекрасный пример того, как надо преподавать музыку, даже в большей степени как

работать и общаться с детьми. Основной задачей педагогики является, прежде всего,

увлечение, заинтересованность ребенка в изучении нового материала. Между тем

без эмоциональной увлеченности, без хорошего настроения, без личного желания

учащегося невозможно его научить петь, танцевать или играть на музыкальном

инструменте, разбираться в музыкальных жанрах или просто слушать хорошую

классическую музыку.

Безусловно, сама программа нам подходит не в полной мере, но тот

нравственный потенциал и идеи, которые заложены программой Кабалевского,

находят

своё

применение

при

подготовке

и

проведении

воспитательных

мероприятий в коллективе, целью которых является развитие духовно-правственных

ценностей детей, повышение их культурного уровня,

формирование чувства

патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев

Отечества, любви к Родине. К сожалению, музыкальной культуры не хватает

сегодняшним детям и подросткам. Многие современные педагоги отмечают острую

необходимость общемузыкального образования школьников, которое способна

обеспечить система музыкального воспитания детей великого советского педагога.



В раздел образования